Коммуникативное упражнение "пантомима". Картотека игровых упражнений на развитие мимики и пантомимы для детей дошкольного возраста Упражнения для детей пантомимы и инсценировки




Разминка или суставная гимнастика

Лягте на пол и полностью расслабьтесь. Почувствуйте, как тело растекается по поверхности, занимая пространство на плоскости пола. Почувствуйте разницу температур пола и тела в области их соприкосновения. Ощутите свое дыхание, биение сердца.

Постепенное расслабление: стопы ног, икры, колени, бедра, живот, грудь, плечи, локти, запястья, пальцы рук и ног, шея, лицо и даже волосы - все чувствует полное расслабление.

Вы чувствуете свое тело, слышите звуки вокруг. Найдите импульс в груди - центр воли - и начинайте вставать. Обязательное условие - двигаться можно только вперед, опираясь на пол. Вы как бы строите свое тело, продумывая каждое движение, слагая части тела в логической последовательности вверх, сохраняя выразительность и чистоту - логику движения.

Каждый раз, ошибаясь, вы вновь полностью расслабляетесь и начинаете все заново до тех пор, пока тело не займет вертикальное положение.

Возможны предварительные упражнения: перекатывание волн. Тело должно уподобиться волне прибоя, замирающего на берегу.

Упражнение 1

Круговыми движениями рук соберите воздух, энергию вокруг себя и медленно выдохните углекислый газ через рот с концентрацией на точке живота (два пальца ниже пупка). Повторить 3 раза.

Упражнение 2

Выполняются круговые вращательные или поступа-тельные движения суставов. Вращайт запястья, плечи, локти, колени, бедра, торс, шея -прорабатываются все возможные для движения сочленения. Чем мельче и последовательнее Вы будете выполнять вращения или поступательные движения суставов, тем в боль-шей степени они смогут впоследствии принять участие в работе языка тела.

Упражнение 3

Начало движения, процесс и конец движения. Выбирается точка (два пальца вверх от пупка), которая используется как импульс начала и окончания движения. На хлопок полностью открыться (руки вверх, голова поднята, тело вытянуто), затем по хлопку закрыться, «умереть» и «родиться» заново. Ощущение, что космос вокруг разворачивается и вновь скручивается в точку. Вы тренируете не только физи-ческие ощущения, но и эмоци, где чувства угасают
и вновь оживают до полного открытия (счастье, восторг, просветление).

Упражнение 4

В пространстве перед собой выберите точку, фиксируя три сложенных пальца одной руки. Затем от импульса в животе начните движение рукой в пространстве
из точки А, как бы чертя произвольную линию до условной точки В. Четко контролируйте процесс. Импульс окончания движения должен отразиться
в животе (два пальца выше пупка). Импульс в животе придает движению любой части тела дополнительную чуткость и выразительность.

Зафиксировав точку в пространстве, двигаем тело или часть тела (голова, нога, бедро) относительно этой точки. При этом важно, чтобы точка в руке
не сдвигалась ни на миллиметр. Важно понимать, что выразительность движения всегда достигается за счет статики одной части тела относительно движения другой, либо объекта, относительно которого производится движение.

Часть тела фиксируется в пространстве,
и относительно точки фиксации вновь двигается. Затем фиксируется рука, относительно этой точки вновь двигается корпус, фиксируется корпус,
и относительно неподвижного корпуса вновь двигается рука. Движения производятся в системе круга, квадрата, треугольника и т. д.
При этом выразительность линии движения руки подобна каллиграфическому подчерку,
а выразительность тела - скульптуре класиков.

Упражнение 5

Развитие выразительности движений. По хлопку выполняется движение отдельной частью тела, например: рука, голова, нога, плечо, бедро, вновь рука и т. д. По команде либо произвольно Вы двигаете
то одной, то другой частью тела, импульс и фиксация части тела сохраняется. Чем мельче движение сочленений в теле, тем полезней в дальнейшем этот навык для выполнения более сложных упражнений.

Упражнение 6

Колющееся движение. Подобно стеклу, тело становится хрупким, и сдвигая каждую часть тела колющим движением, фиксируем ее через расслабление. Сохраняем ритм и выразительность движений.

Упражнение 7

Передача движений в теле («язык тела»). Выставив перед собой две руки, согнутые чуть в локте, вы начинаете от импульса двигать правую руку навстречу к левой, четко контролируя скорость. Левая рука неподвижна, достигнув близкой точки до неподвижной руки, правая рука останавливается. Тотчас же левая рука, как бы подхватывая импульс, начинает двигаться по тем же правилам, а правая фиксируется
в пространстве. Усложняя упражнение, Вы можете двигать любую часть тела, передавая движение другой части тела. Движения могут быть поступательными, вращательными, круговыми и повторяющимися.
Важно, чтобы вы сохраняли импульс начала и конца движения, контролировали процесс и скорость движения, фиксировали часть тела, заканчивая движение. →

Через импульс движение передается другой части тела. При этом сохраняется выразительность всего рисунка тела, желательно выдерживать единый стиль движения.

Упражнение 8

Скорость и ритм. Задаем скорость движения при передаче от одной части тела другой (от 1 до 10)
от медленного до быстрого. Задаем форму тела
от начальной простой до сложной (от 1 до 10).
Из начальной формы (0) вы начинаете двигаться, усложняя форму тела. Сначала медленно,
со скоростью 1, затем 2–3 движения со скоростью 10, 2, 5, постепенно усложняя форму и пропорцию.

Упражнение 9

Сохраняя графику как начальный стиль движения, вы двигаетесь произвольно, передавая движение
от одной части тела другой, при этом создавая свой ритм и пропорцию в действии. Движения могут быть поступательными, вращательными и возвратно повторяющимися.

Упражнение 10

Индивидуальный знак. Это ваша роспись в движении, ваш иероглиф, ваш анализ психопатических возможностей в телесной выразительности. Возможность выразить через форму свое собственное Я. Какие принципы должны быть сохранены в вашем индивидуальном знаке, чтобы сохранить данную школу:

Четкое исполнение и осознанное начало;

Чистота линии в движении;

Динамика, пропорция, развитие мысли
и законченность в каждом движении, где одна часть тела передает движение другой.

Передача движения подобна ясному монологу, где выражено чувство, характер и мысль. Необходимо почувствовать свое тело, пространство вокруг тела, взаимодействие тела и пространства.

(!) Важно эмоциональное переживание жеста, позы, движения. Внутреннее ощущение правды и адекватность - это и есть культура, этика движения. Без этих качеств импровизации патологичны.

Парные упражнения

    Разделившись на пары, студенты толкают друг друга и поочередно, следуя направлению приложенной силе.

    Став друг к другу спиной, партнеры попеременно подставляют свою спину для опоры друг другу, расслабляясь и в то же время сохраняя устойчивость, находя все более выразительные позы с наименьшей точкой опоры. В дальнейшем включаются всевозможные упражнения на развитие чувствительности (чуткие руки и т. д.)

    «Зеркало». Партнеры становятся друг перед другом, ведущий начинает выполнять какие-либо действия, будто стоит перед зеркалом, а другой четко повторяет его действия, как отражение в зеркале. Повторять следует не только форму, но и эмоциональное состояние.

    «Чуткое тело». Один партнер притрагивается пальцем к любой части тела другого партнера,а тот двигается
    из этой точки, продолжая движение. Затем партнеры меняются местами. Можно использовать вращательные движения, закручивая друг друга, любые затягивания, вращательные и поступательные движения.

    «Ромб». Один ведущий, остальные, стоят в пространстве в форме ромба, повторяют его движения, жесты, состояние, эмоции и т. д. Ведущий отвечает за качество своих движений (чистота, наполненность. законченность, осмысленность, графичность и т. д.), он ведет, а не самовыражается. Ведомые должны быть предельно внимательны и четко следовать всем движениям ведущего, чувствовать его психодинамику, изменения состояния и т. п. Ведущим считается тот, кто стоит впереди и, двигаясь в графике, занимает свою плоскость. Движения должны быть видимы для тех, кто стоит за ним. Когда ведущий меняет плоскость, поворачиваясь направо, налево или на 180°, он становится ведомым, а его движение, состояние, мысль продолжает другой ведущий, задача которого – поймать продолжение движения и его развитие.Способность актера быть гибким в сознании, легко переключаться от ведущего к ведомому и наоборот очень сильно тренирует психофизику, расширяет диапазон восприятия и внимания, а главное, обогащает новыми двигательными возможностями, эмоциями, мышлением и т. д. Выполнив движение «Ромб», вы можете заметить, что запас ваших движений увеличился, но над чистотой и наполненностью движений необходимо еще работать.

