Универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда угст («физик»). Глубоководные торпеды «Физик» поступили на вооружение ВМФ России Вдогонку за субмариной




В прошлом году на вооружение ВМФ России поступили глубоководные самонаводящиеся торпеды УГСТ «Физик». Прошло чуть больше года, и на финальный этап государственных испытаний вышла торпеда «Футляр», которая является модернизированным вариантом «Физика». Испытания проводятся в Киргизии на озере Иссык-Куль. В случае их успешного завершения новая торпеда будет принята на вооружение уже в этом году, а в 2017 году начнется ее серийное производство.

И базовый вариант, и модернизированный были созданы в НИИ Мортеплотехника, входящем в ОАО «Концерн Морское подводное оружие — Гидроприбор». Серийное производство предполагается запустить в городе Каспийске на заводе «Дагдизель». Торпеды будут размещаться в первую очередь на новейших атомных подводных лодках проектов «Борей» и «Ясень». После запуска в серию «Футляра» производство торпед «Физик» будет прекращено.

Новая торпеда идет на замену устаревшей 533-мм УЭСТ-80, принятой на вооружение в 1980 году. Торпеда имела неоправданно малую для современных условий дальность в 18 км. Правда, скорость была не столь и плоха — 45 узлов. Ее обеспечивала электрическая двигательная установка, запитываемая серебряно-магниевой батареей. Торпеда была самонаводящаяся. Вывод на цель осуществлялся по активно-пассивному акустическому каналу, а также по каналу захвата кильватерного следа. Этот второй канал использует эффект рассеивания акустических волн на пузырьках воздуха, присутствующих в кильватерном следе корабля или подводной лодки, использующих в качестве движителя гребные винты. При этом УЭСТ-80 способна работать по целям от «нуля», то есть по надводным кораблям, до погруженных на 1000 метров субмарин. Масса боевой части — 300 кг.

Надо сказать, что УГСТ «Физик» на ВМФ заждались. Ее разработка была начата в 1986 году. Впервые ее показали на петербургском международном салоне в 2003 году. Спустя пять лет торпеда начала выпускаться пробными партиями. И лишь в апреле 2015 году ее приняли на вооружение.

Столь длительная задержка вызвана репутационными причинами. На «Физике» используется не электрический, а тепловой двигатель, работающий на жидком однокомпонентном топливе. По официальной версии, катастрофа на погибшей в Баренцевом море ПЛА «Курск» произошла именно из-за подрыва торпеды с тепловым двигателем на перекиси водорода. Именно поэтому недоверие распространилось на весь класс тепловых двигателей, используемых для оснащения ими торпед для подводных лодок. Однако официальная версия целым рядом компетентных экспертов ставится под сомнения.

Но, похоже, лет тронулся. Давно готовая к эксплуатации на боевых судах торпеда начала прописываться во флоте всерьез и надолго. Дальность действия «Физика» возросла до 50 километров, а скорость — до 50 узлов. «Футляр» обладает улучшенными характеристиками. Особых подробностей по этому поводу не сообщается. Но известно, что в модернизированном варианте будет использована тепловая пропульсивная система ТПС-53, способная повысить дальность стрельбы до 60 км, а скорость до 65 узлов. В ее газотурбинном двигателе применяется жидкое топливо типа Otto-fuel, позволяющее развивать мощность в 800 кВт.

То есть налицо серьезный прорыв по части скорости и дальности стрельбы. В то же время сторонники использования электрических торпед, ссылаясь на зарубежный опыт, настаивают на их преимуществах. Преимущества эти чисто теоретические. В России нет батарей, обладающих необходимой емкостью. И по части других параметров дела также обстоят не лучшим образом. На вооружении надводных кораблей и подводных лодок находится торпеда ТЭ2. Она всем хороша — прекрасно наводится на цель и мало шумит. Но ее скорость не превышает 45 узлов, а максимальная дальность в зависимости от избранного режима лежит в диапазоне от 15 км до 25 км.

У «Физика» есть и еще одно достоинство: в нем в качестве движителя используется водомет. ТЭ2 приводят в движение два винта.

Помимо двухканальной акустической системы самонаведения, «Физик» оснащен системой наведения на цель по проводам, по которым с борта подводной лодки на торпеду поступают команды смены курса в зависимости от того, как маневрирует атакуемый корабль или ПЛ. Дальность такого телеуправления лежит в диапазоне от 5 км до 25 км. Все это будет перенесено и на «Футляр». Возможно, в акустическую систему будут внесены улучшения.

