Мумии в эрмитаже каком зале. В египетском зале эрмитажа




Искусство Древнего Египта (Эрмитаж) - известная в России и Европе коллекция древностей Египта в музее Эрмитаж.


1. История формирования коллекции

1.1. Предыстория

Почти 90 лет Императорский Эрмитаж не имел значимого коллекции древностей Египта. Заинтересованность пришла только после шумной кампании Наполеона в арабский Египет и вывоз оттуда древностей, скульптур, произведений древнего искусства.

Но древности далекой страны в Петербург привозили. В 1826 г. Петербургская Академия наук приобрела египетскую коллекцию Карло Оттавио Кастильоне в городе Милан и перевезла в столицу.

Алексей Норов привез хорошо сохранившуюся скульптуру левоноголовои богини Сехмет с некрополя города Фивы в Петербург. Но скульптура никого из чиновников не заинтересовала и ее безразлично поставили под лестницу в Академии художеств. Зато два египетских сфинксов фараона Аменхотепа ИИИ украсили набережную у Академии художеств еще в 1932 году.

Свою сборник древностей Египта имела петербургская Кунсткамера , но она была небольшой.

Частные сборки древностей Египта в столице империи имели также графиня Александра Лаваль и герцог Максимилиан Лейхтенберзький.


1.2. 1851.

Часть Императорского Эрмитажа со стороны Миллионной улицы в 1852 сделали открытой для посещения богатыми слоями населения. Коллекции для этого Публичного музеуме формировали лично. Среди них была сформирована и коллекция древностей Египта. К ней передали долю египетских собраний с Кунсткамеры, из Академии наук. Приобрели частные коллекции графини Александры Лаваль и герцога Максимилиана Лейхтенберзького. Доля вещей пришла как дары русских купцов и приобретена у торговцев старинными произведениями искусства в Каире. Только бывшая коллекция Кастильоне дала более 900 памятников египетской культуры. В 1853 из Академии художеств забрали скульптуру богини Сехмет.


1.3. Период 1852-1917 гг

В начале 1980-х гг Эрмитаж имел возможность принимать археологические находки из гробницы фараона Тутанхамона.


1.5. Экспозиции

Все лучшие вещи представлены в зали.Колекция имеет как археологический материал Древнего Египта, так и вещи эллинистического Египта, коптского периода, раннехристианского и средневекового арабского периодов.

Среди них

  • Левиноголова богиня Сехмет
  • кувшины из полупрозрачного алебастра
  • вазы-канопы с масками животных
  • глиптика (резьба по полудрагоценным камням) Древнего Египта
  • скульптурные портреты (фараон Аменемхет ИИИ, фараон Тахарка, скульптура в полный рост Арсинои, голова юноши из дерева и т.д.)
  • два черных саркофаги из базальта
  • египетские мумии
  • коптский текстиль
  • изделия из египетского стекла
  • известняковые стелы и т.д..

Источники

  • Bolshakov, Andrey O. Studies on Old Kingdom Reliefs and Sculpture in the Hermitage. Wiesbaden: Harrassowitz, 2005. ISBN 3447051841 .
  • Gol?nischeff, Wladimir. Ermitage Imp?rial. Inventaire de la collection ?gyptienne. Leipzig, 1891.
  • Lieblein, Jens Daniel Carolus. Die ?gyptischen Denkm?ler in St. Petersburg, Helsingfors, Upsala und Copenhagen. Christiania, 1873.
  • "Эрмитаж за 200 лет", Л.-М., 1966
  • Лапис И.А., Матье М.Э. "Древнеегипетская скульптура в собрании Государственно Эрмитажа." Москва: Наука, 1969.

Египет, наверное, привлекает многих своей загадочностью и древностью. Это удивительный мир пирамид, сфинксов, фараонов, который хочется познать изнутри, изучая историю Египта и то, как проходило его развитие. Например, в Санкт-Петербурге есть место, где желающие могут прикоснуться к древнему Египту, познакомиться с птолемеевским Египтом и изучить римский Египет и это Египетский зал в Эрмитаже. Там посетитель сможет проследить за развитием культуры и искусства в Египте.

