История возникновения и развития баскетбола. Спорт, который известен уже множество десятилетий! Захватывающая история баскетбола Развитие и становление




Доктор Джеймс Найсмит известен во всем мире, как изобретатель баскетбола. Он родился в 1861 году в Рэмсэй (Ramsay) городке, близ Элмонта (Almonte), штат Онтарио, Канада … Джеймс Нейсмит (англ. James Naismith); (6 ноября 1861 - 28 ноября 1939) - является автором баскетбола. Нейсмит работал преподавателем физического воспитания Спрингфилдской международной тренировочной школы в США. В поисках увеличения физических нагрузок студентов в зимнее время он придумал подобную игру с мячом в зале.

Баскетбол, пожалуй, единственный из популярных видов спорта, дата и место возникновение которого доподлинно известны. Об этом знаменательном событии написан не один десяток книг, часто с вымышленными подробностями повествующих о первых шагах этого будущего пристрастия миллионов. И тем не менее, имеет смысл хотя бы схематично обозначить основные моменты становления и развития баскетбола, искусственно изобразительной игры, сумевшей за считанные десятилетия завоевать сердца поклонников во всем мире, что само по себе представляется явлением беспрецедентным. Уже, будучи преподавателем физкультуры, профессором колледжа в Спрингфелде, Джеймс Найсмит столкнулся с проблемой создания игры для зимы штата Массачусетс, периода между соревнованиями по баскетболу и футболу. Найсмит полагал, что в связи с погодой этого времени года, лучшим решением будет изобрести игру для закрытых помещений. Найсмит хотел создать подвижную игру для студентов Школы Христианских Рабочих, которая предполагала бы не только использование исключительно силы. Он нуждался в игре, которую можно было бы в закрытом помещении в относительно малом пространстве. И вот, в декабре 1891 года, Джеймс Найсмит представил своему гимнастическому классу в Спрингфилде (YMCA) свое безымянное изобретение. Меньше чем за час, Джеймс Найсмит, сидя за столом в своем офисе в YMCA сформулировал тринадцать правил в баскетбол.

  • А) Мяч может быть брошен в любом направлении одной или двумя руками.
  • Б) По мячу можно бить одной или двумя руками в любом направлении, но не в коем случае кулаком.
  • В) Игрок не может бегать с мячом. Игрок должен отдать пас или бросить мяч в корзину с той точки, в которой он его поймал, исключение делается для игрока бегущего на хорошей скорости.
  • В) В любом случае не допускаются удары, захваты, удерживание и толкание противника. Первое нарушение этого правила любым игроком, должно фиксироваться как фол (грязная игра) ; второй фол дисквалифицирует его, пока не будет забит следующий мяч и если имелось очевидное намерение травмировать игрока, на всю игру. Никакая замена не позволяется.
  • Г) удар по мячу кулаком - нарушение пунктов правил 2 и 4, наказание описано в пункте 5.
  • Д) Если одна из сторон совершает три фола подряд, они должны фиксироваться как гол, для противников (это значит, что за это время противники не должны совершить ни одного фола).
  • Е) Гол засчитывается, - если брошенный или отскочивший от пола мяч попадает в корзину и остается там. Защищающимся игрокам не позволяется касаться мяча или корзины в момент броска. Если мяч касается края, и противники перемещают корзину, то засчитывается гол.
  • Ж) Если мяч уходит в атаку (за пределы площадки), то он должен быть выброшен в поле и первым коснувшимся его игроком. В случае спора выбросить мяч в поле, должен судья. Выбрасывающему игроку позволяется удерживать мяч пять секунд. Если он удерживает его дольше, то мяч отдается противнику. Если любая из сторон пытается затягивать время, судья должен дать им фол.
  • З) Судья должен следить за действиями игроков и за фолами, а также уведомлять рефери, о трех, совершенных подряд фолах. Он наделяется властью дисквалифицировать игроков согласно Правилу 5.
  • И) Рефери должен следить за мячом и определять, когда мяч находится в игре (в пределах площадки) и когда уходит в аут (за пределы площадки), какая из сторон должна владеть мячом, а также контролировать время. Он должен определять положение цели, вести запись забитых мячей, а также выполнять любые действия которые обычно выполняются рефери.
  • К) Игра состоит из двух половин по 15 минут каждая с перерывом в пять минут между ними.
  • Л) Сторона, забросившая больше мячей в этот период времени является победителем.

