Сообщение о лыжном походе кратко. Обеспечение безопасности в походе




| План проведения занятий на учебный год | Подготовка и проведение лыжных походов

Основы безопасности жизнедеятельности
6 класс

Урок 9
Подготовка и проведение лыжных походов



Большая часть территории нашей страны на длительный период покрывается снегом, и снежный покров держится несколько месяцев. Не случайно лыжный туризм сегодня по массовости и доступности не уступает пешеходному.

Кроме того, лыжи дают возможность попасть в места, труднодоступные летом. Поход на лыжах в природных условиях дарит неизгладимые впечатления.

В зимних походах туристы-лыжники приобретают навыки действовать в суровых климатических условиях , преодолевать сложные препятствия и переносить большие физические нагрузки.

Чтобы принять участие в многодневном лыжном походе в трудных зимних условиях, нужна серьёзная и длительная подготовка . Необходимо отработать определённые элементы прохождения маршрута, организацию привала, ночлега, преодоление различных препятствий. Проводить такую подготовку необходимо, продвигаясь от простого к сложному, постепенно накапливая опыт и навыки походной жизни в зимних условиях. Подготовка к лыжным походам должна учитывать основные опасные факторы. Это прежде всего короткий световой день, низкая температура воздуха, сильный ветер, глубокий снег.

Однако начинать подготовку к лыжным походам следует с укрепления своего физического здоровья и закаливания организма. Для подготовки к лыжному походу нужна и специальная тренировка, которая выработает устойчивость к длительному пребыванию на морозе, умение дышать холодным воздухом и не простудиться. Кроме того, необходимо приобрести навыки длительного передвижения на лыжах, овладеть техникой подъёмов, спусков, поворотов.

Всего этого можно достичь на систематических лыжных тренировках , которые проводятся на уроках физкультуры, и самостоятельно во внеурочное время. Размеренная ходьба на лыжах будет способствовать укреплению вашего здоровья, развитию выносливости и закаливанию организма. Постоянные лыжныетренировки приучат вас правильно определять погодные условия и выбирать подходящую одежду, ухаживать за лыжами, оценивать свои возможности, распределять свои силы.

Одежда и обувь туриста-лыжника должны быть тёплыми, лёгкими, желательно непромокаемыми, не стеснять движений, защищать от ветра. Нательная рубашка должна быть из шерстяной ткани. Плотно прилегая к телу, она ограничивает теплоотдачу и хорошо впитывает пот. Влажная шерстяная ткань лучше других сохраняет теплоотдачу.

Свитер должен быть плотной вязки , с высоким плотным воротником и длинными рукавами. Он обеспечивает защиту от холода в сильный мороз и при ветре.

Штормовой костюм , состоящий из куртки с капюшоном и брюк, служит для защиты от ветра. Штормовая куртка (штормовка) должна быть на ладонь выше коленей, очень свободной в плечах и в области подмышек.

Рукавицы должны быть лёгкими , плотными и свободными, чтобы не натягивались при обхватывании лыжной палки. Необходимы также шерстяная шапочка или шерстяной подшлемник, а при сильном ветре - тканевая маска.

Лыжные ботинки должны быть настолько свободными, чтобы можно было надеть одну пару простых и две пары шерстяных носков. Стелька в ботинках должна быть войлочной. Как вы помните, в лыжных походах для защиты лыжных ботинок от снега и влаги могут использоваться бахилы. Изготавливаются бахилы из палаточного полотна. Наиболее простая конструкция бахил для лыжного похода - это мешок длиной 45-50 см и шириной 30-35 см.

Лыжи должны обеспечивать возможность передвижения туристов в различных условиях местности . Они должны быть широкими, крепкими, надёжными, нетяжёлыми. Для лыжного туризма используются не беговые, а специальные туристские лыжи. У таких лыж увеличена опорная поверхность, они на 1-2 см шире беговых. Туристские лыжи короче беговых лыж (их длина всего на 5-10 см превышает рост туриста).

Состав группового и индивидуального туристского снаряжения зависит от конкретных условий путешествия. Так, в состав группового снаряжения могут входить походные печки, многоспальные мешки, топливо (бензин, сухой спирт и т. п.), примусы.

Организация движения в лыжном походе

Режим движения в лыжном походе определяется характером местности, погодными условиями и уровнем физической подготовленности участников похода. Так, группа среднего уровня подготовленности (имеющая опыт лыжных походов) двигается со скоростью до 4 км/ч, за день она может пройти 20-25 км. Группа новичков, впервые участвующих в походе, двигается со средней скоростью 3 км/ч и может пройти за день 15-18 км. Суточное ходовое время движения не должно превышать 7 ч.

В лыжном походе туристы передвигаются по готовой лыжне или по целине .

По лыжне первым идёт турист, умеющий ровно выдерживать заданный темп. Оптимальное расстояние между лыжниками в хорошую погоду 8 - 10 м, при ограниченной видимости не более 4 м.

В тех случаях, когда лыжня прокладывается заново, в голове колонны идут наиболее сильные туристы и тропят лыжню, постоянно сменяясь.

