Упражнения на бревне. Бревно гимнастическое: описание, виды Гимнастическое бревно упражнения




Равновесие на одной (на бревне, гимнастической скамейке)

Техника выполнения. Из стойки руки в стороны шагом левой вперед поднять правую ногу назад, до отказа, наклониться вперед, зафиксировать положение 2 секунды, принять и.п.

Последовательность обучения.

  • 1. Равновесие, стоя боком у гимнастической стенки.
  • 2. Равновесие на скамейке, удерживать две секунды.
  • 3. Равновесие на бревне, удерживать две секунды.

Страховать стоя сбоку, придерживая гимнастку за кисть или предплечье.

Необходимым условием для сохранения равновесия является расположение общего центра тяжести (о.ц.т.) над площадью опоры. Чем больше площадь опоры и ниже центр тяжести, тем устойчивее равновесие. Упражнения в равновесии играют значительную роль в формировании осанки благодаря тому, что значительно повышают тонус мышц спины и туловища в целом. Упражнения в равновесии выполняются на полу и на повышенной опоре (гимнастической скамейке, бревне), на месте и в движении.

Методика обучения

При обучении упражнениям в равновесии применяется целостный метод. Прежде чем перейти к упражнениям на повышенной опоре, их следует освоить на полу. Усложнять упражнения в равновесии можно путём изменения: а) площади опоры (на носках, на пятках, на одной ноге и т.д.);б) положения головы или туловища (повороты, наклоны с открытыми и с закрытыми глазами);в) положения рук (за головой, вверху, впереди и т.д.);г) способов передвижения (ходьба, танцевальные шаги, прыжки, бег);д) направления движения (вперёд, назад, в сторону);е) снаряда (гимнастический ковёр, гимнастическая скамейка, качающееся бревно); ж) высоты снаряда; з) темпа выполнения упражнений; и) угла наклона снаряда.

Полушпагат

Техника выполнения. Из упора стоя на левом колене, правая назад, опуская правую сесть на пятку левой, правую отвести назад, бедром коснуться бревна. Туловище вертикально, руки в стороны.

Последовательность обучения.

  • 1. Выполнение упражнения на полу с опорой руками спереди, затем руки перевести в стороны.
  • 2. Выполнение упражнения на скамейке, низком бревне.
  • 3. Выполнение полушпагата на высоком бревне.

Помощь оказывать с боку, одной рукой держать за плечо, другой за предплечье.

Соскок прогнувшись с конца бревна махом одной и толчком другой

Техника выполнения.

Из стойки поперек шагом одной, махом другой вперед, сделать активный взмах руками кверху и соединяя ноги выполнить соскок вперед с полным разгибанием в плечевых и тазобедренных суставах, приземлившись спиной к снаряду в полуприсед, туловище наклонить вперед, мышцы ног напряжены, выпрямиться в основную стойку.

Последовательность обучения.

  • 1. Из основной стойки выполнить прыжок вверх активным взмахом рук кверху и приземлиться на носки с последующим переходом на ступни в полуприсед, руки вперед (держать 2 сек.).
  • 2. Из стойки продольно или поперек на скамейке, бревне соскок в глубину в полуприсед, руки вперед (держать 2 сек.), основная стойка.
  • 3. Из стойки поперек на скамейке, на бревне соскок, прогнувшись махом одной, толчком другой.

Страховать стоя у места приземления, держать одной рукой под спину, другой под живот.

Упражнения на бревне -- наиболее трудный вид женского гимнастического многоборья. По своему содержанию и характеру исполнения они близки к вольным упражнениям, но отличаются. от них тем, что все элементы выполняются на повышенной (до 120 см) и узкой (10 см) опоре. От гимнастки требуется непрерывное передвижение по снаряду, смена ритма движений, выполнение сложных, рискованных элементов и соединений из них, передвижения на высоких полупальцах и с поворотами, изящество движений, способность выразить в них свою индивидуальность и др. Успешность овладения упражнениями зависит: от способности занимающихся сохранить в процессе движений правильную осанку; от тактильно-мышечной чувствительности стоп, функций вестибулярного анализатора, влияющих на ориентировку в пространстве; от координации движений, общей и специальной физической подготовленности, решительности и смелости. При обучении технику движений осваивают сначала на полу, затем по начерченной линии, на гимнастической скамейке, низком бревне. И только по мере образования навыка изучаемые упражнения выполняются на среднем и высоком бревне. Страховка осуществляется стоя сбоку, поддерживая гимнастку за руку, под спину или под живот. Для страховки используются поролоновые маты, уложенные на одном уровне с бревном, или ямы.