Иногда даже самый обычный учитель физкультуры может прославиться и навеки вписать свое имя в историю, как это сделал Джеймс Нейсмит в конце XIX века. В один прекрасный день он изобрел игру с мячом, которая сегодня стала одной из самых популярных в мире. Баскетбол - это не просто вид спорта, а часть массовой культуры и стиль жизни в США. Главные звезды НБА зарабатывают десятки миллионов в год и являются кумирами молодежи.

Однако мало кто знает, что история баскетбола началась в захолустном колледже в американской глубинке больше ста лет назад. В отличие от футбола и хоккея, баскетбол имеет известного родителя, который и придумал эту игру.

Становление преподавателя

Биография Джеймса Нейсмита не может не заинтересовать поклонников баскетбола, хотя до определенного момента она не представляла из себя ничего необычного. Он родился в поселке Рэмси, что в канадской провинции Онтарио, в 1861 году.

Закончив среднюю школу в городе Олмонд, он решил продолжить свое образование и отправился покорять высшие учебные заведения главного города Канады. Джеймс Нейсмит благополучно добрался до Монреаля и в 1883 году поступил в университет Макгилла.

Здесь он добросовестно учится на преподавателя физкультуры и попутно защищает честь университета в соревнованиях по канадскому и европейскому футболу. Именно здесь впервые проявилась изобретательская жилка Джеймса Нейсмита, который предложил использовать шлем в качестве защиты для игроков в жесткий и контактный канадский футбол.

В 1888 году он успешно сдал экзамены на бакалавра по физическому воспитанию и остался преподавать в родном вузе, позже став первым директором по вопросам физического воспитания.

Чем занять студентов зимой?

В какой-то момент Джеймс Нейсмит решил сменить обстановку и перебрался в США, где устроился в колледж Ассоциации молодых христиан в Спрингфилде штата Массачусетс. Здесь канадец преподавал анатомию и физкультуру.

Любимой игрой студентов в то время был американский футбол. Однако грубый и контактный вид спорта был очень травматичным, студенты часто пропускали занятия, залечивая свои болячки, что очень не нравилось директору колледжа.

Он требовал от преподавателей физкультуры увлечь учеников каким-нибудь другим занятием, чтобы избежать потерь в своих рядах и сохранить драгоценные головы юношей.

Кроме того, сам Джеймс Нейсмит обратил внимание на то, что студентам наскучили однообразные гимнастические упражнения в спортзалах в зимний период, во время которого нельзя было поиграть в бейсбол или футбол на открытых площадках. Все это и стало началом истории баскетбола.

«Утка на скале»

В XIX веке была распространена детская игра «утка на скале». Суть ее состояла в том, что игрок бросал камешек, пытаясь поразить им вершину другого камня с большими размерами. Джеймс Нейсмит был знаком с этой забавой/ B она навела его на мысль об изобретении новой игры с мячом, смысл который также заключался в том, чтобы поразить спортивным снарядом определенную цель.

Итак, преподаватель решил придумать динамичную спортивную игру, развивающую ловкость и координацию, чтобы занять студентов в ненастный период и разработал правила, отталкиваясь от детской игры.

Начало

Джеймс Нейсмит разрабатывал правила новой игры долгими бессонными ночами, в результате чего родилось руководство, состоящее из тринадцати пунктов. Многие из них значительно изменились за сто лет, в ветхозаветных правилах не была предусмотрена градация начисления очков в зависимости от дальности броска, отсутствовали штрафные попытки, не предусматривалось ведение мяча игроком.

