Тактических методов определенной направленности. Цель, задачи, средства, методы спортивной подготовки




Особая значимость повышения тактического мастерства фехтовальщиков обусловлена тем, что тактическая деятельность прямо направлена на достижение максимальной эффективности соревновательных усилий спортсменов, которые складываются из реализации в ходе боев различных компонентов подготовленности - технической, физической, психологической.

Тактическое совершенствование занимает самостоятельное место в тренировке фехтовальщиков, но, несмотря на это, оно является составной частью подготовки к отдельному соревнованию в процессе годичных и четырехлетних циклов, в течение всей спортивной жизни.

Выделение средств и методов тактической подготовки во многом имеет условный характер и делается в методических целях, так как упражнения на тактическое совершенствование в подавляющем большинстве представляют собой схватки, максимально приближенные к боевым, или заключаются в выполнении тактических установок в тренировочных боях и соревнованиях.

В подобных упражнениях воплощена комплексность требований к мастерству фехтовальщиков по владению техникой, уровню физических и психических качеств. Материалом тактической подготовки их делает ведущая педагогическая задача на освоение тактического компонента деятельности спортсменов в схватках, боях, соревнованиях.

Однако в процессе тактической подготовки имеют место средства и методы, направленные исключительно на тактическое совершенствование. Это освоение подготавливающих действий и вариантов их боевого применения, приобретение тактических знаний, развитие тактического восприятия, мышления, специализированных тактических умений.

Направленность тактической подготовки вытекает из ее основного содержания, которое можно условно представить в виде двух взаимосвязанных процессов, воплощающих технико-тактическую и другие стороны подготовки спортсменов, а также боевую и соревновательную практику. Постоянное испытание в ходе тренировок и соревнований собственной доктрины фехтовальщика, приводящее к поиску и реализации мер ее усиления, сочетается с противодействием доктринам противников, с освоением средств борьбы против наиболее типичных доктрин для данного вида фехтования.

Процесс осознания собственной доктрины фехтовальщика и ее совершенствование протекает в ходе боевой практики и последующего анализа эффективности различных компонентов тактической борьбы, сопоставления данных наблюдений боев широкого круга спортсменов.

В соревнованиях имеет место противопоставление наступления и обороны, средств подготовки и реализации тактических намерений, эффективности вариантов ведения поединков (маневренно и позиционно, выжидательно и скоротечно), использования в боях определенных дистанций, отдельных действий и других элементов тактической борьбы. Для каждого фехтовальщика с учетом уровня мастерства, индивидуальных психофизических особенностей, боевой оснащенности важность освоения различных средств тактической борьбы будет неодинаковой.

В ходе боевой практики происходит как бы естественный отбор наиболее результативных для каждого спортсмена средств тактической борьбы, оказывающий существенное влияние на формирование манеры ведения боев. Однако отсутствие управления этим процессом может "Привести к отрицательным последствиям в виде нередко возникающей односторонней оснащенности, излишней приверженности лишь к определенным действиям и вариантам построения боев. Отсюда становится очевидной исключительная важность участия во многих соревнованиях, проведения в большом объеме тренировочных и соревновательных боев, методически обоснованного их дозирования и последовательности усложнения, подбора партнеров и постановки тренировочных задач для ускорения процесса накопления спортсменами боевого опыта. Нормы боевой и соревновательной практики лимитируются как физическими и психическими возможностями учеников, так и достигнутым уровнем тренированности.

На основе обобщения педагогического опыта тренеров, а также результатов научных исследований установлена связь между арсеналом действительных и подготавливающих средств, использованием элементов тактической деятельности фехтовальщиков и индивидуальными особенностями двигательных реакций, внимания, памяти, мышления, темперамента и т. д. Методы психодиагностики и педагогического контроля позволяют определить место и значение различных педагогических задач, средств и методов тактической подготовки, создать наиболее эффективный стиль ведения боев.

Совершенствование тактической деятельности

Подбор средств и методов тактической подготовки, эффективность их воздействия взаимосвязаны с особенностями тактической деятельности не однородной по своей направленности в борьбе за укол (удар), победу в бою, соревновании.

В тактическую деятельность, непосредственно относящуюся к единоборству в поединке, соревновании, входят выбор вариантов построения боев, определение дистанций и положений оружия, объема маневра по дорожке и использования подготавливающих действий, а также установка на преимущественное использование различных средств.

Вполне реально воздействовать на боевую деятельность противников определенным поведением в ходе боев и между ними, содержанием разминки и тренировочной боевой практики, применением определенного стиля боя в ходе соревнований и подготовки к ним.

Для совершенствования тактической деятельности, имеющей влияние на общий ход единоборства, целесообразно ставить перед учениками задачи определенного построения боев или применения элементов тактического обыгрывания в ходе выполнения парных упражнений, индивидуальных уроков. Подобным же целям во многом служит и подбор партнеров для боевой практики.

Моделировать следует наиболее типичные варианты боевого поведения фехтовальщиков, основанные на приверженности бойцов к определенным способам ведения боев, технико-тактического единоборства. Используя разнообразные модели боев в уроках, парных упражнениях, создавая предпосылки их возникновения в тренировочных боях, удается предвосхитить возможность единоборства против подобных противников в соревнованиях, организовать процесс расширения тактического диапазона учеников.

Педагогические задачи, направленные на овладение средствами противодействия противникам, имеющим особенности в тактике ведения боев.

1. Обыгрывание благодаря определенным элементам тактической деятельности:

сохранению в бою одной из дистанций, использованию преимущества в "чувстве дистанции", в борьбе за "свою" дистанцию;

использованию различных положений оружия в боевой стойке, убиранию оружия вниз или в стороны, лишая противника возможности применения подготовок и действий на оружие, применению "прямой руки";

завершению или парированию нападения в ожидаемый сектор.

2. Применение действий, имеющих особенности дистанционных и моментных характеристик:

атак, встречных нападений, защит и ответов с различной глубиной, быстротой и ритмом выполнения, в различные моменты взаимодействия;

подготовки боевых действий путем игровых движений оружием, сближения или отступления, угроз нанести укол (удар), парирования или опережения нападения, применения средств нападения и защиты с меньшей глубиной, чем при действительных попытках в борьбе за укол (удар);

обобщающих защит, атак и защит с выбором и переключением, преднамеренно-экспромтных атак и защит с ответами.

3. Ведение боя определенного характера: маневренно, позиционно; выжидательно, скоротечно;

наступательно, тесня противника, завоевывая поле боя;

оборонительно, отступая от противника и противодействуя его борьбе за атаковую инициативу;

комбинационно с обыгрыванием ожидаемых тактических построений противников;

разрушая замыслы противников преднамеренными действиями;

навязывая противнику единоборство оружием, входя в завязки, многотемповые схватки;

используя тактические схемы с чередованием взаимодополняющих действий в наступлении и обороне.

Тактическая деятельность фехтовальщика, направленная на подготовку и применение преднамеренных средств, решение задач нанесения или отражения укола (удара), основана на предугадывании замыслов или каких-либо тактических деталей боевой деятельности противника, использовании разведки и реализации ее данных в нападении и защите, а также применении маскировки и вызовов для влияния на тактическую деятельность противника.

Выбор боевого действия и подготовка к его применению многозначны. В них взаимосвязаны многие стороны тактической подготовленности фехтовальщика, но прежде всего общий уровень тактических знаний, понимание тактической сущности действительных и подготавливающих средств, объем информации о намерениях и возможных действиях противника, особенностях его боевой манеры.

Тактические знания обеспечивают точность оценки боевых ситуаций и адекватность подбора средств с учетом спортивной силы и квалификации противника, сопоставления многих факторов, взаимодействующих в ходе единоборства.

Учет тактической сущности боевых действий, их возможной эффективности в определенных ситуациях позволяет сделать оптимальный выбор боевого средства при доступном объеме информации о противнике.

Важнейшей тактической информацией для немедленного использования в целях выбора действия могут быть самые различные знания, позволяющие сделать предположение о готовящейся со стороны противника атаке, контратаке, защите, подготовке, секторе их завершения, данные о возможной амплитуде и направлении подготавливающих движений оружием, направлении, глубине и быстроте передвижений, сближений и отступлений, степени готовности к выполнению действий, последовательности намерений, положении оружия и др.

При предугадывании защитных и атаковых намерений противника, положения оружия перед схваткой, направления подготавливающих движений оружием, при отсутствии излишне дальней дистанции и возможностей ее разрыва реально результативное применение обусловленных действий.

Эффективность противодействия обусловленным средствам без знания деталей их выполнения возможна лишь путем применения обобщающих защит, атак и ответов с выбором, атак с мощными действиями на оружие максимальной быстроты при средней дистанции.

Данные о глубине нападений и приближений позволяют уточнить продолжительность и количество движений в атаках, момент взятия защит и начала контратак.