    «Дополнение в пространстве». Участвуют 3–4 человека. Каждый находит в предлагаемом пространстве свое место. Выбираем стиль или формулу движения: квадрат, круг, треугольник, диагональ и т. д. Один из учеников начинает движение в пространстве, четко прочерчивая выбранную линию движения. Остальные начинают двигаться, дополняя это движение по ритму, форме и содержанию. Одновременно (для начала) можно двигаться только двум партнерам относительно статики остальных, что необходимо для прочтения смысла их действий зрителями. Двигаясь, дополняя движения, актеры пытаются понять друг друга - эта задача постоянна во всех упражнениях. И, следуя законам любой композиции, у движения должно быть начало, развитие, кульминация и конец. В начальных упражнениях желательно не использовать жест, достаточно передвижения и дополнения простых форм. В дальнейшем, когда значения жестов будет освоено, можно включать их, чтобы придать большую информативную осмысленность действиям. Можно включать в ткань импровизаций беспредметную пантомиму, танец, голос, текст - при условии овладения этими средствами профессионально.

    «Диалог рук». Выполняется в парах. Один партнер задает вопрос через движение кисти руки, другой отвечает жестом. При этом отслеживается начало, процесс и передача движения каждого жеста. Когда один заканчивает, другой в тот же момент начинает движение. Движения - жесты должны быть условно абстрактны, но наполнены внутренним смыслом. Если понимание достигнуто жесты могут конфликтовать, синхронизировать и через кульминацию приходить к точке взаимопонимания.

    «Дополнение в графике». Принцип дополнения в графике - партнеры встают друг за другом попарно
    в затылок, стоящий впереди является ведущим, а стоящий за ним - дополняющим. Следуя уже изученным правилам движения - начало, переживание процесса движения, наполненность и чистота линий, конец движения - ведущий действует, а дополняющий принимает законченное движение как вопрос и отвечает так же четко и выразительно, сохраняя стиль ведущего. В начале движений должно быть мало и жест должен быть широким, четко отслеживается вопрос-ответ. В дальнейшем жест, подобно интересному спору двух друзей, смешивает движения обоих партнеров, как бы предугадывая вопрос и ответ. Цель одна - понять друг друга. Можно двигаться в пространстве, в одной плоскости и т. д. Чистота линий при переходах
    в пространстве зависит от уровня профессионализма. Темперамент, ритм, чувства, характер, мимика лица - все включено. И самое главное - это то, что происходит между вами.

    «Графика в пространстве». Ведущий начинает, задавая вопрос в движении. Ведущим может быть тот, кто стоит впереди, или тот, кто точно знает, что хочет выразить. Пространство между партнёрами дожно быть связано коллиграфией линий. Двигаясь в пространстве (графично и выразительно относительно угла зрения), перемещаясь от одной точки до другой, актер должен определить для себя и выразить, кто движется, с каким состоянием, как и зачем он это делает, при этом не теряя заданный ритм и темп (желательно сохраняя абстрагирование, кодируя свои бытовые чувства в символ, знак, образ).

    «Три партнера». Первый в нескольких движениях задает тему (графика, выразительность, наполненность
    и осмысление). Второй ее развивает в пространстве и по ритму. Третий находит точку. Затем они меняются местами. Во всех начальных и последующих упражнениях важно эмоциональное и психоэнергетическое включение, иначе не будет происходить накопление этих качеств и пробуждение новых потенциалов - развитие, и главное - не будет формироваться ощущение правды и адекватности реакции
    во взаимоотношениях с партнерами.

Творческие задания на развитие пантомимики у детей старшего дошкольного возраста

1. Показать (руками или пальцами) :

Стой на месте!

Идем со мной!

До свидания!

Давай помиримся!

Я люблю тебя!

Я боюсь!

2. Показать частями тела:

Как твои плечи говорят: «Я горжусь»;

Как твоя спина говорит: «Я старый, больной человек»;

Как твой палец говорит: «Иди сюда»;

Как твой нос говорит: «Мне это не нравится»;

Как твое ухо говорит: «Я слышу птичку».

Пантомима для детей.

Да, пантомима начинается.

Предлагаем ее примеры для детей разного возраста:

Дети 4-х лет могут показать:

Плечи говорят: Я горжусь

Спина говорит: Я слишком стар

Палец говорит: Иди сюда! Стой на месте! Ругает кого. «До свидания»

Председатель говорит: Да! Нет!

Что делает ухо: Я слышу птицу

Что делает нос: Нюхает цветок

Как рот говорит: М-м-м, я люблю это варенье.

Дети 5-6 лет уже могут следующее:

Лесная поляна.

Мимические загадки, отгадывают зрители. К терему прибегают различные звери, петух кукарекает, мышка бежит, медведь переваливается, лиса крадется, различная ходьба. Показать, как идет старый дедушка, спокойно идет человек, спешит женщина с тяжелыми сумками, бежит ребенок и т. д. вырвем репку. С помощью мимики и жестов воспроизвести сказку "Репка" (без слов).

Погода. Покажи, что ты чувствуешь, когда:

На дворе очень холодно;

Идет теплый дождь и можно гулять под ним;

Светит солнце и очень жарко.

Покажи хода

Очень спеша человека;


Человека, у которого давят ботинки;

Задавака;

Человека, о чем размышляет.

Человека, почему радуется.

Человека, переходящего по узкому мостику, а кругом вода;

Манекенщицы;

Солдата.

Балерины.

Три медведя. Показать, как:

Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка собирают ягоды;

Три медведя возвращаются домой;

Что они сделали, увидев съеденную кашу и смятую кровать. Аналогично можно через пантомиму показать сказку «Три поросенка».

Показать, как мама:

Укачивает ребенка;

Подметает пол;

Вытирает пыль с мебели;

Моет посуду;

Пользуется пылесосом;

Накрывает на стол;

Развешивает белье;

Сгребает листья;

Поливает сад;

Примеряет новую шапку;

Читает газету;

Играет с котенком;

Набирает телефонный номер;

Чистит туфли;

Прогуливает собаку.

Дружеские зверят.

Показать проявления одинаковых ощущений у разных зверей:

Грустного зайца пришли утешать медведь, волк, еж, лягушка, петух;

Радуются звери (лягушка, мышь, петух, заяц, еж) победе над сильными и злыми волками, медведями, лисой.

Показать зверей, заблудившихся в лесу.

Профессии. Показать в движениях и действиях людей разных профессий:

Библиотекаря;

Учителя;

Капитана теплохода;

Тракториста;

Милиционера;

Регулировщика движения;

Плотника;

Учителя;

Почтальона;

Сапожника;

Птичника;

Столяра

Зимние развлечения. Показать отдельные сценки:

«Играю в снежки»;

- «Снег попал за воротник, шею»;

- «Снежок больно ударил по ноге»;

- «Катай большой снежный ком»;

- «Иду на лыжах»;

- «Катаюсь на коньках».

- «Расчищает дорожку от снега»;

«Везу санки с малышом.

Покажи, что чувствуешь. Через жесты и мимику показать эмоции, ребенок почувствует, когда она увидит, что:

Щенок повредил себе ногу;

Когда собаке отдавили лапу;

Когда ты ложишься спать;

Когда ты потерялся;

Когда на улице очень холодно;

Когда у тебя болит живот;

Когда на тебя прыгнул крупная собака;

Если кто отнимает у тебя мороженое;

Когда пришел в гости и неожиданно увидел нечто интересное.

Когда попал на день рождения;

Когда светит солнце.

Навстречу бежит большой пес;

Если в жаркий день искупаться в реке;

Сильный бьет слабого.

