Рукопашный армейский бой: правила, приемы, соревнования. Методика обучения рукопашному бою Самые простые приемы рукопашного боя




Опасность может подстерегать нас где угодно: как вечером в темное время суток в неосвещенной подворотне, так и на оживленной улице, если компании хулиганов приглянулся ваш кошелек или сумочка. Если человек владеет приемами самообороны, то у преступников будет мало шансов обогатиться за его счет. Поэтому многие - и любители единоборств, и неспортсмены - не прочь обучиться приемам рукопашного боя. В процессе обучения ученики не только осваивают технику, подготавливаются физически, но также ведется психологическая подготовка к бою. Те, кто изучил удары, освоил приемы рукопашного боя, более спокойны и выдержанны, у них вырабатывается хладнокровие, необходимое для успешного завершения боя.




Преимущества рукопашного боя:

  • не нужны дополнительные приспособления для боя: в бою участвует только ваше тело;
  • круглосуточная подготовка: вы можете вступить в бой в любой ситуации, в любое время;
  • минимальная вероятность попадания под статьи УК РФ: в рукопашном бою стоит задача вырубить соперника, вывести из равновесия, не причиняя серьезного вреда здоровью;
  • можно нанести удар из любой позы: есть несколько болевых точек, так что можно выбрать одну из них, находясь с любой стороны относительно соперника (есть возможность наносить эффективные удары в рамках самообороны даже лежа);
  • выработка скорости удара: как правило, если человек прошел курсы самообороны, по рукопашному бою, сопернику не удается причинить боль или серьезный урон его здоровью во время драки - вы научитесь вести бой на опережение.

Основные приемы рукопашного боя

При самообороне движения не должны быть хаотичными, а боевых ударов не должно быть много. Достаточно использовать один прием по боевому рукопашному бою для нейтрализации противника. Среди самых болезненных мест можно выделить нос, глаза, область паха, ребра, голень и кадык. Также иногда наносятся удары по солнечному сплетению - таким приемом можно вырубить соперника, нарушив его дыхание.

Основные приемы, представленные на картинках:

  • Нанесение ударов в пах. Стоит учитывать, что такой прием не только приносит боль - он может убить человека. Поэтому нужно отработать силу удара рукой и ногой, чтобы в рамках самообороны не превысить допустимых пределов.
  • Прием сбоя дыхания. Это можно сделать одним эффективным ударом, попав в солнечное сплетение. Его нужно наносить спереди, причем он должен быть точечным.
  • Простые рукопашные приемы: к примеру, резкое похлопывание по ушам. Стоит научиться этому эффективному приему, так как он способен надолго вывести соперника из равновесия. Но у этого приема есть один недостаток: можно навсегда лишить человека слуха, если лопнут барабанные перепонки;
  • Приемы самообороны, включающиеся подсечку. Суставы - одни из самых уязвимых и болезненных мест, можно переломить ногу одним из приемов. Обычно отработка приемов ведется при боях на коротких дистанциях, когда есть возможность не только лишить противника равновесия, но и помочь ему безопасно упасть.



Обучение технике рукопашного боя в школе УНИБОС

В рамках обучения ведется изучение всех основных техник. Вы обучитесь приемам, подготовитесь и физически, и эмоционально. После курса рукопашного боя вы сможете пользоваться приемами в любой опасной ситуации, спасая себя или других. В Москве мы проводим обучение и новичков, и профи. У нас свой зал, штат квалифицированных тренеров (Москва) - обращайтесь в Международную федерацию УНИБОС, если вы заботитесь о своей безопасности.

В современном мире не так часто возникает ситуация, когда дело доходит до драки. И казалось бы научиться постоять за себя будет пустой тратой времени. Однако раз на раз не приходится, и даже наименее конфликтные люди могут попасть в неприятности, если оказались не в том месте и не в то время.

Неудачная компания в клубе, грабитель в темном переулке угрожает вам и вашим близким, перепивший знакомый агрессивно пристает к вашей девушке. В такие моменты, будет не лишним знать некоторые приемы самообороны, чтобы дать достойный отпор вашим обидчикам.

Возможно ли научиться драться дома?

Научиться драться в домашних условиях и без какого-либо специального оборудования вполне реально. Огромную роль здесь играет теоретические знания об основных моментах боя, таких как: уязвимые места потенциального противника, знания элементов защиты и нападения, верная оценка ситуации и правильные тактические решения в бою.

Несомненно, для более успешного их применения, необходимы регулярные тренировки правильной постановки основных движений. Не лишними будут и физические упражнения.

Нужно ли учиться самообороне?

Так ли много существует опасностей, к которым стоит подготовить себя? Ниже перечислены наиболее распространенные из них, условно разбитые на два типа (смертельные и несмертельные). Можете оценить, какова вероятность нарваться на них и решить, стоит ли к ним подготовиться и насколько.

Грабители на улице . Также сюда можно отнести различных наркоманов, которые не отдают отчёта своим действиям и маньяков-убийц. Наиболее опасная ситуация, которую сложнее всего разрешить мирным путем, не отдав то, что от вас просят. Они редко ходят по одному или/и могут быть вооружены. В большинстве случаев ввязываться в драку не стоит, но могут попасться и законченные отморозки, которые начнут с нападения или просто захотят выпустить пар. Также стоит убежать или позвать на помощь, но только в том случае, если вы 100% уверены в положительном исходе своего решения.

Бытовые стычки. Пьяные драки в клубе или баре, кто-то пристает к вашей девушке, наезжают на друга или даже вы первый напали в ответ на оскорбления или защищаете какие-то свои интересы. Здесь ставки не так высоки, часто можно придти к соглашению и во многом от вас и от вашей точки зрения на сложившуюся ситуацию зависит, будете ли вы драться или нет. Если в вашем круге общения время от времени могут возникнуть такие обстоятельства, то неплохо будет быть готовым к этому.

Как можете заметить, вероятность попасть в подобные неприятности существует практически для любого человека. И лучше к ним хорошо подготовиться.