Предположение об отсутствии у противника преднамеренной защитной настроенности позволяет с большой эффективностью применять атаки и ответы с выбором и переключением, особенно их преднамеренно-экспромтные варианты.

Пристрастие противника к действиям с выбором и переключением дает возможность широко использовать в атаке и защите преднамеренные средства, создающие рефлекторные помехи с целью вызвать у противника изменения дистанционных и моментных характеристик применяемых действий, неадекватные переключения от выполнения одних действий к другим.

Помехами, затрудняющими точность реагирований в ходе выполнения атак, являются неожиданные отступления, приближения, уклонения, повороты туловищем обороняющегося, изменения глубины и быстроты отступлений, встречные нападения со сближением, подготавливающие контратаки и защиты оружием.

Помехами, затрудняющими адекватность выбора оборонительных действий, могут быть простые атаки излишней глубины и продолжительности, с излишне дальней дистанции, атаки с замахами и парирующими движениями оружием, нападения с финтами с дальней дистанции чрезмерной глубины и продолжительности, излишняя амплитуда финтов, защит, звуковые помехи от работы ног в ходе нападений, колебания в сторону и вперед головой, туловищем и др.

Подверженность фехтовальщиков неадекватным реагированиям вызывает необходимость специального оснащения их действиями, направленными на решение следующих тактических задач:

уменьшение продолжительности и глубины нападений противников, вызов более раннего укола (удара) для парирования и нанесения ответа;

предопределение сектора завершения нападений противников для парирования и нанесения ответа;

увеличение продолжительности нападений противников, количества финтов в атаках (ответах) для опережения контратакой (ремизом).

Наряду с освоением специальных средств, воздействующих на выбор действий противников, ставятся задачи развития у спортсменов специальной устойчивости к помехам, затрудняющим деятельность анализаторных систем при выполнении атак, защит и встречных нападений.

Совершенствование выбора и подготовки преднамеренных действий осуществляется в упражнениях, получивших название "разведка - действие" и в урочных схватках, воспроизводящих боевые "сюжеты", начинаемые с действий маскировки и вызова. В подобных упражнениях первоначально выполняется подготовка, на которую тренер (партнер) реагирует одним из вариантов противодействия. Ученик прерывает схватку, выбирает боевое средство, адекватное ожидаемой ситуации, так как тренер повторяет одно из заданных действий, затем атакует или защищается в зависимости от задачи упражнения.

Решение тактической задачи применением лишь излюбленного, пусть даже хорошо освоенного, действия для определенной ситуации со временем может стать малоэффективным, так как оно может быть предугадано противником. Поэтому исключительно важно освоение тактических умений применения преднамеренных средств в наиболее распространенных ситуациях боев.

Развитие тактических умений строится следующим образом. Тренер (партнер) определяет боевую ситуацию, а спортсмен выбирает и применяет различные боевые средства, возможные в заданной ситуации, чередуя их в произвольной последовательности. Тренер может заранее ограничить или предельно расширить круг чередуемых действий.

Пример 1. Дистанция дальняя. Позиции произвольные. Тренер использует одно-двухтемповые атаки ограниченной глубины, любой разновидности.

Спортсмен чередует парирования нападений обусловленными полукруговыми защитами в верхние секторы из положения оружия в нижней позиции, защиты с выбором из верхней позиции с нанесением ответов стоя на месте, отступления от атак и защиты с последующими ответами или ответными атаками, атаки на подготовку с действием на оружие в верхние позиции, контратаки с оппозицией, отступлением, уклонением и т. д.

Пример 2. Дистанция дальняя. Позиции верхние. Тренер защищается прямыми защитами с выбором и шагом назад. При парировании атак наносит простые ответы.

Спортсмен чередует с шагом и выпадом ("стрелой") двух-трехтемповые обусловленные атаки с финтами, атаки с истинными и ложными батманами (захватами), атаки с финтами с выбором сектора завершения или атаки с безотносительными финтами; атаки последующего намерения, завершаемые контрзащитой, контрответом или ремизом с оппозицией и т. д.

Фехтовальный бой насыщен схватками, в которых спортсмен вынужден вести единоборство в неожиданно возникающих ситуациях, действовать экспромтно, выбирая и применяя средства на основе быстроты и точности двигательных реакций.

Совершенствование механизма простых и сложных двигательных реакций, пространственных, временных и пространственно-временных предвосхищений приводит к выработке специфических качеств фехтовальщиков - "чувства оружия", "чувства дистанции", "чувства времени", что в совокупности с технико-тактическим мастерством составляет "чувство боя" - основное специализированное свойство фехтовальщиков высшей квалификации. Следовательно, в основе тактической деятельности фехтовальщиков в неожиданно возникающих ситуациях лежат специализированные умения, основанные на проявлениях двигательных реакций и пространственно-временных предвосхищений (схема 4). Освоение специализированных умений осуществляется в процессе совершенствования действий обусловленных, с выбором, с переключением, в упражнениях, ставящих задачи варьирования глубины, быстроты, ритма, амплитуды действий, временных параметров взаимодействия с тренером (партнером) оружием.

В процессе тактической подготовки фехтовальщика специализируются проявления психических качеств, свойств внимания, памяти, мышления. На их основе формируется тактическое восприятие, тактическое мышление, развивается способность представлять и предвосхищать пространственно-временные параметры движений оружием и передвижений, улучшается бдительность и быстрота боевой ориентировки, быстрота и точность зрительной и тактильной реакций и др.

Тактическое мышление развивается в упражнениях, ставящих задачи наблюдать и находить тактическую сущность в жестах, движениях, действиях, намерениях, состояниях противников и своих собственных. Совершенствованию тактического мышления служит концентрация внимания и сознания фехтовальщика на поиске способов реализации в схватках, боях, соревнованиях данных о противниках, собственного потенциала в борьбе за преимущество в единоборстве. Задачи на развитие тактического мышления должны вынуждать фехтовальщика анализировать возможные аспекты единоборства в борьбе за укол (удар), победу в бою, соревновании, помнить результаты действий в аналогичных ситуациях (собственных и других спортсменов), учитывать возможность предугадывания противником своих намерений, принимать решения в ограниченные отрезки времени.

Точность представлений и предвосхищений совершенствуется в схватках, для успешного завершения которых от фехтовальщика требуется проникновение оружием сквозь сложный защитный барьер, избегая в нападении столкновений с клинком противника, в ситуациях со значительными изменениями быстроты, ритма, амплитуды, глубины движений оружием и передвижений соревнующихся.

Тренеру необходимо постоянно иметь в виду, что тактическая подготовленность, ее проявление в намерениях и действиях базируются на достигнутом уровне развития психических качеств фехтовальщика. Сами по себе тактические знания еще не обеспечивают, а тем более не гарантируют тактического мастерства ведения боев. Тактическую подготовленность имеет смысл оценивать лишь в совокупности достигнутого уровня оснащенности средствами ведения боя, умений их применять и специализированности проявлений психических качеств. Кроме того, возможности спортсменов в проявлении на соревнованиях достигнутой тактической подготовленности связаны с уровнем развития волевых качеств, устойчивостью эмоциональной сферы фехтовальщиков к внешним и внутренним помехам, способностью к саморегуляции психических процессов.

Каждая сфера тактической деятельности совершенствуется как изолированно путем специальных заданий и упражнений, так и в различных сочетаниях. Однако в ходе боев от фехтовальщика требуется взаимозависимое проявление разнообразных специализированных умений, причем в объеме и последовательности, которых часто не удается предугадать. Поэтому в индивидуальных уроках, парных упражнениях, боях по мере освоения спортсменом какой-либо важной задачи тренер должен стремиться объединять требования к различным сферам тактической деятельности, вынуждая ученика заниматься оценкой элементов, выходящих за рамки конкретной схватки, преднамеренно выбирать и применять боевые средства, а также действовать в неожиданно возникающих ситуациях.

Подобные методы тактического совершенствования максимально приблизят условия тренировочных занятий к соревнованиям, создадут адекватность требований в уроках и боях, что убыстрит перенос осваиваемых навыков и качеств в соревновательную обстановку.

Подготовка к единоборству с различными противниками

Обучение противодействию возможным противникам проводится в уроках, тренировочных и соревновательных боях. При этом для успешной реализации планов ведения поединков тренеры и спортсмены должны подбирать соответствующие технико-тактические средства. Подбор зависит от квалификации учеников, их боевой оснащенности, морфоконституционных особенностей спортсменов и их индивидуальных склонностей к проявлениям двигательных реакций, психических функций, волевых качеств.