Кроме двигательной активности, пантомима помогает входить в игровой образ, развивает воображение, положительные эмоции, воспитывает пластичность детского тела.

Детские игры-пантомимы

МУЗЫКАЛЬНЫЙ «КОМПОТ»

Эта веселая музыкальная игра не только поднимет настроение собравшимся, но и поможет им проявить свои музыкальные способности и почувствовать себя в образе музыкантов. В зависимости от количества играющих, дети делятся на несколько команд (не более 5—6 человек в каждой).

Каждая команда получает одинаковый инвентарь: ложки (деревянные и металлические), бутылки (разных форм и размеров), стеклянные стаканы или фужеры, трещотки, детские погремушки, металлические кастрюли и чашки, деревянные молоточки и прочее. Затем играющие распределяют между собой роли гитариста, гармониста, клавишника и т. д. и пытаются изобразить не только манеру их поведения во время игры, но и сыграть связную и красивую музыку. На подготовку к игре отводится несколько минут, чтобы дети могли опробовать звучание всех своих «музыкальных инструментов» и распределить, кто на чем будет играть.


Ведущий объявляет конкурс на лучший шумовой оркестр и представляет первую из соревнующихся команд. Желательно, чтобы команды выбрали для себя шуточные названия, связанные с музыкой. После просмотра выступлений выбирается победитель. Им становится та команда, шумовой оркестр которой был самым смешным и веселым.

ХИ-ХИ, ХА-ХА

Можно играть как большому числу игроков, так и в маленькой компании. Ребята делятся на команды и выбирают капитанов. Ведущий пишет на небольших карточках слова и, перемешав их, предлагает каждой команде вытянуть по одной. Количество карточек должно равняться числу команд.

На каждой карточке написано только одно слово. Играющие должны придумать веселую историю об этом слове и показать о нем сценку без слов, но с озвучиванием. Озвучивает ее капитан команды. При этом он не произносит загаданного слова, а пропускает его. Задача остальных отгадать, что же за слово задано этой команде.

Рассказ обязательно должен быть веселым, иначе он не засчитывается. Приводим пример рассказа про родителей, где слово «мама» заменяется словом «эта», а «папа» – словом «этот».

«Эта», вся кудрявая и намарафеченная, вернулась из салона. Заглянув в предъявленные мной документы (дневник), «эта» ужаснулась и, закрыв глаза, поставила в них свой . Приполз «этот» и сразу же поплыл на камбуз. Разделавшись там с жирной уткой, «этот» упал возле ящика. За разбитое окно и обиженную мной кошку «эти» ругать не стали, и я, облегченно вздохнув, решил, что день удался на славу.

Варианты слов: мама, рыцарь, жадина, драчун и прочие.

Одним из замечательных актеров, умевших рассказывать публике без слов, только жестами и мимикой, веселые и комические истории, считается Чарли Чаплин. На его примере можно попробовать развить у детей творческое начало и научить их относиться ко всему с юмором.

Ведущий записывает на листочках названия различных профессий: маляр, скрипач, сапожник, боксер, клоун, балерина, шофер, учитель, повар, космонавт, милиционер, лесоруб, карманник, разведчик и т. д. Эти карточки сворачиваются и тщательно перемешиваются. Каждый участник игры должен вытянуть один билет и, подготовившись, изобразить окружающим человека данной профессии, пользуясь только жестами, мимикой и пластикой. Остальным предстоит отгадать, кого изображает «пародист».

Продолжать «представление» можно долго, меняя лишь тематику. Например, изображать не человека определенной профессии, а действия человека в той или иной ситуации. Ситуации могут быть такими: болит живот, дергают зуб, учат уроки, крадут конфеты и прочие.

А чтобы игра проходила интереснее и чтобы отгадать, что изображает тот или иной игрок, было намного сложнее, ведущий не должен объявлять игрокам тематику игры или же должен сочетать в одной игре сразу несколько тем. Например, билеты могут быть такими: когда собаке отдавили лапу, когда отнимают мороженое, полет во сне и т. д.

Чем более разнообразны и не схожи по теме задания, тем сложнее угадать правильный ответ и тем занимательнее будет игра.


ВЕСЕЛЫЕ ШУМЫ?

Перед началом игры ведущий должен провести небольшую тренировку. Он называет какое-либо животное, а играющие должны изобразить, какие звуки оно издает. Например, при слове «корова» все мычат, «кукушка» – все кукуют. Затем то же самое происходит с озвучиванием действий и предметов. Например, ведущий называет «дверь», все изображают ее скрип, говорит – «ем», все изображают процесс еды, сопровождая его чавканьем, и т. д.

После тренировки играющие делятся на несколько команд и ведущий объясняет им условия игры, которые заключаются в том, что ребятам зачитывается рассказ, а они должны его озвучить, а потом воспроизвести в виде сценки. В следующий раз озвучивать и пересказывать участники будут самостоятельно. Победившей считается команда, наиболее интересно озвучившая и показавшая свое мастерство.

Рассказ должен непременно содержать как можно больше действий, требующих озвучания. Он может быть, например, таким: «Идет лошадь по дороге и подпевает пьяному мужичку, сидящему в телеге. Проезжает она мимо дерева, на котором сидит соловей и напевает веселую песенку. Рядом, в гнезде, кричат голодные птенцы. На полях возле дороги пасутся козы и коровы, а пастух спит неподалеку. Где-то вдалеке раздается звук охотничьего рога, а за ним и яростный рев загнанного в ловушку медведя. Темнеет. Над головой начинают проноситься летучие мыши и из леса раздаются страшные звуки: воют волки, кричат совы.

Появилось село. Мужичок ударил лошадь плетью – и она побежала быстрее. Колесо заскрипело. Остановив животное возле дома, мужичок слез и зашагал к воротам, ведя лошадь на поводу. Открыв их, он вошел во двор. Через несколько минут он уже спал».

«НЕСМЕЯНА»

Эта игра позволит детям поставить себя на место известных сказочных персонажей, которые пытались рассмешить плаксивую царевну Несмеяну, и попробовать выполнить то же самое задание. На вопрос, так ли это легко, как им казалось это во время прочтения сказки, они смогут ответить только после игры.

для учащихся начальных классов VIII вида.

"ОТДЫХ ГНОМИКОВ".

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие зрительного гнозиса
  • Развитие крупной моторики
  • Развитие моторной координации, умения ориентироваться в пространстве
  • Развитие согласованности движений тела

Воспитательные:

  • Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
  • Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
  • Воспитывать уважение друг к другу

ЗАНЯТИЕ 12.

Вступление. Настрой на работу.
Упражнение "Передай мячик"
Упражнение "Ритм"
Упражнение "Покажи всем..."
Глазодвигательное Упражнение
Упражнение "Тропинка"
Упражнение "Изобрази животное"
Работа в тетради. Графический диктант "Змейка"
Упражнение "Доброе животное"
Упражнение "Волшебный сон"
Завершение занятия.

40 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Р АЗМИНКА:

  • 1) Создание положительного, рабочего настроя в группе.
  • 2) Подготовка ребёнка к предстоящей деятельности

Приветствие. Настрой на работу.

Психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Скажите, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие? (Ответы детей).
Сегодня мы поиграем в подвижные игры.

Упражнение "ПЕРЕДАЙ МЯЧИК".

Стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мячик, не уронив. Можно спиной к центру, убрать руки за спину и так передавать мяч. Тот, кто уронит, выбывает из игры.

Упражнение "РИТМ".

Ведущий задаёт ритмический рисунок, хлопая в ладоши. Тот игрок, к которому он подходит, повторяет его, затем они вдвоём идут к следующему игроку и т. д.
Ведущий: Представьте, что мы с вами одна большая улитка. По моей команде: "Лягушка!" улитка закручивается в спираль и замирает, не двигается, не шевелится. По команде: Лягушка ускакала! Дети прохаживаются по классу и говорят:
Вновь гулять улитка хочет
Радуется и хохочет!

УПРАЖНЕНИЕ-ПАНТОМИМА "ПОКАЖИ НАМ...".