Вообще, инициатива создания египетского зала исходила от архитектора Эрмитажа Сивкова, случилось это в 1940 году. Он хотел, чтобы история Египта стала доступна каждому, поэтому и решил систематизировать египетские ценности в одном месте.

Египетский зал в Эрмитаже находится на первом этаже (если не ошибаюсь, то это зал под номером 100). В основу экспозиций легли раритетные экспонаты привезенные хранителем Эрмитажа В.Г.Боком из Египта во время его поездок в эту страну.

Обширная интересная экспозиция, посвященная Египту, которая разместилась в Эрмитаже, привлекает туристов и местных жителей, ведь она отражает целую многовековую историю страны, знакомит с бытом, с жизнью древних египтян. Многим будет интересно то, что Египетский зал в Эрмитаже – это собрание памятников Древнего Египта среди которых находится и подлинная мумия фараона. Если верить исследованиям, то этой мумии около четырех тысяч лет, что не может не впечатлить. Здесь же находится и сам саркофаг, в котором находилась мумия фараона.

Все посетители, которые наведаются в Египетский зал в Эрмитаже, смогут без труда проследить ход развития страны, эволюцию династии фараонов, смогут обозначить вехи, проследить за войнами и за мирной жизнью населения Египта.

Египетский зал – это зал, в котором экспонаты позволяют познакомиться с великой цивилизацией, начиная с четвертого тысячелетия до нашей эры и до третьего тысячелетия нашей эры.


Зал 1. Искусство Древнего Египта.

Коллекция египетских подлинников поступила в музей от санкт-петербургского академика Владимира Семёновича Голенищева. В.С.Голенищев был учёным, археологом, он ездил в Египет с экспедицией от Государственного Эрмитажа и выполнял роль надзирателя за работами. Параллельно он собирал коллекцию для себя. Санкт-петербургская коллекция собиралась во время раскопок, поэтому её предметы точно датированы, атрибутированы и привязаны к той или иной гробнице. А для себя В.С.Голенищев покупал предметы на «чёрном рынке». Поэтому они были ни атрибутированы и ни датированы. Уже позже учёные определяли возраст памятников и принадлежность к той или иной гробнице по параллелям с другими подобными артефактами.

В 1909 году Голенищев разорился и был вынужден продать свою коллекцию. Но, несмотря на выгодные предложения из разных стран, учёный хотел, чтобы его коллекция осталась в России, поэтому он продал её за меньшую сумму императорской казне. Причём, первую половину суммы ему выплатили сразу, вторую обещали выплатить позже, да так никогда с учёным и не расплатились, как у нас в России водится.

Коллекцию решили отправить в Москву, потому что в Эрмитаже уже было собрание египетского искусства. В итоге, московская коллекция оказалась даже лучше, чем та, что выставлена в Эрмитаже. Она меньше по количеству предметов, но их качество значительно выше. Ведь В.С.Голенищев старался, чтобы каждая эпоха, каждое явление в египетской культуре, были представлены каким-либо предметом. Именно поэтому, собрание египетских древностей в ГМИИ хоть и компактнее, но лучше собрания Эрмитажа. В настоящее время это лучшая в России коллекция египетского искусства. И она стала первой коллекцией подлинников в музее.

Зал № 1, где сейчас экспонируются памятники Древнего Египта, специально перестроили под коллекцию В.С.Голенищева. Его собрание попало в музей, когда он ещё находился на стадии строительства.

Потолок поддерживают колонны в древнеегипетском стиле, имитирующие связки папируса. Вся архитектура зала восходит к одному из залов древнеегипетского храма. Чтобы представлять себе обстановку древнего святилища, Роман Иванович Клейн ездил в Египет, посещал и осматривал храмы. В частности, он обратил внимание на храм Амона в Луксоре и прежде всего ориентировался на него. Окна были завешены, потому что зал египетского храма не предполагал естественного освещения. Вверху, на потолке, помещается многократно повторенное изображение птицы с распростёртыми крылами, это образ богини неба Нут.