При подготовке к соревнованиям и во время участия в них перед фехтовальщиками постоянно стоят задачи поиска и совершенствования способов противодействия ожидаемым противникам, в разной мере знакомым по предшествующим соревнованиям, тренировкам, рассказам тренера и товарищей по команде. Выработка моделей предстоящих поединков происходит в сопоставлении собственного мастерства и особенностей бойцов, целей и возможных результатов предстоящих боев, соревнований.

Кроме того, приходится готовиться к единоборству и с незнакомыми ранее противниками, изучать их в ходе соревнований, составлять модели противодействия им исходя из сложившейся обстановки перед ступенью соревнований, командной встречей, боем, в течение поединка.

Путь изучения противников, средства и методы осуществления подобной задачи, освоение и подбор материала для противодействия им находятся в зависимости от очень многих факторов. Возможности изучения отдельных противников в большинстве случаев резко различны как по объему усилий, которые для этого должен выполнить фехтовальщик, так и по количеству информации, которую он может осмыслить. Степень знания противника, количество предшествующих встреч с ним, как соревновательных, так и тренировочных, срок, прошедший после последних боев, и их конечный результат, уровень мастерства и подготовленности и другие факторы окажут существенное влияние на характер отбора данных, объем и их конкретность.

Если против какого-либо спортсмена приходится вести бои по многу раз в году, по нескольку раз в одном соревновании, проводить совместные тренировки, то легче подвергнуть анализу важнейшие стороны его боевого мастерства и обстановку предстоящего поединка, а анализируемые детали будут иметь вполне достоверный характер. Причем мастерство противника, его боевая специфика должны восприниматься на основе коррекции, выполненной в результате последнего матча с ним, тренировки или его поединка с любым противником. Каждый новый штрих дополняет характеристику противника, уточняет ее или подтверждает имеющуюся.

К боям с подобными спортсменами необходима специальная подготовка. Она включает поиск и освоение в тренировке наиболее эффективных действительных и подготавливающих средств, а также определенных вариантов поведения в боях, следствием чего явится составление планов единоборства.

Проделанная работа по подготовке к единоборству с хорошо знакомыми спортсменами является лишь основой построения модели боя. Затем благодаря наблюдениям за противниками, применению действий разведки в ходе поединков, осмысливанию результатов каждого действия производятся (если нужно) уточнение деталей, их изменение, выбор и воплощение новых тактических намерений в последующих атаках, встречных нападениях, защитах, ответах, способах подготовки.

С другой стороны, в борьбе против мало знакомых бойцов, при встрече после длительных перерывов, в матче с неизвестным ранее фехтовальщиком решающее значение имеют уровень тактического восприятия бойца, способность к быстрому и точному воплощению наиболее целесообразных намерений и действий, наблюдений, данных разведки.

В подобных случаях свою роль сыграют уровень "чувства боя", выдержка, способность фехтовальщика к разумному риску, технико-тактическая оснащенность, боевой опыт.

Тренировочная работа, направленная на рост тактических знаний и уровня специализированных умений, освоение способов противодействия противникам, имеющим различные боевые манеры, накопление боевого опыта, готовит спортсменов к борьбе в неожиданных условиях, единоборству, с любым противником.

Направления тактической подготовки

На основе анализа боевой деятельности фехтовальщиков можно определить важнейшие направления тактической подготовки, которые имеют самостоятельное значение в процессе совершенствования спортсменов любой квалификации. Каждое из направлений содержит обширный материал различного уровня сложности и ценности.

В подборе средств и методов тактической подготовки для каждого из учеников находят свое воплощение особенности спортивного мастерства тренера - его доктрина, спортивный и тренерский опыт, методический и тактический уровень и многое другое, что составляет тренерскую доктрину.

На основе обобщения опыта работы с фехтовальщиками различной квалификации можно выделить основные направления тактической подготовки.

Приобретение тактических знаний. В обогащении фехтовальщика специальными знаниями, накоплении тактической информации должны сочетаться задачи расширения объема сведений, которые могут понадобиться спортсмену в подготовке или ведении единоборства, и их углубления. Образовательный рост фехтовальщика должен идти постоянно, в течение всей спортивной жизни. Поэтому материал должен соответствовать возможностям учеников в его усвоении и строиться с учетом их психического склада и тактической манеры.

Важнейшие разделы тактической информации:

правила ведения боев и судейства;

особенности ведения боев, их специфика на данном виде оружия, сравнительная эффективность разновидностей атак, встречных нападений, защит и ответов, типичные варианты подготовок, ведения боев;

обобщенные выводы из боевого опыта - тактические советы, типичные, наиболее рациональные варианты боевого поведения, тактических намерений и действий;

варианты индивидуальных проявлений в технике, тактике, физических и волевых качествах;

сведения о противниках, соревнованиях, выводы о поучительных случаях из собственной боевой практики.

Освоение тактической сущности действий нападения и защиты.

Разделы подготовки:

освоение важнейших тактических задач для применения действий;

расширение диапазона используемых боевых средств;

расширение объема средств нападения и защиты для применения в определенных боевых ситуациях.

Освоение тактической сущности подготавливающих действий. Разделы подготовки:

освоение важнейших тактических задач, основанных на применении подготавливающих действий;

расширение диапазона используемых средств подготовки;

расширение объема средств подготовки для применения в определенных боевых ситуациях.

Рациональный подбор средств нападения и защиты, подготавливающих действий. В большинстве случаев целесообразнее владеть несколькими действиями разной тактической сущности, чем кругом средств одной тактической разновидности. Так, лучше иметь на вооружении атаку, защиту-ответ и контратаку, чем три варианта контратак. Более результативными чаще будут два варианта контратакующих действий в разные секторы, чем оба в один сектор, и т. д.

Подготавливающие действия также важно подбирать, чтобы они в наибольшей мере соответствовали фактическому боевому оснащению, увеличивали его эффективность. К уже освоенным действиям имеет смысл подбирать те, которые дополняют (усиливают) их применение в боях, позволяют бороться против контрдействий противников. Например, бойцу, успешно применяющему атаки с финтами, следует стремиться овладеть также средствами борьбы против контратак, так как противники неминуемо с течением времени начнут его контратаковать.

Освоение тактической сущности различных боевых ситуаций включает изучение типичных боевых ситуаций и способов ведения боя в них, наиболее эффективных способов поведения, возможного круга вариантов решения аналогичных тактических задач.

Разделы подготовки:

борьба против приближающихся противников;

борьба против отступающих противников;

борьба против противников, использующих разнообразные подготовки оружием;

борьба против противников, фехтующих с опущенным оружием;

борьба против противников с типовым положением боевой стойки.

Формирование тактического мышления включает развитие способности фехтовальщиков находить тактическую сущность в действиях, намерениях, состояниях, боевом поведении своем и противников, окружающей обстановке, факторах, вытекающих из тренировок и соревнований, а также учитывать закономерности психотактической борьбы, возможные варианты тактического обманывания. Уровень развития тактического мышления находит свое воплощение в выборе боевых средств, построении единоборства в боях, соревнованиях.

Создание целостного представления о фехтовальном единоборстве, собственной доктрине. Определенный уровень целостного представления о фехтовальном единоборстве и собственной доктрине присущ фехтовальщикам на каждом этапе их спортивной деятельности, независимо от квалификации. Так, если новичок начинает сохранять в бою безопасную дистанцию, отступать от атак противника (или применять хоть один из вариантов защиты оружием) и, выжидая удобный момент, пытается атаковать лишь одним из способов нападения, то он уже фехтовальщик с собственной (пусть элементарной) доктриной, имеющий и воплощающий в действиях свое представление о бое.

Процесс постоянного синтезирования всего освоенного боевого материала и полученной специальной информации идет непрерывно в течение всей спортивной жизни фехтовальщика. Специалисты замечают, что внутренний рост, ход фехтовального совершенствования продолжается, несмотря на перерывы в занятиях, иногда даже длительные.

Наиболее заметны изменения в представлениях бойцов после участия в крупных турнирах, так как соревновательная борьба подвергает мастерство фехтовальщика наибольшим испытаниям, позволяет каждый раз заново оценить свою подготовленность, вынуждает сопоставить новую информацию с уже имеющимися знаниями.

Целостное представление о собственной доктрине складывается из очень многих компонентов. Важнейшие среди них:

осознание собственной боевой оснащенности, характера проявлений индивидуальной манеры, достоинств и недостатков подготовки, способностей к максимальным проявлениям;

понимание взаимосвязи между действительными боевыми средствами, вариантами тактического обманывания, подготавливающими действиями;

понимание характера боевой инициативы, роли выбора и создания ситуаций для решения тактических задач, места и значения в боях таких тактических элементов, как внезапность, маневр, чередование взаимодополняющих действий, их глубины, ритма, темпа, и др.;

понимание характера и целесообразности выдержки и разумного риска, особенностей проявлений качеств и навыков, применения методов разминки, регулирования психических состояний, дисциплины, знания вариантов боевого поведения;

осознание способности противостоять различным противникам, знакомым и незнакомым;

представление об общих и частных целях в ситуации, бою, ступени борьбы, соревновании, цикле подготовки, о характере действий, ведущих к желаемым результатам, возможностях и реальности достижения этих целей;

понимание психотактической специфики фехтовального единоборства.