При движении в лесу необходимо чаще сверять направление движения группы по компасу. Это делает один из замыкающих, принимая за линию движения направление на лыжника, идущего первым.

При движении через болото, озеро, реку, ручей следует проявлять особую осторожность. Наиболее опасным местом на реке является береговая кромка, а на озере - места впадения или истока рек: ледяной покров в этом месте может быть тонким. При движении по незнакомому водоёму следует придерживаться троп, проложенных пешеходами.

Часто на болоте, реке и озере даже при сильном морозе под снегом может оказаться вода. Эти места следует обходить, так как на влажные лыжи сразу же налипает снег и движение становится невозможным.

Проверьте себя

■ Какие элементы подготовки туриста-лыжника вы считаете наиболее важными и почему?
■ В чём состоят особенности снаряжения туриста-лыжника?
■ Какие факторы необходимо учитывать при подготовке к лыжному походу для обеспечения безопасности туристов?

После уроков

Используя текст параграфа и специальную литературу, подготовьте сообщение на тему «Особенности движения туристов-лыжников на маршруте и режим похода».

Основные принципы обеспечения безопасности - соблюдение всех правил организации и проведения путешествия, дисциплина, товарищеская взаимопомощь, проверка любого решения, принимаемого группой, прежде всего с точки зрения безопасности. Никакой риск недопустим, если он грозит травмой, а тем более опасностью для жизни.

Некатегорийные маршруты лыжных походов различной направленности не должны включать опасные участки местности (сходы лавин, обвалы, провал под лед водоемов, падение на склоне). В маршруты I-III категорий сложности не рекомендуется включать участки повышенной опасности (перевалы, на преодоление которых требуется более 3-4 ч, безлесые плато, ущелья и крутосклонные участки с опасностью схода лавин и обвала карнизов). На маршрутах более высоких категорий сложности предусматриваются запасные варианты, оговоренные в походной документации. Главное правило - соответствие маршрута квалификации участников и заявляемой сложности.

Максимум технических и физических нагрузок на маршруте приходится на середину похода. Категорически запрещается включение тяжелых участков в последнюю четверть маршрута, так как у участников похода к этому времени накапливается походная усталость, сказывающаяся на координации движений и внимательности. Кроме этого, к концу похода группа начинает торопиться, пренебрегать страховкой, плохими погодными условиями. Нельзя также считать тактически верным расположение технически сложных участков и в начале маршрута, так как на их преодоление со стартовой нагрузкой будет затрачено неоправданно много времени и сил. А это ужесточит график прохождения оставшегося пути, повысит вероятность несчастных случаев. Технически сложные участки располагаются после прохождения одной трети маршрута. Тактически верным можно считать включение во вторую половину пути интересных, технически несложных участков. Это сохранит эмоциональный настрой до конца похода, что немаловажно для обеспечения безопасности в путешествии.

Движение на маршруте в непогоду запрещается. Группа обязана переждать ненастье и продолжить движение только с установлением благоприятной погоды. Серьезная опасность в лыжных путешествиях - обморожение. Причинами обморожения могут стать не соответствующая требованиям одежда, плохо подогнанное, недоброкачественное снаряжение, усталость, вызываемая нарушением режима движения, отдыха и питания, недисциплинированность, отсутствие контроля, незнание способа обогрева на ходу и остановках или пренебрежение ими, несвоевременное принятие мер по ликвидации начинающегося обморожения.

Борьба с обморожением должна начинаться еще в период подготовки группы. Важное место в подготовке группы к зимним путешествиям занимает закалка тела - обтирание холодной водой, сон при открытой форточке, легкая одежда и т. д.

Для предупреждения обморожения соблюдают следующие правила. До входа в дом следует очистить себя и рюкзак от снега, сбить снег и лед с лыж и внести их в холодный коридор. Если озноба не чувствуется, то надо внести рюкзак в помещение и, не раздеваясь, приступить к бивачным работам. Если ноги мокрые и замерзают, необходимо надеть сухие носки, предварительно вытерев досуха ноги.

Закончив работу вне помещения, следует переодеться в сухое белье, а мокрые вещи развесить для сушки.

Когда все работы выполнены (устроен бивак, приготовлен ужин, заготовлены дрова), необходимо тщательно осмотреть лыжи, крепления, палки, рюкзак и немедленно устранить возможные неисправности, так как ремонт во время перехода грозит опасностью обморожения.

После ужина необходимо тщательно вымыть с мылом ноги (если есть такая возможность), умыться, вытереться насухо и своевременно лечь спать. Хороший и длительный отдых - главнейшее и важнейшее условие сопротивляемости организма обморожению.

Утром перед выходом необходимо проверить, хорошо ли высушены вещи, и при необходимости досушить их. Надевая ботинки, следить, чтобы не было складок, тесноты. При большом морозе следует обернуть ноги между носками бумагой, а если предвидится сильный ветер, надо подготовить маску на лицо.

К моменту выхода необходимо быть в полной готовности и по команде немедленно выступать. Задержка хотя бы одного участника заставляет всю группу ожидать на морозе.