Самое забавное, что правилами даже не устанавливалось точное число участников противоборствующих команд на площадке, и во время исторического первого матча по баскетболу Джеймс Нейсмит попросту разделил всех своих студентов на две команды, в каждой из которых оказалось по девять человек.

1 декабря 1891 года преподаватель попросил работника школы прибить две корзины от персиков к балконам в противоположных концах спортзала. Балконы были установлены на высоте 3,05 м. Это расстояние от пола до кольца используется до сих пор и в современном баскетболе.

Первый матч состоялся в декабре 1891 года, а в январе 1892 года Нейсмит опубликовал в школьной газете правила новой игры. Дата этого события считается официальным днем рождения баскетбола.

Сторож и корзины

Одним из отцов популярной игры можно по праву считать школьного сторожа мистера Стеббинса. Именно он прибивал корзины для фруктов, которые использовались в те годы вместо современного кольца с сеткой. Также обязанности Стеббинса во время баскетбольных поединков заключались в том, чтобы забираться на стремянку и вытаскивать мячи из корзин после удачных бросков.

В какой-то момент старику надоело все время возиться с лестницами и мячами, и он просто взял пилу и срезал дно у корзин. Это стало первой революцией в баскетболе.

Первые матчи студентов Джеймса Нейсмита вызвали бы удивление у современных фанатов баскетбола. Почтенный бакалавр физического воспитания не предусмотрел в своих правилах возможность ведения мяча.

Игроки, принимая мяч, оставались на месте и должны были выполнять дальнейшую передачу или бросок. Передвигаться по площадке могли только баскетболисты, не владеющие мячом. Неудивительно, что сначала эта игра показалась довольно статичной и не могла соперничать с боевым и веселым футболом по популярности.

Баскетбольная эпидемия

Упорный преподаватель регулярно включал баскетбол в программу занятий, и постепенно студенты втянулись и полюбили новую забаву. Весть об игре Джеймса Нейсмита вскоре разлетелась по всей стране. Из колледжей и школ Новой Англии приходили письма с просьбами ознакомиться с правилами баскетбола, и вскоре эта игра завоевала все штаты.

Уже в 1894 году были опубликованы первые официальные правила. Через год баскетбол перемахнул через океан и стал распространяться по Европе со скоростью степного пожара. Всего-навсего через семь после изобретения игры была создана первая профессиональная лига, носившая название Национальная лига баскетбола.

Сегодня баскетбол невероятно популярен и распространен по всему свету, а Зал славы, построенный в Спрингфилде, носит гордое имя создателя любимой игры - Джеймса Нейсмита.

«Джеймс , иди домой обедать», — кричала в окно своего обветшалого домика Маргарет Нейсмит , шотландская эмигрантка, приехавшая в Канаду в поисках новой жизни.

«Ма, сейчас, вот только в утку на скале доиграю и прибегу», — отвечал 5-летний мальчишка, понимавший, что если в течение десяти минут своим камнем не собьёт располагавшийся на небольшом возвышении другой камень, то получит серьёзную взбучку от своего шотландского отца Джона , который был на добрых 19 лет старше матери и уже приложился к своему излюбленному виски.

Джеймс частенько выигрывал в игру «утка на скале». Его секрет заключался в том, что, в отличие от остальных мальчишек, которые кидали свой камень на силу, пытаясь так попасть в цель, чтобы сбить её, Нейсмит метал свой камень по очень высокой траектории, как бы набрасывая его. Таким образом, ему было легче целиться, и он чаще оказывался победителем. Парнишка тогда ещё не знал, насколько важное открытие он сделал, когда ещё не умел ни писать, ни даже читать.