Следует иметь в виду, что практически невозможно воспитать двух фехтовальщиков с абсолютно одинаковой боевой доктриной. Этот процесс для каждого спортсмена проходит своим путем, носит глубоко индивидуальные черты.

Очевидно, что чем больше в каждый период собственные представления бойца об уровне и характере своего мастерства соответствуют действительной оснащенности средствами нападения и защиты, боевому опыту, уровню проявлений быстроты двигательных реакций, волевых качеств, тем эффективнее соревновательная деятельность спортсмена, выше его спортивные показатели.

Создание стиля боя, с наибольшей эффективностью воплощающего боевые возможности фехтовальщика. В стиле боя должны быть отражены позитивные морфоконституционные особенности, индивидуальная склонность в проявлениях реакций, психотактической деятельности, волевых качеств, а также особенности характера, темперамента и др. В нем должны быть учтены также возможные недостатки спортсмена и найдены средства их нейтрализации. В стиле боя находит свое наиболее полное отражение доктрина фехтовальщика.

Тактическая подготовка на отдельных видах оружия

Тактическая подготовка фехтовальщиков на всех видах оружия имеет общие теоретические и методические основы. Поэтому практически все вышеизложенные положения имеют свое значение в боях на рапирах, шпагах, саблях. Глубоко различны лишь значения конкретных средств и тактических элементов единоборства, уровня и диапазона проявления специализированных психофизических качеств, вытекающие из особенностей боевой деятельности фехтовальщиков на каждом виде оружия. В самом деле, боевая деятельность, ее арсенал и функциональная основа формируются в зависимости от условий единоборства, определяемых правилами соревнований, а также от многих других факторов, характеризующих теоретический и методический уровень развития вида фехтования.

Бои на всех видах оружия существенно отличаются объемами применения и результативностью действий нападения и защиты, составом подготавливающих действий, особенностями маневра по дорожке, продолжительностью поединков, типичными нормами дистанций, положений оружия и многим другим.

Главные особенности применения средств ведения боя:

в фехтовании на рапирах и шпагах основу всех видов нападений составляют обусловленные действия;

в боях на шпагах значительные объемы применения и высокую результативность имеют контратаки и ремизы; в фехтовании на рапирах высокоэффективны защиты и ответы, контрзащиты и контрответы;

в фехтовании на рапирах и шпагах ярко выражены особенности дистанций и взаимодействий оружием, зависящие от специфичной меры темпа и величины поражаемой поверхности, зафиксированных в правилах соревнований;

для боев на саблях характерна исключительно высокая результативность всех видов нападений, особенно атак с выбором и переключением, преднамеренно-экспромтных действий.

Все это обусловило существенные отличия при оценке значимости действительных и подготавливающих средств, вариантов построения боев, важности развития отдельных качеств при формировании боевого арсенала спортсменов на каждом виде оружия.

В тактической подготовке фехтовальщиков должны оптимально сочетаться задачи как совершенствования специализированных умений, соответствующих модели единоборства на каждом виде оружия, так и выявления индивидуальных особенностей спортсменов с целью наиболее полного воплощения их способностей, проявления психических и физических качеств.

Последовательность использования средств и методов

Первую тактическую информацию спортсмены получают уже в ходе ознакомления с характеристикой фехтовального спорта и особенностями ведения боя на избранном виде оружия. В числе начальных сведений данные о возможности нанесения уколов (ударов) в различные секторы поражаемой поверхности, критерии тактической правоты и опережения, взаимность поражения в случае одновременности уколов в боях на шпагах и др. Обязательными являются знания о том, что в поединке необходимо сохранять определенную дистанцию, устойчивое внимание и т. п.

Тактическая подготовка фехтовальщиков первоначально направлена в основном на ознакомление с тактической сущностью изучаемых атак, встречных нападений, защит и ответов. По мере освоения технических приемов им дается тактическое обоснование, раскрываются возможности их применения как боевых действий в простейших схватках. На этапе начальной спортивной специализации необходимо применение упражнений, требующих проявлений устойчивого внимания, способности наблюдать и находить тактическую сущность в жестах, движениях и действиях противников, использовать результативные средства противодействия. Исключительно важно ознакомление с простейшими способами разведки (ложными простыми атаками и маневрированием) и реализации ее данных в преднамеренных боевых схватках, изучение вызовов атаки и контратаки с целью парирования в определенный сектор, освоение маскировки атак, контратак, защит (использованием игры оружием и маневрирования) для их внезапного применения. Результатом работы явится возникновение у спортсмена целостного представления о фехтовальном единоборстве на избранном виде оружия, собственной боевой доктрины.

При овладении определенным арсеналом боевых средств (обычно простых действий) следует последовательно расширять применение схваток с направленностью на освоение тактической сущности боевых ситуаций. Используемые упражнения должны ставить задачи выбора действий и внезапных мгновений для их применения, изучения вариантов тактического обманывания, основанных на применении подготавливающих действий. Развитие быстроты в принятии и осуществлении решений совмещается с освоением специализированных умений, основанных на проявлениях двигательных реакций, что формирует "чувство боя".

По мере накопления у фехтовальщика боевого опыта, позволяющего противодействовать различным противникам, ставятся задачи формирования собственного "почерка бойца", в котором должны быть ярко выражены его достоинства и скрыты недостатки. Последующее тактическое совершенствование спортсменов имеет также ярко выраженную индивидуальную направленность. Усилия тренера и ученика сосредоточиваются на достижении максимальной спортивной силы при точном учете психофизических особенностей, уровня усвоения различных разделов техники и тактики и т. д.

Фехтовальщики, даже равные по силам, обычно приходят к своим спортивным победам благодаря применению излюбленных боевых действий и средств тактического обманывания. Причина в том, что специфика фехтовального единоборства позволяет осуществить одну и ту же тактическую задачу применением целого круга боевых действий. Поэтому каждый спортсмен, опробуя в тренировке разнообразные боевые действия, включает в свой арсенал только часть из них, те, которые наиболее полно выражают индивидуальные особенности, технический и тактический уровень. Кроме того, в связи с разницей в росте и быстроте, технической и тактической подготовленности, использовании средств тренировки два спортсмена в одной и той же ситуации боя могут принять одинаково результативное, но разное решение.

Наблюдения за сильнейшими фехтовальщиками позволяют условно выявить два тактических типа ведения единоборства.

Одни фехтовальщики стремятся обыгрывать противников преимущественно путем точного выбора действий, предугадывания намерений и действий, широкого использования вызовов, т. е. поиска или создания ситуации для наиболее простого и верного способа достижения победы в каждом бою. Точнее, спортсмен берет на себя организацию боя, инициативу построения поединка. Ведение подобных боев требует от фехтовальщиков освоения широкого репертуара технических приемов и тактических действий, отличного знания противников. Такие спортсмены должны обладать гибкостью замыслов, точностью анализа, образной памятью.

Другие фехтовальщики стремятся вопреки изменчивой обстановке боя добиваться победы путем применения определенного круга излюбленных боевых действий, выполняемых в неожиданные для противника мгновения, технически точно и максимально быстро, отчего противник запаздывает контрдействиями. Подобная тактика позволяет успешно вести бой при использовании ограниченного боевого арсенала (по сравнению с тактикой, описанной выше), но требует наиболее точного технического выполнения применяемых действий, быстроты маневрирования и двигательных реакций, выдержки, безошибочного выбора момента для нападения.

Каждая разновидность тактической борьбы имеет свои особенности, положительные и отрицательные стороны. Предугадывая или предопределяя замыслы противников, удается легче победить знакомого противника, на слабого фехтовальщика затратить меньше сил, сохраняя их для решающих финальных боев. Бои же с малознакомыми фехтовальщиками представляют в этом случае большую сложность.

Разрушая замыслы противников, противодействуя его активным действиям, легче построить бои с малоизвестными противниками и действовать с меньшим риском проиграть. Разрушение замыслов приносит большой эффект в переломные моменты боя, когда каждый из противников уже пустил в ход часть своих излюбленных тактических действий, а также в условиях критического счета (4:4), при котором оба фехтовальщика максимально обостряют внимание. Однако ведение "разрушающего" боя требует максимального напряжения, большого расхода физических сил и нервной энергии во встречах с любым противником.