Смазывать ноги и лицо жиром недопустимо: жировая смазка затрудняет кожный обмен, препятствует выделению пота и кожного сала, загрязняет ноги и вызывает кожные заболевания. Носки, портянки, стельки, пропитываясь жиром, теряют свои изоляционные свойства, в результате чего увеличивается опасность обморожения.

С самого начала движения необходимо проследить за подгонкой обуви, одежды, рюкзака, другого снаряжения. На первом же привале следует устранить замеченные недостатки и снять с себя лишнюю одежду.

Необходимо постоянно проверять чувствительность надбровных дуг, кончика носа, мочек ушей, подбородка, щек, пальцев ног и рук, по команде руководителя осматривать друг у друга лицо. На привалах и вынужденных остановках не следует садиться на снег, надевать ватник или куртку (их носят под клапаном рюкзака). Останавливаться на отдых необходимо в безветренном месте, по возможности на солнце. Признаки обморожения первой степени - побеление кожи, потеря чувствительности обмороженного участка кожи. При обморожении второй степени на кожных покровах образуются пузыри. Обморожения третьей степени ведут к омертвлению тканей с последующим образованием язв. Руководитель должен учитывать, что в горах у недостаточно подготовленных туристов могут появляться длительные спазмы периферических сосудов рук и ног, которые также способствуют обморожению. При обнаружении обморожений в начальной форме следует резко усилить деятельность замерзающей части тела, чтобы восстановить кровообращение. Для этого необходимо растереть пораженный участок до покраснения и потепления кожи. Растирать надо мягкой шерстяной тканью, например внутренней стороной наушников шапки-ушанки. Нельзя растирать кожу снегом, так как снежные кристаллы могут поцарапать ее. При обморожениях второй степени растирания противопоказаны. На отмороженное место следует наложить чистую повязку (бинт и вату для утепления) и доставить пострадавшего к врачу.

При любой степени обморожения пострадавшего необходимо напоить горячим чаем (желательно всегда иметь при себе термос с кипятком) и затем накормить горячей пищей.

В случае попадания в воду при сильном морозе необходимо немедленно снять с себя все мокрое, надеть сухое и энергично растирать тело до полного восстановления кровообращения, двигаться, бегать. Одновременно остальные туристы как можно быстрее разжигают костер и готовят чай для пострадавшего.

Возможность обморожения резко увеличивается при общей усталости организма, обычной в последние часы перехода. В таких случаях руководитель похода обязан быть особенно внимательным к участникам похода, так как у самых слабых могут появиться апатия и сонливость. В таких случаях необходимо как можно быстрее организовать горячий чай, кофе. Для уменьшения усталости в пути полезно употреблять сахар и драже с витамином С.

Большой опасностью во время движения группы является потеря ориентировки. Поэтому при движении необходимо чаще самым тщательным образом сверяться с картой, учитывать скорость и время переходов, прекращать движение в метели, бураны. Выход группы в туман недопустим, так как группа может потерять ориентировку, сбиться с маршрута, попасть в опасную зону, что может стоить жизни.

В случае несчастья терпящая бедствие группа должна подавать сигналы бедствия свистком, светом, флагом, голосом. Сигнал бедствия «Вызываю помощь» подается шесть раз в минуту (через каждые 10 с), затем минута перерыва, и снова шесть сигналов в минуту. Повторять до получения ответа о приеме.

Сигнал «Вызов принят», «Помощь идет» подается так же, как и сигнал «Вызываю помощь», но три раза в минуту (через 20 с) с интервалом в минуту. Пострадавшие, получив сигнал «Вызов принят», отвечают на него также сигналом «Вызов принят». Любая туристская группа, принявшая сигнал бедствия, обязана немедленно отправиться на помощь товарищам.