Характеристика упражнений на гимнастических снарядах (женское многоборье)

Упражнения на бревне

Бревно -- гимнастический снаряд, специально предназначенный для совершенствования функции равновесия, так как площадь опоры ограничена.

Тренировка на бревне, степень устойчивости на котором значительно меньше, чем на полу, позволяет создавать новые навыки равновесия, повышая тем самым двигательные возможности занимающихся.

Этот снаряд можно также использовать для лазанья в смешанных висах, перелезаний через него и т. д.

Гимнастическое бревно можно применять и для группового выполнения упражнений в смешанных висах и упорах с целью совершенствования силовых качеств, гибкости и подвижности в суставах, для улучшения осанки и ориентировки в пространстве.

Упражнения на бревне сочетают в себе элементы вольных и акробатических упражнений, а также опорных прыжков (различные «вскоки»). С точки зрения удержания равновесия все они являются упорами, хотя терминологическое название «упор» имеют лишь немногие из них, в основном простейшие, типа упор на одном колене, упор присев, упор лежа. Все упражнения на бревне являются неустойчивыми равновесиями. Оси, вокруг которых происходят вращения (типа поворотов, кувырков, сальто и переворотов), могут быть подвижными и неподвижными.

Конкретные требования к технике зависят от условий равновесия, связанных с особенностями взаимодействия тела с опорой. Последние обусловлены кинематической формой движений, лежащей в основе распределения упражнений по классификационным группам:

I. Упражнения на месте (с постоянной опорой). Это статические

положения, равновесия, повороты, акробатические элементы (перевороты продольно, стойки силой и др.).

II. Упражнения в движении (с переменой опоры). Это разновидности передвижений (без фазы полета), то же с поворотами s

танцевальные движения, акробатические элементы.

III. Упражнения с фазой полета (на месте и в движении): под

скоки, прыжки, то же с поворотами, танцевальные связки, прыжковая акробатика и др.

Вскоки и соскоки (разные способы перехода с пола на снаряд и обратно) относятся в зависимости от кинематической формы движения к одной из двух последних групп.

Задача сохранения равновесия в элементах первой группы связана с удержанием ц.т.т. над заданной площадью опоры, второй -- со строгой прямолинейностью перемещения тела (без поперечных колебаний), а третьей -- с точностью попадания (прихода) на бревно после фазы свободного полета. Способы решения этих задач реализуются конкретно в соответствии с наличием (или отсутствием) вращательных движений вокруг вертикальной или горизонтальной оси.

ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Усмань»

План-конспект

урока по гимнастике

в 8 классе

Учитель: Оводков Р.С.

2016-2017 учебный год

План-конспект урока по физической культуре

на тему: "Ходьба по бревну с доставанием предметов»

Задачи.

1. Образовательные:

Ходьба по бревну с доставанием предметов;
-простейшие комбинации на гимнастическом бревне.

2. Воспитательные:

Воспитание чувства коллективизма;
- воспитание чувства взаимопомощи;
- создание мотивации к занятиям по физической культуре.

3. Оздоровительные.

Развивать физические качества;
- развитие ориентировки в пространстве;
- укрепление мышц спины;
- закрепление навыка правильной осанки.

Время: 40 минут.

Место проведения: спортзал.

Оборудование и инвентарь: г/бревно, кегли, н/мячи, г/палки.

п/п


Содержание урока


Дозировка

Организационно-методические указания

1.

Вводная часть.

1.Построение.

2.Приветствие.

3. Мотивация деятельности учащихся:

а) объяснить сущность деятельности школьников на уроке.

4.Строевые упражнения: повороты на месте, строевой шаг, расчет, перестроения из 1 в 2 шеренги.

5. Разновидности ходьбы:

Ходьба обычная;

Ходьба на носках, на пятках с сохранением правильной осанки, с различным положением рук;

Ходьба с высоким подниманием бедра,

Ходьба в полуприседе, приседе;

Медленный бег, бег с «захлестом» голеней назад;

Бег подскоками (энергично) приставными шагами;

Прыжки с доставанием рукой ориентира,

Ходьба, восстанавливающая дыхание.

6. Равномерный бег.

7. Подсчет ЧСС.

Комплекс общеразвивающих упражнений с гимнастической палкой.