Как научиться драться в домашних условиях через Тренировки

Как говорят многие тренера восточных стилей единоборств – если всё что вы хотите, это просто побеждать в драке, качайте гантели и бейте по боксерской груше. Когда дойдет до дела, одним сильным ударом в челюсть отправьте противника в нокаут. Идея, в целом, неплохая. Но чтобы такое получалось всегда, нужные ежедневные и монотонные тренировки в течение нескольких лет и хороший спортивный инвентарь.

Если же вы хотите научиться постоять за себя в сложных ситуациях, но нет возможности или желания посвящать этому большое количество времени и сил, то стоит узнать больше о тактике и стратегии, о которой упоминалось выше.

Удобнее и информативнее будет разобрать уязвимые места и возможности разных частей тела. Куда, как и чем лучше бить и что защищать в бою.

  1. Голова. Уязвимых мест немало, но наиболее эффективными будут удары в глаза, горло, челюсть, нос и переносицу. Из ударных частей здесь есть лоб и затылок (если вас схватили сзади), которыми можно неожиданно ударить в переносицу. Особой тренировки для грамотного исполнения здесь не требуется.
  2. Корпус. Ударных частей здесь нет, но есть уязвимые, которые, тем не менее, сложно пробить и легко защитить. Цельтесь в солнечное сплетение, ребра и подмышки.
  3. Руки. Без специальной подготовки нанести урон рукам невозможно, разве что самому себе, промахнувшись по стенке. Удары же наносятся кулаками, пальцами (в глаза) и локтями по корпусу и голове.
  4. Ноги. Здесь наша цель это пальцы, коленные чашечки и паховая область. Бейте основанием стопы, голенью и коленом в слабые места корпуса и ног. Старайтесь не потерять равновесие.

Тренируйте скорость, силу и правильную постановку ударов. Также работайте над устойчивой стойкой, равновесием и защитой (удары блокируются предплечьями). Комбинируйте всё это с физическими упражнениями. Всё это даст вам отличный задел для успешной самообороны.

Когда началась драка

Итак, вы выучили уязвимые места, отработали свои движения и стойку и вот вы оказались в ситуации, когда дело активно движется к драке. Как вести себя в бою?

Первым делом, быстро оцените ситуацию. Что из представляет из себя противник, сколько их, вооружены ли они, стоит ли игра свеч. Когда всё решено, встаньте в свою удобную боевую позицию и атакуйте. Старайтесь сразу же перехватить инициативу и нанести самый быстрый удар, пускай он даже не самый сильный. Преимущество, как правило, на стороне тех, кто атакует первым. Далее ищете места, где противник открылся и наносите уже более сильные удары по этим местам. Также вам пригодятся несколько советов ниже, особенно если драка затянулась.

  1. В бою держитесь сильной защитной позиции, удары делайте быстро и без позывных, смотрите противнику в глаза — не показывайте взглядом, куда хотите нанести удар.
  2. Попробуйте как-то отвлечь внимание и использовать преимущества окружения, например занять более высокую позицию или такую, чтобы свет попадал противнику в глаза.
  3. Не используйте заломы, захваты и контр-захваты. Правильное исполнение даже самых простых из них требуют специальной подготовки и регулярных тренировок. Практичнее в ответ на захват, нанести точный и сильный удар.
  4. Старайтесь не использовать удары, которые могут покалечить или даже убить, особенно в бытовых стычках. Вы рискуете пойти по статье за превышение допустимой самообороны, даже если вам угрожала смертельная опасность.
  5. По этой же причине, не носите с собой оружие и не используйте подручные предметы без крайней необходимости.
  6. Избегайте пустых темных переулков, сомнительных клубов и прочих нехороших компаний. Лучший бой это тот, который не состоялся.

Как научиться девушке постоять за себя?

Отдельно стоит сказать о представительницах прекрасного пола. Здесь сложно полагаться на грубую силу, а попасть в неприятную ситуацию шансы часто выше — часто они бывают легкой целью для грабителей и агрессивных ухажеров. Приходится рассчитывать больше на ловкость, реакцию и разные уловки.

Самыми лучшими приемами самообороны для девушек будут удары по самым уязвимым местам: пальцами в глаза, горло и ногой в пах или коленные чашечки. Хорошо работает проверенный временем удар каблуком по пальцам ноги.

Всегда атакуйте неожиданно и первыми. Не лишним будет изобразить беззащитность и испуганность, чтобы ослабить внимание недоброжелателя.

Обучение детей самообороне

Дети частенько любят подраться, это факт. Это один из самых простых и эффективных способов добиться более высокого места в школьной иерархии. Ставки там не так высоки как может показаться, жизни такие драки не угрожают, ценные вещи без последствий никто не отберет. Однако пускать всё на самотёк, если вашего ребенка доводят до слез или наоборот он является местным хулиганов, ни в коем случае не стоит.

Так как же научить его постоять за себя? Здесь всё несколько сложнее и неоднозначнее, чем во взрослых конфликтах. Лучше всего будет научить ребенка уверенности в себе и умению избегать конфликты. Обучать ребенка дома элементам самообороны хоть и кажется практичным, но без какого-либо культурного или спортивного подтекста, у него может сложится впечатление о социуме как об очень агрессивной среде, где без драки никуда.

Если же хулиганы совсем не дают проходу, то хорошей идеей будет отдать его в секцию по единоборствам, отдав предпочтение тем стилям, где преобладают захваты и заломы, так как они являются более эффективными в защите и не причиняют урона. Это не только повысит его самооценку и уверенность в себе, но и может стать отличным увлечением. Главное вовремя объясните ему, что свои навыки можно использовать только в целях самообороны.

В заключение можно сказать, что получить серьезное преимущество в уличной драке вполне реально, если вооружиться хорошей теоретической базой о ключевых моментах боя, натренировать дома скорость и силу основных движений, а также принимать хорошие тактические решения в бою.

Как выжить в уличной драке. Иллюстрированный самоучитель рукопашного боя Терехин Константин Игоревич

Глава 16 Техники ударов руками

Отработка ударов руками

Самый короткий путь тот, который знаешь!