Ведущий предлагает выполнить всем движения:
1. Бег на месте (плавно переставляя ноги, двигая корпусом)
2. Плавание
3. Восход солнца
4. Бурлящая река и т. д.

Можно сделать одного ребёнка "главным", остальные делают по образцу. Каждое задание выполняет новый участник.

Упражнение ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНОЕ.

И.П. - сидя. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по 4 основным направлениям (вверх, вниз, вправо, влево), сведение глаз к центру. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; при чём удержание должно быть равным по длительности предшествующему положению.

Психолог: А теперь перейдём к основной части нашего занятия.

Упражнение "ТРОПИНКА".

o Дети выстраиваются в затылок и идут по воображаемой тропинке. Психолог: Спокойно идём по тропинке. Вокруг кусты, деревья, зелёная травка. Птицы поют. Шелестят листья.
o Вдруг на тропинке появились лужи. Одна, вторая, третья...
o Снова спокойно идём по тропинке.
o Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила.
o Спокойно идём по тропинке.
o Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре... Перешли болото, снова идём спокойно.
o Перед нами овраг. Через него перекинуто бревно. Переходим овраг по бревну.. Ос-торожно идём! Ух, наконец-то, перешли...
o Идём спокойно.
o Что это, вдруг тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины... Ноги так и прилипают к ней... Еле-еле отдираем ноги от земли...
o А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки - во все стороны! Перелезаем через упавшее дерево. Вот пришли, молодцы!!!

Психолог: Как вы, думаете, кого мы могли с вами встретить, идя по лесной дорожке? (Ответы детей). А как называют животных, которые живут в лесу (Дикие). Давайте выполним упражнение "Изобрази животное". Один водящий выходит за дверь. Дети договариваются о том, кто будет кого изображать. Когда водящий заходит в помещение, каждый по очереди показывает свое животное. Водящий должен догадаться кто кого изображает. (Перед тем, как показывать водящему ведущий тренинг должен сам просмотреть, как дети будут изображать животное, если у них имеются затруднения, ведущий помогает) Психолог: А сейчас выполним графическую работу в тетрадях. "Графический диктант - Змейка"

Поставьте точку, просчитав 9 клеток вниз. А теперь начинаем выполнять графическую работу.
2 клетки вверх,
1 клетка вправо,
1 клетка вниз,
1 клетка вправо,
4 клетки вверх,
3 клетки вправо,
4 клетки вниз,
1 клетка вправо,
7 клеток вверх,
2 клетки вправо,
2 клетки вниз,
1 клетка влево,
6 клеток вниз,
3 клетки влево,
4 клетки вверх,
1 клетка влево
4 клетки вниз,
3 клетки влево.

Упражнение "ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ".

Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: "Мы -одно большое доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит!" Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. "А теперь подышим вместе!" Вдох - все делают шаг вперед. Выдох - все делают шаг назад.

Упражнение "ВОЛШЕБНЫЙ СОН".

Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем.

Руки, ноги отдыхают,
Шея не напряжена
И расслаблена.
Губы чуть приоткрываются,
Все спокойно расслабляются,
Дышится легко, ровно, глубоко.

//Можно встать, потянуться, немного походить по помещению...//

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Упражнение "ДРУЖБА НАЧИНАЕТСЯ С УЛЫБКИ"

Стоящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку. (По очереди).

o Подведение итогов занятия.

КАРТОТЕКА ИГР - ПАНТОМИМ

(театрализованная деятельность в ДОУ)

Подготовила:

воспитатель Нехорошева Е.Н.

2014г.

Картотека игр-пантомим

Игра – пантомима «Утка»

Цель. Развивать пантомимические навыки, мелкую моторику рук;

Педагог читает стихотворение:

Пестрая утка на камне сидела, Утка пугала в реке пескаря:

В толстую дудку утка гудела. «Кря, кря, кря!»

Во время чтения дети стоят, заложив руки за спину, переваливаясь с боку на бок. Реплику утки говорят

громко все вместе.

Педагог встает в отдалении от детей и зовет их, поставив на пол воображаемую миску с кормом:

- Утятки мои, идите ко мне, я вас покормлю.

Педагог уточняет и показывает: как ходят утки, как они машут крыльями, вытягивают шею, едят.

Игра-пантомима «Кто живет в Африке?»

Цель. Учить свободно двигаться, используя все окружающее пространство;

формировать навыки импровизации.

Перед игрой педагог выставляет на фланелеграфе иллюстрации с изображением африканских животных

(жираф, слон, лев, носорог, бегемот, зебра, обезьяны...).

- Знакомы ли вам эти животные? (Ответы детей.)

- Представьте себе, что вы попали в жаркую Африку и превратились в этих животных. Вы не

говорите, кем вы стали, а я попробую это отгадать.

Включается фонограмма «Чунга-чанга», дети имитируют движения выбранного животного, а

воспитатель пытается отгадать.

Игра-пантомима «Муравейник»

Цель. Учить отождествлять себя с заданным персонажем, побуждать к самостоятельному

выбору роли.

Представьте себе, что вы идете по лесу. Солнышко припекает, до дома далеко, ваши ноги устали,

и вы решили отдохнуть. А вот и пень!

Сели на пенек, вытянули ноги, глаза прикрыли, отдыхаете.

И вдруг... что это? Кто-то ползет по вашим ногам... Ой, это муравьи! Вы сели на пень-

муравейник! Скорее стряхивайте с себя муравьев и осторожно, чтобы не подавить их, отпрыгивайте в

сторону...

Игра проводится несколько раз коллективно и по желанию индивидуально.

Игра-пантомима «Мухи»

Цель. Развивать пантомимические навыки и творческое воображение

Детям предлагается внимательно прослушать стихотворение, затем педагог читает, а дети, не

произнося ни слова, «показывают» стихотворение мимикой и жестами. Можно использовать

музыкальное сопровождение.

На паркете в восемь пар мухи танцевали.

Увидали паука - в обморок упали.

Ах!

Стихотворение разыгрывается несколько раз. (Можно менять музыку.)

Игра-пантомима «Жадный пес»

Педагог читает текст, дети имитируют движения по тексту:

Жадный пес - Тесто замесил,

Дров принес. Испек пирожок,

Печку затопил, Сел в уголок

Воды наносил, И съел его сам! AM!

После каждой строки делайте паузу, чтобы дети успели импровизировать в движениях задания. Если

есть затруднения, то вступайте в игру сами или наводящими вопросами помогите детям добиться более

убедительной игры (Как тяжело нести дрова! Целая охапка в руках, под их тяжестью мы согнулись и т.д.)

Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов.)

Цель. Развивать пантомимические навыки.

Педагог читает, дети имитируют движения.

Был у зайки огород, Зайка с радостью идет.

Ровненьких две грядки. Но сначала все вскопает,

Там играл зимой в снежки, А потом всё разровняет,

Ну а летом - в прятки. Семена посеет ловко

А весною в огород И пойдет сажать морковку.

Ямка - семя, ямка - семя,

И глядишь, на грядке вновь

Вырастут горох, морковь.

А как осень подойдет,

Урожаи свои соберет.

И как раз - здесь закончился рассказ!

Игра-пантомима «Сугроб»

Цель: Развивать пантомимические навыки, воображение; воспитывать коммуникативность.

Дети имитируют движения по тексту.

На поляне сугроб. Большой-пребольшой. Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонечко стал

оседать под лучами теплого солнца. И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные

и слабенькие. Но вот солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали,

огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит

река, увлекая с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла.

Почему река исчезла в озере?

Игра-пантомима «Медвежата»

А вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот

пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши,

лапы медвежат.

Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами

сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и

рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий

воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация.

Игра – пантомима «В гостях у сказки»

Цель: Развивать пантомимические навыки.

Дети выбирают карточки с изображением сказочных персонажей.

Показать, как Коза (Баба Яга, КраснаяШапочка и др.)

Смотрится в зеркало;

Пробует любимое блюдо;

Пробует нелюбимое блюдо;

Выслушивает комплимент;

Выслушивает замечание;

Садится на стул.

Игра – пантомима «Загадка»

Цель: Развивать пантомимические навыки.

