Упражнения дыхательной гимнастики при заикании. Дыхательная гимнастика от заикания Заикание упражнения для коррекции




Добрый день!

По себе знаю, что заикание приносит огромные душевные муки, но как ни странно, заики в большинстве своем очень пассивные люди, в общем-то, как и все люди, когда дела касается глубокой работы над собой . Единицы способны взяться и усердно работать над собой в течение длительного времени. Но такие люди есть и их много, о них вы можете узнать . Сегодня поговорим о дыхательных техниках, которые помогут вам в борьбе с заиканием, а конкретно, помогает ли дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании.

Я пробовал очень многие дыхательные упражнения от заикания, и все они давали какой-то результат, иногда чуть лучше иногда чуть хуже, но полного избавления не случилось. И я вам честно скажу – совершенно не важно, насколько сильно вы заикаетесь! Если у вас сильное заикание, и вы надеетесь, что если вы хоть немного улучшите свою речь, то жизнь станет лучше — вы ошибаетесь!

Даже если у вас легкая степень заикания, незнакомый человек сразу вешает на вас ярлык «заика» и этот взгляд… как на инвалида какого-то. Если вы заикаетесь, то вы понимаете, такой устало-внимательный взгляд, вроде хотят подсказать, чтоб ты уже родил, что хотел сказать и отстал.

Прочитайте мою книгу, в которой я рассказываю мой опыт избавления от заикания, введите ниже ваш email и получите ее, это совершенно бесплатно!

Гимнастика Стрельниковой от заикания

Пожалуй, самая известная из дыхательных гимнастик это гимнастика — Стрельниковой А. Н . Еще около 15 лет назад, когда я был еще ребенок, мне бабушка принесла книжку Стрельниковой, но я не стал заниматься… причина – конечно же, лень!

Но спустя годы я все же взялся за нее, результаты были, но не особо внушительные. После тога как я перестал заниматься, заикание быстро вернулось. В самой книге Стрельникова писала, что заикание сложно лечиться с помощью этой гимнастики и времени требуется от 6 месяцев. Заикающийся должен правильно дышать в течении всего дня. Сама тренировка занимает не много времени.

Если вы все же хотите попробовать я приведу для вас самые действенные гимнастики, вдруг именно вам поможет перестать заикаться!

Дыхательная гимнастика при заикании у детей и взрослых Стрельниковой основана на сочетании резкого и короткого вдоха с различными телодвижениями. Активные телодвижения вызывают сильное кислородное голодание.

Упражнение «Насос»

Встаньте ровно, опустите руки вниз. Немного наклоните тело вниз, к полу: округлите спину, опустите голову (смотрите на ступни или на пол, но не напрягайте шею и плечи, руки опустите вниз). Произведите короткий и шумный вдох в конечной точке вашего наклона.

Произведите наклон еще раз и во время наклона сделайте шумный, короткий вдох. Далее во время выдоха, немного выпрямитесь и свободно выпускайте воздух через рот или через нос, без усилий.

Это упражнение сделайте 8 раз (8 поклонов с вдохом), после выполнения отдых 3-6 секунд и далее опять 8 поклонов со вдохом.

Норма данного упражнения 12 раз по 8 поклонов со вдохом. В общей сложности выходит 96 вдохов — выдохов. Это так называемая Стрельниковская сотня». Если есть возможность и позволяет организм делайте по 16 вдохов и выдохов, затем кат же перерыв 3-6 секунд и так 8 подходов.

Делайте тренировки ежедневно и уже через 2-3 дня (для некоторых нужно больше времени) можно уже выполнять по 16 вдохов с выдохом, а затем и по 32. Так же 32 вдоха с выдохом, далее 3-6 секунд отдых. И так 3 раза (одна сотня) или 6 раз (две сотни).

Если вам тяжело увеличивать количество вдохов с выдохом, то делайте без остановок по 8 раз. Попробуйте увеличивать количество спустя 1-2 недели ежедневных упражнений до 16, а затем и до 32 х.

Данное упражнение необходимо делать без усилий, легко и свободно без напряжения в шее и пояснице.

Если у вас тяжелое состояние организма, то возможно выполнять упражнение сидя.

У упражнения от заикания Стрельниковой есть некоторые ограничения!

Ни в коем случае не наклоняйтесь низко при:

  • Травмы головы
  • Травмы позвоночника
  • Смещения межпозвоночных дисков
  • позвоночные грыжи
  • многолетнем остеохондрозе
  • радикулите
  • артериальном давлении
  • внутриглазном давлении
  • камнях в почках
  • при близорукости более 5 диоптрий

Выполняйте упражнение насос легко и покойно в ритме армейского шага. Если после первых тренировок возникнет боль в спине — ничего страшного! Не прекращайте тренировки, но осторожнее, учтите ограничения описанные выше. Со временем боль отступит и вам все легче будет выполнять упражнения.

Упражнение «Обними плечи»

Начальное положение: выпрямитесь. Согните руки в локтях и поднимите их на уровень плеч, кистями друг к дружке. Делайте шумный и короткий вдох носом и одновременно бросайте руки друг к другу, обнимая себя за плечи. Очень важно, чтобы ваши руки двигались не крест-накрест, а параллельно. Одна рука окажется над другой, какая не важно. Главное запомните, что на протяжении всего упражнения не следует менять положение рук.

Сразу после вдоха руки слегка расходятся (не не до начального положения). Вовремя вдоха локти должны сойтись на уровне грудной клетки и образовать треугольник, после этого руки слегка расходятся и получается квадрат. В это время на выдохе свободно и пассивно выходит воздух из легких.

Далее, руки сходятся треугольником — делайте вдох, и затем немного разводите руки в стороны (должен образоваться квадрат) — выдох должен пойти незаметно через слегка приоткрытый рот или через нос. Запомните, что необходимо бросать руки лруг другу навстречу паралельно, а не крест накрест. Помните, как в школе первоклашки сидели за партами, положив руки на парты, одно на одну, вот так и нужно выполняться данное упражнение, параллельно.

Важно! Ограничения!

Если только осваиваете гимнастику Стрельниковой, то сразу не делайте упражнение «обними плечи» первые 2-3 недели. Это упражнение стоит подключать, когда вы в достаточной степени освоите другие упражнения.

Так же это упражнение сначала необходимо делать не более чем по 8 вдохов выдохов, с отдыхом 3-6 секунд.

Оптимально 12 раз по 8 вдохов выдохов за один раз. Через 2-3 недели допустимо увеличить до 16 или до 32 количество вдохов выдохов подряд.

Важно! Не следует напрягать руки в этом упражнении, не нужно разводить их широко в стороны и менять местами. Рука снизу идет к подмышке, а которая сверху к плечу.

Данное упражнение от заикания допустимо делать сидя и даже лежа, если состояние тяжелое. Если у вас одна рука травмирована, выполняйте упражнение одной здоровой рукой, но мысленно представьте, что у вас работает и вторая рука.

Если вы уже хорошо освоили упражнение «Обними плечи», делаете его по 32 вдоха-выдоха без остановок и в положения стоя, то можете в момент встречного движения ваших рук немного откидывать назад голову, делая своеобразных «вдох с потолка».

Данная дыхательная гимнастика от заикания поможет улучшить свою речь. Делать или нет, решать вам.

Красной нитью в моем блоге проходит мысль о том, что заикание можно вылечить! Это реально ! Многие люди справились с этим недугом!

И всех этих «героев» объединяет одно – они искали не просто избавления от заикания, НЕТ! Они пошли на много дальше, они развили свою речь до определенных высот.

Одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого дыхания. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата, нарушение речевого дыхания у заикающихся выражается в следующих показателях: недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, укороченный речевой выдох, несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

1) Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).

2) Формирование длительного фонационного выдоха.

3) Формирование речевого выдоха.

Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Известно, что плавность речи - это целостное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.

Учитывая то, что у заикающихся отмечается поверхностное, недостаточно регулярное дыхание, при котором мышцы грудной клетки, особенно мышцы верхнего плечевого пояса, находятся в состоянии излишнего напряжения, большинство практиков использует в коррекции заикания постановку диафрагмально-реберного дыхания, которое часто называют диафрагмальным. При этом типе дыхания особое значение имеет работа мышц брюшного пресса.

Постановку диафрагмально-реберного дыхания начинают в положении лежа. Оптимально, чтобы постановка диафрагмального дыхания проводилась на фоне мышечного расслабления. Как правило, в этот период заикающиеся уже знакомы с элементами релаксации.

В дошкольном возрасте формирование диафрагмального дыхания необходимо проводить на начальном этапе в положении лежа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически.

В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приемы. При этом должны быть учтены следующие методические указания.

1. Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

2. Для детей дошкольного возраста дыхательные упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

3. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений:

руки из положения “в стороны” движутся “кпереди” с обхватом грудной клетки, или из положения “вверху” движутся вниз. Движения корпусом, как

правило, связаны с наклоном вниз или в стороны. 4. Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.

Маленькие детки начинают издавать кое-какие разборчивые звуки уже в 6 месяцев. Постепенно словарный запас увеличивается и ребенок говорит слогами, а затем и словами. Однако иногда родители замечают проблемы с речью, особенно это заметно в старшем возрасте. Больше всего дискомфорта детям и взрослым приносит заикание. При этом появляются комплексы, что может существенно сказаться на отношении в обществе. Важно вовремя заметить проблему и ежедневно использовать упражнения от заиканий.

Причины и виды заикания

Проблемы с речью у детей и взрослых становятся серьезной преградой при общении. Особенно тяжело это переносится детками в школе, когда нередко можно услышать насмешки от сверстников. Также данное затруднение мешает взрослому общаться, отстаивать свою точку зрения, активно ввязываться в разговор. Появляются комплексы, которые неимоверно сложно устранить.

Причинами заикания могут быть:

  • Перенесенный стресс.
  • Плохие социальные условия проживания ребенка.
  • Частые побои и оскорбления, переносимые детьми.
  • Наследственные заболевания речи: наличие заикающихся родственников, недоразвитие речевого аппарата (неправильный прикус зубов, заячья губа, волчья пасть).
  • Желание родителей переучить ребенка-левшу писать правой рукой.
  • Большие нагрузки в школе, посещение нескольких факультативных занятий в течение недели.
  • Суровые условия воспитания дома.
  • Родовые травмы.
  • Отсутствие общения в семье, когда родители не уделяют своему отпрыску достаточного внимания - мало читают, не разговаривают на разные темы, не играют.
  • Лабильность нервной системы, когда на эмоции человека можно повлиять словесно. В этом случае нервная система реагирует торможением речевой активности, приходит волнение, и слова звучат прерывисто, не внятно.

У взрослых довольно редко случается так, чтобы появилось заикание. Нервная система в этом возрасте развита достаточно хорошо и редко подвергается изменениям. Однако в зрелом периоде жизни заикаться можно вследствие таких причин:

  • После перенесенной смерти близкого человека.
  • После пребывания в эпицентре военных действий.
  • После перенесенной тяжелой травмы головного мозга.
  • Вслед за сильным испугом, например, попытке ограбления или домогательства.

Важно! Любая стрессовая ситуация не должна оставаться «внутри» человека. Всегда нужно выговориться с близкими, тогда действие на нервную систему резко уменьшится

В 3-4 летнем возрасте трудно понять, будет ли дитя заикаться дальше или это возрастная проблема. Родителям следует внимательно отнестись к данной ситуации и вовремя обратиться к логопеду. Доктор может установить один из следующих видов заикания:

  • Реактивное - обнаруживается после перенесенных нервных и психических недугов.
  • Эволюционное - появляется у деток в период развития в 3-5 лет.
  • Симптоматическое - возникает после травм, органических поражений головного мозга, нейроинфекций.

Каждый из видов заикания нужно лечить разнообразными способами. Наиболее высокие результаты появляются после систематических ежедневных тренировок.

Логопедические упражнения

Лечение заикающегося человека представляет некие трудности для доктора. Специалист, который избавляет от такой проблемы, именуется логопедом. Разработано множество методик, как быстро и надолго избавить человека от проблем с речью. Одним из таких способов являются логопедические упражнения. Некоторые из них выполняются следующим образом:

  • Детям нужно все преподносить в игровой форме. Для начала следует попросить ребенка надуть воздушный шарик, резиновый мячик, спасательный круг. Также можно попробовать сделать бумажный кораблик, спустить его на воду и подуть, чтобы он поплыл.
  • Упражнения для языка достаточно весело проходят у деток. Следует попросить надуть щеки и вертеть язычком во рту, чтобы язык «ходил» по зубкам. Ритмично высовывать язык наружу и быстро прятать обратно в рот. Постараться заложить язычок под верхнюю и нижнюю губу. Также можно скручивать язык в «трубочку». Так повторяют до 10-15 раз.
  • Просим ребенка надуть щечки и резким, не сильным ударом кулачком по щеке, выбить воздух изо рта.
  • Имитация «речи» рыбок. Дитя должно соединять губы вместе, а затем резко отрывать друг от друга, издавая звуки.

Также к этим упражнениям можно добавиться следующие:

  • Игра в оркестр и дирижера. Врач взмахивает палочкой и на каждое движение доктора, взрослый или ребенок выкрикивает любое слово. Так повторяется 2-3 минуты в игровой форме.
  • Сценка «веселые цыпочки». Упражнение больше подходит деткам. Нужно идти по кругу и выкрикивать: «Топ-хлоп-хлоп! Ап-тап-цап! Тип-тап-роп-рап-цып-цып!».
  • Доктору следует раскрепостить взрослого и дать возможность выговориться. Нужно придумать интересную тему и попросту заставлять пациента говорить и говорить.
  • Играть с детьми и взрослыми в столицы мира. Врач должен называть страну, а пациент обязан выкрикивать правильный ответ, как можно раньше.
  • Предложить ребенку и взрослому читать стихотворение или сказку. При этом нужно включить ритмичную, но не быструю музыку и делать все это под заданную мелодию.
  • Также необходимо читать скороговорки разной сложности.
  • Следует как можно больше перечитывать книг вслух, желательно перед публикой. Можно также все делать в семейном кругу, с друзьями.

Для пациента важно расслабиться, не чувствовать ущемления перед врачом. Раскрепощенный человек лучше произносит слоги и слова, перестает волноваться, не глотает букв и произносит речь отчетливо.

Дыхательная гимнастика

У детей при заикании следует не только акцентировать внимание на речи, но обязательно тренировать дыхание. Такой подход увеличивает шансы возобновить правильную речь в более короткие сроки. Дыхательную гимнастику можно проводить как дома, так и на специальных занятиях. Взрослые и дети выполняют следующие упражнения:

  • Взрослым предлагают лечь на спину и положить на живот предмет, весом 2-3 кг. Нужно делать ритмичные вдохи и выдохи животом, поднимая груз вверх и вниз. Для детей можно вместо тяжести поставить мягкую игрушку. Упражнение выполнять 1-2 минуты по 5 раз в день.
  • Поместите длинную полую трубку в бутылку с водой, и пускай пациент дует, что есть силы. Так должно продолжаться 1-2 минуты.
  • Надувать воздушные шарики может и ребенок и взрослый.
  • Каждые 1-2 часа нужно делать перерывы на дыхательную разминку. Надо стать на ноги и глубоко вдыхать носом, медленно поднимая руки вверх. Затем плавно опускать руки и выдыхать ртом. Так проделывают 10-15 раз за сеанс.

Дыхательная гимнастика полезна тем, что таким образом тренируются группы мышц грудной клетки, гортани, глотки. Такие упражнения способствуют развитию плавной речи, правильному дыханию при произношении звуков, слов.

Мышечная гимнастика

В образовании голоса весомую роль играет нервная система, а также мышцы тела. Структуры голосового аппарата работают сообща с дыхательными мышцами, вследствие чего человек может выдавать практические любые звуки. Коррекцию заикания у взрослых и детей можно проводить множеством способов. К одним из важных относят мышечную гимнастику. Главным органом, которым отвечает за правильное дыхание, считается диафрагма. Именно следующие упражнения позволяют добиться желаемого результата:

  • Положение тела - стоя. Сделайте глубокий вдох, что есть силы, увеличивая объем грудной клетки. Затем со звуком «хууу» сделайте быстрый и ритмичный выдох. Так повторять 15 раз за один цикл. Всего за день нужно сделать 10-15 таких упражнений.
  • Положение тела то же. Следует делать ритмичные и частые движения передней брюшной стенкой. При этом мышцы пресса увеличивают давление в животе и влияют на диафрагму. Эти комплексы упражнений увеличивают силу сокращений диафрагмы при дыхательных движениях.
  • Задержка дыхания на 30-40 секунд также позволяет повысить мышечную силу и способствует лучшей вентиляции легких.
  • Ежедневные пробежки в течение 15 минут увеличивают экскурсию грудной клетки, повышают адаптивные способности организма, улучшают кровоток в легких.
  • Йога прекрасно помогает овладеть своим телом, умиротворяет нервную систему, успокаивает дыхание и тонизирует мышцы, диафрагму. Такие занятия подходят лишь взрослым.

Физические упражнения положительно сказываются на работе легких, голосовых связок и всего речевого аппарата.