1. Упражнение на внезапность

Предлагаю отличное упражнение на внезапность/неожиданность удара. Встаньте перед зеркалом на длину вытянутой руки (или чуть больше). Затем молниеносно нанесите прямой или боковой удары рукой в подбородок из положения опущенных рук. После этого отработайте серию (избегайте пауз и задержек между вашими действиями) из двух-трех ударов.

При выполнении любого упражнения, данное – не исключение, необходимо следить, чтобы тело не выдавало удара, чтобы плечи, лицо и т.д. не двигались перед ударом.

Затем можете попробовать тоже на груше в полную силу из нормальной обычной стойки. Усложняя упражнение и делая его более близким к реальности, добавьте шаг вперед.

Если вы сумеете ударить первым, ты победите в 99 случаях из 100!

2. Прямой удар в голову тейшо

Обычно старт производится за счет движения плеча или таза. Наша же цель – научиться стартовать за счет движения кисти. Для отработки стартового импульса на запястье ПП набрасывается веревочная петелька, за которую ВП резко дергает руку.

Цель: ощутить на практике импульс, идущий из руки.

Для отработки прямого удара в область головы – тейшо – отрабатываются удары в разные мишени. Например, в лапу, в ростовой манекен, в набивной мяч (эта поверхность по своим характеристикам сходна с реальным лицом). Отдельное внимание следует уделить практике ударов в большой щит с амбразурой, удерживаемый ВП для того, чтобы отрабатывать акцентированный удар в подвижную цель.

3. Отработка ударов кистями («плюхи»)

Для этого упражнения потребуются две лапы, которые будет держать ВП и пояс или веревка, чтобы привязать к корпусу руки ПП в районе локтей. ПП наносит удары в две лапы тремя различными формами кисти: внутренней стороной ладони в виде черпачка или ковшика (так, как черпают воду), внешней стороной ладони и тецуи («кулак молот», внешним ребром сжатого кулака).

Задача ПП – развить запястный сустав и наносить удары главным образом за счет сгиба-разгиба расслабленной кисти. (Я назвал такие удары «плюхи». Метко и звучно. :))

Для этого необходимо изолировать плечевой сустав и по возможности локтевой с помощью фиксации поясом или веревкой рук к корпусу (рис. 16.1 ).

После практики одиночных ударов ПП начинает отработку серий по два, три, четыре удара каждого вида и их свободного комбинирования. Удары наносятся внешней стороной ладони, внутренней и тецуи.

4. Удар уракен

Тактически уракен в основном служит для нанесения шокирующих ударов, основная цель которых – отвлечь внимание противника, кратковременно лишить его зрения или заставить отдернуть голову назад. В качестве проникающего удара уракен, способный привести к иккен хисацу, получается использовать значительно реже. Отсюда становится очевидной важность резкости и скорости при нанесении этого удара.

Упражнение для отработки стартового импульса такое же, как и описанное выше.

Практики часто упускают из виду один важный нюанс при нанесении уракена. Секрет в том, что в конечной фазе нанесения этого удара следует выгнуть расслабленное запястье максимально сильно в сторону мишени (рис. 16.2–16.3 ). (Важный момент – здесь не требуется напрягать мышцы; будет достаточно естественно согнуть расслабленное запястье путем резкой остановки предплечья.) Данная форма ударной поверхности позволит существенно усилить сам удар за счет простого добавления вложения кисти (окин. тинкути ).

Кроме того, такая форма кисти более сложна для защиты: блок приходится ставить значительно дальше от тела, иначе удар все равно попадает в цель.

прямой уракен в голову (цели: переносица, нос, верхняя губа и область между нижней челюстью и подбородком. Но последние две мишени требуют крайней осторожности из-за возможности повреждения кулака о зубы в реальной ситуации драки.);

боковой уракен в голову (цели: вся боковая поверхность головы и лица с особым акцентом на височную область);

боковой уракен в бок (цель: голова противника, стоящего сбоку).

Все эти варианты уракена можно отрабатывать в лапу, которую ВП держит либо напротив и на одном уровне с головой ПП, тем самым имитируя лицо агрессора, либо разворачивая ее перпендикулярно, для того, чтобы имитировать боковую поверхность головы, либо отводя в сторону для того, чтобы было возможно отрабатывать боковой уракен в бок.

Таким же образом и с такой же целью используют набивной мяч, а при возможности резиновый манекен. Отработка ударов в лапу позволяет нарабатывать скорость, не заботясь о возможных травмах, ушибах руки, вызванных неправильным формированием ударной поверхности.

Набивной мяч. Отработка ударов в набивной мяч дает достаточно наглядное представление о твердости головы человека. И, наконец, отработка в манекен позволяет понять реальный вход удара и возможные последствия, возможную деформацию лица реального оппонента. Кроме того, манекен позволяет научить руку правильно «ложиться» на рельеф лица и головы реального противника.

И последнее, на мой взгляд, один из наиболее эффективных видов уракена – хлест расслабленной кистью в область глаз противника.

5. «Циркулярка» в руки, защищенные щитками

Прежде чем приступать к выполнению данного упражнения, следует подготовить защитное снаряжение. Как показывает практика, самую надежную защиту дает комбинация из двух щитков. Вы мастерите что-то наподобие «бутерброда»: вниз надевая более жесткие щитки (такие, как те, что обычно прикрывают голень футболистов), а поверх них хорошо использовать щитки, защищающие голень, например, в карате. На моем опыте такая конструкция позволяет надежно защитить руки. Как раз перед началом этого упражнения ВП должен защитить свои предплечья и плечи щитками. (Кстати, об этом я уже подробно писал в разделе «Наше защитное снаряжение».)