Играющие делятся на две команды: одни загадывают загадки, изображают, а другие от-

гадывают. В ходе игры команды меняются заданиями.

В магазине (игрушек, овощном, гастрономе, мебельном и пр.) - отгадать, какой товар нужен

покупателю или какой товар стоит на полке;

В зоопарке: отгадать, кто сидит в клетке;

Отгадать профессию (по характерным движениям и позе);

Отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке, самолетом, поездом и пр.);

Отгадать настроение (по позе, выражению лица, походке и т. д.);

Отгадать, какая на улице погода;

Определить по походке прохожего (балерина, солдат, «задавака», очень старый человек,

манекенщица, человек, которому жмут ботинки, и т. д.).

Игра – пантомима «Если бы…….."

Цель: Развивать пантомимические навыки

1. Подойти к столу и рассмотреть его, будто это:

Королевский трон,

Аквариум с экзотическими рыбками,

Костер,

Куст цветущих роз.

3. Передать книгу друг другу так, как будто это:

Кирпич,

Кусок торта,

Бомба,

Фарфоровая статуэтка и т. д.

4. Взять со стола карандаш так, как будто это:

Червяк,

Горячая печёная картошка,

Маленькая бусинка.

5. Пройти по линии, нарисованной мелом, как по канату.

6. Выполнять различные действия:

Чистить картошку,

Нанизывать бусы на нитку,

Есть пирожное и т. д.

Игра – пантомима «Скульптор и глина»

Цель. Развитие коммуникативных способностей.

Дети распределяются парами и занимают свободное место в зале,

Договариваются между собой, кто из них «Скульптор», а кто -

«Глина».

Скульпторы лепят из Глины: животных, спортсменов, игрушки, сказочных персонажей.

Затем играющие меняются ролями.

Примечание: выбирается несколько экспертов, которые отгадывают, что слепил Скульптор.

После разгадки Скульптура (Глина) расколдовывается и перестает сохранять позу.

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 5 «ДУБОК» СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ

КАРТОТЕКА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР

Подготовила:

воспитатель Нехорошева Е.Н.

2014г.

Картотека театрализованных игр

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.

Дети приветствуют друг друга от имени любого, придуманного ими сказочного персонажа (лисы,

зайца, волка), надевают (по желанию) костюмы и рассказывают, на кого они стали похожи. Педагог по-

могает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.

Игра «Где мы были, мы не скажем»

Цель. Развивать внимание, память, образное мышление детей.

Водящий, которого выбирают дети, уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе с педагогом

договариваются, кого или что они будут изображать. Затем входит водящий и говорит: «Расскажите, где

вы были, что вы делали?» Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» (если они

договорились изображать действие) или «Кого видели, покажем» (если они изображают животное) т.д. В

процессе игры педагог помогает детям найти наиболее характерные особенности животных или предметов и

выразительно их передать.

Игра «Воображаемое путешествие»

Цель. Развивать воображение, фантазию, память детей; умение общаться в предлагаемых

обстоятельствах.

Педагог. Сейчас мы отправимся в путешествие. Я буду описывать место, где мы окажемся, а вы

должны представить, увидеть его мысленно и делать то, что вам подскажет воображение. Итак, возьмите со

стульчиков воображаемые рюкзаки, наденьте их, выйдите на середину комнаты. Перед вами поляна, полная

полевых цветов и ягод. Рвите цветы для букетов. Собирайте ягоды. Но сначала определите для себя, какой

это цветок или ягода, потому что я могу спросить у вас: «Что это?» Учтите, все ягоды растут в траве, а значит,

их, не сразу можно увидеть - траву нужно осторожно раздвигать руками. Теперь мы идем дальше по дороге к

лесу. Здесь течет ручей, через который перекинута доска. Идите по доске. Мы вошли в лес, где много

грибов и ягод,- осмотритесь. Теперь мы отдохнем и перекусим. Достаньте из рюкзаков завтраки, которые вам

дала в дорогу мама, и перекусите. А я буду угадывать, что вы «едите».

Игра «Дедушка Молчок»

Цель. Развивать выразительностьжестов, мимики, голоса.

Дети сидят в творческом полукруге. Проводится игра «Дедушка Молчок».

Педагог. Сегодня к нам в гости придет дедушка Молчок. Когда он появляется, становится тихо.

Дедушка очень добрый, он любит детей и знает много интересных игр.

Чики-чики-чики-чок,

Здравствуй, дедушка Молчок!

Где ты? Мы хотим играть,

Много нового узнать.

Где ты, добрый старичок? Тишина... Пришел Молчок. Не спугни его смотри,

Тс-с-с, ничего не говори.

Педагог просит детей очень тихо, на цыпочках, поискать дедушку, жестом призывая к соблюдению

говорит, что очень спешил к ребятам, потому что любит играть. Предлагает детям поиграть в игру «Узнай,

кто говорит от другого имени». С помощью считалки выбирают водящего. Педагог от имени дедушки читает

текст. Ребенок, на которого указывает Молчок, отвечает на вопрос, изменив голос. Водящий угадывает, кто

из детей говорит от другого имени.

Сидит кукушка на суку,

И слышится в ответ...

«Ку-ку», - отвечает ребенок, на которого указывает дедушка Молчок.

А вот котеночек в углу, Мяукает он так... (Мяу! Мяу!)

Щенок прогавкает в ответ,

Услышим вот что мы вослед... (Гав! Гав!)

Корова тоже не смолчит,

А вслед нам громко замычит... (Му-у!)

А петушок, встретив зарю, Нам пропоет... (Ку-ка-ре-ку!)

Паровоз, набравши ход, Тоже весело поет... (У-у-у!)

Если праздник, детвора Весело кричит... (Ура! Ура!)

Игра «Тень»

Цель. Учить детей согласовывать свои действия с другими детьми.

Дети разбиваются на пары. Один ребенок в паре - это человек, он «ходит по лесу»: собирает

грибы, ягоды, ловит бабочек и т. д. Другой ребенок - его тень. Повторяя движения человека, тень

должна действовать в том же ритме и выражать то же самочувствие.

Педагог объясняет детям значения слов «темп» и «ритм»:! «Темп -это скорость: быстро_____{,

медленно, совсем медленно. Ритм - это равномерное повторение определенных звуков: раз-два, тук-

тук».

Затем условия игры меняются. Один ребенок в паре - мышка, лягушка, зайчик, медведь, лиса,

петушок, ежик (по вы-1-бору педагога), другой ребенок -его тень. Во время игры дети меняются

ролями, а педагог подсказывает им, показывает! походку зверей.

Игра «Узнай по носу»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность.

Водящий уходит за занавес. Участники игры поочередно, чуть приоткрывая занавес, показывают ему

руку, ногу, волосы, нос и т. д. Если водящий узнает товарища сразу, то получает фант. Игра повторяется

несколько раз, водящие меняются.

Игра «Зеркало»

мимике.

Педагог. Представьте, что вы готовитесь к спектаклю и гримируетесь перед зеркалом. Что такое

грим? Это подкрашивание лица, искусство придания лицу (с помощью специальных красок, наклеивания

усов, бороды и т. п.) внешности, необходимой актеру для данной роли. Встаньте парами лицом друг к

другу. Один из вас артист, а другой - зеркало. «Зеркало» внимательно следит за движениями артиста и по-

вторяет их зеркально. Старайтесь предугадать любой жест, любую мимику. Что может делать артист?

(Надевать парик, маску; укладывать волосы, класть на лицо тон, подводить брови, красить ресницы и губы;

улыбаться, смеяться, плакать, грустить и т. д.) Движения должны быть плавными и неторопливыми. Не

смейтесь при этом! Когда у вас бывает радостное настроение? Какие настроения вы знаете?

Игра «Испорченный телефон»

Цель. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по

мимике.

Все участники игры, кроме водящего и одного из ребят, закрывают глаза -«спят». Водящий показывает

ребенку, не закрывшему глаза, какую-либо эмоцию. Ребенок, «разбудив» другого участника игры, передает

увиденную эмоцию так, как он ее понял, без слов. Второй участник передает свою версию увиденного

третьему игроку и так до последнего игрока.