Береги уши

Статуя Джеймса Нейсмита в Зале славы баскетбола. Спрингфилд, США. Фото: Commons.wikimedia.org / randomduck

Вскоре его родители умерли, оставив Джеймса сиротой. С тех пор практически всю свою осмысленную часть жизни Нейсмит провёл под попечением тёти и дяди — частая история для середины XIX века в Канаде.

Он посещал школу, но не показывал особых успехов в учёбе. Часто прогуливая занятия, Джеймс играл в утку на скале, которую уже тогда называли средневековой игрой. Чуть повзрослев, он пристрастился к спорту — уж больно нравился ему соревновательный момент.

В старшей школе городка Олмонт, что в провинции Онтарио, а позже и в старейшем и лучшем высшем учебном заведении страны, Университете МакГилла в Монреале, он увлекался гимнастикой, европейским футболом, который только начал получать признание в Северной Америке, лакроссом и, конечно же, канадским футболом, произошедшим от регби и так похожим на американский футбол, но лишь немного отличающимся в нюансах игры.

Уже тогда Нейсмит стал новатором и предопределил развитие канадского футбола. Он был первым, кто начал использовать шлем для игры в канадский футбол. Подверженный травмам головы футболист, который играл в центре, чтобы оберечь свои переломанные уши, смастерил для себя шлем. Использовать его было не запрещено, но и обязательным элементом экипировки он, конечно, не являлся. Уже несколько лет спустя все игроки были облачены в защитные шлемы, а ещё через некоторое время этот атрибут стал обязательным, и без него игроков не допускали на площадку.

Утка на скале

В 1888 году он окончил Университет МакГилла со степенью бакалавра в области физического воспитания. А через два года получил диплом магистра в этой же области в Пресвитерианском колледже Монреаля. Год спустя он стал первым в истории Университета МакГилла «директором по атлетике», считай, преподавателем физкультуры. Но в скором времени покинул свою альма матер и отправился в США, чтобы стать физруком в Торговой школе Юношеской христианской ассоциации в городе Спрингфилд в штате Массачусетс.

В 1891 году хоккей ещё не был так популярен в США, поэтому Нейсмиту необходимо было чем-то развлекать своих подопечных, оказавшихся весьма непослушными и не поддающимися контролю. Пытаться заставить их выполнять скучные гимнастические упражнения в закрытом помещении на протяжении долгой и морозной зимы, которая типична для Новой Англии, было практически невозможным.

Поняв, что дело попахивает керосином, директор школы дал Джеймсу Нейсмиту задачу — изобрести весёлую и подвижную игру, которая развивала бы студентов физически, требовала отличной координации и была бы интересна для ребят. Одним из основных требований к игре были скромные запросы с точки зрения места — она должна была подходить для небольшого зала, который ранее служил для стандартных гимнастических упражнений. Кроме того, игра должна быть безопасна, чтобы не пострадало ни школьное имущество, ни ученики. На всё про всё у Нейсмита было около двух недель.

Рождение баскетбола

Пришлось включать смекалку. Проанализировав популярные на тот момент канадский и европейский варианты футбола, лакросс, регби и бейсбол, Джеймс пришёл к выводу, что самым безопасным для игры станет круглый и относительно мягкий мяч из европейского футбола. Оставалось придумать, как сделать так, чтобы игроки не носились с ним по комнате, как угорелые. Поэтому в первых правилах игры от Джеймса Нейсмита с мячом бегать было запрещено — его можно было только передавать — делать пасы.

Ещё одним источником травм могла стать атака на ворота — Джеймс опасался стандартной кучи-малы. Он решил проблему остроумно и элегантно. Ворота были помещены в недосягаемую для игроков зону — на три метра от паркета зала. Попадать круглым мячом в широкие ворота было бы слишком легко, поэтому Джеймс решил в качестве ворот использовать корзинки из-под персиков. Он расположил их вертикально, так, чтобы мяч в них можно было забросить только по высокой дуге, так, как он в своё время сбивал цель своим камнем в игре «утка на скале».