ВП разрешено атаковать ПП любыми ударами: ударами снизу, прямыми, круговыми, уракенами, ударами сверху, тецуи («кулак-молот», т. е. внешним ребром сжатого кулака) и т.д. и т.п. (рис. 16.4 ) ПП представляет две параллельные плоскости, проходящие через зоны его ключиц. Любые удары, пересекающие эту плоскость, должны сбиваться вертикальными ударами тецуи. Я называю этот подход «принцип ПВО» (когда уничтожаются все чужие объекты, попадающие в зону ответственности расчета ПВО).

Круговые удары так же сбиваются прямолинейными ударами тецуи с разницей в зоне поражения – удар наносится в область от локтевого сустава и выше. При нанесении ПП ударов тецуи должно возникать ощущение, подобное возникающему, когда вы ломаете кирпич, т. е. отбивания, отсушивания рук ВП. (Ваш партнер уже не может наносить эффективные удары? …Что ж. Отличный результат!)

Это очень важно с точки зрения реального боя. Дело в том, что руки хорошо защищены мышечным каркасом, и для того чтобы на какое-то время лишить противника его «оружия», необходимо наносить достаточно сильные удары, таким образом мышцы потеряют свою подвижность и эластичность. Таким образом, вы сможете, прекратить бой или выиграть время.

Отработав упражнение, партнеры меняются ролями.

6. Ломание кирпича

Следующее упражнение позволяет проверить реальные возможности ударов, и я рекомендую периодически включать его в тренировочный план. Я говорю о хорошо знакомом большинству каратистов тамешивари (разрушение твердых предметов). На мой взгляд, это упражнение – хороший тест для любого бойца.

Всем известен способ, где опорой являются две точки: два кирпича основа, третий сверху. Вместо него я вам предложу несколько иной подход.

Традиционный вариант «требует» применения сильного удара, т. е. вложения массы. (При выполнении такого упражнение часто появляется желание навалиться на кирпич всей массой. «Лечь» на него.) Т. е. получается, что чем боец массивнее, тем больше кирпичей он сломает. Это не наш метод. Такое тамешивари нам не нужно! :)

Для способа, который я предлагаю, больше важны скоростные характеристики, резкость удара и его «вход», чем грубая сила и масса. Вы кладете кирпич на какую-то твердую опору (например, на два кирпича) таким образом, как видно на рисунке – чтобы половина его свешивалась. Т. е. половина кирпича имеет реальную опору, а другая половина висит в воздухе. С целью создания противовеса используется один, два или более кирпичей. Хочу отметить, что чем легче противовес, тем лучше. Высший пилотаж – ломание кирпича без противовеса (рис. 16.5 ).

Все готово. Теперь вы наносите точный и резкий удар в «свободный» край кирпича. Задача кирпича – разломаться посередине. :) Цель – сломать кирпич без использования противовеса, а если вы все же используете последний – не дать им подпрыгнуть и/или изменить свое положение.

Важно то, что, применяя такой подход, вы будете развивать свою резкость, скорость и «вход» удара, а не использовать грубую физическую силу.

Отрабатывая «вход» удара на кирпиче, можно представлять себе, что кирпич на самом деле – плод воображения. Это как бы листик любого хрупкого материала (например, шоколадки) толщиной в 1 мм, находящийся на нижней грани кирпича. При таких условиях ваш кулак способен пройти всю толщину реального кирпича, ни на секунду не затормозив. Как это происходит – верхнюю грань вы проходите с ускорением и останавливаете свой удар на глубине 1–3 см ниже нижней поверхности , нижней грани кирпича. При этом важно «увидеть» (в собственном воображении), что кирпич уже сломан. И абсолютно поверить в это. Все, что остается – провести рукой сквозь него. (Именно по этой причине я часто говорю, что кирпич «ломается головой»:).)

Таким образом, вам под силу сломать любое количество кирпичей. Единственная сложность заключается в воображении. Все, что для этого требуется – реально представить , что толщина кирпича равна миллиметру (то, что вам она видится большей – иллюзия, игра воображении). Согласен, это довольно сложно. (Но все-таки реально. А кто обещал, что будет легко? :)) Помните, в знаменитом фильме «Матрица»: «Ложки нет».

Разбивать кирпич нужно ударом тецуи. Выполняя его, важно соблюдать правильную траекторию нанесения – вытянутая парабола. Т. е. удар выполняется почти по прямой. А в самый последний момент совершается петлеобразное движение, как бы отбрасывая часть кирпича в сторону. Таким образом, и выходит, что внешне траектория удара выглядит как парабола.

Тамешивари дает отличный психологический опыт. Выполнение этого удара – не только тест на кондицию удара, а больше опыт преодоления страха и навык развития своего воображения. «Победа» над кирпичом на самом деле – победа над собой. Помимо всего прочего, успешные результаты разбивания кирпичей делают бойца значительно увереннее в своих силах. (Оно и понятно, ведь тело противника уж куда мягче, чем кирпич. :))

Из книги Боевое самбо и рукопашный бой для спецвойск автора Вельмякин В Н

Глава 2. ЗАЩИТА ОТ УДАРОВ РУКАМИ Удары руками являются одним из основных элементов нападения.Они включают в себя;а) удары кистью (кулак, ребра ладоней, основание ладони, внешняя и внутренняя стороны ладони)б) удары предплечьемв) удары локтемОсновным средством защиты от

Из книги Специальный армейский рукопашный бой. Часть 3 Глава 12. автора Кадочников Алексей Алексеевич

12.4. Защита от ударов руками Пример 1 (рис. 37)Ситуация: противник наносит прямой удар рукой в лицо (рис. 37а).Решение: защищающийся, находясь в стойке с верхней рамкой, принимает атакующую конечность противника (кисть, предплечье) на внутреннюю сторону своей кисти,

Из книги Тхэквондо [Теория и методика. Том.1. Спортивное единоборство] автора Шулика Юрий Александрович

3.3.1.1. Классификация техники ударов руками В спортивном разделе тхэквондо удары руками выполняют неосновную функцию, поскольку правилами соревнований разрешено наносить удары руками только в туловище, в обозначенную «мишень». Кроме того, оценка за удар в туловище