  • 3.2. Организационно-управленческая система туризма
  • Вопросы к главе
  • Глава 4. Характеристика спортивного туризма как вида спорта
  • 4.1. Содержание соревновательной деятельности и нагрузочные характеристики спортивного туризма
  • 4.2. Методические основы категорирования туристских маршрутов и основные положения разрядных нормативов по спортивному туризму
  • Глава 5. Организация спортивных туристских походов
  • 5.1. Схема организации спортивного похода
  • 5.2. Личное снаряжение
  • 5.3. Групповое снаряжение
  • 5.4. Аптечка туриста: первая помощь
  • 5.5. Организация питания
  • Энергетическая ценность некоторых продуктов
  • Типовая походная раскладка продуктов
  • 5.6. Возможности пополнения продуктов за счет «даров природы»
  • Глава 6. Организация подготовки туристов-спортсменов
  • 6.1. Основные задачи, принципы и методы спортивно-туристской подготовки
  • 6.2. Содержание спортивно-туристской подготовки
  • Вопросы к главе
  • Глава 7. Организация врачебно-педагогического контроля туристов Общие положения
  • Глава 8. Расчетные методы в организации спортивно-оздоровительного туризма
  • 8.1. Модельные характеристики спортивных туристских походов
  • 8.2. Расчетный метод определения механической работы
  • 8.3. Расчетный метод определения скорости передвижения
  • 8.4. Прогнозирование рекреационной направленности туристских классифицированных походов
  • 8.5. Вероятностный подход к оценке безопасности человека в природных условиях
  • 8.6. Расчет показателей состояния развития спортивного туризма
  • 8.7. Расчет себестоимости, цены и прибыли спортивного туристского похода.
  • Вопросы к главе
  • Глава 9. Основы организации обеспечения безопасности в спортивном туризме
  • 9.1.Основные положения системы обеспечения безопасности
  • 9.2. Обеспечение безопасности человека в природных условиях
  • Вопросы к главе
  • Глава 10. Топография и ориентирование в туризме Общие положения
  • 10.1. Основы топографии и ориентирование на местности
  • 10.2. Ориентирование на местности
  • Слышимость звуков на ровной местности
  • Расстояния различимости предметов на местности
  • Некоторые геометрические размеры тела человека и предметов
  • 10.3. Ориентирование на местности с помощью приборов спутниковой навигации
  • 10.4. Особенности ориентирования в различных видах путешествий
  • 10.5. Спортивное ориентирование
  • Вопросы к главе
  • Глава 11. Водный туризм Общие положения
  • 11.1. Основные препятствия водных туристских маршрутов
  • 11.2. Снаряжение для водных спортивных походов.
  • 11.3. Тактика и техника водного туризма
  • 11.4. Техника преодоления типичных препятствий
  • 11.5. Особенности обеспечения безопасности в водных походах.
  • Вопросы к главе
  • Глава 12. Лыжный туризм Общие положения
  • 12.1. Основные препятствия и опасности лыжных туристских маршрутов.
  • 12.2. Снаряжение для лыжных спортивных походов.
  • 12.3. Техника лыжного туризма.
  • 12.4. Тактика лыжных спортивных путешествий.
  • 12.5. Особенности обеспечения безопасности в лыжном туризме
  • 12.6. Оказание медицинской помощи
  • Вопросы к главе
  • Глава 13. Горный туризм Общие положения
  • 13.1. Препятствия горных туристских маршрутов
  • 13.2. Снаряжение для горного путешествия
  • Личное снаряжение, обувь, одежда.
  • Специальный инвентарь и приспособления.
  • 13.3. Техника горного туризма Техника преодоления травянистых склонов
  • Техника преодоления осыпей
  • 13.4. Тактика горного путешествия
  • 13.5. Особенности обеспечения безопасности в горном туризме
  • Вопросы к главе
  • Иллюстрации
  • Глава 14. Пешеходный туризм Общие положения
  • 14.1. Основные препятствия пешеходных туристских маршрутов Болота
  • Проходимость болот (по с. Э. Некляеву, 2004)
  • Пустыня
  • Переправы
  • Методика категорирования пешеходного маршрута
  • Баллы за локальные препятствия (лп)
  • Баллы за протяженные участки (пп)
  • 14.2. Снаряжение для занятий пешеходным туризмом
  • Личное снаряжение в пешем путешествии
  • Особенности группового снаряжения
  • 14.3. Техника и тактика пешеходного туризма
  • Тактика прохождения пешеходного маршрута.
  • 14.4. Особенности обеспечения безопасности в пешеходном туризме
  • Обеспечение безопасности при укусах ядовитых змей и насекомых
  • Вопросы к главе
  • Глава 15. Спелеотуризм Общие положения
  • 15.1. Основные препятствия спелеотуристских походов
  • 15.2. Снаряжение для спелеотуризма
  • 15.3. Техника и тактика спелеотуризма.
  • 15.4. Особенности обеспечения безопасности в спелеотуризме
  • Вопросы к главе
  • Глава 16. Велотуризм Общие положения.
  • 16.1. Основные препятствия велосипедных походов.
  • Минимальное количество протяженных препятствий на маршруте
  • Локальные препятствия
  • 16.2. Снаряжение для велотуризма
  • 16.3. Техника велотуризма (по а. А. Булгакову, 1984).
  • 16.4. Тактика велопохода
  • 16.5. Особенности обеспечения безопасности в велотуризме
  • Вопросы к главе
  • Глава 17. Парусный туризм Общие положения (по материалам е. Антонова, 2002)
  • 17.1. Основные препятствия и опасности парусных туристских маршрутов
  • 17.2. Снаряжение для занятий парусным туризмом.
  • 17.3. Техника парусного туризма.
  • 17.4. Стратегия и тактика путешествия под парусом.
  • 17.5. Особенности обеспечения безопасности
  • Вопросы к главе
  • Глава 18. Конный туризм Общие положения
  • 18.1. Основные препятствия конных туристских маршрутов.
  • Локальные препятствия:
  • 18.2. Туристу о лошади.
  • 18.3. Снаряжение для занятий конным туризмом.
  • 18.4. Техника конного туризма
  • 18.5. Особенности обеспечения безопасности в конном туризме
  • Вопросы к главе
  • Глава 19. Автомототуризм Общие положения
  • 19.1. Основные препятствия автомототуризма.
  • 19.2. Снаряжение для автомототуризма.
  • 19.3. Тактика и техника автомототуризма
  • 19.4. Безопасность автомотопоходов.
  • Вопросы к главе
  • Приложение 1
  • Дополнение к нормам, требованиям и условиям их выполнения по виду спорта «спортивный туризм»
  • Условия выполнения норм
  • Приложение 2 Правила проведения соревнований туристских спортивных походов, путешествий и организации спортивных туров. Кодекс путешественника.
  • 12.5. Особенности обеспечения безопасности в лыжном туризме