Эта же корзина из-под персиков, которая по-английски произносится как «баскет», и дала название новому виду спорта — «Баскет Бол», которое потом сменилось на привычное нам «баскетбол».

Первая игра состоялась декабре 1891 года, спустя месяц после того, как Джеймсу исполнилось 30 лет от роду. Нейсмит в то время ещё и не представлял, какой подарок он сделал не только себе и своим ученикам, но и всему миру. Он бы, наверное, тогда не поверил, что в обычную игру, целью которой было занять учеников в зимний период, будут играть по всей планете, а лучшие спортсмены будут получать десятки миллионов долларов в год за то, что просто попадают в корзину.

Правила

  • Мяч может быть брошен в любом направлении одной или двумя руками.
  • По мячу можно бить одной или двумя руками в любом направлении, но ни в коем случае кулаком.
  • Игрок не может бегать с мячом. Игрок должен бросить мяч с той точки, в которой он его поймал, исключение делается для игрока, бегущего на большой скорости.
  • Мяч нужно держать кистями. Нельзя использовать для удержания мяча предплечья и тело.
  • В любом случае не допускаются удары, захваты, удержание и толкание противника. Первое нарушение этого правила любым игроком должно фиксироваться как фол; второй фол дисквалифицирует его, пока не будет забит следующий мяч, и если имелось очевидное намерение травмировать игрока — то дисквалификация на всю игру. При этом не позволяется заменять дисквалифицированного игрока.
  • Удар по мячу кулаком — нарушение пунктов правил 2 и 4, наказание описано в пункте 5.
  • Если любая из сторон совершает три фола подряд, то фиксируется гол для её противника (это значит, что за это время противник не должен совершить ни одного фола).
  • Гол засчитывается, если брошенный или отскочивший от пола мяч попадает в корзину и остаётся там. Защищающимся игрокам не позволяется касаться мяча или корзины в момент броска.
  • Если мяч касается края и противники перемещают корзину, то засчитывается гол. Если мяч уходит за пределы площадки, то он должен быть вброшен в поле первым коснувшимся его игроком. В случае спора вбросить мяч в поле должен судья. Вбрасывающему игроку позволяется удерживать мяч пять секунд. Если он удерживает его дольше, то мяч отдаётся противнику. Если любая из сторон пытается затягивать время, судья должен дать им фол.
  • Судья должен следить за действиями игроков и за фолами, а также уведомлять рефери о трёх совершённых подряд фолах. Он наделяется властью дисквалифицировать игроков согласно правилу 5.
  • Рефери должен следить за мячом и определять, когда мяч находится в игре (в пределах площадки) и когда уходит в аут (за пределы площадки), какая из сторон должна владеть мячом, а также выполнять любые другие действия, которые обычно выполняют рефери.
  • Игра состоит из двух половин по 15 минут каждая с перерывом в 5 минут между ними.
  • Сторона, забросившая больше мячей за этот период времени, является победителем.

Всего шесть лет спустя прошло уже национальное первенство между высшими учебными заведениями Юношеской христианской организации, которая внесла неоценимый вклад в развитие баскетбола сначала в США, а потом и во всём мире.

О грандиозном успехе изобретения Нейсмита говорит хотя бы тот факт, что в России, считай, на другом конце света, первый официальный баскетбольный мат прошёл уже в 1906 году — всего через пятнадцать лет после первого в истории матча, состоявшегося в США. О таком не мог мечтать в своё время ни футбол, ни, тем более, хоккей.

От физрука до главного тренера

В 1899 году Нейсмиту предложили стать директором кафедры физической культуры в Университете Канзаса. Одновременно была запущена и программа развития баскетбола, а Джеймс стал первым в истории главным тренером университетской команды.

Канзас — родина университетского баскетбола США, самой старой и одной из самых успешных баскетбольных команд в Соединённых Штатах.