Голосовая гимнастика

Научиться говорить уверенно и без заминок можно с помощью занятий над голосом. Деткам подойдут игровые формы, взрослым - уроки актерского мастерства, пение. Логопеды предлагают при заикании следующие упражнения:

  • Включить фонограмму или знакомую музыку со словами и начать петь. Это самый простой способ научиться плавно выговаривать звуки. Желательно, чтобы в песнях было побольше гласных, таких как А, О, И, Я, Ю.
  • Для детей следует сыграть сценку или известную сказку, чтобы ребенок принимал участие и много говорил.
  • Выбрать любое звучное слово, например, «солнышко» и попробовать произносить его ласкательно, грубо, со злостью, с добротой, изменяя интонацию с каждым разом.
  • С ребенком можно кидать предметы и следить, чтобы на каждый бросок малыш выговаривал заданное слово.
  • Также необходимо попросить пациента сперва медленно, а потом быстро выговаривать такие слоги: «но-но», «ну-ну», «на-на», «па-па», «шо-шо»,
    «ца-ца» и др. Это следует делать ритмично, затем ускоряться и произносить звуки громко и отчетливо.

Совет врача. Пациент должен помнить, что только собственные усилия и терпение дадут положительный результат и избавят от заикания

Ритмическая гимнастика

Чувство ритма играет огромную роль для человека, который хочет избавиться от заикания. Лучше всего управляться с речью с помощью музыки или ритмичных звуков. Такие тренировки умиротворяют нервную систему, игровая форма позволяет раскрепостить человека и повысить его самооценку. Занятия проходят следующим образом:

  • Выбирайте легкие для восприятия стишки, тексты. Человек должен читать стихотворения, параллельно пристукивая кистью руки по столу. Все делается в такт чтению.
  • Похожим способом можно попросить читаемого пациента произносить слова в такт выбранной музыке. Каждый раз меняйте мелодию, не зависимо от предпочтений кого-либо.

Представленные методы лечение заикания довольно просты и ими можно заниматься даже в домашних условиях. Если родители заметили проблемы с речью у ребенка, нужно обратиться за помощью к логопеду. Только опытный врач избавит от таких неприятных проблем.

  • Грудной тип дыхания - большую роль играют межреберные мышцы
  • Брюшной тип дыхания - большую роль играет диафрагма

При заикании, как правило, наблюдается поверхностное, грудное, судорожное дыхание. У заикающегося недостаточно развиты мышцы, которые осуществляют брюшной тип дыхания. Особенно это заметно у людей с большим стажем заикания, которые к тому же не занимаются спортом. Следует отметить, что при частом, поверхностном, грудном и судорожном типах дыхания возбудимость речевых и дыхательных нервных центров (которые во многом ассоциативно пересекаются) повышается. Напротив, при глубоком брюшном дыхании возбудимость этих центров снижается.

По этой причине должно быть понятно, что в комплексной терапии заикания необходимо большое внимание уделить развитию дыхательных мышц и формированию стереотипа глубокого брюшного дыхания.

Здесь кроется ответ на некоторые феномены, связанные с заиканием. Первый - на речь положительно влияет активный спорт, поскольку это напрямую развивает дыхательные мышцы, а помимо того увеличивает жизненную емкость легких. Второй - на речь положительно влияет пение, которое не менее эффективно развивает диафрагму и другие дыхательные мышцы, а также формирует правильный дыхательный стереотип, когда дыхание становится глубоким и чаще используется именно его брюшной тип. Глубокое брюшное дыхание называют диафрагмальным.

Диафрагмальное дыхание снижает выраженность заикания

И является одним из основных принципов его лечения. Одной из распространенных ошибок в работе по формированию диафрагмального дыхания является чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха в упражнениях. Слишком большой вдох создает излишнее напряжение дыхательных мышц, что может вызвать временное ухудшение речи, о чем иногда пишут наши подписчики, которые занимаются дыхательными упражнениями. В свою очередь слишком слабый вдох будет недостаточным и упражнения не будут эффективными.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Наиболее широко известна так называемая парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Вообще существует большое количество трактовок ее гимнастики, и в настоящее время довольно сложно найти оригинальную методику. При выполнении данной гимнастики необходимо помнить ее основные принципы:

  1. Делаем ритмичные шумные вдохи носом, концентрируясь только на них
  2. Не думаем о выдохе - выдыхаем свободно, ртом, почти бесшумно
  3. Делаем серию вдохов по 8-10 с частотой 1 вдох в секунду (1Hz), потом отдыхаем 3-5 секунд и продолжаем
  4. Ребенку за один подход делать около 200-500 вдохов, взрослому от 1500 вдохов
  5. Можно выполнять в любом состоянии: стоя, сидя, лежа
  6. Делать ежедневно около двух недель и периодически повторять

Некоторые специалисты по этой гимнастике полагают, что в состоянии лежа эффективность выше. В печатных изданиях, где публикуются различные трактовки и виды дыхательной гимнастики Стрельниковой, обычно дается набор упражнений, где одновременно с ритмичными шумными вдохами надо определенным образом двигать руками, ногами, сжимая или разжимая при этом грудную клетку. Если хотите попробовать, вы легко сможете найти эти упражнения, однако на наш взгляд это является лишним. Вы можете выполнять дыхательную гимнастику, не делая никаких упражнений, просто занимаясь своими делами.

Выполняете серии вдохов по этим принципам - укрепляете диафрагму и другие дыхательные мышцы.

Как уже было отмечено, помимо дыхательных упражнений на развитие мышц, участвующих в дыхании, также положительно влияет пение и активный спорт, особенно легкая атлетика. Отдельно следует обратить внимание на детей: самостоятельное или совместное с родителями пение постепенно формирует правильное дыхание.

Истории от наших подписчиков

1) Техника диафрагмального (речевого) дыхания.
1.Вдох производится через нос (рот закрыт), выдох - через рот.
2. Вдох должен быть коротким и бесшумным. Выдох должен быть продолжительным и осуществляться без усилий. Между вдохом и выдохом не должно быть пауз.
3. При вдохе поднимается стенка живота, как будто набирает в себя воздух. При выдохе стенка живота опадает - воздух выходит наружу.
4. Во время осуществления диафрагмального вдоха плечи, ключицы и грудная клетка остаются неподвижными, расслабленными.

2) Я вот заметил,я начал 2 месяца назад выполнять дыхательные упражения и я начал контролировать вдох,и говорит помедленее,как заикание уменшилось.Но тут дело еще в психологии,я вот недавно к психолог начал,реально начало помогать.Но если если каждый день выполнять дыхательные упражнения и то что просит психолог.А не так:один день сделал,другой не делаешь,на 3 день вообще забыл и потом по новой.Не знаю может другим дыхательные упражнения не помогают и психолог,но мне помогло,буду еще усерднее заниматься.

3) Я вот неделю выполняю дыхательную гимнастику, не знаю как насчет результата, все таки прошла наделя всего, но знаю точно - это придает уверенности в себе, что ты все сможешь. Начинаешь дышать диафрагмой. Делаю не всю. В самом начале дня, когда просыпаюсь - "насос", "обними плечи", "большой маятник" - каждое по 96 раз. В конце дня, выполняю для шеи - "повороты", "ушки", "малый маятник " - каждое по 96 раз. К тому же читаю вслух каждый день книгу, у меня "Война и мир" по 2-3 главки. Уже заканчиваю 1 часть 1 тома) Только вперед!

4) Мне в свое время помогла стрельниковская дыхательная гимнастика. Там комплекс упражнений. После того,как я стала ее выполнять,стала сама отвечать на экзаменах,сначала с сильными запинками,потом относительно нормально. Нужно бороться со страхом и потихоньку пробовать отвечать.

5) Диафрагмальный голос - это когда при произношении воздух выдыхается из нижних отделов легких, при этом активно работает диафрагма. Такой голос снимает речевые спазмы, а к тому же снимает усталость при необходимости долго говорить. Дыхательная гимнастика Стрельниковой - отличный способ развить диафрагмальный голос.


При составлении статьи использована информация:

  • Дыхательные мышцы С. С. Михайлов БМЭ гл. ред. Б. В. Петровский
  • И.Н. Кочеткова. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой.

Одна из наиболее важных проблем, с которой приходится сталкиваться при коррекции заикания и логоневрозов - нарушение ”речевого дыхания”. Это может быть нехватка воздуха для произнесения полной фразы, вынужденные дополнительные вдохи внутри слова, попытка речи на вдохе, чувство стеснения в груди, ком в горле. О том, как бороться с дыхательным дискомфортом рассказывает директор НИЦ биокибернетики Алексей БЛУДОВ.

СЧИТАЕТСЯ, что дыхание является одной из немногих, если не единственной функций , которая с одной стороны обеспечивает поддержание жизненноважных параметров организма, а с другой - поддается эффективному волевому контролю. Влиять на дыхание гораздо легче, чем, скажем, на работу сердца или почек.