Из книги 100 лучших приёмов тайландского бокса автора Атилов Аман

3.3.1.2. Классификация техники ударов ногами В спортивном тхэквондо по признаку формы траектории используются следующие удары ногами: прямые, сбоку и реверсивные (рис. 3.3). Рис. 3.3. Траектории ударов ногами в тхэквондоК прямым ударам относятся все удары, наносимые по прямой

Из книги Бойцовский клуб: боевой фитнес для женщин автора Атилов Аман

4.2.1. Общие основы техники ударов руками Удары в тхэквондо – основное средство нападения, важнейший компонент технической оснащенности бойца.В спортивном разделе тхэквондо установлены определенные части тела, по которым могут наноситься удары руками и ногами.Руками

Из книги Азбука бокса автора Атилов Аман

4.3.1. Общие основы техники ударов ногами Ногами могут наноситься удары в туловище по «мишени», обозначенной на жилете кругом, и в голову. Все нокауты и нокдауны в тхэквондо достигаются за счет ударов ногами в голову.Техника ударов ногами значительно сложнее техники ударов

Из книги Бойцовский клуб: боевой фитнес для мужчин автора Атилов Аман

ГЛАВА 2 Техника ударов руками Общее понятие о технике ударов руками Удары руками – важное средство нападения и один из основных компонентов технической оснащенности в большенстве современных единоборств.При нанесении удара рукой необходимо попасть в определенное

Из книги Бокс за 12 недель автора Атилов Аман

Из книги Школа бокса в 10 уроках автора Атилов Аман

ТЕХНИКА УДАРОВ РУКАМИ ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ТЕХНИКЕ УДАРОВ РУКАМИУдары руками – важное средство нападения и один из основных компонентов технической оснащенности в боксе.При нанесении удара рукой необходимо попасть в определенное место тела противника и достичь

Из книги Современный бокс автора Атилов Аман

Глава 3. Техника ударов руками Общее понятие о технике ударов руками Удары руками – важное средство нападения и один из основных компонентов технической оснащенности в большинстве современных единоборств.При нанесении удара рукой необходимо попасть в определенное

Из книги Как выжить в уличной драке. Иллюстрированный самоучитель рукопашного боя автора Терехин Константин Игоревич

Из книги Запрещенные приемы самообороны автора Алексеев Кирилл А

Глава 3 Техника ударов руками Общее понятие о технике ударов руками Удары руками – важное средство нападения и один из основных компонентов технической оснащенности в боксе.При нанесении удара рукой необходимо попасть в определенное место тела противника и достичь

Из книги Как стать кикбоксером, или 10 шагов к безопасности автора Казакеев Евгений

Техника ударов руками Общее понятие о технике ударов руками Удары руками – важное средство нападения и один из основных компонентов технической оснащенности в боксе.При нанесении удара рукой необходимо попасть в определенное место тела противника и достичь

Из книги автора

Глава 15 Техники ударов ногами Принцип «ноги как руки»Замечали ли вы, что при движении руками вы редко когда изменяете положение своего тела. А что с ногами? Вот! Сейчас мы и поработаем над тем, как «отсоединить» движения корпуса от движений ног и рук. Следует стараться

Из книги автора

Защита от ударов руками Уровень боеспособности любого бойца определяется именно арсеналом защитных действий. Каким бы мощным ни был у тебя удар, шансы на победу в бою стремятся к нулю, если ты не умеешь защищаться.Существуют различные защитные приемы. Защита руками:

Из книги автора

Техника ударов руками Почему, обучаясь кикбоксингу, следует начинать с отработки ударов руками?Удары руками являются универсальным оружием, которое используют бойцы разных видов единоборств. Это удобный инструмент для защиты в узком пространстве. При ударах руками

Доброго времени суток, Бойцы! В этом блоге я в основном излагаю комплексную систему подготовки бойца на основе ключевых элементов, не заморачиваясь сильно на какие-то конкретные приёмы рукопашного боя. Но многих ведь интересуют именно они — не так ли?А потому, исправим это упущение и небольшим циклом статей познакомим читателя с некоторыми действиями: небольшими комплексами боевых связок — простых, понятных, легких в изучении, которые с успехом можно применить в небольших стычках на улице.


Разумеется, что после тщательной и вдумчивой проработки этих приёмов

Я знаю, что очень многих людей интересует следующий вопрос: «Существует ли в природе универсальный приём: такой, который один заменил бы собой всю систему подготовки бойца и одинаково хорошо подходил бы ко всем ситуациям боя?». Такие вопросы появляются не на пустом месте, а например, от недостатка свободного времени, когда человек не может полноценно тренироваться, но потребность в собственной безопасности уже появилась, а может быть и просто потому, что кто-то просто потеть на тренировках не хочет и он просто хочет махом решить проблему: вот и ищет “волшебную палочку”, которой нет.

Полуиниверсальные приёмы и действия — те существуют, да! В качестве примеров можно привести например, штопорные движения Контэна, которые можно использовать как в ударах и в защитных действиях, так и в бросках и выведениях из равновесия. Или облачные движения Шоу-дао, позволяющие блокировать и отводить в сторону даже не замеченные исполнителем, удары противника. Можно вспомнить и универсальные защитные движения из школы ШАР, одновременно перекрывающие максимально возможное количество уязвимых мест тела. Или работу по ключам современной системы УНИБОС. Да, взять хотя-бы , разработанный Г. Поповым. Да, это полууниверсальные движения, но это как-бы не совсем то, поскольку человек, задавая вопрос о существовании универсального приёма, подразумевает именно такое действие, которое способно работать без какой-либо специальной подготовки, действие такое, которое не надо будет приспосабливать под ситуации. То есть, полная халява, сэр! Но, увы, такого приёма рукопашного боя в природе просто не существует, и даже полууниверсальные действия требуют изучения допольнительных приёмов-сателлитов, т.е. таких приёмов, которые облегчают выполнение основного.