Тип ведения единоборства зависит от личности фехтовальщика, методов тактической подготовки. Однако в любом случае в основу тактического совершенствования должно быть положено воспитание у ученика стремления к активности действий, разнообразию форм и тактических решений. Это тем более важно, что в чистом виде тактических типов ведения единоборства в практике нет. Высококвалифицированные спортсмены (хотя и в разной мере) владеют относительно широким объемом тактических средств. Приверженность к определенному типу ведения единоборства не означает, что фехтовальщик должен полностью замкнуться в определенном круге тактических средств. Излюбленные действия должны стать лишь наиболее грозной силой в борьбе на фоне владения широким кругом тактических действий. Ведь намеченный план боя может быть предугадан противником, попытки противопоставить свои сильнейшие стороны слабейшим сторонам противника могут не удастся, в поединке может возникнуть ситуация, делающая излюбленные действия спортсмена малоэффективными.

Спортсмен должен найти и реализовать результативные действия в каждой конкретной обстановке единоборства, обладать гибкостью в принятии решений, использовать широкий арсенал действий. Овладеть этим возможно лишь путем тактического совершенствования широкого профиля, на базе которого постепенно будет формироваться активный стиль ведения боев, наиболее полно воплощающий физические, технические, тактические и психологические достоинства спортсмена.

Тактический прием-основной элемент криминалистической тактики. Вполне обоснованным является определение тактического приема как способ осуществления процессуального действия, направленного на достижение ее конкретного задания, основанного на психологическом механизме ее реализации, что является наиболее рациональным и эффективным в определенных ситуациях (В.Ю. Шепитько).

Психологический механизм реализации тактического приема предполагает:

Его психологическую направленность, связанную с разоблачением лжи, актуализацией забытого, воссозданием события, что случилась, нахождением скрытого;

Непосредственное или опосредованное взаимодействие между следователем, другими компетентными субъектами на проведение следственных (розыскных) действий и их респондентами;

Психологический эффект от использования приема (что связано с необходимостью получения объективных показаний, обнаружением следов, других вещественных доказательств).

Характеристика тактического приема предполагает учет и такого его признака, как ситуационная обусловленность. Следственная ситуация оказывает немалое влияние как на избрание тактических приемов, так и на целесообразность их применения в тех или иных условиях.

Применение тактического приема строго ограничено требованиями их допустимости. Как основные критерии допустимости тактических приемов можно назвать: законность; научность; этичность; избирательность воздействия; соответствие следственной ситуации и др.

Классификация тактических приемов. Анализ криминалистических источников свидетельствует, что существует около двадцати классификаций тактических приемов, мы остановимся на наиболее актуальных.

1. в Зависимости от содержания и назначения тактические приемы есть:

- познавательные (направлены на установление обстоятельств уголовного производства путем обнаружения и исследования криминалистической информации);

- управленческие (направлены на осуществление эффективного взаимодействия с привлеченными к деятельности по расследованию лицами);

- организационно-технические (обеспечивающие оптимальные внешние условия и необходимые организационно-технические средства деятельности). Тактические приемы управленческого и организационно-технической групп являются вспомогательными, направленные на обеспечение условий познания события уголовного правонарушения.

2. С точки зрения последовательности решаемых тактических задач:

- начальные (исходные), направленные на обнаружение, фиксацию, изъятие источников криминалистической информации;

- промежуточные (направлены на установление фактов, подлежащих доказыванию или формирования соответствующих выводов: например, установление личности потерпевшего, идентификация похищенного имущества, доказательство алиби подозреваемого);

- конечные, направленные на решение тактических задач расследования, обеспечивающих принятие итоговых процессуальных решений.

3. По виду следственных (розыскных) действий:

- тактические приемы осмотра (анализ отдельных следов на месте осмотра, моделирование события, состоялась, сопоставление события моделируемой и реальной картины места происшествия, анализ признаков уничтожения следов и др.);

- тактические приемы допроса (постановка разных видов вопросов, предъявление вещественных доказательств, оглашения фрагментов показаний отдельных лиц, убеждение в необходимости оказания помощи органам расследования и др.);

- тактические приемы следственного эксперимента (постановка разных видов вопросов, анализ ответов лица, показания которого проверяются; сопоставление показаний, полученных на допросе, с реальной обстановкой места происшествия; неоднократное проведение опытов при следственном эксперименте);

Тактические приемы других следственных (розыскных) действий.

4. За диапазоном использования:

- тактические приемы, используемые при проведении одного следственного (розыскного) действия (допрос на месте происшествия, использование словесной разведки при обыске);

- тактические приемы, используемые в нескольких следственных (розыскных) действиях (постановка тех или иных вопросов, использование типовых алгоритмов анализа следов).

5. За объектом направленности:

- тактические приемы, направленные на осуществление воздействия на человека (постановка контрольных вопросов, предъявление фотоснимков, заключений экспертиз);

- тактические приемы, направленные на исследование материальной среды (анализ следов, предметов и их признаков, использование мысленной реконструкции элементов события).

6. По характеру информации:

- тактические приемы, основанные на словесной информации (беседа на отвлеченную тему, разъяснение значения чистосердечного раскаяния);

- тактические приемы, основанные на материализованной информации (демонстрация вещественных доказательств, другой наглядной информации);

- тактические приемы, основанные на логико-мыслительной информации (анализ отдельных следов или предметов, моделирование события, что произошло).

Для оптимального решения задач уголовного производства, проведения следственных (розыскных) действий происходит за системного сочетания тактико-криминалистических средств. В криминалистической тактике используются понятия тактической комбинации и тактической операции.

Тактическая комбинация - это сочетание тактических приемов и других мероприятий, направленных на установление определенных обстоятельств или решения практической задачи и обусловленное этой целью и следственной ситуацией отдельного следственного (розыскного), негласной следственной (розыскной), процессуального действия.

Рассматривают такие основные виды тактических комбинаций:

- тактические комбинации, направленные на обеспечение полноты выявления и закрепления следов уголовного правонарушения (применяются во время проведения осмотра, обыска);

- тактические комбинации, связанные с обеспечением необходимых для проведения следственного (розыскной) действия обстоятельств (тактические комбинации, направленные на воссоздание обстановки места происшествия с целью актуализации памяти свидетеля или потерпевшего и получение полных достоверных показаний);

- тактические комбинации как средство психологического воздействия следователя, других компетентных субъектов на лиц, противодействующих уголовному производству (тактические комбинации, призванные устранять или нейтрализовать негативные последствия противодействия подозреваемого во время проведения допроса) и др.

Соответственно, тактическая операция - это комплекс следственных (розыскных), негласных следственных (розыскных) действий, оперативных-розыскных, организационно-технических и других мероприятий, которые проводятся по согласованному плану и направлены на решение конкретного практического задания во время расследования.

Характерными примерами тактических операций является установление личности погибшего, установление соучастников уголовного преступления, каналов сбыта похищенного имущества и др. В методике расследования корыстных преступлений выделяются такие операции, как "Поиск имущества". При расследовании экономических преступлений важное место имеет тактическая операция "Документ" (для обеспечения сбора необходимых документальных данных). При условии расследования преступлений общекриминальной направленности - это тактическая операция "Задержание на месте совершения уголовного правонарушения" (операция, осуществляемая для установления механизма, способов и следов совершения преступления, причастных к нему лиц). Проведение тактических операций требует разработки специальных планов, должны согласовываться с общим планом расследования.

Обучение теории тактики футбола начинается с объяснения основных правил игры, практическое овладение которыми продолжается в ходе выполнения игровых упражнений и во время тренировочных игр.

В дальнейшем необходимо рассказывать занимающимся о распределении обязанностей внутри команды, задачах и функциях игроков и их действиях на том или ином игровом месте.

Следующий этап теоретического обучения - детальный анализ отдельных фаз игры (атаки, обороны, переход от оборонительных действий к наступательным, и наоборот, взаимодействия игроков в разных фазах встречи и т. д.). Удобнее всего такой анализ сопровождать критикой недостатков, допущенных игроками в ранее проведенном матче. После анализа фаз игры можно переходить к изучению теоретического решения тактических задач разной трудности .

Важное место в формировании тактических знаний имеет участие футболистов в разработке тактического плана на игру и разборе игры команды .

В подготовке этого плана должны активно участвовать все игроки. Опыт показывает, если все игроки в ходе подготовки плана еще раз повторят свои задачи, то интерес футболистов к предстоящей игре повышается.

Подготовка к игре начинается с изучения соперника. Знание соперника, особенностей игры отдельных футболистов позволяет тренеру избежать ошибок в определении состава и в составлении тактического плана на игру. Сведения о сопернике получают из разных источников: из отчетов в газетах; из интервью тренеров и футболистов; из рассказов очевидцев; по результатам официальных соревнований и т. п. Один из действенных способов изучения соперника является просмотр отдельных матчей тренером, в ходе которого решается целый ряд задач:

  • · определение степени физической и технической подготовленности игроков и команды в целом;
  • · изучение тактики игры (системы действий, тактических вариантов, планы игры;
  • · изучение способов организации атаки и обороны; изучение и анализ средств, применяемых отдельными игроками при решении тактических задач;
  • · изучение особенностей игры отдельных футболистов и т. д.).