Если «Физик» по ТТХ является лучшей отечественной торпедой, стоящей на вооружении, то отрыв «Футляра» от отечественных торпед возрастет.

Делая обзор российских торпед для ПЛА, необходимо упомянуть еще две. Прежде всего, это торпеда 65−76А «Кит». Она пришла на подводный флот в конце 70-х годов. Именно ею была вооружена погибшая ПЛА «Курск». От конструкторов требовалось создать дальнобойное, мощное и скрытное оружие, которое позволило бы советским подводным лодкам поражать крупные корабли противника, включая авианосцы, не входя в зону действия противолодочной обороны.

И это им в значительной мере удалось. Торпеда имела два калибра — 533 мм и 650 мм. Последнюю называли «толстой торпедой». Она могла переносить как ядерный заряд, так и обычный весом в 557 кг. Развивала скорость до 50 узлов, на которой была способна преодолеть 50 км. По некоторым данным максимальная скорость достигала 70 узлов. При скорости в 35 узлов дальность достигала 100 км. Именно этот параметр и привел в ужас натовских моряков, и «толстую торпеду» назвали убийцей авианосцев. Потому что надежную противолодочную защиту авианосца невозможно развернуть на такую глубину. Ситуация усугублялась тем, что «Кит» был оснащен аппаратурой самонаведения, и вдали от запустившей его подводной лодки занимался избирательным поиском цели.

На Западе вздохнули с облегчением, когда «толстая торпеда» в 2002 году была снята с вооружения ВМФ России. В общей сложности ею были вооружены более 60 отечественных подводных лодок, боезапас каждой лодки составлял от 8 до 12 «толстых торпед». Однако «Футляр», несомненно, прибавит нашему предполагаемому противнику головной боли.

Еще одна торпеда произвела громадный шум. Но, в основном, информационный. Вокруг нее сформировалось множество красивых легенд. Это торпеда «Шквал», развивающая под водой скорость в 200 узлов, что эквивалентно 370 км/ч. Столь фантастическая скорость достигается за счет того, что при ее движении используется кавитационный эффект. То есть «полет» осуществляется в воздушном пузыре. Мощную тягу создает твердотопливный реактивный двигатель.

Однако значительное количество минусов сводило к нулю мощный плюс, в связи с чем торпеда была снята с вооружения. Во-первых, максимальная дальность стрельбы составляла 13 км. То есть лодка должна была приблизиться к атакуемой цели на расстояние, где была развернута мощная противолодочная оборона. Во-вторых, торпеда при движении создавала громкий шум и отчетливый след на поверхности воды. Выпустив торпеду, лодка гарантированно себя обнаруживала со всеми вытекающими для нее печальными последствиями. В-третьих, торпеда, подобно пуле, выпущенной из винтовки, летела по прямой, не сворачивая и не подчиняясь никаким командам. И, несмотря на ее бешенную скорость, за 2 минуты пути до цели можно было либо ее уничтожить, либо сдвинуть корабль на достаточное расстояние, чтобы гиперторпеда пролетела мимо. В-четвертых, максимальная глубина хода «Шквала» составляла 30 метров. Следовательно, подлодки были для нее практически недостижимы.

Торпеда Mark-48 ВМС США (Фото: ru.wikipedia.org)

Сравнивать «Футляр» нужно прежде всего с американской тепловой торпедой Mark 48. Она появилась на свет в 1972 году. Но к настоящему моменту производится ее седьмая модификация со значительно улучшенными характеристиками. Это основная торпеда подводного флота ВМС США. Она немного превосходит «Физика», но проигрывает «Футляру». Ну а самые дальнобойные торпеды делает Германия. Ее DM2A4ER способна пройти 140 км. А на максимальной скорости в 50 узлов — 100 км.

Все современные торпеды стран НАТО имеют головку самонаведения и режим управления по телекабелю.

ТТХ торпед ТЭ2, «Физик», «Футляр», Mark 48 (США), DM2 A4 ER (ФРГ), Black Shark (Италия)

Длина, м: 7,9 — 7,2 — н/д — 5,8 — 8,4 — 5,9

Масса, кг: 2400 — 1980 — н/д — 1363 — н/д — 1363

Масса БЧ, кг: 300 — 300 — н/д — 300 — 260 — 250

Максимальная дальность, км: 25 — 50 — 60 — 60 — 140 — 70

Длина кабеля телеуправления, км: 25 — 25 — н/д — 30 — 100 — 60

Максимальная скорость, узлы: 45 — 50 — 65 — 60 — 50 — 52

ВМФ России принял на вооружение новую глубоководную самонаводящуюся торпеду «Физик», максимальная дальность стрельбы которой достигает 50 км, сообщил источник в Минобороны России.