Потолок также расписан под звёздное небо.

Один из залов египетского храма фактически воспроизводил природу на берегах Нила, горы царственных папирусов.
И.В.Цветаев специально просил Р.И.Клейна сделать зал в таком стиле для того, чтобы посетитель не просто посмотрел отдельные предметы, но и проникся атмосферой Древнего Египта. К тому же, изначально музей планировали как учебный и его целью было дать студентам представление не только о живописи, скульптуре и мелкой пластике, но и об архитектуре.

О коллекции . Реэкспозиция в зале проходила несколько лет назад, в 2012 году. Некоторые памятники оказались в фондах, другие – наоборот, выставили. В настоящее время представлена примерно треть имеющейся коллекции, то есть большая часть египетских древностей находится в запасниках.

ПАМЯТНИКИ
Саркофаг и мумия Хор-Ха. Любопытно, что эту мумию никак не могут сфотографировать, рентгеновские снимки никогда не получаются. Мумия “не хочет” открывать свои тайны. Это мумия жреца Хор-Ха, он умер во 2 тысячелетии до н.э.

Мумия находится в горизонтальной витрине справа от входа в зал

Как египтяне бальзамировали мумию? Существует множество рецептов и все они, по сути, сводятся к одной и той же технологии: в боку мёртвого тела делали надрез. Эго делал специально обученный человек, которого называли «парасхист» (вспарыватель). Тело умершего человека считалось священным и поэтому, парасхиста, с одной стороны, нанимали родственники умершего и платили ему деньги за нанесение надреза на боку. С другой стороны, как только парасхист наносил надрез, он со всех ног убегал. Люди, которые его наняли, теперь бежали за ним и бросали в него камни за то, что он совершил такое святотатство.

Затем, через разрез доставали внутренности, которые промывали, помещали в специальные сосуды, наполненные бальзамирующими веществами. Такие сосуды есть в коллекции музея, они расположены в вертикальной витрине за мумией Хор-Ха, в углу, почти напротив входа в зал).


Все полости в теле также заполняли бальзамирующими веществами. Тело помещали в «натрон» – некое подобие соды. Натрон вытягивал из тела всю влагу и начинался процесс мумификации. Тело было иссушено, поэтому уже не могло истлеть. Его повивали льняными бинтами и помещали в саркофаг.

Саркофаг жреца Хор-Ха не самый лучший и не самый красивый в коллекции. Самый лучший – это саркофаг Маху.

Саркофаг Маху.



Он повторяет форму мумии, гробница сужается к ногам. На саркофаг всегда помещалась маска, которая должна была обозначать лицо умершего. Именно обозначать, а не изображать. Потому что в независимости от того, кого хоронили – старика, девушку, женщину, человека молодого или старого – маска всегда была одинаковая. Лицо маски рисовали с широко раскрытыми глазами, подчёркнутыми чёрной или тёмно-синей краской.

Египтяне верили, что когда душа вновь соединится с телом, то она должна войти в саркофаг именно через глаза. Для этого тело сохраняли, мумифицировали.

Саркофаг Маху – блестящий образец древнеегипетского искусства. Он выполнен из дерева, этот материал очень высоко ценился в Древнем Египте, дерева было немного. Чёрный цвет саркофага подчёркивает сияние позолоты. Позолота, тонкость проработки деталей свидетельствует о том, что это саркофаг очень богатого человека, выполненный лучшими мастерами.

Несомненно, лучшими египетскими мастерами выполнялись и деревянные статуи Аменхотепа и его жены Раннаи. Эти фигуры, с одной стороны, соединяют традиции египетского искусства.

Аменхотеп и его жена, «певица Амона», Раннаи - жрецы храма бога Солнца.