Почему природа позволила сознанию вмешиваться в постоянство внутренней среды организма?

Она сделала это послабление только ради дара речи! Роль дыхания в голосообразовании основополагающая. Легкие обеспечивают подпор воздуха под голосовыми связками, являясь мехами и трубами человеческого органа. При правильном резонансном речеобразовании, как и при правильном пении потеря воздуха в единицу времени минимальная. Для обеспечения речи двигательные речевые центры перехватывают управление дыханием . А если имеется гипертонус этих центров, естественно, начинает расстраиваться и дыхание.

Оно аналогично морскому прибою. Неудивительно, что слово бриз (breath) в английском языке является однокоренным со словом дыхание. Если волны от речевого центра идут не ритмично, нарушается ритм речи. Если встречают препятствие - нарушается громкость и плавность речи. Если наталкиваются одна на другую, начинается вегетативная буря : спазм дыхательной мускулатуры, ступор, чувство раздражения и т.п.

Как научиться контролю

В целом, методики постановки дыхания можно разделить на две большие группы: группа методик волевой настройки дыхания и методики автоматической настройки дыхания.

К первой группе можно отнести парадоксальную дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой , которая кроме всего прочего, применяется для лечения заикания; системы дыхательной гимнастики йогов . Также используют дыхательные упражнения, направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы, на выработку продолжительного и экономного выдоха. Обычно дыхательные упражнения сначала проводятся без речи.

Мы в нашем центре практикуем автоматическую настройку дыхания. В этом случае тренирующийся не должен следить за продолжительностью вдоха и выдоха, глубиной дыхания.

Пациент говорит в микрофон, а программа BreathMaker увеличивает продолжительность гласных в два-три раза. Тем самым мы автоматически добиваемся увеличения продолжительности выдоха в процессе речи (гласные образуются только на выдохе) и правильного соотношения выдох-вдох. Автоматическая настройка дыхания особенно важна для детей. Да и для взрослых гораздо проще не постоянно следить за дыханием, а переключить внимание на другие вещи.

Случай из практики

К нам в центр обратились родители третьеклассника Максима К. У мальчика был логоневроз средней степени тяжести. Проблемы возникли в 6 лет. При обследовании выявлено, что у Максима ведущий глаз - левый, а ведущая рука - правая. Наблюдается дискординация в работе правого и левого полушарий мозга. Речь быстрая, прерывается дополнительными вдохами внутри слова. Постановка речевого дыхания проводилась логопедом, но вследствие неусидчивости ребенка результаты были минимальные. На пробном занятии в нашем центре у мальчика уже через 7 минут автоматически установилось правильное речевое дыхание . ”Секрет” в том, что программа устроена так, что она не позволяет говорить и дышать неправильно. Было решено продолжить занятия, которые в конечном итоге помогли Максиму решить речевую проблему.

Когда сознательный контроль дыхания минимальный или вовсе отсутствует, мы рекомендуем именно тренинги автоматической постановки правильного дыхания (никоим образом не умоляя другие методы). Эта рекомендация распространяется также на взрослых.

P.S. В следующем выпуске мы расскажем о трудностях в восприятии собственного голоса при нормальном слухе.

Δ вопросы результаты наше тв карта блог e-mail

Работа над голосом при заикании

Упражнение № 1.

Произнесение звука А, М (вдох через нос, на выдохе произносятся дан ные звуки).

Упражнение № 2 .

На одном дыхании вывести сочетания звука М с тремя гласными — А, О, У и И, Э, Ы. Стараться все звуки произнести на одной высоте. Протяжённость звуков характеризует определённую мелодию – «рас певная интонация».

Упражнение № 3.

На одной высоте нужно постараться произнести сочетание звука М с тремя любыми гласными, затем новый вдох – и новое сочетание.

2. На одном выдохе – МА, МО, МУ;

4. На одном выдохе – МИ, МЭ, МЫ.

Упражнение № 4.

На одной высоте надо произнести сочетание звука Н с тремя любыми гласными, а затем новый вдох – и новое сочетание. Последовательность упражнения та же, что и в упражнении № 3.

Упражнение № 5.

Произнести на одном выдохе следующие согласные: ЖЖЖЖЖЖЖЖ – ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ – НЬНЬНЬНЬНЬ. (звук Ж – ближе грудному звучанию, З – середине, НЬ – верхнему, головному, лицевому).

Упражнение № 6.

На звук У воспроизводится гудок трёх теплоходов: большого, среднего и маленького. Последовательность гудков безразлична. Должны быть три различные высоты голоса.

Упражнение № 7.

Взять воображаемый мяч, определить для себя какой он величины и начать «играть», ударяя им об пол. При этом считать до 10, на каждый счёт ударяя по мячу, чтобы он «отскакивал от пола». Следить, чтобы звук не был напряжённым.

Упражнение № 8.

Собака убежала, её надо позвать домой. Звать будем три раза: один раз с далёкого расстояния, затем с более близкого, и, наконец, собака будет около ребёнка. Повторять кличку собаки несколько раз в быстром тем пе, кроме последнего (собака около ребёнка). Меняется высота звука.

1. Произнести слово «Бобик» 10 раз на одном дыхании (собака далеко)

3. Произнести слово «Бобик» 10 раз (собака подошла ближе).

5. Повторить кличку собаки несколько раз, но уже медленно.

Упражнение № 9.

Счёт до десяти на одном дыхании в трёх различных высотах; После каждого счёта до 10 нужно сделать остановку, чтобы взять дыха ние и услышать следующую высоту.

Упражнение № 10.

На вдох понюхать надушенный платочек, на выдох произнести слово хорошо. Произношение должно быть спокойное, медленное по слогам: хо-ро-шо. Потом на выдохе произнести фразу в два-три слова: «Очень хорошо», «Очень хорошо пахнет».

Упражнение № 11.

На вдох понюхать яблоко, апельсин, мандарин и т.д., затем ребёнок должен сам придумать фразу и произнести её на выдохе. Например: «Очень душистое яблоко».

Упражнение № 12.

«Баюкаем куклу» — тянем А – а-а-а-а-а. Произносится тихо и громко.

Упражнение № 13.

«Болят зубы» — тянем О – о-о-о-о-о. Звук произносится тихо, громко.

Упражнение № 14.

После вдоха на плавном выдохе поочерёдно тянуть гласные «а, о, у, э, ы, и» — аааааааооооооуууууээээээыыыыииии.

Упражнение № 15.

После вдоха на плавном выдохе тянуть по две гласных – ааааааоооооо, аааааааууууууу, и т.д. По три — аааоооууу в разных сочетаниях.

Упражнение № 16.

На одном плавном выдохе тянуть по два гласных по два раза – аааоооаааооо, уууааауууааа и т.д.

Упражнение № 17.

«Корова мычит» — подражание мычанию коровы – МММУУУУ с различной силой голоса.

Коррекция нарушений голоса у детей с дизартрией

В статье представлены сведения о структуре дефекта при дизартрии, обозначены основные направления коррекционной работы при данном нарушении и подробно описаны упражнения, направленные на коррекцию голоса у детей с дизартрией.

Проблема совершенствования различных аспектов коррекционной работы при дизартрии сегодня становится всё актуальнее, так как распространённость выраженных дизартрических расстройств среди детской популяции составляет около 6% и эта цифра постоянно растёт.

Дизартрия – это одно из самых распространенных и труднокоррегируемых нарушений коммуникации, выражающееся в недостатках произносительной стороны речи, обусловленных неточной иннервацией мышц речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и переферической нервной системы. Данное микроорганическое поражение может возникать в результате ряда перенатальных факторов: неправильного ведения родов, слабой родовой деятельности, асфиксии и гипоксии плода в результате обвития пуповины вокруг шеи, перенатальной энцефалопатии, нейроинфекции и др. и ведёт за собой нарушение иннервации артикуляционной, дыхательной и голосовой мускулатуры.

Таким образом, структуру речевого дефекта при дизартрии составляют нарушения всей произносительной стороны речи.

Для большинства форм дизартрии характерно изменение мышечного тонуса речевой мускулатуры. Обычно эти изменения тонуса имеют сложный патогенез, связанный как с локализацией поражения, так и со сложной дезинтеграцией всего рефлекторного двигательного и речевого развития. Поэтому в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному.

Клинико-логопедическую картину и методику логопедической работы при дизартрии описывали многие авторы: М.Б. Эйдинова, О.В. Правдива, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, О. Г. Приходько, Г. В. Бабина и другие.

Речевая терапия при дизартриях основывается на тесном единстве с мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций. Первым моментом речевой терапии является необходимость добиться максимального мышечного расслабления как в артикуляционных, так и в скелетных мышцах.