    Одной из самых распространенных причин травмирования в зимнем туризме является падение при спуске на лыжах . Общей рекомендацией для исключения подобных травм является запрещение спуска на лыжах с незнакомых склонов, особенно с грузом, который значительно снижает устойчивость лыжника. Следует придерживаться на спусках небольшой скорости, при которой турист может владеть лыжами. Скорости «гасят» в экстренных случаях технически правильно выполненным падением. Технику внезапных остановок на спусках, включая падения, необходимо освоить на тренировочных выходах до похода.

    Правильное выполнение приема внезапной остановки падением заключается в том, что турист должен резко перейти из положения стоя в сидячее и затем падать назад вбок от лыж. При этом лыжи сами развернутся поперек движения и помогут торможению. Приседать и падать надо мимо лыж, иначе можно легко превратиться в нагруженные неуправляемые санки.

    В походах следует запрещать свободное катание со склонов во время отдыха, так как травма или поломка лыж может поставить группу в тяжелое положение.

    Для обеспечения безопасности при прохождении лавиноопасного склона направление движения следует выбирать под защитой препятствий на пути возможной лавины (участки камней, выступающих из-под снега, кусты и деревья). Также можно двигаться по выположенным участкам выше перегибов, уступам склонов, контрфорсам, каменистым и заснеженным гребням, даже если это удлинит путь и потребует нежелательного набора высоты (рис. 12.26).Заснеженные склоны следует проходить выше линии основного снегосбора, склон с твердым слоем снега – в верхней, а с рыхлым – в нижней выположенной части; по наветренному и теневому склону движение безопаснее, чем по подветренному и солнечному.

    Перед началом преодоления склона руководитель должен организовать движение и настойчиво добиваться выполнения намеченного плана.

    Вначале необходимо выставить на безопасное место с хорошим обзором преодолеваемого отрезканаблюдателя и установить сигнал предупреждения о лавине. Наблюдатель смотрит за движением и фиксирует в случае схода лавины место исчезновения участника (рис. 12.27).

    Важно проверить состояние снега на пути следования: первый турист, застрахованный с помощью основной веревки, проверяет, не дает ли снег осадки, не происходит ли его сползание. При неустойчивом состоянии снежного покрова надо немедленно отказаться от избранного пути.

    Прежде чем начать движение, каждый обязан застегнуть капюшон, заправить штормовку в брюки, вынуть руки из темляков лыжных палок, ослабить плечевые ремни рюкзака, лыжные крепления, распустить лавинную ленту. Руководитель еще раз напоминает порядок действий в случае схода лавины, а также путь, по которому целесообразно скатываться, и местные предметы, за которыми можно укрыться от нее.

    При движении участники должны соблюдать установленную дистанцию (не менее 100 м), идти след в след впереди идущего, не кричать, не делать резких движений и без необходимости не останавливаться.

    Меры самостраховки туриста при траверсировании, подъеме или спуске «лесенкой» заключаются в постоянной готовности туриста к самозадержанию в случае потери равновесия. Для этого используют ледорубы, лыжные палки, обращенные штычками к склону. Для увеличения сцепления со снегом, фирном, льдом используют «кошки», а также репшнур, многократно обмотанный вокруг лыжи у крепления. Последний способ считается аварийным, когда торможение необходимо, а другого снаряжения нет. Репшнур или веревка делают лыжника неустойчивым, при этом возникает риск потянуть голеностоп. Кроме того, шнур истирается и не годится в дальнейшем для страховочных работ.

    Рис.12.27. Зона возможного нахождения участника; попавшего в лавину. Положение: 1 - группы; 2 - наблюдателя; 3 - участника в момент схода лавины; 4 - то исчезновения участника; 5 - зона поиска; 6 - знаки маркировки зоны поиска; 7- направления выката участников, зондирующих склон при повторном сходе лавины.

    Придвижении по узким каньонам следует наблюдать за снежными надувами, карнизами, ледовыми стенами и наплывами, отмечая и обходя места со следами обвалов снега и льда. По особо опасным участкам проходят по одному в ускоренном темпе. Прохождение таких мест нужно планировать на время с устойчивой морозной погодой. Запрещается движение по узким каньонам с нависающими козырьками во время или сразу после снегопада или сильной метели, в условиях плохой видимости или при раскисающем снеге. В этих условиях необходимо найти другой, безопасный вариант пути или дождаться устойчивого состояния снежного покрова.

    Движение по плато с обрывами и каньонами следует планировать только при хорошей погоде, когда эти потенциально опасные участки хорошо просматриваются. При резком ухудшении погоды на этапе подъема к плато необходимо немедленно вернуться вниз в безопасную зону, при нахождении на плато – движение прекратить и быстро организовать бивак с защитой палатки от ветра. В случаях крайней необходимости допускается продолжение движения в условиях пониженной видимости.