После игры педагог беседует с детьми о том, какие эмоции они изображали; по каким признакам они

узнали именно эмоции.

Игра «Сам себе режиссер»

Цель. Дать детям возможность самостоятельно сочинить сценку проживотных.

Педагог объясняет детям: «Режиссер - это руководитель, организатор номера или спектакля, или

циркового выступления артистов». Один ребенок (по желанию) берет на себя роль режиссера. Он набирает

артистов, придумывает сценку, использует реквизиты, костюмы. Остальные ребята, не занятые в сценке,

придумывают свои сценки.

Игра «Угадай, кто я»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, память.

Игра проходит веселее, когда в ней принимает участие много ребят. С помощью считалки выбирают

водящего. Ему завязывают глаза. Дети берутся за руки и встают в круг вокруг водящего. Водящий хлопает в ладоши,

а дети двигаются по кругу.

Водящий хлопает еще раз - и круг замирает. Теперь водящий должен указать на какого-либо игрока и

попытаться угадать, кто он. Если ему удается сделать это с первой попытки, то игрок, угаданный им,

становится водящим. Если же водящий с первой попытки не угадал, кто перед ним, он имеет право

дотронуться до этого игрока и попробовать угадать второй раз. В случае правильной догадки водящим

становится ребенок, которого опознали. Если же водящий так и не смог правильно догадаться, он водит

по второму кругу.

Вариант игры. Можно ввести правило, по которому водящий может попросить игрока что-либо

произнести, например, изобразить животное: прогавкать или мяукнуть. Если водящий не узнал игрока, он

водит еще раз.

Игра «Горячий картофель»

Цель. Развивать быстроту реакции, координацию движений.

Традиционно в игре используется настоящий картофель, но его можно заменить теннисным мячиком

или волейбольным мячом.

Дети садятся в круг, водящий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и

тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают «картошку» друг другу, желая как можно быстрее от нее

избавиться (как будто это настоящая горячая картошка). Вдруг ведущий произносит: «Горячий картофель!»

Игрок, у которого оказалась в руках «горячая картошка», выбывает из игры. Когда в кругу остается один ре-

бенок, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.

Игра «Кто из нас самый наблюдательный?»

Цель. Развивать наблюдательность, память.

Эту игру любят все дети и охотно играют в нее. Выбирают водящего, который внимательно

осматривает играющих: их одежду, обувь, кто где сидит или стоит, запоминает позы игроков. Водящий

выходит из комнаты. Ребята меняются местами; изменяют позы, переобуваются; обмениваются кофточками,

сумочками, ленточками, платочками, шарфиками. Входит водящий и ищет изменения. Чем больше

изменений он находит, тем лучше, тем он наблюдательнее.

Игра «Представьте себе»

Цель. Развивать имитационные способности.

Солнце нужно всем! Цветам, бабочкам, муравьям, лягушкам. А кому еще нужно солнце? (Дети

перечисляют.) Сейчас вы придумаете, в кого превратитесь, и под музыку изобразите того или то, что

загадали, а я попытаюсь отгадать.

Включается грамзапись, дети имитируют движения задуманного персонажа. Это могут быть

цветы, насекомые, животные, птицы, деревья и т.д. Педагог отгадывает, уточняет.

Солнышко скрылось за тучку, пошел дождь. Скорее под зонт!

Игра «Ласковое слово»

Цель. Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Педагог собирает детей в хоровод со словами:

В хоровод, в хоровод

Здесь собрался народ!

Раз, два, три - начинаешь ты!

Вслед за этим педагог надевает на себя колпачок и ласково обращаем к рядом стоящему ребенку.

Например:

- Сашенька, доброе утро!

Педагог уточняет, какие добрые и ласковые слова мы можем произносить, обращаясь к своим

друзьям (Здравствуйте, как я рад(а) тебя видеть; какой красивый у тебя бантик; у тебя красивое

платье и т.д.).

После этого дети снова идут по кругу с песенкой. Педагог передает колпачок следующему ребенку,

который должен, в свою очередь, ласково обратиться к стоящему с ним рядом малышу, и т.д.

Игра «Продолжи фразу и покажи»

Цель. Развивать логику, творческие способности; развивать имитационные навыки.

Если холодно на улице, что вы надеваете? (Шубу, шапку, варежки...)

Если вам подарят маленького котенка, что вы сделаете ? (Погладим его, приласкаем).

Если вы останетесь в лесу одни, что вы будете делать? (Громко кричать «Ау!».)

Если мама отдыхает, как вы будете себя вести? (Ходить на цыпочках, не шуметь...)

Если плачет ваш друг, что делать? (Утешить, погладить, заглянуть в глаза...).

Если вам на глаза попались спички? (Ответы детей, которые педагог обобщает выводом: спички

детям не игрушка!)

Игра «Доктор Айболит» (К. Чуковский)

Цель. Развивать логику, творческие способности; воспитывать доброжелательное отношение к

окружающим; развивать имитационные навыки, артикуляционный аппарат

Добрый доктор Айболит! И жучок, и паучок,

Он под деревом сидит. И медведица!

Приходи к нему лечиться, Всех излечит, исцелит

И корова, и волчица, Добрый доктор Айболит!

Роль доктора берет на себя педагог. На нем белый халат, шапочка, в кармане трубка. Дети

выбирают куклы пальчикового театра и подходят к доктору Айболиту. Голосом выбранного персонажа

просят полечить лапку, носик, животик...

По ходу игры педагог (Айболит) задает вопросы, побуждая детей живо и эмоционально

включаться в игру.

В конце дети устраивают концерт для доктора Айболита (игра «Оркестр»)

Игра «Бродячий цирк»

Цель. Развивать фантазию и способность к импровизации; побуждать детей к участию в

театрализованной игре, поощрять творческую инициативу;

расширять знания детей о цирке, обогащать словарный запас;воспитывать доброжелательные

партнерские отношения.

Под ритмичную музыку (цирковой туш) педагог читает стихотворение, дети идут по кругу и

приветственно машут рукой:

Для радости ребячьей приехал цирк бродячий.

В поющем и звенящем, в нем всё как в настоящем:

Гимнаст летит, и скачет конь, лисица прыгает в огонь,

Мартышка к зеркалу спешит, и клоун публику смешит.

Педагог объявляет номера:

Первый номер нашей программы «Канатоходцы»!

Воспитатель кладет на пол ленту. Под музыкальное сопровождение дети, подняв руки в стороны,

проходят по ленте, представляя, что это канат, натянутый в воздухе.

Второй номер нашей программы - «Знаменитые силачи».

Мальчики поднимают воображаемые гири, штанги.

Третий номер нашей программы - «Ученые собачки» под рукводством знаменитой

дрессировщицы... (Педагог называет имя девочки.)

Дети-собачки садятся на корточки, дрессировщик дает задания: танцуют; решают задачки по

картинкам; прыгают через кольцо; поют.

Антракт

В антракте всем зрителям и участникам представления «буфетчица» раздает воображаемое

мороженое.

Цель. Учить детей интонационно и выразительно произносить предложенную фразу.

Дети встают в шеренгу. К ним спиной встает водящий. Педагог молча указывает на любого ребенка, тот

произносит фразу: «Скок-скок-скок-скок, угадай, чей голосок!» Если водящий угадал, он встает в общую

Игра с воображаемыми предметами

Цель. Развивать воображение и фантазию; побуждать детей к участию в общем театральном

действии.

1.Педагог вместе с детьми произносит слова знакомого стихотворения «Мой веселый звонкий мяч», и

все ударяют воображаемым мячом об пол.

2.Педагог бросает воображаемый мяч каждому ребенку, ребенок «ловит» мяч и «бросает» его обратно

педагогу.

3.Дети встают в круг и передают друг другу воображаемый предмет. Игру начинает и комментирует

педагог.

Посмотрите, у меня в руках большой мяч. Возьми его, Саша (Педагог передает «мяч» рядом

стоящему ребенку).

Ой, у тебя он стал маленький. Передавай его Насте.