Нарушения дыхания являются частыми при дизартриях, особенно при гиперкинетической и мозжечковой формах и имеют сложный патогенез. Клинически нарушения дыхания у детей с дизартриями проявляются в расстройствах ритма и глубины дыхания, особенно страдает возможность активного выдоха.

Характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса, что в значительной степени зависит от патологического состояния мышц гортани, особенно перстне-щитовидных, натягивающих истинные голосовые складки. При поражении этих мышц голос становится слабым, немелодичным.

Все движения гортани связаны с движениями языка, нёба и нижней челюсти, поэтому нарушения голоса и артикуляционные расстройства чаще всего выступают вместе. Для возникновения голоса большое значение имеет вибрация голосовых складок. При слабости и паретичности мышц голосового аппарата вибрация голосовых складок нарушается, поэтому сила голоса становится минимальной. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата иногда полностью исключает возможность вибрации голосовых складок.

Нарушения голосообразования при дизартриях определяют необходимость при проведении речевой терапии особое внимание уделять постановке голоса и отдельных звуков. Приемы постановки звуков являются общепринятыми в логопедии и в значительной степени основываются на сочетанных координированных движениях артикуляционных, дыхательных и фонационных мышц. Поэтому при вызове и автоматизации звуков большое значение имеет ортофоническое лечение, основанное на двигательной терапии голоса при помощи артикуляционных и дыхательных упражнений.

Традиционная методика логопедической работы при дизартрии складывается из массажа, специальной логопедической гимнастики, выработки и автоматизации навыков артикуляции и работы над нарушениями лексико-грамматического строя речи.

Массаж при дизартрии

Механизм действия массажа сложен. Он состоит не только из прямого механического воздействия на массируемые ткани, но также из нервнорефлекторного и гуморального воздействия. В логопедической работе при дизартриях необходимо умело применять приемы массажа, как расслабляющие напряженные спастические группы мышц, так и ведущие к раздражению и тонизации нервно-мышечного речевого аппарата.

Для наилучшего получения эффекта расслабления, нужно создать спокойную обстановку: помещение должно быть теплым, ребёнка ничто не должно отвлекать, он должен сидеть или лежать удобно, без напряжения и не сосредоточивать свое внимание на органах речевого аппарата - все это можно достигнуть с помощью аутогенной тренировки и некоторых других психотерапевтических приемов. Можно включить успокаивающую музыку или познавательный мультфильм.

Массаж необходимо проводить теплыми, сухими руками в перчатках, употребляя легкие поглаживания, необходимые для определенной мышечной группы. При тонизирующем массаже, напротив, рекомендуются более интенсивные и резкие движения разминания, похлопывания, поколачивания. Массажу пораженной мышечной группы следует предварить воздействие на всю шейно-плечевую область для усиления крово- и лимфообращения. При применении зондового массажа инструменты необходимо тщательно мыть и стерилизовать в специальном растворе.

Для достижения наилучшего результата коррекционной работы массаж целесообразно сочетать с упражнениями пассивной и активной артикуляционной гимнастики, которые позволяют научить ребёнка расслаблять все спастические мышцы, достигать полной амплитуды произвольных движений, удерживать губы и язык в определенном положении, затормаживать синкинезий, достигать точность артикуляционных поз и легко переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

Как правило, комплексы упражнений подбираются индивидуально с учетом клинических проявлений дизартрии, степени ее выраженности, возраста ребёнка, его личности, интеллекта и др. Во всех случаях в комплекс упражнений логопедической коррекции включаются дыхательные упражнения, так как дыхание - это энергетическая основа речи и при слабом речевом дыхании затрудняется образование как голоса, так и речевых шумов.

Нормализация и развитие голоса при дизартрии

Одним из направлений коррекционной работы является нормализация и развитие голоса ребёнка. С этой целью проводится серия упражнений, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе. Интересные упражнения можно заимствовать из работ Ермаковой И.И., Лопатиной Л.В., Л. И. Беляковой и других.

Развитие дыхания можно начать с тренировки умения набирать как можно больше воздуха (как бы надуваем животик) и тренировки плавного долгого выдоха. Упражнение выполняется сначала в положении лёжа, а затем сидя и стоя. Ребёнка кладут на спину, на животике у ребёнка лежит лёгкая мягкая игрушка, и просят его надуть животик «как шарик», а затем «сдуть шарик», при этом игрушка поднимается и опускается. Когда ребёнок научится «качать игрушку на животике», ребёнка учат «надувать и сдувть животик» сидя и стоя, контролируя его движения рукой. Затем формируют у ребят длинный выдох, с этой целью можно дуть на пламя свечи или на специальные «фонтанчики».

Следующим этапов в развитии речевого дыхания может быть комплекс упражнений по методике «парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой». Данная гимнастика позволяет производить дальнейшее развитие грудо-брюшного типа дыхания, развитие подвижности диафрагмальной мышцы, увеличивать объем вдыхаемого воздуха.

Особое внимание обращается на следующие условия:

  • активное внимание ребенка привлекается к фазе вдоха; тренировать только вдох: резкий, короткий, шумный. Выдох происходит после вдоха самостоятельно (через рот). Выдох не задерживать и не выталкивать. Вдох – очень активный через нос, выдох – через рот, не слышный и пассивный.
  • вдох осуществляется в момент физической нагрузки;
  • все упражнения проводятся в удобном, естественном для детей темпе и ритме.

Упражнения для коррекции нарушений голоса у детей с дизартрией

Детям можно предлагать следующие упражнения:

Встать прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз), а ладошки вперед – «поза экстрасенса». Стоя в этом положении, следует делать короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос при этом сжимая ладони в кулачки (так называемые хватательные движения). Без паузы сделать 4 ритмичных, резких вдоха через нос. Потом руки опустить и отдохнуть 4-5 сек. Затем сделать еще 4 шумных, коротких вдоха и опять пауза.

2. «Погончики».

Выполняется стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. При вдохе необходимо резко толкнуть вниз к полу кулаки (плечи при этом не напрягать, руки выпрямлять до конца, тянувшись к полу. Затем вернуть кисти на уровень пояса в исходное положение. Сделать подряд 8 вдохов-движений.

Выполняется стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч, руки внизу. Сделать легкий наклон (тянуться руками к полу, но не касаться) при этом во второй половине наклона делать короткий и шумный вдох через нос. Заканчивается вдох вместе с наклоном. Немного приподняться, но не полностью, и снова наклон+вдох. Можно представить, что ребёнок как будто накачивает шину в автомобиле. Наклоны выполняются легко и ритмично, низко наклонятся не стоит, достаточно наклониться до уровня пояса.

5. «Обними плечи».

Выполняется стоя, руки согнуты и подняты до уровня плеч. Необходимо очень сильно бросить руки, как будто хотите обнять себя за плечи. И с каждым движением делается вдох. Руки во время «объятия» должны быть параллельны по отношению друг к другу; очень широко в стороны разводить не стоит.

Следующий комплекс рассчитан на активизацию мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани и подготовку голосового аппарата к фонации.

  1. исходное положение - руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с легким сопротивлением рук;
  2. исходное положение - сжатые в кулак кисти упираются в подбородок. Наклоны головы вперед с легким сопротивлением рук;
  3. исходное положение - ладони рук прикрывают уши. Наклоны головы в стороны к плечам с сопротивлением рук;
  4. движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей;
  5. надувание щек;
  6. доставание кончиком языка мягкого нёба;
  7. поднятие мягкого нёба при зевке.
  8. Голосовые упражнения

    1. Произнесение звука [м] кратко при спокойном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое нёбо и вызвал большую резонацию вышележащих полостей. Когда данное упражнение не вызывает затруднений можно переходить к произнесению слогов ма, мо, мэ, мы…

    2. Произнесение пар слогов с ударением на втором слоге: ма-ма, ма-мо, ма-му, ма-мэ, ма-мы; на-на, на-но, на-ну, на-нэ,на-ны.

    ма-му на-ну и т. д. и сочетания слогов с перемещающимися ударениями.

    3. Произнесение закрытых слогов: мам, мом, мум, мэм, мым.

    4. Произнести гласные звуки и их сочетания: а, ао, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэи, аоуи и т.д.

    Закрепление сформированных голосовых навыков

    1) Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау-ау». Произносить звуки надо достаточно громко и четко.

    2) Дети делятся на пары. Один из пары произносил фразы громким голосом, а партнёр отвечал тихо, словно эхо. Затем партнёры меняются местами. Для упражнения используются фразы из различных сказок.

    3) Предлагаем детям как бы «шагать по ступенькам», произнося фразы «Первый этаж, второй этаж…седьмой этаж», постепенно повышая свой голос.