«В конце прошлого года после успешного завершения госиспытаний принята на вооружение новая глубоководная тепловая самонаводящаяся торпеда «Физик», - сказал источник ТАСС.

«Этой торпедой будут прежде всего вооружены все подводные лодки проектов 955 („Борей“), 885 („Ясень“) и их модификации, а по мере увеличения выпуска этих торпед на них будут перевооружены и другие подлодки ВМФ», - уточнил собеседник агентства.

По его словам, серийное производство торпеды «Физик» уже началось, и флот приобретает новое оружие «с большой охотой».

«Максимальная дальность стрельбы новой торпедой - 50 км, скорость хода - около 60 узлов. Двигатель „Физика“ работает на унитарном топливе», - рассказал собеседник агентства.

Источник пояснил, что «Физик» заменит старую торпеду УСЭТ-80 с дальностью 18 км, принятую на вооружение еще в советское время - в 1980-е годы. «Торпеду УСЭТ-80 ранее получили и самые современные атомные подлодки, переданные флоту в последнее время, в частности первый „Борей“ - „Юрий Долгорукий“ - и первый „Ясень“ - „Северодвинск“. Теперь они будут от нее избавляться», - добавил он.

Длина торпеды «Физик» - 7,2 м, масса - 2200 кг при массе БЧ 300 кг. Тепловой безредукторный аксиально-поршневой двигатель открытого цикла ДП4 мощностью 460 кВт на однокомпонентном топливе «пронит» имеет вращающуюся камеру сгорания и дает торпеде скорость хода от 30 до 55 узлов при дальности 40–50 км и глубине хода до 500 м. ЭСУ ДП4 во многом создана с использованием технических решений американской ракеты Мк.46.

Первый прототип под названием «Физик» появился в СССР в 1990 году и использовал аналог американского однокомпонентного топлива «Отто-2». Для наведения на цель использована активно-пассивная гидроакустическая система самонаведения с системой опознавания кильватерного следа с дальностью реагирования ССН от 1,2 до 2,5 км и дальностью реагирования неконтактного взрывателя от 2 до 8 м в зависимости от типа и размера цели. Предусмотрена возможность телеуправления с общей длиной кабеля около 30 км.

Для снижения собственных шумов торпеда оборудована водометным движителем и выдвижными рулями. Экспортный вариант этой торпеды имеет обозначение УГСТ. В дальнейшем предусмотрено применение перспективной модификации этой торпеды с турбинным двигателем открытого цикла 19Д мощностью 800 кВт на двухкомпонентном топливе (гидразид и керосин Т1) под обозначением «Физик-2» или «Физик-2000» (экспортное название УГСТ-М). За счет новой ЭСУ предполагается добиться максимальной скорости порядка 65 уз. Помимо этих торпед, в штатный боезапас проекта 885, по всей видимости, будет включена также универсальная электрическая торпеда УСЭТ-80 КМ предыдущего поколения (модификация принята на вооружение в 1993 году).