Египтяне всегда изображали людей в застывшей позе широкого шага с прямыми ногами. Это не совсем живоподобно, ведь во время ходьбы колени сгибаются. Здесь ноги прямые, руки вытянуты вдоль тела и прижаты к нему. Левая рука Раннаи согнута в локте и тоже прижата к телу. Правило здесь сочетается с очень тонким психологизмом. Фигура мужчины высокая, он широкоплечий. Он уверенно шагает, его голова высоко поднята и открыта. Он жрец, поэтому не носит парика и волосы не затемняют лицо, оно ярко освещено. Он чуть-чуть поворачивает голову влево. Он как будто сопротивляется правилу, согласно которому изображаемый должен был смотреть прямо перед собой. Фигура его жены тонкая, хрупкая, она мелко семенит ногами в своём узком платье, в противоположность широкому шагу мужа. Её лицо чуть приопущено, на лицо падает тень от волос. С правой стороны волосы не сохранились, но они тоже были. На лице женщины появляется мечтательное, загадочное выражение. Именно так египтяне представляли себе идеального мужчину и идеальную женщину. Мужчина – сильный и решительный, женщина – хрупкая, тонкая, загадочная. И в этом прелесть египетского искусства. С одной стороны, оно имеет строгие правила, с другой – внутри этих правил может быть очень тонкая и изысканная психологическая характеристика.

Кроме дерева египтяне очень любили слоновую кость, а ещё больше – камень.
Косметическая ложечка. Шедевр музея – маленькая костяная ложечка, она известна на весь мир. Это тончайшая работа из слоновой кости. Ложечка предназначается для косметики.



Она представляет собой шкатулку для хранения косметических средств, её можно открыть. Шкатулка выполнена в виде плывущей девушки с цветком лотоса в руках. Кроме раскрашенной и нераскрашенной слоновой кости здесь использовано буковое дерево, из этого материала сделан паричок у девушки. Такая тонкая, изящная вещь, возможно, употреблялась в быту богатых людей, а возможно, была ритуальной. Происходит она, конечно, из гробницы.

Особенностью древнеегипетской культуры в том виде, в котором она до нас дошла, является то, что предметы происходят не из домов или из дворцов, а именно из гробниц. Это то лучшее., что египтяне хотели взять с собой в загробное царство.

Здесь также представлена эпоха Среднего Царства в египетском искусстве. Название говорит о том, что это середина существования древнеегипетского царства – 2-ое тысячелетие до н.э. В это время особое внимание в египетском искусстве уделяется портретным изображениям.

Скульптуры Аменемхета III интересны тем, что их сохранилось достаточно много.

Фараон правил достаточно долго, он основал фаюмский оазис в Египте. Его изображали неоднократно, в разном возрасте, его изображение можно найти в разных музеях – в берлинском, в Эрмитаже. По его портретам можно наблюдать, как внешность фараона менялась с возрастом. В ГМИИ Аменемхет III представлен не стариком, но и не молодым человеком. Если присмотреться, то можно заметить мешки под глазами, тяжёлые, нависшие веки, морщинистые губы, то есть фараон далеко не юн. Но его голова присоединена к телу молодого и сильного юноши, так как фараон в Древнем Египте считался богом и олицетворением Египта и всегда должен был изображаться сильным и молодым. Поэтому здесь, с одной стороны присутствует портретное изображение, а с другой, обожествление фараона, представленного в теле молодого и сильного юноши, который ничем от богов не отличается.

На этом разговор о египетском искусстве можно заканчивать, мы увидели шедевры зала. Если есть время, можно показать рельеф начальника сокровищницы Иси. (Рельеф. Известняк. Середина 3-го тыс. до н. э.)

Существуют несколько рельефных изображений казначея фараона Иси. Следует подчеркнуть, что при изображении человека египтяне пользовались строгими правилами. Плечи человека развёрнуты в фас, голова имеет сложный поворот. В действительности, совершенно невозможно свернуть глаз так, как он изображён. Человек смотрит прямо на нас, то есть глаз изображён в фас, при этом голова повёрнута в профиль. Такое изображение показывало, что изображённый человек живой, что он способен к движению.