При просмотре матча важно обратить внимание на игровую дисциплину, на степень проявления футболистами морально-волевых качеств, на поведение игроков при успехе или неудаче.

В ходе игры целесообразно делать записи: об игровых и стандартных комбинациях, ударах по воротам и т. д., что позволяет более детально анализировать действия соперника.

В тактическом плане намечается основное направление командной игры (атака, оборона с акцентом на контратаках) и игры единоборствующих пар. В плане организации атаки намечается главное направление атакующих действий (по флангу, по центру), определяются основные атакующие силы, тактические средства (с учетом погоды, состояния поля, а также действий соперника и т. п.). В плане организации обороны определяют методы защитных действий, способы нейтрализации наиболее опасных игроков соперника и основные комбинации (создание искусственного положения «вне игры», усиление страховки) ; намечают зоны плотной «опеки» игроков.

При определении задач отдельным игрокам намечают пути использования сильных сторон, наиболее эффективные средства и способы взаимодействия.

В основе плана предстоящего матча должна быть наигранная схема встречи с учетом особенностей действий соперника, с акцентом на использовании возможностей каждого футболиста.

Тактический план теоретически реализуется на установке команды в ходе которой каждый игрок может высказать свое мнение, внести предложения и поправки. Затем основы плана «проигрывают» на тренировочных занятиях, в двусторонних и товарищеских встречах. Желательно товарищеский матч провести с командой, которая играла бы в стиле предполагаемого соперника.

Установка проводится обычно за 1, 5-2 часа до игры и не должна быть продолжительной (превышать 20-30 мин). В перерыве между таймами тренер может внести в план соответствующие коррективы.

Разбирают прошедшую встречу обычно через день после нее. Тренер анализирует игру всей команды, отдельных звеньев и игроков в плане выполнения установки, отмечает все положительное и отрицательное, выявившееся в ходе игры, выясняет причины успеха или невыполнения задания, оценивает физические и морально-волевые качества, техническое умение игроков.

В развитии тактической грамотности футболистов кроме названных средств и методов важное место отводится изучению элементов тактики и комбинаций. Как бы хорошо не использовались вспомогательные средства повышения тактической зрелости отдельных игроков и команды в целом, практические занятия по тактике остаются основным средством этого раздела подготовки. Именно тактическая подготовленность дает возможность (посредством методически правильно построенных занятий) создать в команде ансамбль исполнителей.

Изучение тактических действий и вариантов должно протекать в двух направлениях:

  • - совершенствование индивидуальной тактической подготовленности;
  • - совершенствование групповой и командной тактической подготовленности .

На основе индивидуальной тактической подготовленности создаются прочные групповые и командные взаимодействия. Из навыков тактической подготовленности отдельных игроков создаются командные (как защитные, так и наступательные) взаимодействия. Иначе говоря, сама по себе тактика означает одновременные взаимодействия нескольких игроков, направленных на успешное решение конкретной игровой задачи.

Когда решается задача индивидуально-тактической подготовленности, речь больше должна идти о тактическом развитии индивидуума, личности (игрока), которая сумеет в нужное время использовать индивидуальные тактические знания и умения в интересах команды и гармонически взаимодействовать с коллективом.

В процессе повышения тактической подготовленности должны совершенствоваться как защитные, так и наступательные варианты. Большое внимание следует уделять воспитанию умения быстро переключаться (от одного движения к другому, от технического приема нападения к техническому приему защиты, от одних тактических действий к другим). Тренер должен обучать игроков тактическим действиям и вариантам по общеизвестным образцам, исходя из возможностей команды. Однако механическое усвоение тактических действий и их вариантов может задержать проявление творческой мысли игроков и команды.

Тактическая подготовка сама по себе творческий процесс. Игрок, имея необходимое тактическое мышление, должен всегда уметь приспособиться к создавшимся условиям, несмотря на то, что противник в течение игры всегда будет стремиться к противодействию.

Как бы успешно ни использовались многочисленные средства для развития тактического мышления и психических качеств, основным средством тактической подготовки остается тренировка групповых и командных взаимодействий. Обучение таким взаимодействиям надо начинать по мере того, как игроки овладеют основными техническими приемами (с расчетом, чтобы по мере углубления в футбол у ребят закреплялись необходимые качества, и чтобы каждый получил возможность в процессе игры сделать свои действия целеустремленными, вытекающими из общих интересов команды).

Если спортсмен не привыкает с раннего возраста к тактическим взаимодействиям с партнерами, не развивает в себе тактическое мышление, то в дальнейшем, даже имея необходимую техническую подготовленность, в насыщенных тактическими взаимодействиями игровых ситуациях будет действовать нерационально.

Изучение групповых и командных взаимодействий важно и в том смысле, что оно способствует правильному восприятию действий противника в процессе игры. Это, в свою очередь, дает возможность в ходе матча перестроить без срывов и особых усилий план ведения игры.

Развитию тактической грамотности способствует и обмен опытом с лучшими командами сверстников на совместных тренировках. Очень полезны для юношеских команд совместные тренировки со взрослыми командами. На таких тренировках юношам получают возможность не только в деле ознакомиться с разными тактическими приемами, но и, копируя действия старших, применять на практике все то, что было «по косточкам» разобрано теоретически.

Не менее важное значение имеют просмотры игры лучших отечественных и зарубежных команд: и как способ усвоения индивидуальных, групповых и командных тактических взаимодействий, и как возможность ознакомления со всеми тактическими вариантами, которые применяются в заранее запланированном виде. Чтобы сделать эти просмотры более целенаправленными, тренерам необходимо зафиксировать в той или иной форме (на специальных картах, видеозаписью и т. п.) всю игру, привлекая учащихся в качестве помощников, а затем на основе фактического материала проанализировать тактический рисунок игры наблюдаемых команд.

Методы в тактической подготовке те же, что и в технической (естественно, с учетом специфики тактики) . Так, при показе используют макеты поля, кинокольцовки, фильмы. В упрощенных условиях сложные тактические действия разучивают по частям, применяя сигналы, ориентиры и т. п. Усложненные условия создают при помощи приборов и специальные устройств (тренажеров и пр.).

Изучать тактические действия целесообразно параллельно с изучением техники игры. Очень важно с первых же занятий воспитывать у футболистов самостоятельность, быстроту ориентировки и творческую активность. Следует подбирать упражнения, при выполнении которых занимающиеся вынуждены осмысливать обстановку, принимать определенные решения, оценивать и обобщать свои действия. При использовании сопряженного метода на первый план выступает тактика, однако условия выполнения и дозировка упражнений способствует совершенствованию техники игры.

Для закрепления изученных тактических действий применяют метод анализа действий (своих и противника) с использованием записи игровых действий, видеомагнитофонной и магнитофонной записей, киносъемки.

Типичен для тактической подготовки метод моделирования действий противника (отдельного игрока или команды в целом).

Особое место занимает метод переключения в тактических действиях - от нападения к защите и от защиты к нападении. Эффект дают многократные переключения в условиях дефицита времени и в ответ на сигнал.

Основные методы обучения тактике и совершенствования в ней:

  • 1. Метод упражнения (многократное повторение разучиваемых и знакомых упражнений). Способствует образованию у занимающихся двигательных динамических стереотипов (что и составляет физиологическую сущность тренировки в тактике).
  • 2. Метод демонстрации и показа.
  • 3. Метод слова.
  • 4. Целостный и расчлененный методы: прежде чем перейти к тактическим действиям в целом, осваивают основные части каждого. К целостному методу прибегают обычно для закрепления и совершенствования тактических действий.
  • 5. Анализ видеоматериалов по тактике неоценим как помощь при оценке игры команды-соперника. Ценность видеосъемки - и в возможности многократного просмотра игры соперника. Кроме того, это один из эффективнейших способов самоанализа тактических действий.
  • 6. Анализ своих действий и действий соперника.

Обычно тренеры предпочитают вести наблюдения самостоятельно, после чего давать игрокам готовые рецепты на возможные варианты действий, что практически лишает футболистов инициативы и самостоятельности, а значит, не способствует развитию их игрового мышления. Важно привлекать к наблюдениям на соревнованиях самих футболистов, учить их не просто смотреть игру, а обращать внимание на применяемые командой (и соперникам) тактические варианты, на способы организации игры в атаке и обороне, на средства, применяемые игроками при решении тактических задач, на технику игры отдельных футболистов и т. д. Чем чаще футболист продумывает и решает тактические задачи и ситуации, чем глубже анализирует свою тактику и личный опыт встреч с разными соперниками в разных условиях, тем лучше подготавливает он себя к пониманию и правильной оценке игровых ситуаций, к самостоятельному творческому решению всевозможных задач, которые может поставить перед ним игра.