Накануне стало известно о том, что ВМФ России ведет испытания новой глубоководной торпеды «Футляр», которая придет на смену принятой на вооружение универсальной глубоководной самонаводящейся торпеды «Физик». Подобные испытания ведутся в режиме строжайшей секретности. Редакция сайта телеканала «Звезда» по крупицам собрала информацию о новейшем подводном оружии России.О том, что , 22 июня сообщил ТАСС, сославшись на источник в военной промышленности. Подобные новости не могут не радовать, поскольку они говорят о том, что подводное оружие развивается параллельно вместе со своими носителями – подводными лодками.Разработка предыдущей версии универсальной глубоководной самонаводящейся торпеды была начата в 1986 г. в НИИ «Мортеплотехника» (г.Санкт-Петербург), двигатель прошел испытания в 1995 году, а на вооружение она была принята в 2002 году.Новую же версию глубоководной торпеды планируется принять на вооружение гораздо быстрее – уже в этом году, а в 2017 может начаться серийное производство этого оружия.Эволюция подводного оружия По словам источника агентства, новая торпеда «Футляр» станет следующей версией торпеды «Физик», а значит, будет обладать схожими характеристиками. В частности, эксперты считают, что калибр 533 мм и некоторые другие характеристики останутся прежними.«Это дальность 50 км, скорость свыше 50 узлов, глубина до 400 м, то есть в пределах тех глубин, где сегодня ходят современные подводные лодки 3-4 поколения. Можно говорить, что торпеда «Футляр», которая сейчас разрабатывается, не революционного, а эволюционного типа», - рассказал сайту телеканала «Звезда» военный обозреватель Военно-морского портала flot.com Сергей Сочеванов.Он отметил, что это считается хорошим признаком и говорит о том, что у страны есть средства на поэтапное развитие морского оружия.«Сейчас на армию выделается достаточное количество средств, чтобы обеспечивать планомерное развитие всех видов вооружений. У нас недавно приняли на вооружение торпеду «Физик», которая в свою очередь пришел на замену советским торпедам. Соответственно, приняв на вооружение обкатанную торпеду «Физик», начинаем работать над новой торпедой с уже более качественными характеристиками головки самонаведения», - отметил эксперт.
В то же время он отметил, что пока нет подтверждений, в каком направлении работают разработчики торпеды «Футляр», однако можно предположить, что новаторство будет касаться, прежде всего, головной части торпеды. Она получит усовершенствованную систему самонаведения с увеличенной дистанцией захвата цели, а также более современную систему отстройки от помех и противоракет противника.Антиторпеды Одним из важнейших направлений, в которых сегодня развивается морское вооружение, является создание антиторпед, считает Сочеванов. «Убежать» от торпеды, которая идет со скоростью 50-65 узлов, сегодня не может ни один военный корабль в мире. Поэтому запуск антиторпед – сегодня единственный способ отразить торпедную атаку противника. Возможно именно этой стороне вопроса уделяют внимание в ходе испытаний нового «Футляра».«Торпеды, которые предназначены для атаки, должны иметь определенную систему защиты от средств противодействия, чтобы прорывать защиту противника», - считает эксперт.Сведения о подобных разработках засекречены, однако можно с уверенностью сказать, что такие работы ведутся.«Можно сказать, что поставленная на вооружение торпеда «Физик» достаточно конкурентоспособна. То, что она принята в состав флота значит, что изделие соответствует всем характеристиками. Ведь ее столько лет ее обкатывали», - отмечает Сочеванов.
Секретность превыше всего Стоит отметить, что Россия как страна, обладающая мощным флотом, всегда была на первых позициях в области разработки торпедного оружия. Порой даже опережала свое время. Так, в июне 2003 года на морском салоне МВМС-2003 в Санкт-Петербурге Россия впервые публично показала универсальную глубоководную самонаводящуюся торпеду. Но на второй день работы выставки торпеду закрыли ковролином от всеобщего обозрения. Такого рода разработки всегда были объектом пристального внимания иностранных военно-морских экспертов.Именно поэтому стоит пару слов сказать и о месте, которое было выбрано для испытаний российских ракет. Они проходят на 954-й испытательной базе противолодочного вооружения «Кой-Сары» ВМФ РФ на озере Иссык-Куль в Киргизии.Это место считается идеальным для подобных испытаний - расположение полигона в акватории замкнутого внутреннего водоема исключает возможность слежения за испытаниями и перехвата испытываемых образцов судами третьих стран. Кроме того, по соглашению между Россией и Кыргызстаном от 5 июля 1993 года база признана российской собственностью.
В состав базы входит также российско-кыргызское совместное предприятие «Озеро», которое занимается разработкой нового и испытанием серийного торпедного вооружения.По словам Сочеванова, полигон на Иссык-Куле идеален еще и из-за воды озера, которая по составу близка к морской воде – где и применяются торпеды.
«У России был полигон в Феодосии в Крыму, но пока он не используется. Есть еще полигон на Ладожском озере, но он не для всех видов оружия, поскольку в озере пресная вода, а для испытаний морских торпед нужна соленая вода. В озере же Иссык-Куль вода по составу ближе к морской», - отметил эксперт.Носители торпед По словам источника, разработанные петербургском НИИ «Мортеплотехника» и изготовленные на каспийском заводе «Дагдизель» торпеды «Футляром» будут устанавливаться в первую очередь на новые атомные подводные лодки проектов 955 «Борей» и 885М «Ясень».По словам Сочеванова, развитие торпедного оружия тесно связано с развитием подводных лодок и в частности с одной из важнейших характеристик – малозаметностью.Эксперт привел пример уникальной для своего времени торпеды «Шквал». Она была принята на вооружение в 1977 году и достигала скорости 500 км в час вблизи поверхности воды. Торпеда могла нести ядерную боеголовку. Однако при всех ее плюсах, она имела два серьезных недостатка – из-за высокой скорости она производила сильный шум и дальность пуска торпеды составляла всего 12 км. Оба эти качества выдавали местоположение подводной лодки, а значит экипажу стоило ждать ответного пуска.
Теперь, когда на первый план выходит скрытность подводных лодок, возникает необходимость и в новых торпедах, способных пройти расстояние в 50 км и поразить цель.