    4) Детям предлагается прочитать текст: «На мели мы лениво налима ловили,/ Для меня вы ловили линя,/ О любви не меня ли вы мило молили/ И в туманы лиманы манили меня.» сначала высоким голосом, затем на характерной для них высоте, низким голосом и понижая голос от строчки к строчке.

    5) Детям следует произнести скороговорку «Наш Полкан из Байкала лакал», выделяя по очереди каждое слово. Затем отдельным ребятам предлагаем ответить данной скороговоркой на вопросы:

    Откуда лакал Полкан?

    Чей Полкан из Байкала лакал?

    Что делал Полкан?

    9) Детям предлагаются тексты и эмоциональные состояния, которые им следует выразить данными текстами.

    Упражнения при заикании у детей

    Лекарства от заикания нет, а в помощи нуждается большое количество людей, для которых простое речевое общение стало невыполнимым, принося много проблем в повседневную жизнь. Помимо медикаментозного лечения нервной системы и других систем организма, которые оставили такие осложнения, существуют дыхательные упражнения для лечения заикания по методу А.Н.Стрельниковой. Эта дыхательная гимнастика может использоваться как для лечения заикания у детей, так и у взрослых пациентов.

    Заикание возникает по разным причинам, и единого мнения специалистов о механизме возникновения этого недуга нет.

    Существует три типа заикания:

    1 тип — заикание вследствие нарушений деятельности нервной системы. Заикание может быть связано с родовой травмой, травмами, полученными в детстве, частыми болезнями.

    2 тип — заикание возникает тогда, когда у человека праворукого ведущим глазом является не правый, а левый. Это случается, когда переучивают ребёнка — левшу в детстве к деятельности правой рукой.

    3 тип — заикание вследствие пережитого стресса, сильного переутомления. Для этого типа заикания характерно усиление заикания на людях, при публичных выступлениях.

    Дыхательные упражнения для лечения заикания

    Авторская методика дыхательных упражнений А.Н.Стрельниковой очень хорошо себя зарекомендовала и применяется для лечения всех трёх типов заикания. Без нормального дыхания невозможно помочь больному с заиканием, а это значит, что нормализации дыхания должно быть посвящено большее время в лечении, чтобы преодолеть недуг. Дыхательная гимнастика направлена на координацию и оптимизацию дыхания, как носового, так и ротового. В дыхании активно должна участвовать диафрагма, выдох должен быть продолжительным. Упражнения на правильное дыхание проводят вначале без речевого сопровождения.

    Правила выполнения упражнений

    1) Вдох должен быть резким и коротким, как хлопок. Думать нужно только о вдохе.

    2) Выдох производить спокойно, без напряжения и усилий. Выдох должен быть бесшумным.

    3) Вдох должен всегда сопровождаться движениями. Движения должны быть только на вдохе.

    4) Как движения, так и вдох должны производиться в маршевом ритме.

    6) Упражнения на дыхание можно выполнять как стоя, так и сидя или лёжа.

    Комплекс дыхательных упражнений для лечения заикания

    1) Упражнение «Ладошки»

    Встать прямо, руки согнуть в локтях, как бы показывая ладони зрителям (локти направлены вниз. Выполнять шумный короткий вдох, одновременно сгибая ладони, как бы хватая воздух. Выдох - нешумный, свободный. Упражнение выполнять 2 раза по 4 вдоха, делая паузу между ними 4 секунды с опущенными руками.

    2) Упражнение «Погончики»

    Встать прямо, сжать кулаки и прижать к талии. При вдохе толкать кулаки вниз, напрягая плечи и вытягивая руки к полу. Упражнение выполнять по 8, 12 раз. Выше пояса кулаки поднимать не нужно.

    3) Упражнение «Насос»

    Встать прямо, ноги слегка развести на ширину плеч. Прямыми руками тянуться к полу одновременно с наклоном вперёд. Наклон сочетать с шумным вдохом. Спина должна быть не прямая, а округлая. Представить, что насосом накачивается шина. Движения выполнять по 4, повторяя 12 раз. Следить, чтобы выдох был незаметен и спокоен.

    При заболеваниях сердечно — сосудистой системы, позвоночника, травмах спины не нужно кланяться сильно низко. При полном здоровье нужно стремиться взять с пола палку.

    4) Упражнение «Кошка»

    Встать прямо, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Присесть, как будто танцуя, с одновременным поворотом в правую сторону. Приседание сочетать с шумным вдохом. Выпрямиться, спокойный выдох. Затем опять присесть с поворотом туловища уже в левую сторону. Выполнять 12 раз по 8 вдохов.

    5) Упражнение «Обнять плечи»

    Встать, руки согнуть в локтях, локти направлены вниз. При шумном вдохе руками резко обнимать себя за плечи, затем свободный выдох. Выполнять 12 раз по 8 вдохов. Выполняя упражнение, можно голову отводить немного назад.

    6) Упражнение «Маятник»

    Встать прямо, ноги поставить на ширину плеч, можно даже чуть шире. Наклониться вперёд, потянуться руками к полу и сделать резкий шумный вдох. Затем наклониться, назад и также резко вдохнуть. Выдох должен быть незаметным и бесшумным. Упражнение можно делать и сидя.

    7) Упражнение «Поворот головой»

    Встать прямо, ноги шире плеч. Поворачивать голову вправо, делая одновременно шумный вдох, затем голова идёт влево, за это время сделать незаметный выдох, а при повороте головы влево — опять шумный вдох. Упражнение нужно стараться выполнять без перерыва и пауз, не останавливая голову посередине. Выполнять 12 раз по 8 вдохов.

    8) Упражнение «Уши»

    Встать прямо, ноги чуть шире плеч. Выполнять наклоны головой вправо, ухом к плечу, делая шумный вдох носом. Затем левое ухо к левому плечу — снова вдох. Затем немного покачать головой из стороны в сторону. Смотреть необходимо прямо перед собой. Выполнять 12 раз по 8 вдохов.

    9) Упражнение «Маятник головой»

    Встать прямо, ноги шире плеч. Опустить голову, переводя взгляд в пол, одновременно делая резкий вдох. Затем поднять голову, взгляд на потолок, опять шумный вдох. Выдох делать незаметно, при переведении головы в другое положение.

    10) Упражнение «Перекат»

    Встать, левую ногу поставить вперёд. Правая нога сзади на носок. Присесть немного, перенося тяжесть тела на правую ногу, одновременно выполняя шумный вдох. Затем незаметно выдохнуть и присесть, перенося тяжесть тела на левую ногу, резкий вдох.

    11) Упражнение «Передний шаг»

    Встать прямо, ноги на ширине плеч или шире. Левую ногу поднять, согнув в колене, до уровня пояса. Носок левой ноги тянуть к полу по балетному манеру. На правой ноге в этот момент легко присесть. Одновременно с движением делать резкий вдох. Затем то-же самое выполнить с правой ногой. Следить, чтобы спина была прямая во время выполнения упражнения, смотреть перед собой, голову не наклонять. Кистями рук на уровне пояса можно делать движение навстречу друг другу. Следить, чтобы вдох был резким, шёл вместе с резким движением, а выдох был спокойным и незаметным. Выполнять 8 раз по 8 вдохов.

    12) Упражнение «Задний шаг»

    Встать прямо. Левой ногой резко отвести назад, как будто хлопая по ягодице. На правой ноге в этот момент легко присесть. Одновременно с движением делать шумный резкий вдох. Затем тоже самое выполнить правой ногой. Выполнять по 4 упражнения 8 раз.

    Спустя пару месяцев ежедневных дыхательных тренировок дыхание человека с заиканием меняется. Происходит тренировка и массаж диафрагмы, внутренних органов, воздух проходит через связки легко и свободно, исчезают мышечные зажимы. Вдох становится максимально глубоким, это способствует избавлению от заикания.

    Ежедневно выполняемые дыхательные упражнения для лечения заикания способны навсегда избавить от проблем с речью и подарить человеку радость общения.

    Дыхательная гимнастика от заикания

    Заикание — одно из сложнейших нарушений речи, связанное с судорожным состоянием артикуляторного аппарата. Чаще всего заикание появляется в дошкольном возрасте, но может появиться и позже. К школьному возрасту у заикающегося возникает страх собственной речи, появляется ряд уловок и сопутствующих движений, которые не только не помогают, но и усугубляют многочисленные запинки, остановки, повторения звуков, слогов и слов.

    К сожалению, какие бы страдания не приносил бы речевой недостаток, практика показывает, что заикающиеся люди часто пассивны, они обращаются за помощью уже в достаточно взрослом состоянии и ищут такие приемы и методы, которые сделали бы их речь идеальной без каких-либо собственных усилий. Устранение заикания — дело длительное и сложное, требующее упорной и систематической работы не только над своей речью, но и над собой.