В качестве наставника баскетбольной команды он проработал девять полных сезонов, вплоть до 1907 года, когда оставил эту позицию, чтобы сосредоточиться на работе в университете. С того времени до 1937 года он оставался сотрудником Университета Канзаса. В этом году в возрасте 75-ти лет он ушёл на заслуженный отдых. А два года спустя, в 1939 году, он скончался от кровоизлияния в мозг. После себя Нейсмит оставил пятерых детей — троих сыновей и двух дочерей — и главное своё детище — баскетбол. Без него мы бы, возможно, не знали ни Майкла Джордана , ни Шакила О’Нила , ни Андрея Кириленко .

В 2010 году первая копия 13-ти правил баскетбола, написанных Джеймсом Нейсмитом, была продана на аукционе «Сотби» за 4,3 миллиона долларов. Невероятно, но факт: изобретатель баскетбола оказался весьма посредственным тренером. Он — единственный наставник университетской команды Канзаса, у которого количество поражений перевешивает число побед — 60 против 55. Все остальные — в плюсе.

Джеймс Нейсмит родился 6 ноября 1861 года, в поселке Рэмси, Канада. С детства мальчик увлекался спортом, особенно игровыми видами. Во время учебы в университете Монреаля играл в основном в разновидности футбола: в европейский и канадский. В числе предшественников баскетбола нередко называют распространенную в XIX веке в некоторых странах детскую игру «утка на скале», с которой Джеймс был хорошо знаком. Смысл игры: подбрасывая небольшой камень, играющий должен поразить им вершину другого, более крупного по размеру, камня.

Именно в момент игры в «утку на скале» в голове юного Нейсмита зародилась в общих чертах «концепция баскетбола». Игра окончательно созрела, когда Джеймс стал преподавать анатомию и физкультуру в Международном тренировочном колледже молодежи YMCA в городке Спрингфилд.

Нейсмит заметил, что студентам зимние занятия гимнастикой в зале кажутся однообразными, и решил занять их какой-нибудь новой подвижной игрой на ловкость и координацию, которую можно было бы проводить в закрытом помещении. В разных концах спортивного зала к балкону, опоясывавшему его по периметру, прикрепил две корзины, по-английски «basket», отсюда и название новой игры из-под фруктов. Высота от пола до края балкона оказалась равной 3 м 5 см, отсюда стандарт, который выдерживается по сей день на всех баскетбольных площадках мира. Студентам требовалось попасть мячом в корзину. Так появилась всем известная и популярная спортивная игра: баскетбол. Произошло это 1 декабря 1891 года .

Первый официально зарегистрированный баскетбольный матч состоялся 21 декабря 1891 года . Проходил не совсем привычно для нас. Так, в командах Нейсмита играли по 9 человек. Тренер просто разделил группу своих студентов поровну. Игра велась футбольным мячом.

Весть о новой спортивной игре облетела всю Америку, и вскоре в колледж, где преподавал Нейсмит, стало приходить множество писем, авторы которых просили прислать им правила игры. Джеймс Нейсмит 15 января 1892 года впервые опубликовал правила баскетбола в газете «Треугольник», издававшейся в колледже «Спрингфилда». В том же году опубликована первая Книга правил игры в баскетбол, содержавшая 13 пунктов, многие из которых действуют по сей день.

О потрясающей популярности изобретенной им игры сам за себя говорит тот факт, что уже в 1904 году на Олимпиаде публике продемонстрирована первая показательная игра. Масштабный турнир по баскетболу состоялся во время Олимпиады 1936 года в Берлине, на которой присутствовал сам создатель игры.

Джеймс Нейсмит скончался 28 ноября 1939 года в американском городе Лоуренс, в окружении пятерых детей и множества внуков.