Как сообщила газета "Известия", ВМФ России принял на вооружение новую торпеду "Физик-2". Как сообщается, данная торпеда предназначена для вооружения новейших подводных ракетоносцев проекта 955 "Борей" и многоцелевых атомных подводных лодок нового поколения проекта 885855М "Ясень".

До недавнего времени ситуация с торпедным оружием для ВМФ России была довольно безрадостной - несмотря на наличие современных атомных подводных лодок третьего поколения и появление новейших подводных лодок четвёртого поколения, их боевые возможности существенно ограничивались имеющимся торпедным оружием, существенно уступающим не только новым, но и уже в значительной степени устаревшим образцам зарубежных торпед. Причём не только американских и европейских, но и даже китайских.

Основной задачей советского подводного флота была борьба с надводными кораблями вероятного противника, в первую очередь с американскими конвоями, которые в случае перерастания Холодной войны в "горячую" должны были доставлять в Европу американские войска, вооружение и военную технику, различные припасы и средства материально-технического обеспечения. Наиболее совершенными в советском подводном флоте были "тепловые" торпеды 53-65К и 65-76 , предназначенные для поражения кораблей - они имели для своего времени высокие скоростные характеристики и дальность хода, а также уникальную систему лоцирования кильватерного следа, позволявшую "улавливать" кильватерный след вражеского корабля и следовать вдоль него до момента попадания в цель. При этом они обеспечивали полную свободу манёвра для подводной лодки-носителя после пуска. Особенно эффективной была монструозная торпеда 65-76 калибром 650 миллиметров. Она имела огромную дальность хода - 100 километров при скорости 35 узлов и 50 километров при скорости в 50 узлов, а мощнейшей 765-кг боевой части хватало, что бы нанести тяжёлые повреждения даже авианосцу (для потопления авианосца требовалось всего несколько торпед) и гарантированно потопить одной торпедой корабль любого другого класса.

Однако появление в 1970-х появились так называемые универсальные торпеды - они одинаково эффективно могли применяться как против надводных кораблей, так и против подводных лодок. Появилась и новая система наведения торпед - телеуправление. При данном способе наведения торпеды команды управления на неё передаются при помощи разматываемого провода, что позволяет легко "парировать" манёвры цели и оптимизировать траекторию движения торпеды, что в свою очередь позволяет расширить эффективную дальность применения торпеды. Однако в области создании универсальных телеуправляемых торпед в Советском Союзе не удалось добиться никаких существенных успехов, более того, советские универсальные торпеды уже тогда существенно уступали своим зарубежным аналогам. Во-первых, все советские универсальные торпеды были электрическими, т.е. приводимые в движение электроэнергией от размещённых на борту аккумуляторов. Они более просты в эксплуатации, имеют меньшую шумность при движении и не оставляют демаскирующего следа на поверхности, но в то же время по дальности и скорости хода очень существенно проигрывают парогазовым или т.н. "тепловым" торпедам. Во-вторых, высочайший уровень автоматизации советских подводных лодок, включая систему автоматического заряжания торпедных аппаратов, накладывал конструктивные ограничения на торпеду и не позволил реализовать т.н. шланговую систему телеуправления, когда катушка с кабелем телеуправления находится в торпедном аппарате. Вместо этого пришлось использовать буксируемую катушку, что резко ограничивает возможности торпеды. Если шланговая система телеуправления позволяет свободно маневрировать подлодке после пуска торпеды, то буксируемая манёвры после пуска крайне ограничивает - в таком случае гарантированно порвёт кабель телеуправления, более того, имеется и высокая вероятность его обрыва от набегающего потока воды. Буксируемая катушка также не позволяет осуществлять залповую торпедную стрельбу.