    Так как в большинстве случаев заиканию предшествуют невротические расстройства, считается, что даже после полного устранения речевого дефекта в связи с любым стрессом часты рецедивы. Кроме того, существует точка зрения, что заикание взрослых неизлечимо. В любом случае, необходимо приложить достаточно усилий, чтобы научиться контролировать свою речь и значительно улучшить её.

    Методика устранения заикания включает в себя психотерапию, режим молчания и шепотной речи, логопедические занятия с дыхательными, артикуляторными и голосовыми упражнениями, сеансы гипнотерапии, приемы самовнушения и др.

    В данной статье речь пойдет о тренировке одного из важнейших условий правильной плавной речи — дыхании. При заикании оно почти всегда бывает нарушенным. Объем выдыхаемого воздуха настолько мал, что его не хватает на произнесение фразы, а часто заикающийся и вовсе говорит на вдохе или задержанном дыхании, что абсолютно неправильно. Поэтому овладение правильным речевым дыханием является для заикающегося человека важным и необходимым фундаментом для дальнейшей коррекции речи.

    Речевое и жизненное дыхание: отличия

    Необходимо понимать разницу между речевым и основным физиологическим дыханием. Назначение речевого дыхания — участие в создании голоса на плавном и равномерном выдохе. Основная функция жизненного дыхания — поддержание жизни человека путем непрерывного газообмена в организме (при вдохе в организм поступает кислород, при выдохе выделяется углекислый газ).

    В отличие от физиологического речевое дыхание произвольно. Человек сам контролирует необходимую для той или иной фразы дозу воздуха и сопоставляет моменты вдоха с речевыми паузами.

    При обычном дыхании мы дышим носом, вдох и выдох имеют одинаковую продолжительность, при речевом — дыхание происходит одновременно через рот и нос, вдох при этом в разы короче, чем выдох. Жизненное дыхание бывает ключичное, грудное и брюшное. Наиболее удобным для речи является диафрагмально-реберное (нижне-диафрагмальное) дыхание.

    У людей, не страдающих заикание м, правильное речевое дыхание вырабатывается автоматически, при возникновении заикания оно нарушено и его необходимо вырабатывать сознательно.

    Лечение заикания: развитие речевого дыхания

    При речевом типе дыхания диафрагма (груднобрюшная перегородка) быстро опускается, увеличивая объем легких, а при выдохе поднимается. Тренировку нижне-диафрагмального дыхания лучше всего отрабатывать за полчаса до еды утром и вечером перед сном. Одежда не должна стеснять движения. После упражнений необходим небольшой отдых.

    1. Упражнение Воздушный шарик

    Лежа на спине положите одну руку на живот, а другую на грудь. Спокойно и плавно вдохните. Живот при вдохе должен надуваться как воздушный шарик, рука при этом поднимается. Затем медленно выдохните, слегка нажимая рукой на живот. Грудная клетка во время совершения вдоха и выдоха находиться в спокойном состоянии.

    Первое время для избежания головокружения от излишка кислорода количество вдохов не должно превышать пяти. Затем число вдохов можно увеличить до пятнадцати.

    Упражнение Воздушный шарик необходимо закреплять в течении двух-трех недель. По истечении этого срока рука может уже не оказывать механическую помощь, а осуществлять контроль за правильным дыханием. Затем данное упражнение закрепляется уже стоя и сидя.

    2. Буря в стакане

    При выполнении этого упражнения левой рукой также осуществляется контроль правильного дыхания. Вдох делается через нос и слегка приоткрытые в улыбке губы. Выдох совершается через трубочку для коктейля, конец которой опущен в наполовину заполненный водой стакан. Необходимо следить, чтобы губы были при этом неподвижны, а щеки не надуты.

    Аналогично предыдущим упражнениям можно дуть на кусочек ваты, полоску бумаги, вертушку, перо, выпускать мыльные пузыри и т.п.

    Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

    Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой часто применяется при коррекции заикания. Особенностью данной методики является сочетание короткого и резкого вдоха с движениями. Активные движения всех частей тела вызывает сильнейшую потребность в кислороде. Вдох производится мгновенно и эмоционально, выдох — самопроизвольно.

    В работе с заикающимися я часто использую упражнения Насос и Обними плечи. С их помощью уже за два месяца можно добиться возникновения глубокого и плавного дыхания, а голосовые связки становятся более гибкими и подвижными.

    Выполняется из вертикальной позы, руки опущены. Вдох короткий, резкий и осуществляется параллельно с наклоном вниз, спина при этом круглая, голова опущена.

    После этого следует слегка приподняться и выдохнуть воздух через нос или через рот. В норме упражнение составляет 8 вдохов по 12 раз с паузами в 3-5 секунд.

    Но прежде чем совершать такое большое количество вдохов-движений, необходимы ежедневные тренировки в течение 2-3 недель, начиная с того количества движений, которое не вызывает напряжения в области поясницы, головокружения и плохого самочувствия. В тяжелом состоянии упражнение можно выполнять из положения сидя.

    Противопоказаниями к выполнению данного упражнения являются травмы головы и позвоночника. смещение межпозвонковых дисков, наличие позвоночных грыж, повышенное артериальное, внутричерепное и внутриглазное давление, камни в почках. печени и мочевом пузыре, высокая степень миопии, хронический радикулит и остеохондроз. беременность, плохое самочувствие до или во время выполнения упражнений.

    Выполняется также из вертикального положения, руки при этом согнуты, подняты на уровне плеч кистями друг к другу. Короткий шумный вдох осуществляется в момент сведения рук навстречу друг другу, обнимая себя за плечи, локти при этом сходятся на груди. Необходимо, чтобы руки находились параллельно друг другу, а не крест-накрест. В момент выдоха через рот или нос руки слегка расходятся, образовывая перед собой квадрат.

    Количество вдохов-движений составляет 8 вдохов по 12 раз с паузами между ними, после 2-3 недель ежедневных тренировок можно увеличить количество вдохов-движений до 32 по 16 раз и делать их уже без остановок.

    При сердечной недостаточности и других тяжелых заболеваниях упражнение выполнять не следует. Тренироваться можно также в положении сидя и даже лежа.

    Лечение заикания: памятка для закрепления речевого дыхания

  9. Прежде чем заговорить, сделайте вдох.
  10. Говорить можно только на выдохе.
  11. Вдох всегда короткий, а выдох — плавный и длительный. Выдох необходимо экономить.
  12. Дышать нужно животом, грудная клетка при этом неподвижна, плечи неподвижны и не поднимаются.
  13. На одном выдохе нужно произносить не более трех-четырех слов.
  14. Слова в предложении нельзя разрывать на слоги, произносить их следует слитно. Делать вдох следует в смысловых паузах.
  15. Во время произнесения речи необходимо следить за тем, чтобы в мышцах голосового аппарата, шеи, лица не было напряжения.

При коррекции заикания необходимо запастись терпением. Улучшение речи происходит медленно и имеет скачкообразный характер. Иногда для коррекции заикания требует больше усилий и времени, нежели ожидал пациент, что ведет к отчаянию, он бросает тренировки и еще больше замыкается в себе. Однако опыт показывает, что правильные и регулярные занятия помогают справиться с заикание м, каким бы сильным оно ни было.

Юлия СТЕПАНОВА, логопед, психолог

Статьи по теме Дыхательная гимнастика от заикания

Новости о Дыхательная гимнастика от заикания

Обсуждение Дыхательная гимнастика от заикания

Лечение Дыхательная гимнастика от заикания

Лечение заикания у детей

Статья содержит в себе дыхательные упражнения и правила, которые должны соблюдать родители при лечение заикания у детей.

Прежде всего, лечение заикания зависит от своевременного реагирования на его проявление у ребёнка. К первым признакам заикания относится:

Затруднение при попытке заговорить в начале речи
происходят вынужденные остановки в середине фразы или слова
повторение слов или слогов в начале фразы
лишние звуки (а, и) перед отдельными словами
ребёнок может отказаться говорить от 2 часов до суток.

Что должны предпринять родители?