    При этом группа должна двигаться компактным коллективом, по одной лыжне. Необходимо организовать передовую двойку-связку для страховки на случай срыва с карниза или вертикального обрыва. В таких условиях запрещается самостоятельное, отдельно от группы, движение участников с целью поиска рационального пути или удобного места спуска. Руководитель обязан двигаться в основной группе, чтобы в случае срыва туристов распорядиться действиями оставшихся.

    При движении по руслам рек и водоемов соблюдают дистанцию между участниками, равную 20-25м, чтобы не проломить участки такого льда, а также внимательно следят за характером льда и изгибами реки, избегая мест с быстрым течением. Особая осторожность необходима при движении у скал, камней, резких поворотов рек. Если река принимает характер каньона, лучше покинуть русло и выбрать иной путь.

    Движение по таким участкам допускается только в крайних случаях при соблюдении всех коллективных и индивидуальных мер предосторожности. Следует остерегаться поверхностных незамерзающих вод, так как при морозе намокание ног может привести к обморожению. Кроме того, на скользящую поверхность нарастет лед, что затормозит движение группы. Если участник в морозную погоду промочил ноги (проломил лед, попал в глубокие поверхностные воды), нужно срочно сменить носки, а ботинки протереть изнутри сухим снаряжением. Если турист провалился под лед, нужно, не теряя самообладания, попытаться вползти на крепкий его участок или удержаться за край до организации помощи. При сильном течении и большой глубине нужно сбросить рюкзак и попытаться освободиться от лыж.

    Для оказания помощи провалившемуся , следует как можно быстрее достать или изготовить подручные спасательные средства. К таким средствам относится веревка, которую при выходе группы на реку укладывают сверху, положив ее под клапан. Она должна находиться у замыкающего – он быстрее, чем передние, увидит происшествие и окажет помощь. Подручным средством могут быть и соединенные лыжные палки. Спасательное средство нужно протянуть пострадавшему из положения «лежа», стараясь при этом находиться как можно дальше от опасного участка. Вытаскивающему нужно закрепиться (зацепиться) на льду, так как пострадавший может притянуть к себе спасателя. Вылезать из пролома следует в положении «лежа», не вставая на колени. При первой возможности нужно освободиться от рюкзака, навалив его на край пролома. Это поможет снизить удельное давление на краевой участок льда.

    Вытащив пострадавшего, быстро организуют бивак (разводят костер или зажигают все примусы в палатке), переодевают в запасной комплект одежды и согревают чаем или другими согревающими средствами. При переодевании полезно растереться сухой шерстяной одеждой, а затем интенсивно помахать руками и ногами или побегать.

    При прохождении незамерзшей реки следует вначале поискать выше или ниже по течению замерзший участок, искусственный или снежный мост. Такие участки проходят по одному со страховкой с берега, при этом первый участник – разведчик идет без груза. Пересекать ненадежные ледовые участки и снежные мосты на реках нужно на лыжах для снижения удельного давления на снег или лед. Если таких участков поблизости нет, переправу организуют так же, как и в летних условиях.

    Вначале выбирают участок реки, где она на взгляд достаточно мелкая, а ниже по течению нет выступающих камней, кустарника, плавника, застрявших льдин, за которые может зацепиться страхующая веревка. Выбрав место переправы, организуют переход первого туриста. Он должен снять ботинки, оставшись в толстых носках, приготовить запасную одежду: брюки, носки, закрепить лыжи под клапаном рюкзака. При переходе удобно пользоваться сдвоенными лыжными палками в качестве дополнительной опоры. Перейдя реку, участник должен быстро переодеться, развести костёр, а затем закрепить веревку для переправы остальных. В глухих таежных районах допускается переправа по клади (по поваленному поперек русла дереву).

    Профилактика против переохлаждения и отморожения предусматривает комплекс мер, включающий правильный выбор снаряжения, умелую тактику передвижения и регулярный контроль состояния участников на марше. Количество надетого на участнике теплоизоляционного снаряжения должно соответствовать темпу движения и охлаждающему воздействию среды. Нужно стремиться, чтобы организм всегда находился в оптимальных температурных условиях. Поэтому в начале движения следует надеть дополнительную одежду (пуховую или ватную куртку, свитер), а спустя 10-30 мин., когда организм разогреется движением, часть снаряжения можно снять. При сильных ветрах, которые «продувают насквозь», полезно надевать ветрозащитные куртки и брюки (или комбинезон). Они не должны стеснять движений и быть, по возможности, легкими. Наиболее практичным материалом для изготовления такого снаряжения являются коландрированный капрон, болонья, легкий, но плотный брезент.

    На остановках следует надевать дополнительное снаряжение, чтобы не дать организму остыть.

    При очень сильных ветрах и низкой температуре воздуха нужно защитить пах. Для этого под ветрозащитные брюки помещают куски меха, запасные варежки или просто полиэтиленовый пакет.