Настя, в твоих руках маленький мячик превратился в ежика. Его колючки колкие, смотри, не

уколись и не урони ежа. Передай ежика Пете.

Петя, твой ежик превратился в большой воздушный шар. Держи его крепче за ниточку, чтобы

блин, блин- в клубок ниток, нитки – в маленького котенка, его можно осторожно погладить, котенок

превратился в румяного колобка).

Игра с воображаемым объектом

Цель. Формировать навыки работы с воображаемыми предметами;

воспитывать гуманное отношение к животным.

Дети в кругу. Педагог складывает ладони перед собой: Ребята, посмотрите, у меня в руках

маленький котенок. Он совсем слабый и беспомощный. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его

погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова.

Педагог передает воображаемого котенка. Наводящими вопросами помогает детям найти нужные

слова и движения.

Игра «И я тоже!»

Цель. Совершенствовать внимание, наблюдательность.

Педагог говорит,

что он делает, а дети по сигналу громко отвечают: «И я тоже!»: Утром я встаю... (И я тоже!) Умываюсь...

Чищу зубы... Надеваю чистую одежду... Завтракаю... Выхожу на улицу... Сажусь в грязную лужу...»

Педагог. Кто это у нас поросенок, кто любит поваляться в лужах? Можно только пожалеть его

мамочку. Давайте попробуем еще раз! Я люблю смотреть спектакль. (И я тоже!) Я в зале не разговариваю...

Я самый аккуратный... Я на улице гуляю... Всех ребят я обижаю...

Педагог. Это кто же здесь у нас такой смелый -обижает ребят? Ребят обижать нехорошо! Но

думаю, что сейчас никто не ошибется. Я люблю веселую музыку... (И я тоже!) Я танцую вместе с

друзьями... (И я тоже!) А теперь покажите, как вы умеете танцевать.

Звучит музыка. Дети танцуют.

Игра «Веселые обезьянки»

Педагог. Представьте, что вы все обезьянки и сидите в клетке в зоопарке. Одного из вас мы

выбираем на роль посетителя зоопарка. Он будет стоять в центре, и делать различные движения и

жесты. «Обезьянки» передразнивают посетителя, точно повторяют его жесты и движения. С помощью

считалки выбирают «посетителя»:

Над лучами, над водой

Хлынул дождик проливной.

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Золотая радуга.

(М. Лопыгина. Радуга)

«Посетители» в течение игры меняются несколько раз.

Игра «Поварята»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

Дети делятся на две команды (рассчитываются на первый-второй). Первая команда готовит первое

блюдо, а вторая - салат. Каждый ребенок придумывает, каким продуктом он будет: луком, морковью,

свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т. п. -для первого блюда; картофелем, огурцом, луком,

горошком, яйцом, майонезом и т. п.-для салата. Затем все дети становятся в круг - получается

«кастрюля» - и поют песню (импровизация):

Сварить можем быстро мы борш или суп

И вкусную кашу из нескольких круп,

Нарезать салат и простой винегрет,

Компот приготовить -вот славный обед.

Дети останавливаются, а ведущий (педагог) по очереди называет, что он хочет положить в

кастрюлю. Узнавший себя ребенок входит в круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в круге,

ведущий предлагает приготовить другое блюдо.

Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем»

Цель. Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене

согласованно.

Комната делится пополам шнуром. С одной стороны находятся 6 ребят, выбранных с помощью

считалки,- «дедушка и пятеро внучат». С другой стороны - остальные дети и педагог; они будут

загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».

Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!

Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где вы побывали? Что вы повидали?

Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам

покажем!

Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети

возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если отгадка дана неправильно, дети

называют верный ответ и после слов педагога: «Раз, два, три -догони!» бегут за шнур, в свою половину

комнаты, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока ребята не пересекли линию.

После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата». В загадках дети показывают, как они,

например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч,

подметают веником пол, рубят топором дрова и т. п. Педагог хвалит детей за правильные действия с

воображаемыми предметами, которые они! показывали в загадках.

Игра «День рождения»

Цель. Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на

сцене согласованно.

С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости

приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных

игровых действий дети должныпоказать, что именно они дарят.

Лучше, если гостей будет немного, а остальные ребята сначала побывают в роли зрителей,

оценивающих достоверность показа. Потом дети могут поменяться ролями. Подарки могут быть самые

разнообразные: коробка конфет, шоколад, шарфик, шапка, книжка, фломастеры и даже живой котенок.

Игра «Угадай, что я делаю?»

Цель. Развивать память, воображение детей.

Дети встают в круг. Каждый ребенок принимает определенную позу и оправдывает ее:

Стоит с поднятой рукой (кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы в шкафчике, вешаю куртку,

украшаюелкуи т. п.);

Стоит на коленях, руки и корпус устремлены вперед (ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей,

кормлюкотенка, натираю пол и т. п.);

Сидит на корточках (смотрю на разбитую чашку, рисую мелом и т. п.);

Наклонился вперед (завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветок и т.п.).

Педагог предлагает ребятам повторить игру «Угадай, что я делаю?» в движении.

Дети ходят свободно по залу под музыку. Как только музыка заканчивается, ребята останавливаются,

принимают определенные позы, затем оправдывают их (собираюцветы, наклонился за грибом и т. д.).

Игра «Одно и тоже по-разному»

Дети в творческом полукруге. Один ребенок придумывает свой вариант поведения, а дети

должны догадаться, чем он занимается и где находится (человек идет, сидит, бежит, поднимает руку,

слушает и т. д.).

Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному. Дети делятся на творческие

группы, и каждая получает определенное задание.

I группа получает задание сидеть. Возможные варианты:

Сидеть у телевизора;

Сидеть в цирке;

Сидеть в кабинете врача;

Сидеть у шахматной доски;

Сидеть с удочкой на берегу реки и т. п.

II группа получает задание идти. Возможные варианты:

Идти по дороге;

Идти по горячему песку;

Идти по палубе корабля;

Идти по бревну или узкому мостику;

Идти по узкой горной тропинке и т. д.

III группа получает задание бежать. Возможные варианты:

Бежать, опаздывая в театр;

Бежать от злой собаки;

Бежать, попав под дождь;

Бежать, играя в жмурки, и т.д.

IV группа получает задание размахивать руками. Возможные варианты:

Отгонять комаров;

Подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

Сушить мокрые руки и т. д.

V группа получает задание ловить зверюшку. Возможные варианты:

Ловить кошку;

Ловить попугайчика;

Ловить кузнечиков и т.д.

Педагог и зрители отмечают, кто правильно выполнил задание.

Игра «Превращение предмета»

Цель. Развивать воображение, фантазию детей.

Сначала педагог объясняет детям: «В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое

отношение - это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету,

месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное

превращение».

Педагог берет какой-либо предмет и кладет его на стол! или передает по кругу от одного ребенка

к другому. Каждый ребенок должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое

предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

Карандаш или палочка: ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник, зубная щетка, кисточка для

рисования, дудочка, I расческа и т.д.;

Маленький мячик: яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

Записная книжка: зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра и т.д.

Можно превращать стул в пенек; в этом случае дети должны оправдывать условное название предмета.

Например, большой стул может быть превращен в королевский трон, памяти ник и др.

Игра «Кругосветное путешествие»

Цель. Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение.

Дети в творческом полукруге. Педагог предлагает им отправиться в кругосветное путешествие:

«Ребята, перед вами стоит задача: придумать, где будет проходить ваш путь - по пустыне, по горной

тропе, по болоту; через лес, джунгли, через океан на корабле».

Дети предлагают маршрут кругосветного путешествия, используя декорации корабля, избушки.

Итак, маршрут кругосветного путешествия составлен, и дети начинают играть. В игре используются

музыка народов мира, шумовые эффекты - гром, дождь, шум бури, шторм, костюмы и маски.

Игра «Король»

Цель. Уметь действовать с воображаемыми предметами, на память физических действий

(вариант народной игры).

Исполнителя роли Короля выбирают с помощью считалки:

Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала:

Две Матрешки на окошках,

Две Аринки на перинке,

Две Танюшки на подушке,

А Петрушка в колпачке

На дубовом сундучке.