В конце 1980-х годов были начаты работы по созданию новых торпед, но из-за распада Советского Союза они были продолжены лишь в новом тысячелетии. В результате, российские подводные лодки остались с малоэффективными торпедами. Основная универсальная торпеда УСЭТ-80 имела совершенно неудовлетворительные характеристики, а имевшиеся противолодочные торпеды СЭТ-65, имевшие неплохие характеристики в момент принятия их на вооружение в 1965 году, уже морально устарели. В начале 21 века была снята с вооружения торпеда 65-76, которая в 2000 году стала причиной потрясшей всю страну катастрофы подводной лодки "Курск". Российские многоцелевые подводные лодки лишились своей "дальней руки" и самой эффективной торпеды для борьбы с надводными кораблями. Таким образом, к началу текущего десятилетия ситуация с торпедным оружием подводных лодок была совершенно удручающей - они имели крайне слабые возможности в дуэльной ситуации с вражескими подводными лодками и ограниченные возможности по поражению надводных целей. Впрочем последнюю проблемы удалось частично преодолеть путём оснащение с 2011 года подводных лодок модернизированными торпедами 53-65К, которые возможно получили новую систему самонаведения и были обеспечены более высокие характеристики дальности и скорости хода. Тем не менее, возможности российских торпед существенно уступали современным модификациям основной американской универсальной торпеды Mk-48. Флоту, очевидно, требовались новые универсальные торпеды, отвечающие современным требованиям.

В 2003 году на Международном Военно-Морском Салоне была представлена новая торпеда УГСТ (Универсальная Глубоководная Самонаводящаяся Торпеда). Для ВМФ России эта торпеда получила название "Физик". По имеющимся данным, с 2008 года на заводе "Дагдизель" велось производство ограниченных партий этих торпед для проведения испытаний на новейших подводных лодках проектов 955 и 885. С 2015 года начато серийное производство данных торпед и оснащение ими новейших подводных лодок, которые до этого пришлось вооружить устаревшими торпедами. К примеру, подводная лодка "Северодвинск", вступившая в состав флота в 2014 году изначально было вооружена морально устаревшими торпедами УСЭТ-80. Как сообщается в открытых источниках, по мере увеличения количества произведённых новых торпед, ими будут вооружаться и более старые подводные лодки.

В 2016 году сообщалось, что на озере Иссык-Куль велись испытания новой торпеды "Футляр" и что она должна была быть принята на вооружение в 2017 году, после чего производство торпед "Физик" будет свёрнуто и вместо них флота начнёт получать уже другие, более совершенные торпеды. Однако 12 июля 2017 года газета "Известия" и ряд российских информационных агентств сообщили о том, что на вооружение ВМФ России принята новая торпеда "Физик-2". На данный момент совершенно неясно, принята ли на вооружение торпеда, которую называли "Футляр" или торпеда "Футляр" - принципиально новая торпеда. В пользу первой версии может свидетельствовать то, что как сообщалось в прошлом году, торпеда "Футляр" представляет собой дальнейшее развитие торпеды "Физик". Тоже самое говорится и о торпеде "Физик-2".

Торпеда "Физик" имеет дальность хода в 50 км при скорости 30 узлов и 40 километров при скорости в 50 узлов. Торпеда "Физик-2", как сообщается, имеет увеличенную до 60 узлов (около 110 кмч) максимальную скорость за счёт нового турбинного двигателя 19ДТ мощностью 800 кВт. Торпеда "Физик" имеет активно-пассивную систему самонаведения и систему телеуправления. Система самонаведения торпеды при стрельбе по надводным целям, обеспечивает обнаружение кильватерного следа вражеского корабля на расстоянии 2,5 километров и наведение на цель при помощи лоцирования кильватерного следа. По всей видимости, на торпеде установлена система лоцирования кильватерного следа нового поколения, маловосприимчивая к средствам гидроакустического противодействия. Для стрельбы по подводным лодкам система самонаведения имеет активные гидролокаторы, способные "захватить" подлодку противника на расстоянии до 1200 метров. Вероятно, новейшая торпеда "Физик-2" имеет ещё более совершенную систему самонаведения. Также представляется вполне вероятным, что торпеда получила шланговую катушку вместо буксируемой. Как сообщается, общие боевые возможности данной торпеды сопоставимы с возможностями последних модификаций американской торпеды Mk-48.

Таким образом, ситуацию с "торпедным кризисом" в ВМФ России удалось переломить и возможно в ближайшие годы удастся оснастить все российские подводные лодки новыми универсальными высокоэффективными торпедами, которые существенно расширят потенциал российского подводного флота.