    Влияние тактики движения на профилактику переохлаждения заключается в правильном выборе темпа движения, регламента остановок и дистанции между участниками. Следует периодически осматривать открытые части тела, что поможет избежать отморожения. Даже при незначительной потери чувствительности пальцев ног и рук, являющейся признаком начала отморожения, рекомендуется остановиться и оттереть или отогреть замерзшие части тела на животе, под мышками.

    Не рекомендуется обертывать ноги бумагой: она перетирается, скатывается в комки, что вызывает натирание и способствует отморожениям. Следует также отказаться от смазывания ног жировыми составами, поскольку они препятствуют испарению пота и увеличивают влажность кожи. Отогреть ноги можно энергичными махами до появления боли и чувствительности в пальцах. Если это не помогает, нужно снять ботинки, носки и растереть ноги (обе одновременно) сухим материалом (не снегом!). Применяют также согревание ног на животе товарища и в теплой ванне. После согревания отмороженного участка в течение получаса его следует забинтовать и максимально утеплить.

    Надо помнить, что каждый участник должен при малейшей потере чувствительности части тела сказать об этом руководителю или товарищу и принять меры к немедленному отогреванию. Ложный стыд или пренебрежение могут не только привести пострадавшего к тяжелым последствиям, но и поставить группу в критическое положение, сорвать поход. Чтобы избежать общего переохлаждения организма (например, при длительном нахождении в лавине или вне группы в недостаточно теплой одежде) следует быстро организовать бивак, поставить палатку, раздеть пострадавшего и применить растирание и массаж.

    Важнейший принцип безопасности в походе - соблюдение правил организации и проведения путешествия, строгая дисциплина, взаимопомощь. Риск, если он грозит травмой или опасностью для жизни, недопустим. Главная опасность, как пишет Ю. А. Штюрмер * заключается в малоопытности, в слабой технико-тактической и морально-волевой подготовке людей, отправляющихся в путешествие, в низкой дисциплине некоторых из них. Это проявляется в том, что человек не знает, как надо поступить в той или иной обстановке, или не хочет и не делает то, чего требует безопасность.

    Предупреждение аварий при спусках с гор . Больше всего падений с поломкой лыж и травмами бывает на спусках с гор. Для безопасности, прежде чем спуститься, надо осмотреть склон, наметить безопасное направление, обращая внимание на расположение камней, кустарника, деревьев, бугров, впадин. Если склон не просматривается до основания, надо определить место промежуточной остановки, спуститься к ней, а затем просмотреть оставшуюся часть склона и выбрать дальнейший путь.

    Спускаться только в направлении, указанном руководителем, палки держать сзади. При резком увеличении скорости гасить скорость торможением, при угрозе наезда на препятствие - падением. По окончании спуска освободить лыжню проходом вперед или в сторону, чтобы избежать наезда следующего туриста. В тумане, при плохой видимости, спускаться на лыжах не следует.

    Движение по замерзшим водоемам также часто связано с опасностями. На болотах и озерах встречаются намерзающие участки. Они распознаются по запаху гниения, поднимающемуся пару, желтой окраске снега. Лед непрочный у впадения притоков реки или реки в озеро, у берегов, в местах, где с берегов или со дна бьют ключи. Такие места заметны прогибом льда, потрескиванием его. Выбирая путь, лучше придерживаться проложенных троп; если их нет, надо идти очень осторожно, соблюдая интервал 5-10 м. На широких реках полыньи обычно остаются под высокими берегами на быстринах, на поворотах их надо обходить.

    Опасны места, где на карте обозначены пороги. Их надо проходить после предварительной разведки. Разведчики идут на лыжах в связке с интервалом, достаточным для удержания на веревке провалившегося. Направляющий палками проверяет отсутствие воды. При обнаружении воды подает сигнал, и группа, рассредоточившись веером, возможно быстрее пытается пройти опасный участок. Если лыжи подмокли, их надо срочно очистить.

    При провале необходимо по возможности сбросить рюкзак, палки положить поперек трещины, лечь на лед. Помощь оказывают подачей веревки, скрепленных кольцами палок, подстилкой на кромку льда лыж, палок. К месту аварии нельзя подбегать всем участникам похода: можно проломить лед. Надо без суеты и спешки выполнять указания руководителя группы. Вытащенному из провала необходимо немедленно сменить одежду, дать горячее питье и согреть его у костра.

    При движении в горах наибольшую опасность представляют лавины . Без умения определить лавиноопасные места и знания способов, как уберечься от них, путешествовать в горах нельзя. Лавины могут возникнуть даже на пологих склонах. Пылевидные лавины срываются при низкой температуре после обильных снегопадов. Лавины из плотного снега срываются во время резкого потепления, после дождя. Лавину может вызвать обвал снежного карниза, подрез основания склона лыжным следом.

    Чтобы избежать лавин, надо правильно выбрать путь и время движения. Лавиноопасные места лучше пройти утром, когда снег еще скован морозом. Самое опасное время - середина дня. Стоками лавин являются лощины, кулуары, крутые склоны. При движении в горах лучше идти по гребням. Двигаясь по склону, следует проверять прочность сцепления снега. Прочно лежит старый, плотный снег на осыпях, моренах, где есть за что задержаться. Снег на травянистых ровных склонах лежит непрочно. Прочность сцепления снега можно проверить лыжной палкой, ледорубом, саперной лопатой. При движении надо стараться поменьше пересекать склоны, а если в этом есть необходимость, надо идти как можно выше к гребню или проходить склон, сняв лыжи, чтобы его не подрезать.