Вот хотя-бы первый ключ Унибос, которое есть круговое движение внутрь. Несведущему человеку может показаться, что это оно и есть. Как же, ведь на его основе можно освобождаться от захватов, выходить на болевые воздействия, проводить шлепковые защиты, использовать в ударах по дуге, ломать пальцы. Если рука держит нож, то варианты применения этого движения мгновенно расширяются, начиная с многоцелевых движений ножом. Но это только на первый взгляд, потому что параллельно с этим движением человека начинают обучать вспомогательным техническим элементам типа воздействия на голову, локоть, зоны лица, мгновенные удушения, контроль, преследование падающего тела и т.п.

Так что, вынужден огорчить - приёма вида «один за всех», нет и не будет, и придётся довольствоваться тем, что есть: полууниверсальными движениями и комплексами, состоящими из этих движений, каждое из которых, тем не менее, можно адаптировать к нескольким десяткам различных случаев, что уже экономит массу времени! И в самом деле, достаточно освоить такое движения, а дальше заниматься уже их адаптацией под возникающие ситуации боя, наделяя эти движения различными смыслами.

Нижеследующие комплексы приёмов, которые я буду здесь приводить, как раз и являются такими многофункциональными движениями, т.е, каждый из них можно применять как ударные воздействия, и в качестве болевых, и как выход на переломы и т.д. Можно применять, а можно и не применять, а использовать в какой-то одной ситуации, но тем самым снизится их эффективность и они превратятся в обычные приёмы рукопашного боя, заточенные под какую-то одну ситуацию. В общем, как угодно человеку. Кстати, в этом одна из причин появления новых стилей боевых искусств: лень человеку максимально развивать какое-то действие, приспосабливая под возникающие ситуации боя и он просто-напросто затачивает каждое под определённую ситуацию. И начинает всё это дело годами отрабатывать, но так, что комар носа не подточил, доводя до абсолютного совершенства

Итак, первая подборка таких приёмов в виде восьми микрокомплексов в количестве восьми движений в каждом. Каждый такой микрокомплекс можно изучать как на месте, так и в движении, а также комбинировать между собой в различной последовательности. Всего будет опубликовано восемь таких «сборок», входящие в которые действия подобраны столь тщательно, что охватывают практически все возможные ситуации боя. Всего же мы получаем шестьдесят четыре тактических приёма рукопашного боя , которые не являются моими изобретениями, а есть движения багуа-чжан, точнее, адаптированный вариант комплекса «багуа-чжан Плавающего Тела, форма дракона». Адаптированный в том смысле, что меня не интересовал дух комплекса (в самом деле, как можно научится двигаться словно дракон, когда его вживую никто никогда не видел), а основной упор был сделан на боевой составляющей. Делалось это с мыслью, что сначала необходимо научится защищать себя, а уж потом переходить к скажем так, «высшим сферам».

И ещё один момент. Перед тем, как иллюстрировать движения, я просмотрел как учебный фильм, так и книгу и заметил существенные различия в исполнении этого комплекса. Так что не надо задаваться вопросом, где исполнение правильное: если уж мастера сами не знают… то где уж нам, простым смертным.

Я не смогу привести здесь абсолютно все расшифровки возможных вариантов применения этих микрокомплексов - их не меньше четырехсот, а только основные, но руководствоваться можно следующей . Иллюстрировать их все - это значить, что страничка эта будет грузится очень долго: минут десять, пятнадцать, наверное. Кто столько времени будет ждать? Никто. Кроме этого, основная идея этих статей заключается в том, чтобы показать человеку сами боевые связки и донести до него мысль, что их можно применять во множестве случаев, чтобы он научился применять знакомые движения в незнакомых ситуациях боя. Если же человеку уже в готовом виде привести варианты применения этих движений, то он будет их просто тупо заучивать, отключив всякую работу мысли, потому что это, гораздо проще и привычнее, как-бы грубо это не звучало.

Так что, проработать их придётся уже читателю самостоятельно, превратить всё это дело в творческий процесс, так сказать… Ну, или если есть терпение, то пусть подождёт моего видеокурса, в котором будут показаны основные ключевые моменты.

Сначала разберём эти движения по раздельности, потом покажу, как они выполняются по-классике в форме «Багуа-чжан плавающего тела, форма дракона»: это для тех людей, которые захотять изучить комплекс полностью, но уже ясно понимая, что и для чего он делает. Да и, мало ли что - вдруг кто-нибудь захочет случайно обронить: «Да так, багуа-чжан практикую…» ;), а ему в ответ: «Ну продемонстрируй комплекс».

Итак, руки в ноги, понеслось! Базовая позиция:

Движение номер один. В багуа-чжан этот приём носить название «Ладонь удара вверх», я же называю его просто «протыкание». Выполняется он следующим образом: человек находится во фронтальной естественной стойке, руки свободно опущены. Одна рука, по-кругу через сторону, поднимается вверх и продолжая движение по кругу, опускается на уровень солнечного сплетения ладонью вниз. Вторая рука, пока ещё первая не закончила движение, выдвигается вперёд, нанося тычковый удар вперёд-вверх. Ладонь первой руки находится примерно под локтем второй.

Движения, по-классике, заканчиваются одновременно, но кроме такого варианта, необходимо ещё прорабатывать и неодновременное, чуть-чуть несовпадающее по времени окончания. Этот микрокомплекс исполняется с представлением прохождения сквозь что-то: так формируется нужный мысленный образ, помогающий правильнее нарабатывать технику.

Даже на первый взгляд на эту связку, приходит просто масса различных и интересных вариантов её применения. Будьте смелее в экспериментах и плевать на умников, радеющих за сохранение традиций в виде “одно действие – один вариант его применения”.

Номер второй. Интересная черта китайских мастеров - нагнать тумана на знакомое действие так, что утонув в различных нюансах, ученики просто перестают понимать то, что делают и заучивают приём чисто механически.
Вот например, рывок на себя — простейшее действие, с которым у нас знаком чуть-ли не каждый пацан — чего тут объяснить? Но в тексте начинается сделать шаг туда-то, поставить стопу так-то и т.п. Объясним проще: из такой же позиции, что и в первом приёме, делается шаг вперёд и обе руки вытягиваются вперёд. Потом человек подаёт туловище назад и осаживающим движением тянет назад руки.