Павел Румянцев

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
УГСТ / "Физик-1" / изделие 2534
УГСТ-М

Универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда. Разработка торпеды начата по теме ОКР в 1986 г. в НИИ "Мортеплотехника" (г.Санкт-Петербург), система самонаведения торпеды разработана ГНПП "Регион", альтернативный вариант ССН - ЦНИИ "Гидроприбор". Торпеда предназначена для поражения надводных кораблей и подводных лодок (универсальная). Двигатель АПД разработки НИИ "Мортеплотехника" прошел испытания в 1995 г. Торпеда принята на вооружение ВМФ России в 2002 г. и по состоянию на 2003 г. предлагается на экспорт. Впервые торпеда продемонстрирована в 2003 г. на морском салоне МВМС-2003 в г.Санкт-Петербурге. По умолчанию данные торпеды УГСТ для торпедных аппаратов российского стандарта. Серийное производство торпед УГСТ по состоянию на 2008 г. велось на заводе "Дагдизель" (г.Каспийск, Дагестан).


Торпеда УГСТ. Морской салон IMDS-2009, г.Санкт-Петербург, 27 июня 2009 г. (фото - ADV1971, http://photofile.ru).


Торпеда УГСТ (http://www.atrinaflot.narod.ru).


Компоновочная схема торпеды УГСТ. Обозначения: ГО - головной отсек, БЗО и ПЗО - боевое и практическое зарядные отделения, РО - резервуарное отделение, ТКТУ- торпедная катушка телеуправления, СО - силовое отделение, ХО - хвостовое отделение, БЛК - руксируемая лодочная катушка системы телеуправления, УВ - устройство ввода стрельбовых данных (http://www.gidropribor.ru).


Система управления и наведение - при применении с подводной лодки торпеда идет под телеуправлением до захвата цели системой самонаведения (ССН). Телеуправление осуществляется по проводам, разматываемым с двух катушек - на торпеде и на ПЛ. Комплекс управления использует буксируемую лодочную катушку телеуправления. Воздействие потока воды на скорости иногда приводит к закручиванию буксируемой катушки и обрыву провода телеуправления. Применение длинного кабель-троса для уменьшения этого эффекта исключает использование телеуправления на малых глубинах и возможность стрельбы многоторпедными залпами (в отличие от западных и китайских современных систем).

Торпеда имеет режим телеуправления, режим самостоятельного поиска по кильватерноу следу, режим следования курсу с заданным количеством маневров по обстановке.
Длина провода системы телеуправления - 25 км (торпедная катушка), 5 км (буксируемая катушка).


Буксируемая катушка системы телеуправления на торпеде УГСТ. Морской салон IMDS-2009, г.Санкт-Петербург, июнь 2009 г (фото - ABL22, http://military.tomsk.ru/forum).


Буксируемая катушка системы телеуправления на торпеде УГСТ. Справа внизу - разъем устройства ввода данных (фото - ABL22, http://military.tomsk.ru/forum).


Для торпеды УГСТ разработано два типа систем самонаведения (ССН):
1. Активно-пассивная акустическая система самонаведения (ССН) разработки ГНПП "Регион" с плоской приемо-излучающей антенной решеткой с регулируемым сектором обзора. Так же в ССН задействованы многоканальные активные гидролокаторы.

2. Активно-пассивная акустическая система самонаведения (ССН) разработки ЦНИИ "Гидроприбор". Считается, что ССН торпеды обладает некоторыми недостатками.

Радиус реагирования ССН:
- 1200 м (по надводным корабалям)
- 2500 м (по подводным лодкам)
Радиус реагирования неконтактного взрывателя:
- по подводным лодкам - 2 м
- по надводным кораблям - 6-8 м
Время индикации кильватерного следа после прохода надводного корабля - до 350 сек


Головной отсек торпеды УГСТ - слева - видно антенну бортовой ГАС и датчики неконтактных взрывателей; справа - антенна ССН несколько иного типа, чем на большинстве известных фотографий (http://www.atrinaflot.narod.ru).


Головной отсек УГСТ, IMDS-2005, г.Санкт-Петербург (http://www.fyjs.cn).


Головной отсек торпеды УГСТ, плоская приемо-излучающая антенная решетка с регулируемым сектором обзора, один из акустических датчиков ССН торпеды (фото - ABL22, http://military.tomsk.ru/forum).


Органы управления курсом и глубиной - гидродинамические рули двухплоскостные рули оригинальной конструкции. Выдвигаются за калибр ракеты после выхода из торпедного аппарата.



Хвостовая часть торпеды УГСТ, хорошо видно сложенные гидродинамические рули и водозаборник водометного движителя (фото - ABL22, http://military.tomsk.ru/forum).