Когда египтяне изображали мумию, не живое тело, то в композициях, посвящённых погребению, мумию изображали либо строго в фас, либо строго в профиль. Сложное изображение казначея Иси подчеркивало, что человек живой, поэтому и собирали разные точки зрения. То, что для нас считается нереалистичным, с их точки зрения было совершенным реализмом, указанием на то, что это живой человек.

Мумия египетского жреца Па-ди-иста в Эрмитаже (X в. до н. э.) в Эрмитаже
Мумия (араб. и перс.), труп, предохранённый от разложения искусственным способом. Стремление сохранить тело после смерти у многих народов было связано с представлениями о загробной жизни и о бессмертии души. Мумификация трупов людей и священных животных широко применялась в Древнем Египте. Древнейшая из известных М. - мумия египетской царицы Хетепхерес (3-е тыс. до н. э.). Сохранение трупов умерших путём прокапчивания было известно древним народам Перу, Мексики, Канарских островов. На территории СССР мумии были обнаружены при раскопках Пазырыкских курганов на Алтае (5-4 вв. до н. э.). Погребения с мумиями содержат обычно богатый инвентарь, и их раскопки дают ценные материалы по быту, культуре, искусству и религии древних обществ.

Цивилизация Древнего Египта справедливо считается одной из самых загадочных и притягательных в истории мировой культуры. Уникальность Египта - прежде всего в его долговечности. Ни одна страна, ни одна культура ни до ни после не существовали такое продолжительное время - более четырех тысячелетий, причем в практически неизменном виде. Для сравнения достаточно вспомнить Грецию, от истоков до падения которой прошло около двух тысячелетий. За это время греческая цивилизация впервые появилась на мировой сцене, прошла через ряд драматичнейших изменений, нередко сотрясавших ее до основания, была завоевана римлянами, покорила их души, и наконец, уступила место христианской культуре. А царство фараонов вошло в историю уже окончательно сформировавшимся, просуществовало почти сорок веков, и лишь потом сошло на нет, растворившись в более молодых культурах.

Богатейшая культура, высокий уровень искусства, полная тайн и жестоких загадок мифология и история - вот неполный список того, что привлекает к древнеегипетской цивилизации умы ученых, исследователей, писателей вот уже не один век.

Египет - одна из древнейших мировых цивилизаций, чью историю удалось воссоздать по многочисленным оставшимся письменным документам. Еще в 4-м тысячелетии до нашей эры первые правители Древнего Египта объединили племена, обитавшие в Северной Африке вдоль плодородной долины реки Нил. Только благодаря Нилу людям удавалось выжить в суровых иссушающих песках африканских пустынь. В Египте очень редки дожди. Единственная вода, несущая жизнь этой земле - вода Нила. Как в древности, так и сегодня пустыни занимают 96% страны. Плодородные земли лежат лишь по берегам Нила, каждый год во время разлива наполняющего колодцы и покрывающего прибрежные поля слоем питательного ила. Пока в Египте не были построены современные плотины, жизнь в стране в течение долгих веков и тысячелетий зависела только от одной реки, ее капризов и прихотей.

Древние египтяне верили в воскрешение душ и потустороннюю жизнь. Это верование подкреплялось окружающим их миром – каждый вечер Солнце заходило на западе, и каждое утро перерождалось на востоке, новая жизнь пробивалась через ростки, проросшие сквозь землю, луна сокращалась и увеличивалась. Пока сохраняется порядок, все в мире взаимозависимо, и жизнь после смерти, по-видимому, тоже должна подчиняться определенным законам. Так, например, тело должно пройти процесс мумификации и храниться в могиле, оформленной соответствующим образом и содержащей все необходимое для жизни в потустороннем мире.