Основная тонкость, придающая силу движению, заключается как раз в этом шаге назад. Многие наверно наблюдали в фильмах сцену, в которой главный герой схватив своих противников за головы, сшибает их друг об друга. Так вот, это эффективное в кино действие практически невозможно исполнить в реальности без вот этого небольшого осаживающего движения туловищем назад. Ну, или шага назад, если так получилось.

Помню, где-то читал, что один гражданин полностью построил свою систему боя на этом рывке. Он любыми правдами и неправдами приближался на дистанцию захвата, дальше захватывал супостата и рывком направлял того на себя, нанося сокрушительный удар головой. Приём действовал безотказно. Он далеко пошёл со своим универсальным приёмом, пока этого Кента не засадили по статье «Разбой и грабежи».

Номер три. Ещё один приём рукопашного боя . По классике, трактуется как бросок подножкой. Человек шагом вперёд, наносит в горизонтальной плоскости прямо перед собой внутрь, секущее движение рукой. Когда оно почти заканчивается, подходя к груди, другой рукой выполняется тычок прямо вперёд из-под ладони приблизившейся к груди, руки, которая смотрит ладонью вниз. Далее следует смещающееся движение назад, на заднюю ногу с одновременным тянущим движением обеих рук.

Возможен бросок, возможен болевой на руку, можно провести и толчок, и выведение из равновесия скручиванием и многое другое.

Кстати, даже в таком древнем искусстве боя Багуа-чжан уже чувствуется влияние спорта в ущерб боевой эффективности. И это несмотря на то, что китайцы крайне ревностно относятся к традициям. Говоря о спорте и бое, я хочу сказать следующее: Основное предназначение боя – убивать и калечить и абсолютно все движения из арсенала бойца должны способствовать этому, даже шаги. А потому, нет абсолютно никакой надобности аккуратно обходить ноги противника. Ведь если, при исполнении этого приёма в варианте “подножка”, не заступить, а наступить на стопу противника, жёстко её зафиксировав, и совершить бросок, то если не перелом, то рваные связки тому обеспечены.

Четвёртая связка. Наверно, самая простая. Человек чуток приседает, ступни разворачиваются внутрь, колени почти соприкасаются. Руки скрещены перед грудью так, что левая находится сверху, при этом пальцы левой руки направлены вверх, а правой вниз.

Из этого положения поворачиваемся вправо примерно на сорок пять, семьдесят градусов и совершаем вправо шаг правой ногой, одновременно вытягивая правую руки и опуская левую.

Соответственно, всё это дело совершаем и на другую сторону.

Собственно, применение этой связки — идеальная боевая стойка: как при атаках спереди, так и сбоку — всего то и надо, что развернуть туловище в нужную сторону. Очень легко выйти на него из облачных движений, да собственно говоря, оно и является частью “облаков”.

Пятое движение. Сделав один шаг вперёд правой ногой, оттягиваем правую кисть назад (проще говоря, выполняется защита перехватом с одновременным отводом наружу со стороны большого пальца). Левая рука наносит удар локтем в горизонтальной плоскости прямо перед собой.

Ну, может быть,и не удар, а давление, что можно использовать в болевом на локтевой сустав противника, отведения его поднятой руки или выход на боевую позицию для прямого удара локтем. Если обратить внимание на ладонь, а не на локоть, то при сохранении того же рисунка движений, можно с успехом наносить удары. В общем, вариантов применения просто масса!

Кстати, на рисунке в начале статьи, как раз вариант применения этой связки.

Шестое движение. Левой рукой перехватывается атакующая конечность и утягивается к пояснице вниз с одновременным небольшим разворотом туловища влево: таким поворотом мы добиваемся надёжной фиксации конечности противника, особенно, если ещё левую руку прижмём к своему туловищу Локоть правой руки поднимается в вертикальной плоскости, а затем, с шагом вперёд-влево левой ногой, опускается вниз до тех пор, пока правая кисть не окажется напротив солнечного сплетения ладонью вниз. В момент принятия такого положения, левая заканчивает протыкающее движение прямо вперёд ладонью вверх.

Ну здесь само собой напрашивается удар локтем снизу после отвода удара противника. Можно нанести и удар кулаком снизу на манер боксёрского: что локоть, что кулак – всё едино, движение же идёт снизу-вверх, так в чём проблема?

Можно и нанести удар локтем не в челюсть противника, а под локоть руки, которую перехватила левая рука. Разумеется, что в этом случае, не следует перехваченную конечность подтягивать к своему поясу, а необходимо расположить повыше.

Придумайте ещё несколько десятков вариантов применение связки. Впрочем, как и всех других.

Седьмое движение представляет собой позицию с раскрытыми руками. В классической трактовке исполняется с одновременным перемещением по кругу, но тут возможна масса и чисто практических вариантов применения, начиная от подставки под удар сбоку ногой локтя правой руки (если по рисунку) и заканчивая различными разводками конечностей в стороны, чтобы прорваться к его центральной линии для нанесения сокрушительного и окончательного удара.

Ещё раз повторю, что каждую приведённую связку можно научится использовать как приёмы с различным смыслом: в ударах, выведениях из равновесия, болевых, контролирующих…, главное, не кидаться сразу в тренировки и стоять потом кубатурить, не зная, что делать, а для начала, просто сесть и мысленно поработать над связками, расширяя возможный диапазон их применения.

Восьмое, интересное движение. Обе руки движутся почти одновременно в плоскости, находящейся перед человеком, но движутся они в противоположных направлениях: одна по часовой стрелке, другая против.

Одна из трактовок: вы отводите удар в лицо, но противник тут же наносит удар ногой в живот. Вот тут как раз и приходит на помощь вторая рука, отводя её в сторону. Кстати, возможно спиралевидное закручивание ноги противника продолжающимся круговым движением.