Для решения задач тактической подготовки необходимы самые разнообразные средства . Ведущее место в тактической подготовке занимают, естественно упражнения (индивидуальные, групповые и командные) и двусторонние матчи, контрольные и календарные игры, изучение теории и тактики футбола. Кроме того, большое значение имеют специальные упражнения для развития быстроты реакции и ориентировки, упражнения на скорость переключения с одних движений (действий) на другие, подвижные и спортивные игры, специальные эстафеты, упражнения по технике.

В теоретической подготовке много внимания уделяют изучению вопросов тактики, анализу тактических действий своих игроков и команды, игроков и команд противника, ведущих советских и зарубежных команд.

В современном футболе ярко выражены тенденции развития скоростной игры и усложнения тактических комбинаций. Поэтому особенно важно научить игроков оценивать расстановку сил (своих и противника), а также положение мяча в конкретный момент матча и направление полета мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замыслы противников, быстро анализировать складывающуюся обстановку и, выбрав наиболее целесообразную контрмеру, эффективно выполнять ее.

В процессе обучения двигательным навыкам для воплощения тактических действий занимающихся знакомят с тем, как устранить возможные ошибки и закрепить изученное действие.

На начальном этапе овладения тактикой быстрота сложных реакций, ориентировка и сообразительность развиваются у футболистов преимущественно в процессе физической и технической подготовки. Для этого в упражнения вводят дополнительные условия:

  • - применяют звуковую и зрительную сигнализацию (чтобы игроки могли быстро изменять те или иные действия с мячом и без мяча) ;
  • - увеличивают число мячей, предметных ориентиров и ограничителей;
  • - обучают более сложным перемещения, в которых смену мест занимающихся проводят в зависимости от направления действия партнера;
  • - применяют активное и пассивное сопротивление условного противника.

При этом важно следить за тем, чтобы дополнительные условия и усложнения не сказывались отрицательно на развитии физических качеств или на формировании двигательных навыков, лежащих в основе технических приемов .

Перед тем, как выполнить то или иное упражнение по технике, целесообразно подобрать посильное для занимающихся тактическое задание, которое не затрудняло бы освоение приема, а помогало бы осмыслить его и правильно применять в меняющихся условиях. Так, например, можно выполнять упражнения в таких условиях, когда футболист должен одновременно выбирать момент для начала действий и определять направление удара и вести мяч в зависимости от расположения и перемещения партнера. Затем освоение индивидуальных действий продолжается в упражнениях без соперника, с пассивным противником и, наконец, с активнодействующим соперником в игровых упражнениях.

Важную роль на этом этапе играет соперник, действия которого направляет тренер. Закрепляют изученный навык путем многократного повторения в условиях игры, где футболисту дают определенные задания (например: «закрыть» того или иного соперника; играть в определенной зоне; «открыться» на скорости с применением финтов; отобрать мяч на перехвате, ударить по воротам после обводке и т. д.).

В учебных и товарищеских играх особое внимание следует уделять выбору мест при переходе от защиты к нападению и от нападения к защите, при введении мяча в игру. Нужно добиваться того, чтобы игроки могли отрываться от соперника и выходить на свободное место в момент, когда команда овладела мячом, а также своевременно и правильно «закрывать» игрока соперника сразу после потери мяча.

Основу групповых тактических действий в футболе составляют определенные способы взаимодействия двух, трех и более игроков. Обучение умению взаимодействовать с партнерами проходит в такой последовательности:

  • - взаимодействие двух, трех и более игроков без смены и со сменой мест без соперника;
  • - то же с условным соперником;
  • - то же с соперником, оказывающим сопротивление;
  • - то же с усложненным заданием (ограничением числа касаний мяча и времени владения мячом; уменьшением и увеличением размеров площадки...).

Дальнейшее совершенствование взаимодействий двух, трех и более игроков нужно проводить в игровых упражнениях и в учебных играх. Игровые упражнения вначале выполняют при численном перевесе нападающих (2х1; 3х2; 4х3 и т. д.), а затем - при равенстве нападающих и защитников и, наконец, при численном меньшинстве нападающих. Целесообразно в игровые упражнения и в учебные игры вводить условия, побуждающие футболистов использовать разученные приемы взаимодействия в выгодных ситуациях. При выполнении игровых упражнений и проведении учебных игр тренер должен обращать особое внимание на умение занимающихся выбирать наиболее выгодные варианты продолжения действий, на самостоятельность оценок создавшихся ситуаций, на быстроту ориентирования в конкретной обстановке.

Командные действия изучают после того, как занимающиеся овладевают необходимым минимумом технических приемов, простейшими взаимодействиями между двумя и более игроками и получают соответствующие теоретические знания. Приступая к изучению командных тактических действий, нужно объяснить расстановку игроков и функции каждого из них. На первых учебных играх тренеры не ставят сложных задач. Важно, чтобы занимающиеся играли на своих местах и не увлекались игрой с мячом. Осваивая командную тактику, следует изучать тактику в отдельных звеньях и линиях, разучивать тактику отдельных моментов игры и тактические комбинации.

Большой удельный вес в учебно-тренировочном процессе имеют игровые упражнения, при помощи которых изучают и совершенствуют технические приемы и тактические навыки, вырабатывают взаимосвязь и взаимопонимание между игроками Число участвующих в игровых упражнениях может быть разным. Размеры площадок также разные (зависят от поставленной задачи, от степени подготовленности игроков, от характера упражнений).

Главное средство овладения командными действиями - двусторонняя игра. Именно она развивает правильное тактическое мышление. Но тренер должен руководить игрой, не допускать, чтобы она протекала стихийно. Неорганизованность, стихийность ведут к серьезным ошибкам и к их закреплению. Двусторонней игре должна предшествовать предварительная беседа тренера с игроками, в ходе которой находят применение макет поля, схемы, рисунки и т. п. Игроки, звенья, линии и команда в целом получают конкретные задания. Тренер может сам судить игру, делая футболистам замечания по ходу ее, или предоставить это право помощнику (если имеется возможность), а сам находиться в таком месте, откуда игра хорошо видна, и можно давать указания игрокам.

При проведении двусторонней игры следует избегать частых остановок: инерция движения играющих после свистка обычно не дает возможности точно зафиксировать ситуацию, в которой футболисты сыграли неверно. Объяснения в таких случаях будут малоубедительными. К тому же частые остановки игры снижают ее напряжение, лишают спортивного интереса, делают утомительной и скучной. Останавливать игру необходимо лишь тогда, когда надо сделать общие указания игрокам или повторить комбинацию. Предпочтительно делать замечания, не нарушая течения матча. Тренировать следует не всех игроков сразу, а отдельно - звеньями. Расположившись в районе действия звена, получившего специальное задание, тренер помогает футболистам выполнить его. Позанимавшись 20-30 мин с одним звеном, переходит к другому, причем в первую очередь «избирает» игроков того звена, в котором слабее взаимодействие.

После матча надо разобрать и проанализировать достоинства и недостатки игроков, вовлекая их в активное обсуждение. Дальнейшее закрепление и совершенствование командных действий приходят в товарищеских и календарных играх. Сначала желательно провести две-три игры с соперником менее сильным.

Индивидуальные тактические действия сотрудников в составе нарядов, групп, подразделений и отрядов осуществляются при сближении, преследовании, поиске, оцеплении, перекрытии, блокировании здания (объекта, места, участка местности, части или всего населенного пункта, транспортных средств); блокировании по категориям граждан (отдельных опасных преступников, агрессивной толпы, вооруженных групп, вооруженных националистических формирований); бое (наступлении, обороне, засаде, штурме, атаке, захвате, уничтожении); конвоировании и содержании под стражей; пресечении; локализации; изоляции; рассеивании; рассечении; рассредоточении; выявлении и изъятии; патрулировании; проверке документов; конвоировании.

Индивидуальные тактические действия включают в себя наблюдение, выявление, опрос, проверку, осмотр, прочесывание, задержание (без применения силы, специальных средств, огнестрельного оружия), демонстрацию сил и средств, передвижение (предбоевой, боевой и походный порядок).

Индивидуальные тактические способности сотрудников проявляются во вспомогательных действиях, таких как: марш в условиях угрозы нападения (засады); охранение (места пребывания сил и средств), охрана и оборона объектов; минирование (разминирование); ведение переговоров; заграждение (разграждение); пожаротушение; организация дорожного движения; контрольные действия; эвакуация; обеспечение деятельности других сил.

Индивидуальные тактические действия необходимы при разведке; инженерном, химическом, радиационном, радиоэлектронном обеспечении; обеспечении связи; охранении; документировании; материально-техническом обеспечении; тыловом обеспечении.