    При подъемах и спусках идти прямо, а не зигзагом. На особо опасных местах к каждому участнику привязывать красный лавинный шнур (20-25 м). Проходя опасные места, держать интервал между участниками на длину шнура, чтобы в случае заноса легче найти потерпевшего. Наличие лавинных выносов указывает на лавиноопасность. При движении по узким долинам надо придерживаться ее середины или безопасного склона.

    Опасностью в лыжном походе является потеря ориентировки. Она может возникнуть при плохой видимости в тумане, в метель, буран. В этих условиях надо остановиться, поставить лагерь и для продолжения пути выждать улучшения погоды. В обычных условиях, чтобы избежать потери ориентировки, надо в движении систематически сверяться с картой, следить за ориентирами, компас носить в тепле, так как показания замерзшего компаса неточны.

    В случае серьезных бедствий общепринятый сигнал об этом подается выстрелами, ракетами, свистком, голосом, а в пределах видимости - светом, флагом. Сигнал дается 6 раз в минуту, через каждые 10 сек, затем минута перерыва, и сигнал повторяется вновь. Сигнал «вызов принят» подается 3 раза в минуту, через 20 сек, с интервалом в минуту. Принявшая сигнал о бедствии любая туристская группа обязана прекратить движение по своему маршруту и немедленно отправиться на помощь. Отказ от оказания помощи расценивается как преступление.

    * См.: Ю. А. Штюрмер. Опасности в туризме мнимые и действительные. М., 1972.

    В условиях лыжного похода турист длительное время находится на чистейшем морозном воздухе. Равномерная мускульная нагрузка, плавное скольжение, красота зимней природы, быстрая смена впечатлений, общение с коллективом туристов - все это дает большой заряд положительных эмоций.
    У туриста-лыжника активно включаются в работу мышцы рук, ног, живота, спины. Поэтому походы на лыжах - отличное средство общефизической подготовки, которое поможет укрепить здоровье, стать более крепкими, выносливыми, закаленными.
    При хорошем скольжении даже начинающий лыжник без особых затруднений может идти со скоростью 6 - 8 км/час.
    Следует, однако, иметь в виду, что лыжные походы выходного дня отличаются от обыкновенной лыжной прогулки , и подготовка к ним должна быть более основательной. В условиях зимнего похода туристы подвержены действию низких температур довольно продолжительное время (6 - 8 часов). Путь группы проходит и по открытым, не защищенным лесом участкам местности при сильном ветре, по снежной целине. На пути могут встретиться заросли кустарника, пересеченная местность, лесные завалы, сугробы. С учетом всего этого следует подобрать туристическое снаряжение и экипировку.

    Подбираем и готовим лыжи к походу

    Основное требование к лыжам прочность, легкость. В условиях однодневных походов, если маршрут к тому же проходит по равнинной или слабопересеченной местности и плотному снегу, лучше подходят прогулочные лыжи с жесткими креплениями , с дужкой, которая прижимает рант ботинок к металлическим штырям. Для лесных маршрутов и при движении по сильнопересеченной местности, по рыхлому снегу и бездорожью лучше иметь лыжи типа «Турист», они немного шире прогулочных, гораздо прочнее и не проваливаются глубоко в свежем снегу. Чтобы лыжнику было легко управлять своим движением в лесу и на пересеченной местности, лыжи не должны быть слишком длинными.
    Крепления выбирают в зависимости от условий похода и вида лыж. На обычных прогулочных лыжах лучше ставить жесткие рантовые крепления. Они легки, удобны и надежны. Для многодневных сложных походов рантовые жесткие крепления не подходят. На таких маршрутах следует пользоваться полужесткими универсальными креплениями с металлическими пружинами. Рант ботинка в таких креплениях фиксируется в щечках. Такие крепления позволяют пойти в поход практически в любой обуви: лыжных ботинках, рабочих сапогах, туристских ботинках, валенках. Чтобы под пяткой ботинка не налипал снег, на грузовую площадку лыж прибивают резиновые накладки, лучше из микропористой резины толщиной 2 - 3 мм.
    Лыжные палки лучше из дюралюминиевых трубок типа «Москва».
    Перед походом лыжи должны быть просмолены специальной смолой. Просмолка предохраняет лыжи от набухания под влиянием влаги, укрепляет древесину, улучшает связь мазей с лыжей.
    На случай поломки лыж, креплений, палок необходимо научиться их ремонтировать. Для этого группа должна иметь ремонтный набор инструментов , материалов, запасных частей: плоскогубцы, отвертку, напильник, шило, легкий молоток, ножницы, комплект лыжного крепления, кольца к палкам, запасную лыжу, фанерные, алюминиевые, жестяные пластинки для накладок, проволоку медную и стальную, гвозди, шурупы, киперную ленту.