И. п. – палка внизу

Опуститься на стопу, палку на лопатки.

Подняться на носки, палку вверх.

И. п.

Повтор 6 – 8 раз.

И. п. – ноги врозь, палка прижата за спиной на сгибах локтевых суставов

Повернуть туловище налево.

Наклониться вперёд.

Выпрямиться.

Повернуть туловище в И. п.

Повтор 6 – 8 раз.

И. п. – ноги врозь, палка за спиной на локтевых суставах

3. Наклониться назад.

4. И. п.

5. то же с наклоном вперёд.

Повтор 6 – 8 раз.

И.п. – палка вверху

1 – 3. Наклониться влево, опуская правую руку, свободным концом палки достать пол сбоку.

4. И. п.

5. То же в другую сторону.

Повтор 6 – 8 раз.

И. п. – О. с., палка стоит на полу.

1 – 2 – 3 – 4. Перехваты руками вниз.

5 – 6 – 7 – 8. Перехваты руками вверх.

Повтор 6 – 8 раз.

И. п. – ноги врозь, палка внизу

Продеть левую ногу через палку, перешагнуть вперёд.

То же правой ногой.

Продеть левую ногу между руками, перешагнуть назад.

То же правой ногой, вернувшись в И. п.

Повтор 6 – 8 раз.

И. п. – О. с., палка внизу.

Прыжок ноги врозь, палка перед грудью.

И. п.

4. То же.

Повтор 8 – 10 раз.

Ходьба на месте.

15 минут

Обратить внимание на внешний вид учащихся.

Обратить внимание на четкость выполнения команды.

Напомнить о правильном дыхании.

150-180 уд/мин.

Следить за осанкой, за дыханием.

Прыжок на б/кольцо.

Следим за осанкой во время выполнения упражнения.

Следим за правильным положением спины.

Глубокий прогиб в пояснице, удобный хват сверху.

Прогибаться

как можно больше.

Следить за положением рук, ног, туловища.

Спина прямая, голову не опускать.

Выше прыжок, ноги шире.

2.

Основная часть.

1. Ходьба по г/бревну с доставанием предметов

а) наклоном вперёд достать кеглю

б) присесть – достать кеглю

2. Ходьба по бревну по бревну с перешагиванием предметов (н/мячей)

3. Простейшие комбинации на бревне:

ходьба на носках с высоким подниманием бедра, поворот кругом на носках, два-три шага «гопака», полушпагат на бревне.

4. Игра «Падающая палка»

Задачи: развитие быстроты; воспитание ловкости, точности, внимательности в игровых условиях.

Инвентарь: гимнастическая палка.

Построение

Содержание

Игроки каждой команды рассчитываются по порядку номеров и, запомнив свои номера, становятся в круг.

Водящий в центре держит вертикально гимнастическую палку.

Выкрикнув чей-нибудь номер, он отпускает палку и бежит из круга.

Игрок, чей номер был назван, должен выбежать и успеть схватить палку до ее падения.

Правила

Если выбежавшему игроку удалось схватить палку, он возвращается на свое место и получает очко.

Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

Обратить внимание на осанку, следить за положением рук, при наклоне ноги в коленях не сгибать.

Обратить внимание на осанку, спина прямая, голову не опускать, руки точно в стороны.

Обратить внимание на осанку, на перешагивания.

Следить за осанкой, за положением головы, рук, смотреть вперёд. На носках выше, пальцы рук вместе. Следить за сохранением равновесия. Полушпагат выполнить с помощью.

Следить за соблюдением правил игры.

Обратить внимание учащихся на то, что они должны четко и громко произносить номера.

3.

Заключительная часть.

Построение.

Ходьба, остановка, перестроение в

шеренгу.

Дыхательная гимнастика.

Подведение итогов урока.

Рефлексия:

Какие впечатления от урока?

Что больше всего понравилось?

Что больше всего запомнилось?

Что узнали нового?

Пригодятся ли полученные знания на уроке.

Расслабить руки, ноги, дыхание

свободное, ровное.

Оценить работу учащихся на уроке, их познавательную и творческую активность, отметить самых внимательных, старательных.

упражнения на бревне::

Бревно - гимнастический снаряд, специально предназначенный для совершенствования функции равновесия, т.к. площадь опоры ограничена.
При ходьбе по бревну необходимо, чтобы ц.т.т. находился постоянно над опорой.
Занятия на бревне позволяют обрести новые навыки равновесия.