Индивидуальные тактические действия проявляются также при проведении специальных мероприятий: организационных; режимных; оперативных; следственных; политических.

Подготовку сотрудников необходимо организовать по категориям, с учетом их физических возможностей, возраста, состояния здоровья.

При обеспечении общественной безопасности в чрезвычайной обстановке для сотрудников ОВД индивидуальные тактические действия являются самыми ответственными.

Индивидуальные тактические действия всегда представляют интерес, так как требуют постоянного обновления и соответствия современной обстановке.

Наиболее характерными являются тактические действия сотрудников при поиске вооруженных и других опасных преступников, который чаще всего проводится в условиях чрезвычайной обстановки.

Поиск может вестись как на местности, так и в населенных пунктах.

Особенностью поиска на местности является то, что действия поисковой группы с построением боевого порядка в виде поисковой цепи возможны только на отдельных участках местности. В основном он ведется боевыми группами, усиленными огневыми средствами (вплоть до боевой техники). Традиционная поисковая цепочка со средним интервалом между сотрудниками до 10 м возможна только при поиске вещественных доказательств либо преступников, вооруженных холодным оружием (или приспособлениями, соответствующими этому оружию) при общей относительно нормальной оперативной обстановке.


В условиях чрезвычайной обстановки, особенно при поиске вооруженных автоматическим огнестрельным оружием преступников, а тем
более преступных групп и т. п., целесообразно действовать боевыми группами.

С учетом сложности ведения современного поиска индивидуальные тактические действия (приемы) должны быть направлены не только на выполнение задачи, но и обеспечение неуязвимости самих сотрудников вне зависимости от вооружения преступников, их количества, подготовки и условий обстановки.

Поиск преступников ведется только при наличии точных данных о районе нахождения преступников, под которым понимается определенная часть местности (территории), где могут находиться различные объекты, строения. Важной представляется проблема определения критерия индивидуальных тактических возможностей сотрудников.

Нельзя беспредельно нагружать физически и психологически сотрудников ОВД. Только по медицинским показателям сотрудник может находиться непрерывно на службе (на посту, маршруте патрулирования), как правило, не более 4 часов. При усложнении оперативной обстановки, возникновении чрезвычайных обстоятельств (массовых беспорядков, катастроф, эпидемий, эпизоотий и др.) может вводиться усиленный вариант несения патрульно-постовой (а не боевой) службы. В этом случае продолжительность ежесуточного несения патрульно-постовой службы личным составом может быть доведена до 12 часов с отменой выходных дней на срок не свыше двух недель (Приказ МВД РФ от 14.12.1999 г.
№ 1038).

Время непрерывного ношения шлема «Сфера» не более 4 часов. Таким образом, при полной экипировке (а специальная деятельность, как правило, должна проводиться при полной экипировке) поиск может длиться от 4 до 6 часов в сутки. Следовательно, при расчете сил и средств для специальной деятельности необходимо исходить из индивидуальных возможностей сотрудников.

Учитывая малочисленность сотрудников органов внутренних дел и возможность их привлечения к специальной деятельности, специальные операции необходимо планировать и проводить в считанные часы, в противном случае индивидуальные действия сотрудников будут малоэффективны.

При поиске сотрудникам приходится выполнять целый ряд различных индивидуальных тактических действий. К ним относятся: сближение, преследование, блокирование, броски, пресечение сопротивления преступника при его захвате (в ходе поиска такие случаи происходят часто), применение приемов, используемых для обнаружения преступников, и пр. Все они должны сочетаться с применением физической силы, специальных средств и оружия. Отдельные индивидуальные тактические приемы разрабатываются в комплексе с учетом современной обстановки, наличия сил и средств и их применения со строгим соблюдением закона. Они должны быть направлены только против преступников. При обеспечении общественной безопасности посторонние граждане, юридические лица, их имущество не должны страдать от действий сотрудников.

Кроме того, сотрудники должны овладевать индивидуальными тактическими навыками, связанными с ведением боевых действий.

Особое значение имеет индивидуальная тактическая подготовка сотрудников при предотвращении и пресечении массовых беспорядков.

Много сил и средств органы внутренних дел тратят на обеспечение общественной безопасности при ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф (на промышленных предприятиях, транспорте), крупных пожаров, а также эпидемий и эпизоотий.

Индивидуальные тактические действия при поиске в условиях населенного пункта имеют свои особенности. Сложность заключается в том, что опасности подвергаются посторонние граждане, а также их имущество. Кроме того, преступникам могут оказать содействие сообщники, родственники, друзья и просто знакомые, существует вероятность захвата заложников.

В данных условиях необходимо владение приемами осмотра помещений, построек, отдельных домов (включая многоэтажные).

При сближении важно правильно избрать порядок передвижения (переползание, броски, перекаты и др.), а также порядок использования естественных и искусственных укрытий, защитных свойств местности и расположенных на ней объектов.

При преследовании необходимо определить наиболее эффективный способ его проведения (непосредственное, параллельное, по следам и др.).

Блокирование с точки зрения индивидуальных тактических действий сотрудников – это комплекс мер, не позволяющий вооруженным и особо опасным преступникам, бандитской группе беспрепятственно покинуть какое-либо место (участок местности, строение, дом, населенный пункт и т. д.). Блокирование различных объектов имеет свои особенности. Например, при блокировании строения необходимо упредить действия преступников по силовому выходу через оконные или дверные проемы, крышу, различные люки, подвалы, проломы в стенах и т. д. Для каждого случая требуется своя тактика действий.

Введение, понятие криминалистического приема

Для того чтобы тактические рекомендации были наиболее эффективны и максимально соответствовали специфике того или иного процессуального действия, принципы использования оперативных данных, средств и приемов криминалистической техники, специальных познаний и помощи общественности рассматриваются применительно к тактике конкретных следственных и судебных действий.

Следует подчеркнуть, что, хотя тактические приемы проведения процессуальных действий и не являются единственным элементом криминалистической тактики, они бесспорно представляют собой ее важнейшую часть, а понятия тактического приема и рекомендации относятся к числу основных.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Родовым по отношению к тактическому приему является понятие криминалистического приема.

Криминалистический прием - это наиболее рациональный и эффективный способ действий или наиболее целесообразная линия поведения при собирании, исследовании, оценке и использовании доказательств и предотвращении преступлений.

Виды криминалистических приемов:

1) технико-криминалистические:

    • приемы использования технико-криминалистических средств (например, приемы фотосъемки на месте происшествия);
    • приемы использования научных положений криминалистической техники (например, приемы обнаружения следов на основе научных положений о механизме следообразования).

2) тактические (тактико-криминалистические):

    • приемы организации и планирования предварительного и судебного следствия,

Тактический прием (в криминалистике) - рекомендованный криминалистикой наиболее эффективный в данной ситуации способ действия (линия поведения) лица, осуществляющего доказывание, направленный на оптимизацию расследования (судебного следствия) и (или) производства отдельных процессуальных действий.

Сущность тактического приема рассматривается в двух аспектах:

    1. научная категория , характеризующая наиболее оптимальное поведение следователя в типичных ситуациях производства отдельных, преимущественно следственных, действий;
    2. способ действия , самостоятельно избираемый уполномоченным на то должностным лицом в конкретной ситуации, складывающейся на определенном этапе расследования преступления.

В первом случае речь идет о структурном элементе тактики, во втором - об элементе практической деятельности следователя.

Виды тактических приемов в криминалистике:
    • приемы организации и планирования предварительного и судебного следствия;
    • приемы подготовки и проведения отдельных процессуальных действий.

Тактическим может быть и "поведенческий" прием, т. е. выбор лицом, производящим расследование, определенной линии поведения.

Критерии допустимости тактических приемов в криминалистике

Основными критериями допустимости использования на практике того или иного тактического приема являются:

    1. законность,
    2. этичность,
    3. научная обоснованность.

Законность как принцип реализации тактических приемов означает, что по своей направленности каждый прием должен соответствовать духу и букве закона, поскольку сущность законности заключается в строгом соблюдении и исполнении требований действующего законодательства.

Основным нормативным актом, определяющим условия применения тактических приемов, является УПК РФ, в ст. 7 которого прямо указывается на необходимость соблюдения законности при производстве по уголовному делу. Следует помнить, что в законах и подзаконных нормативных актах невозможно дать исчерпывающий перечень приемов, которые могут быть использованы в процессе раскрытия и расследования преступлений. Поэтому участники уголовного судопроизводства, наделенные властными полномочиями, на практике самостоятельно определяют порядок применения тактических приемов. В этом им помогает не только ориентир на требования действующего законодательства, но и принцип этичности реализации тактического приема.

Тактическая комбинация - это определенное сочетание тактических приемов или следственных действий и иных мероприятий, преследующее цели решить конкретную задачу расследования и обусловленное этой целью и следственной ситуацией.