  1. Соблюдать режим дня. Ребёнок должен соблюдать режим сна и бодрствования, чтобы длительность сна составляла как минимум 8 часов. Перед сном рекомендуется принятие тёплого душа или ванн с успокоительными травами, морской солью или аромамаслами.
  2. Исключите перед сном просмотр телевизора, активные занятия и компьютерные игры.
  3. Соблюдать режим питания. В рационе питания должны быть растительные и молочные продукты, фрукты, овощи, сократите потребление жиров, мяса и копчёностей.
  4. Исключить стресс и умственные нагрузки. Следует ограничить просмотр фильмов, которые вызывают сильные эмоции. Это же относится и к различным играм и мультфильмам. Речь родителей должна быть плавной и неспешной, не следует повышать голос, включать громко телевизор или музыку. Не требуйте от ребёнка усидчивости, обязательного посещения дополнительных занятий или кружков. Требования обоих родителей не должны при этом различаться. Важно, чтобы ребёнок знал, что ему можно и чего нельзя, когда его будут ругать, а когда нет. При этом для ребёнка следует создать атмосферу понимания и исключить ссоры между родителями.
  5. Больше гулять на свежем воздухе.
  6. Следить за осанкой ребёнка, чтобы она была подтянутой как во время речи, так и во время молчания.
  7. Следите, чтобы ребёнок при заикании не смущался и не отводил глаз. Во время речи он не должен смотреть исподлобья – для этого мягко удерживайте его подбородок в правильном положении.
  8. Делайте на ночь расслабляющий массаж воротниковой зоны. Рекомендуется проводить его 3-4 раза в год по две недели каждый раз.
  9. Дыхательные упражнения – основа лечения заикания

    Самой известной программой традиционного метода лечения является «Дыхательная гимнастика Стрельниковой». Здесь будут приведены в пример два упражнения, считающиеся самыми действенными при лечении заикания.

    Упражнение «Насос»

    Встаньте прямо, опустите руки. Наклонитесь немного вперёд, округлив спину. При этом голова и руки опущены, и шея расслаблена.

    После этого сделайте быстрый вдох и приподнимитесь, но не выпрямляйтесь. Сделайте медленный выдох ртом или носом.

    Вновь наклонитесь и сделайте быстрый шумный вдох и так же повторяйте. Данные дыхательные упражнения напоминают «накачивание шины». Выполнять его нужно с лёгкостью, не нагружая поясницу.

    Упражнение «Повороты головы»

    Встаньте прямо, положите руки по бокам. Повернув голову влево, быстро и шумно вдохните. Затем поверните голову вправо и ещё раз вдохните. Выдох делается во время поворота головы от левого плеча к правому. При этом останавливаться посередине не нужно.

    Шея во время упражнения не должна быть напряжена, туловище и руки остаются неподвижными. Самое первое упражнение включает в себя 8 вдохов и выдохов. Не забудьте делать между упражнениями короткие передышки. Всего нужно будет сделать 3 подхода по 32 вдоха.

    Что дают эти упражнения?

    Они направлены на дыхательную систему человека: учат дышать глубоко, всеми лёгкими, способствуют тренировке диафрагмы, участвующей в голосообразовании, голосовые связки при этом становятся максимально подвижными и тесно смыкаются во время разговора.

    Упражнения должны выполняться по 15 минут утром и вечером. Результаты появляются спустя 2-3 месяца: голос становится более естественным, а дыхание – свободным.

    Видео, как у детей лечить заикание:

    Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет в России серию рабочих тетрадей KUMON (Япония) для дошкольников на русском языке.

    Где-то в самой глубокой чаще затерялась сказочная страна - Лисий лес. Там живут самые милые и забавные герои на свете.

    В серии «Золотое наследие» издательства «Эксмо» выходят книги, с которыми неразрывно связано детство старшего поколения.

    Странник, лишь раз очутившись в сказочном Муми-доле, будет возвращаться туда вновь и вновь.

    Всё для школы и для жизни — учебники и тетради, ранцы и школьная форма, оформление интерьера и подарки учителям!

    Возникновение заикания

    В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, его готовностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых в генезе заикания указывал еще В. А. Гиляровский.

    Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области высшей нервной деятельности — речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры извращается, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы. Ее роль в механизме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц. Заикание возникает не при органических изменениях стриопаллидума, а при динамических отклонениях его функций. Эти взгляды отражают понимание механизма невротического заикания как своеобразного нарушения корково-подкорковых отношений (М. Зееман, Н. И. Жинкин, С. С. Ляпидевский, Р. Лухзингер и Г. Арнольд, Э. Рихтер и мн. др.).

    Стремление исследователей рассматривать заикание с позиций Павловского учения о неврозах находит своих последователей за рубежом: в Чехословакии — М. Зееман, М. Совак, Ф. Досужков, Н. Досталова, А. Конделькова в Болгарии — Д. Даскалов, А. Атанасов, Г. Ангушев в Польше — А. Митринович-Моджевеска в Германии — К. П. Беккер и др.

    «Если у ребенка заикание..»

    Из книги петербургских авторов-практиков родителей детей, страдающих заиканием, смогут получить информацию об истории изучения этого заболевания, о том, откуда оно возникает, а главное — о том, что нужно и чего не нужно делать в этой непростой ситуации.

    Речевые упражнения при заикании

    Речевые упражнения строятся в следующей последовательности:

    незнакомый текст, экспромт.

    Следующим фактором, способным влиять на появление или исчезновение речевых судорог у заикающегося, является разная сложность речевой структуры.

    Обычно заикающиеся легко произносят отдельные звуки, реже — слоги, еще реже — слова. Трудности у них, как правило, возникают в начале изложения (трудно начать говорить), в начале смыслового отрезка развернутой фразы (после дыхательной или смысловой паузы) или в начале простой фразы. Нередко остановки, спотыкания появляются на некоторых определенных (трудных) звуках.

    Итак, трудности в речи заикающегося возрастают в зависимости от того, произносит ли он отдельные звуки, слова или фразы. В последнем случае чаще всего встречаются запинки. Причем в сложной фразе их больше, чем в простой, а в связных по смыслу фразах (пересказ, рассказ) больше, чем в отдельно взятых.

    Отсюда и возрастающая сложность речевых упражнений. Вначале звуки и слоги, затем отдельные слова, потом фразы от простых к сложным и, наконец, связная речь.

    Степень громкости речи заикающегося также влияет на свободное ее течение.

    Как правило, заикающиеся всегда говорят свободно шепотом, у них никогда не наблюдается судорог и при беззвучной речи, т. е. тогда, когда они только беззвучно артикулируют, произносят фразу без единого звука. Заикающиеся говорят свободнее тихо, чем громко. Но как парадокс наблюдается иногда и обратная картина, когда громкая и даже очень громкая речь у заикающегося ребенка звучит совершенно без запинок. Это бывает не часто и наблюдается обычно у детей робких, тихих, застенчивых.

    Поэтому свободная и громкая речь у заикающихся достигается обычно путем последовательных речевых упражнений, произносимых ими беззвучно, шепотом, тихо, громко, обычным голосом.

    На речь заикающихся благотворно действуют плавность и ритмичность. Даже по этому поводу бытует мнение, что для избавления от заикания нужно петь, или читать стихи, или говорить нараспев, т. е. сильно растягивать гласные звуки.

    Действительно, при пении, ритмичной стихотворной речи или при разговоре нараспев речевые судороги заикающихся или вовсе отсутствуют, или значительно уменьшаются. Однако это вовсе не значит, что, пользуясь только этими формами речи, можно избавиться от заикания. К тому же, как показывают наблюдения, искусственно растянутая речь (нараспев) не приживается у заикающихся. Они ее стыдятся не меньше, чем своих запинок, и обычно предпочитают пользоваться заикливой, но привычной речью, нежели новой, искусственной речью, обращающей на себя внимание.

    В речевые занятия с заикающимися детьми вводят пение и ритмизованную речь. Такой вид упражнений используют для совершенствования и развития голоса, дыхания, артикуляции, а также для того, чтобы еще раз обратить внимание ребенка на имеющуюся у него возможность говорить свободно. Речь нараспев не используется, как правило, на занятиях, но от нее осталась опора на гласные звуки в начале фразы в тех случаях, когда ребенок затрудняется начать ее с согласного звука.

    Определенное облегчение испытывают заикающиеся, когда свою речь сопровождают какими-то ритмичными движениями. Например, известные слова:

    Мы домик строим

    дети произносят, взявшись за руки и имитируя движения пильщиков.

    Однако наша устная речь разнометрична, т. е. мы в речи пользуемся разными ритмами. Поэтому задача логопеда состоит в том, чтобы последовательно перевести к него навыки свободной речи с ритмизованной на разнометричную, т. е. обычную речь.

    Таким образом, плавность и ритмичность речи у заикающихся воспитывается в такой последовательности:

    пение с движениями

    ритмизованная речь (стихи, затем проза) в сопровождении движений

    ритмизованная речь (стихи, проза) без движений

    опора на гласные звуки

    В зависимости от эмоционального состояния ребенка его речь заметно меняется. В минуты подавленного настроения или, наоборот, повышенного возбуждения его речь значительно ухудшается по сравнению с той, которая у него бывает в минуты душевного равновесия и положительных, но не сильных эмоций.