Двигатель - тепловой аксиально-поршневой парогазовый двигатель АПД на унитарном (однокомпонентном) топливе. Мощность двигателя - 350 кВт. Двигатель разработки НИИ "Мортеплотехника" прошел испытания в 1995 г. Особенность двигателя - вращающаяся камера сгорания с подачей топлива высоконапорным плунжерным насосом под давлением до 35 МПа. Запуск двигателя осуществляется стартовым пороховым зарядом, размещенным в камере сгорания. Вариант - тепловая пропульсивная система ТПС-53 (точно не идентифицировано). Движитель водометного типа соединен с двигателем без редуктора.


- УГСТ-М - на модификации торпеды использован тепловой турбинный двигатель 19ДТ, возможно, на унитарном (однокомпонентном) топливе, созданный и испытанный в 2002 г.

ТТХ торпеды :
Калибр - 533 мм

УГСТ УГСТ НАТО
Длина 7200 мм 6050 мм
Масса 2200 кг 1880 кг
Масса ВВ 300 кг 300 кг
Дальность хода максимальная 50 км 40 км

Дальность хода:
- 40 км (скорость 50 уз)
- 50 км (скорость 30 уз)
- 60 км (с ТПС-53)
Скорость хода максимальная:
- 50 уз (1-й режим)
- 40 уз (2-й режим, 30 уз по данным 2000 г.)
- 65 уз (с ТПС-53)
Глубина хода - до 500 м
Глубина стрельбы с ПЛ - до 400 м

Типы БЧ - существует несколько модификаций БЧ.

Модификации :
- УГСТ - базовая модель, длина 7200 мм для применения из торпедных аппаратов российского стандарта;

УГСТ НАТО (наименование условное) - модификация длиной 6050 мм для применения из торпедных аппаратов стандарта НАТО.

УГСТ-М - модификация с турбинным двигателем 19ДТ, принята на вооружение в 2004 г..


Носители : подводные лодки и надводные корабли (без телеуправления).

Статус : Россия
- 2003 г. июнь - на морском салоне МВМС-2003 в Санкт-Петербурге впервые публично показана торпеда УГСТ. На второй день работы выставки торпеду закрыли от всеобщего обозрения.


- 2008 г. - МО России ведет закупки небольших объемов комплектующих и ЗИП к торпедам УГСТ. Объявлен конкурс на закупку 8 шт торпед УГСТ, произведено под конкурс 7 торпед заводом "Дагдизель". Возможно, торпеды закупались для оснащения новых ПЛ и ПЛА ВМФ России.

2009 г. - торпеда УГСТ представлена на выставке военной техники - морском салоне IMDS-2009. Торпеда предлагается на экспорт.

2012 г. 21 марта - на сайте госзакупок опубликован открытый тендер на техническое обслуживание торпед "Физик-1" / изделие 2534 в ходе испытаний ПЛАРК "Северодвинск" пр.885. По условиям тендера предполагается до 25 ноября 2012 г. завершить испытания торпед с подводной лодки. Судя по всему в ходе испытания планируется использовать 6-7 торпед УГСТ / "Физик-1", в т.ч. 2 торпеды с доработкой по программе расширенных испытаний. Работы с торпедами запланировалы Гособоронзаказом на 2012 г. Стартовая цена контракта по техническому обслуживанию и подготовке торпед - 96 млн. руб.

Фотографии :


Источники :
Википедия - свободная энцикпедия. Сайт http://ru.wikipedia.org , 2011 г.
Кабанов А., Кульбицкий В., Санников Ю. Тепловые торпеды - высокоточное оружие. // Национальная оборона. № 12 / 2010 г.
Климов М. Морское подводное оружие: проблемы и возможности. // Военно-промышленный курьер. №21-22 / 2010 г.
Климов М. Морское подводное оружие-2: аргументы и факты. // Военно-промышленный курьер. №49 / 2010 г.
ОАО «Концерн «Морское подводное оружие-Гидроприбор». Сайт http://www.gidropribor.ru , 2011 г.
Оружие и технологии России. Том III: Вооружение Военно-морского флота. Под общей редакцией министра обороны РФ Сергея Иванова. М., «Оружие и технологии». 2001 г.
Сила России. Форум сайта "Отвага". http://otvaga2004.mybb.ru , 2010 г.
Форум "Стелс машины". Сайт http://paralay.iboards.ru , 2010 г.
ЦНИИ "Гидроприбор" и его люди за 60 лет. С.-Пб., "Гуманитарная академия", 2003 г.
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, М., АСТ. 2001 г.