Процесс мумификации – консервации тела – был описан в древних Текстах пирамид: со смертью Осириса – бога мертвых – вселенную поглотил хаос, а слезы богов превратились в материалы, чтобы мумифицировать его тело. Эти материалы включали в себя мед, канифоль и ладан.

До возникновения мумификации, телу умершего предавали позу зародыша и клали в яму, вместе с личными вещами (например, украшениями и глиняными горшками). Яму закапывали песком, который поглощал всю воду из тела, тем самым сохраняя его. Иногда захоронения обкладывали глиняными кирпичами и покрывали крышей, а покойников одевали в животную шкуру или предавали земле в глиняном сосуде, корзине или деревянных гробах. «Благодаря» этим способам, разложение тела происходило быстрее, так как тело больше не вступало в контакт с песком. Для того, чтобы решить эту проблему, внутренние органы умерших стали извлекать из тела, а внутрь клали иссушающие субстраты для мумификации.

Процесс мумификации стали практиковать в Египте с 2400 до н.э. вплоть до Греко-римского периода. Во времена Древнего Царства люди верили, что только фараонам суждено познать бессмертие. Однако, около 2000 до н.э. воззрения изменились: каждый мог попасть в загробный мир, при условии, если его тело мумифицировано, и соответствующие предметы присутствуют в гробнице. Но, так как мумификация была далеко не всем по карману, воспользоваться этим преимуществом могли только состоятельные люди. Хотя мумификация и не была обязательным условием для воскрешения души в потустороннем мире, вероятно, ее рекомендовали как наиболее верный способ достижения цели. Также, для того чтобы помочь усопшему совершить успешное перемещение в мир иной, использовались молитвы в Книге Мертвых.

Искусство мумификации усовершенствовалось в Третьем Переходном Периоде (1070-712 до н.э.). Около 450 до н.э. (Поздний Период), греческий историк Геродот задокументировал процесс.

Мумия жреца в Эрмитаже.
Он лежит под футляром из специального стекла - ему противопоказано общение с воздухом музея, его нельзя фотографировать - это смертельно для него. Для жреца созданы особые условия жизни в Эрмитаже. Время от времени поднимают его футляр, саркофаг "дезинфицируют", проверяют состояние мумии. Оно зависит и от влажности воздуха, и от туманов или обилия солнечных лучей, хотя зал Египта находится на первом этаже окнами на север. От всего перечисленного и целой кучи сопутствующих проблем, плесень на его животе то расползается, то уменьшается. Практически всегда жрец улыбается, грустно или насмешливо, а иногда и злобно.

"По количеству старинных и не очень старинных мумифицированных трупов Петербург – мировой рекордсмен. Самая же знаменитая петербургская мумия – это, безусловно, замурованное в эрмитажной витрине голое, почерневшее от времени тело древнеегипетского жреца.

Но даже после массированной многовековой охоты за ними, иссохших древнеегипетских тел до нас дошло столько, что мумиями украшена коллекция практически каждого крупного музея. В Эрмитаже, например, их не меньше пяти.
Они хранятся в запасниках музея. Не исключено, что с бирочками на больших пальцах ног. За всех приходится отдуваться одному жрецу.
Запрокинув голову и закусив верхнюю губу, жрец Па-ди-ист который год лежит и покрывается пылью в замурованной пуленепробиваемой витрине. Выглядит он усталым. Чтобы толпящиеся вокруг туристы не попортили экспонат, к нему приставлен смотритель.

Не все хранящиеся у нас останки могут похвастаться столь древним происхождением."

Жизнь египтянина была подготовкой к загробному существованию, и все его силы были устремлены на то, чтобы обеспечить достойную жизнь души после смерти. Фараоны начинали готовиться к смерти и торжественному погребению, едва взойдя на трон. Знаменитые египетские пирамиды, где хоронили правителей, строились порой не один десяток лет.
Практика мумифицирования достигла своего пика в XI и XII веках до н.э. в Фивах, где располагались сохранившиеся и по сей день Луксор и Карнак. Целью мумификации стало сохранение тела невредимым для его транспортировки в загробный мир.