(Е. Благинина. Считалка)

лучше запомнить их.

Король сидит на «троне» с короной на голове. Дети делятся на несколько групп. Каждая группа

представляет Королю свою профессию, действуя с воображаемыми предметами (повара, прачки, швеи и т.

д.).

Первая группа подходит к Королю.

Работники. Здравствуй, Король!

Король. Здравствуйте!

Работники. Нужны вам работники?

Король. А что вы умеете делать?

Работники. А ты отгадай!

Король должен отгадать профессии работников. Если он отгадал верно, то дети разбегаются, а он догоняет

убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится Королем. В процессе игры педагог усложняет характер

Короля - то он жадный, то злой. Если роль Короля играет девочка (Королева), то она может быть доброй,

легкомысленной, сварливой и т.д. Главное в этой игре-действие с воображаемыми предметами.

Игра «День рождения»

Цель. Игра учитдетей быть доброжелательными, внимательными и добрыми, Уметь действовать с

воображаемыми предметами.

Педагог назначает на роль именинника ребенка. Он будет принимать гостей в день рождения.

Гости по очереди дарят ему воображаемые подарки (кукла, мяч, конструктор и т. д.). Педагог должен

обращать внимание на верные действия детей с воображаемыми предметами

Игра «Загадки без слов»

Цель. Привлекать детей к проигрываниюмини-сценок.

Педагог созывает детей: Сяду рядышком на лавку,

С вами вместе посижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей - погляжу.

Педагог вместе с первой подгруппой детей садятся и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов.

Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время

располагается в другой части зала.

Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море,

ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают.

Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает - первая.


Конспект занятия

Тема: Искусство пантомимы

Цель: Познакомить учащихся с искусством пантомимы с помощью упражнений и игр.

Задачи:

Обобщить и систематизировать представление понятий «пантомима», «мимика», «жест», «эмоция»;

Развить у детей выразительность жестов, мимики;

Научить средствами мимики и жестов предавать наиболее характерные черты какого-либо персонажа;

Воспитать сценическую культуру;

Формирование умения работать в коллективе.

Методическое оснащение:

-методы обучения: словесный метод (беседа, рассказ); практический (упражнения, этюды); игровой (игра)

-инвентарь, реквизит: стулья, карточки с заданием, доска, мелки.

1.Организация рабочего пространства

Учащиеся садятся на стулья в полукруг.

2.Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Я очень рада Вас сегодня видеть!

3.Эмоциональный настрой на занятие

Сегодня наше занятие мы начнем не совсем обычно. Я предлагаю вам поиграть с волшебной ручкой! По вашему желанию она может превратиться в любой предмет, но не простой предмет. Передавая его, вы передаете частичку своего тепла. Так мы с вами зарядимся положительным настроением на целый день! И первому участнику я отдаю не ручку, а волшебную веселую дудочку. Поиграй для нас на этой дудочке! (первый участник берет ручку и изображает игру на дудке). Спасибо большое! А что ты отдашь своему соседу вместе с частичкой доброй энергии? (Далее по кругу дети передают «волшебный предмет» называя его новое назначение)

4.Сообщение цели и задач занятия.

Скажите ребята, когда человек радуется или, наоборот огорчается, когда видит что-нибудь удивительное или страшное и непонятное, что помогает ему выразить эмоции?

Ученики: мимика, жесты.

Конечно же - это мимика и жесты. Ведь наше лицо и тело также пластичны и изменчивы, как и наше настроение. Скажите, ребята, а существуют ли актеры, которые совсем не использует слова, а только жесты и мимику?

И кто же это?

Правильно. И, следовательно, сегодня мы с вами будем говорить именно о пантомиме: о том, как и когда появилось это искусство, какое значение пантомима имеет сейчас и, конечно же, постараемся тоже побыть мимами и научимся показывать свое настроение через мимику.

1. Изучение истории развития пантомимы.

Однажды в древности, Рим посетил армянский царь Тиридат. Его принимали торжественно и пышно, желая сделать своим верным другом. Когда Тиридат собрался в обратный путь правитель Рима Нерон предложил своему новому союзнику выбрать любой подарок. И тогда царь Тиридат попросил в дар актера, которого видел в театре. Без слов, только жестами и мимикой он смог выразить абсолютно все! Царь Тиридат пояснил свой выбор тем, что в его стране люди разговаривают на многих языках и наречиях и нередко приходиться пользоваться услугами переводчика. А этот актер стал бы «универсальным» средством общения. Так появилась пантомима как самостоятельное искусство.

Итак, что же такое пантомима? (Ученики отвечают)

Выражаясь научным языком, Пантомима – это миниатюра без текста, которую исполняет группа артистов или один артист.

Но на данный момент актеров мимов можно встретить крайне редко. В основном как самостоятельный номер пантомима существует на эстраде, а не в театре. В театральном же искусстве пантомима существует сейчас как вспомогательное средство, помогая создавать лишь некоторые сцены.

2. Освоение понятия «Эмоция». Взаимосвязь эмоционального состояния и мимики.

Ребята, а что же такое эмоция? (Отвечают) Эмоция - проявление аффективной жизни, обычно сопровождающееся приятным или мучительным состоянием сознания. Эмоция – это беспокойство различной глубины, нарушение равновесия. Это беспокойство может быть сильным, влекущим за собой повышенную оживленность (например, гнев, энтузиазм), или же, наоборот, спад оживления (например: страх, любовь «с первого взгляда»). Эмоция, таким образом, действует или как возбудитель, или же, наоборот, вызывает оцепенение.

И мы сейчас с Вами покажем эти эмоции.

Упражнение «Покажи эмоцию»

Каждому из Вас сейчас необходимо продемонстрировать ту или иную эмоцию, которая будет изображена на карточке, которую Вы вытяните. А задача зрителей, отгадать, что это была за эмоция, и конечно же в конце представления поаплодировать выступающему.

Молодцы, отлично справились с заданием!

Мимика - (от греч. μιμιχοζ - подражатель) - «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека»

Таким образом, мимика является прямым выражением наших чувств и эмоций. Она может осуществляться естественно, а может быть искусственно создана, усилием актера, для более достоверного состояния на сцене, как одно из выразительных средств.

Жест - движения рук, сопровождающие речь актёра или заменяющие её

А сейчас небольшое задание. Вам нужно с помощью мимики и жестов, показать предложенные выражения, а зрители будут отгадывать.

1. Вот такой арбузище купила.

2. Малюсенький такой пузырёчек.

3. Фи, какой противный!

4. Ну, я не знаю!

5. Всё в порядке!

Упражнение «Передай маску».

А теперь представим себе, что мы отправляемся в дальний поход в страну масок. Вы будете идти по дорогам этой страны, а я вам буду называть эмоцию и часть тела, при помощи которой вы мне передадите эмоцию.

Выполнение упражнения:

А теперь пожалуйста передайте мне:

Грусть через руки;

Гордость через спину;

Радость через лицо;

Страх через руки;

Радость через руки;

Радость через ноги;

Удивление через руки;

Задумчивость через лицо.

Итак, ребята, мы с Вами узнали, что такое эмоции, мимика, жесты и пантомима. Теперь мы перейдем к практическому занятию.

3. Практическое занятие

Все Вы знаете русскую народную сказку «Колобок». И сейчас Ваша задача разыграть этюд по мотивам этой сказки, но делать Вам предстоит это без слов, а лишь пользуясь как раз-таки мимикой, жестами и эмоциями. То есть разыграть пантомиму.

Время на подготовку 15 минут.

Демонстрация этюда.

Молодцы, ребята! На сегодня это всё. А теперь давайте оценим, как вы усвоили сегодня изученный материал. На доске нарисован многоквартирный трёхэтажный дом. Нарисуйте себя в окне в зависимости от того как Вы всё поняли и запомнили. Если всё хорошо поняли и запомнили – то нарисуйте себя на самом высоком этаже, если не очень хорошо запомнили и поняли изученный материал – на втором этаже, а если уж совсем ничего не поняли и не запомнили, то на самом нижнем этаже.

Спасибо, ребята! До свидания!