Упражнения прикладной направленности:


- передвижения в различных направлениях и позах с перешагиванием через препятствия, с переноской груза, балансированием гимнастической палкой и перебрасыванием мячей;
- передвижение в упоре на коленях или в упоре ноги врозь на руках;
- лазанье в смешанных висах, перелезание через бревно;
- групповые упражнения в смешанных висах и упорах.

Формирование рациональной осанки


Формирование рациональной осанки происходит при непосредственном участии преподавателя в установке и фиксации позы с применением различных приёмов, помогающих прочувствовать нужное положение тела.
К ним относятся:
- сравнение мышечных и тактильных ощущений в правильной и неправильной позах;
- внешнее изменение рациональной осанки при активном сопротивлении занимающегося;
- концентрация двигательных ощущений с закрытыми глазами и другие приёмы.
Параллельно с освоением позы вырабатывается умение сохранять в ней равновесие с помощью управляющих движений длительное время.
Совершенствование навыка рациональной осанки происходит при повышении трудности её удержания за счёт:
- дополнительных движений звеньями тела;
- изменения способа исполнения;
- сохранение равновесия во время выполнения упражнений.
Серьёзное внимание при обучении передвижениям нужно уделять положению головы, поскольку опускание её на грудь приводит к ухудшению осанки и нарушению равновесия.
Выполнение упражнений на бревне органически связано с возможностью нарушения равновесия и риском падения. Это обстоятельство приводит к излишней осторожности и скованности действий занимающихся. Поэтому психологическая трудность упражнений должна возрастать постепенно, а обучение новым упражнениям отличаться особой последовательностью. Новые элементы следует изучать на полу на линиях, формируя в этих условиях рациональную осанку и отрабатывая точность перемещений. Далее нужно переходить на гимнастические скамейки и затем на бревно. Для привыкания к высоте целесообразно применять на бревне групповые упражнения общеразвивающего типа: приседания, наклоны, махи ногами, повороты туловища идр.
Страховка на бревне должна исключать возможность падений и ушибов. Поддержка в акробатических элементах производится обычно в области поясницы или за бёдра, а при передвижениях - за руки.



Передвижения на бревне


К передвижениям относятся различные виды ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений.

Ходьба включает обычный шаг, с носка и на носках, с высоким подниманием согнутых и прямых ног вперёд, может выполняться спиной и боком вперёд.

Бег , за некоторым исключением, состоит из сходных по форме с ходьбой вариантов движений. Критерием, определяющим содержание упражнений в беге, служит относительная их безопасность.

Танцевальные движения. К ним принадлежат приставные и переменные шаги (вперёд, назад, в стороны).

Прыжки могут выполняться на месте и с продвижением в различных направлениях на одной и двух ногах, толчком одной и двумя ногами с приземлением на одну и обе ноги.

В программу для школ входят наиболее простые виды прыжков:
- подскок на одной ноге с шага, другую назад или вперёд;
- на месте со сменой положения ног;
- прыжки с одной ноги на другую на месте и с продвижением вперёд;
- прыжки шагом;
- прыжки на месте, сгибая ноги.

Прыжок толчком со сменой положения ног.
Выполняется из стойки на носках. Слегка приседая, подпрыгнуть вверх, разгибая ноги и оттягивая носки. В прыжке сменить положение ног к моменту приземления.

Прыжок толчком двумя с разведением ног.
Техника прыжка и приземления аналогична предыдущему прыжку, но в полёте широко развести ноги, одну вперёд. Тот же прыжок можно делать меняя положение ног к моменту приземления.

Прыжок с обеих ног на одну.
Исполняется как и предыдущие, но с приземлением на одну ногу (с носка на всю стопу), а также с продвижением вперёд.

Прыжок шагом (с одной ноги на другую).
Сделать шаг левой и махом правой вперёд - прыжок на неё, слегка приседая, левую назад. Тот же прыжок выполняется в равновесие. Для этого нужно, приземляясь на согнутую больше обычного ногу, наклониться вперёд прогнувшись и, разгибая её, отвести другую максимально назад.

Прыжок со сменой положения ног впереди.
После шага левой, делая мах правой вперёд, прыгнуть повыше, меняя в воздухе положение прямых ног. Приземлиться на правую, левую вперёд. Тот же прыжок можно делать со сменой согнутых ног.

Прыжок с правой на левую.
Прыжок с правой на левую и, приставляя акцентировано правую сзади, толчком (отбивом) двумя прыжок с обеих ног на левую.