Для повышения “уровня рвения” к изучению этих приёмов, хочу сказать следующее: эти действия очень быстро усваиваются подсознанием, на удивление быстро. Не надо настукивать их по нескольку лет подряд – навык приходит уже через пол года постоянных тренировок примерно по часу через день, главное, отрабатывать их по этой методике, а не абы как, просто выпучив глаза. Необходимо работать вдумчиво, с анализом движений и осознанием своих действий – только в этом случае будет действительно успех!

Из основных тонкостей работы, следует помнить о правильном сложении пальцев (эта форма была описана и показана на рисунке ), иначе велика вероятность просто-напросто отломать самому себе мизинцы просто потому, что зацепились ими за что-нибудь в суматохе боя или же противник так удачно по ним приложился, что выбил напрочь.

Будьте смелее в своих экспериментах с этими движениями, пробуйте их применять в самых различных сложившихся ситуациях и при любых атаках вашего оппонента, обращая внимание на всё. Помните, что тут важнее сама последовательность движений, а “насадки” в виде различных ударных форм кисти могут быть самыми различными. Ну и что, что об этом китайские мастера ничего не говорят? Вам то что за дело? Я уж не говорю, что почти все эти действия решительно невозможно применить так, как их рекомендуется применять в самом багуа-чжан “плавающего тела, форма дракона” (про другие формы не скажу, не анализировал)! Они будут действовать только если человек работает через контакт с конечностями противника, по другому, через контакт-контроль (липкие руки, если кто не знает).

Вот например, расшифровка “по-классике” третьей связки: противник наносит удар, вы его отбиваете и наносите прямой тычковый удар по ребрам пальцами другой руки. Потом, необходимо подскочит к противнику, завести свою ногу (а тот стоит как дурак с вытянутой после удара рукой – ждёт, когда же его бросят) за его ногу и тянущим движением обеих рук назад, совершить его бросок на пол.

Ерунда какая-то. Отличные боевые движения использовать с максимально низкой эффективностью! Как будто специально.

Пока я заканчиваю, но в следующих статьях тема универсализации приёмов рукопашного боя будет продолжена.

В любой схватке есть свои правила, не зная которых, можно запросто набрать кучу . Надеемся, несколько советов повысят ваши шансы выйти из спортивного или уличного рукопашного боя как можно более невредимым.

Правило 1. «Будь водой, мой друг» - Брюс Ли

Знаменитый мастер бесполезных советов не давал. Будьте водой. Подобно ей, принимающей любую форму, подстраивайтесь под противника. Изучите его манеру поведения, но никоим образом не играйте по его правилам. Все это умение приходит с опытом, однако есть и шаблонные виды поведения, против которых изобретены эффективные приемы:

  1. Если оппонент в рукопашном бою встал в глухую защиту и ведет себя пассивно (он уверен в победе и думает, что готов ко всему) — нанесите прямой удар прямо в защиту. Нет, урона это почти не нанесет, но ваш противник может растеряться. Вот тогда и не упускайте возможности провести эффективную атаку.
  2. Оппонент аггресивен — работайте контратаками. Уход от удара и тут же ответный выпад.
  3. Если же противник сам работает контратаками — обманите его, сделайте ложный удар, уклонитесь от его ответного, и сразу бейте снова.

Правило 2. Удар в голову-корпус!

О старой доброй связке «голова-корпус » бойцы на поединке частенько забывают, а ведь это может быстро закончить исход боя не в их пользу, если противник использует такой прием. Суть связки в том, что она заставляет оппонента смещать защиту. Удар в голову — защита смещается выше, немного открывая корпус. Через пару связок, правда, лучше поменять направление ударов на «корпус-голова» или переключиться на другие приемы, чтобы не дать противнику привыкнуть к вашему поведению в рукопашном бою.

Правило 3. Стойте крепко на ногах

Не отрывайте ноги от земли во время атак. Во-первых, от этого ваши удары теряют мощь, во-вторых, вашим нестабильным положением воспользуется противник. Его ответная атака может отправить вас в нокдаун.

Правило 4. Экономьте силы

Это правило можно вывести на первую позицию: по причине его пренебрежения было слишком много случаев нокаута, когда противник попросту «выключал» уставшего бойца. Действуйте наоборот. Сохраняйте спокойствие, не кидайтесь на оппонента, не делайте лишних движений. Терпение.

Правило 5. Не задерживайте дыхание

Это тоже типичная ошибка. Дышите равномерно, как будто , прыгаете через скакалку или выполняете другие . В бою, особенно уличном, это позволит сохранить спокойствие.

Правило 6. Не сводите с противника глаз

«Я не вижу = меня не видят». Забудьте. В бою противник вас прекрасно видит, и если вы отвели от него глаза, он не передумает бить, а лишь еще больше воодушевится. Не находите, что лучше видеть, куда вы попали, и что в ответ предпринял противник? Самые результативные пропущенные удары — те, которых вы не видите.

Правило 7. Прямой удар - всему голова!

70% ударов в любой рукопашной схватке должен составлять прямой удар , или джеб . Меняйте манеру ваших ударов:

  • Хлестко или жестко
  • Сдвоенно и строенно
  • Мягко, для отвлечения
  • Быстро с полувытянутой руки

Джеб годится практически в любой ситуации. Когда контролируете бой, когда нужно удержать противника на дистанции, да хотя бы просто если не знаете, как работать против своего противника: в таком случае джеб — это что-то вроде разведки боем.

Правило 8. Переломите ход боя

Не давайте противнику завершить связку ударов: нарушьте его планы, ударив в разрез. Второй рукой — защищайте голову и корпус. Ни в коем случае не отсиживайтесь в защите: пропущенные удары все равно будут.

Правило 9. Никогда не оставляйте противника безнаказанным

Как бы не проходила рукопашная схватка, противник не имеет права провести серию ударов, отойти, затем снова начать атаку. Он не имеет права опускать руки. Скрещивать ноги, отрывать их от земли во время атак — тоже. Ему нельзя зажмуриваться, терять вас из виду. Ему запрещено вообще допускать ошибки, иначе будет получать наказания в виде пропущенных от вас ударов.