Память о Джеймсе Нейсмите

Премия Корде - Моргана

Зал славы баскетбола, в который попадают игроки, команды, тренеры и функционеры, совершившие вклад в развитие баскетбола, носит имя Джеймса Нэйсмита.

Изобретатель баскетбола Джеймс Нейсмит сформулировал 13 правил новой игры. Первоначально он вывесил их на доске объявлений в школе христианского союза города Спрингфилд, штат Масачусетс, а 15 января 1892 года они были опубликованы в школьной газете «Треугольник» под заголовком «У нас есть новая спортивная игра»

Выходец из Канады Нейсмит работал учителем физкультуры, идея с корзинами и мячами пришла ему в голову, когда он думал, чем занять детей зимой в зале, поскольку тренироваться на улице нельзя было из-за сильных холодов.

Нейсмит весьма педантично изложил на бумаге суть баскетбола, как он себе его представлял. Разумеется, с годами правила менялись, однако принципы, заложенные изобретателем в конце 19 века, остались незыблемыми.

Интересно, что через пару дней после того как физрук вывесил исписанные им листки на стенде, они вдруг исчезли. В «краже» сознался один из учащихся Франк Махон. Подросток заявил, что взял правила как сувенир, потому что предчувствовал: скоро баскетбол начнет пользоваться бешеным успехом. Махон рукопись вернул, тогда-то и было решено опубликовать ее в «Треугольнике».

Благодаря этому «Правила баскетбола» дошли до нас в их первозданном виде.

Преамбула гласила: «Цель и смысл игры заключаются в том, чтобы забросить в корзину соперников как можно больше мячей». А теперь по пунктам.

1. Мяч разрешается бросать в любом направлении одной или двумя руками.
2. Мяч можно отбивать в любом направлении, но только ладонями, а не кулаками.
3. Бежать с мячом в руках не разрешается. Из той точки, где он поймал мяч, игрок может его лишь бросить – либо по кольцу, либо партнеру. Если поймал мяч на бегу, немедленно должен остановиться.
4. Мяч можно держать только в ладонях.
5. Не разрешается толкать соперника плечом, задерживать его руками, ударять его. Первое нарушение этого правила кем-то из игроков наказывается фолом, за вторичное он удаляется с площадки до следующего заброшенного мяча, а если грубость намеренная и очевидная, игрок удаляется до конца игры, причем права на замену его команда не получает.
6. Фол – удар по мячу кулаком, а также нарушение правил, обозначенных в пунктах 3–5.
7. Если какая-либо из команд нарушает правила три раза подряд (имеется в виду, что соперники в то время правила не нарушали), то её сопернику засчитывается дополнительное очко.
8. Заброшенным считается мяч, попавший в корзину по ходу игры, с площадки. Обороняющаяся команда не имеет права в этот момент дотрагиваться до своей корзины. Если мяч катится по ободу, а игрок обороны дотронулся до корзины, то мяч считается заброшенным.
9. Если мяч вылетает за пределы площадки, его вводит игрок, последним коснувшийся его. На вбрасывание ему дается всего 5 секунд. В спорных случаях мяч вводит в игру главный арбитр. Если игрок потратил на вбрасывание мяча больше чем 5 секунд, то он передается соперникам. Если команда умышленно тянет время, то арбитр наказывает её фолом.
10. Арбитр должен быть настоящим, справедливым судьей, замечать все фолы и уведомлять рефери о трех нарушениях, совершенных подряд. В соответствии с правилом 5 арбитр может дисквалифицировать игроков.
11. Рефери следит в основном не за поведением игроков, а за мячом. Решает, когда он в игре или вылетел за пределы площадки, какая команда должна вбрасывать, и к тому же фиксирует счет матча.
12. Матч проводится в два тайма. Каждый длится 15 минут. Перерыв между ними – 5 минут.
13. Команда, забросившая за это время больше мячей, считается победителем. Если счет ничейный, то по взаимному согласию капитанов матч может быть продлен до первого заброшенного мяча.