Применение аэробных физических упражнений в лфк. Упражнения в лфк




Основное средство ЛФК - физические упражнения , применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности. К основным средствам относятся - массаж и естественные факторы природы , использование которых усиливает действие физических упражнений и позволяет широко использовать их в различных средовых условиях и вариантах комплексирования. Составной частью ЛФК являются механотерапия, роботизированная техника, трудотерапия .

Физические упражнения делятся на гимнастические упражнения, спортивно-прикладные упражнения, игры.

1 . Гимнастические упражнения представляют собой специаль-но подобранные сочетания естественных для человека движе-ний, разделенных на составные элементы. Применяя гимнас-тические упражнения, избирательно воздействуя на отдельные мышечные группы, можно совершенствовать об-щую координацию движений, восстанавливать и развивать силу, быстроту движений и ловкость. Они составляют наиболее обширную группу и подразделяются на основе четырех признаков: анатомического, активности выполнения, видового признака, использования предметов и снарядов.

По анатомическому признаку гимнастические упражнения делятся на упражнения для: а) мелких мышечных групп (кисть, стопы, лицо); б) средних мышечных групп (шея, предплечья, голени); в) крупных мышечных групп (бедра, плечи, туловище, таз). Дифференцировать упражнения необходимо в связи с тем, что величина физической нагрузки зависит от количества включенной в движение мышечной массы.

По признаку активности выполнения упражнения делятся на актив-ные (выполняются больным самостоятельно), активно-пассивные упражнения (выполняются комбинированно: самим больным в сочетании с помо-щью инструктора-методиста по ЛФК), пассивные (выполнятся руками инструктора-методиста по ЛФК с волевым усилием больного). На различных этапах реабилитации преобладают соответствующие по степени активности упражнения.

В большей степени предпочтение отдается активным упражнениям, которые в свою очередь, подразделяются на облегченные (на скользящей поверхности, подвесках, в воде), свободные (без силового компонента), с усилением (волевым, отягощением, сопротивлением и др.), на расслабление и растяжение мышц (стрейтч). Пассивные упражнения делятся на выполняемые специалистами по ЛФК и самостоятельное пассивное расслабление мышц. Пассив-ные упражнения назначают для предупреждения тугоподвижности в суставах в случаях, когда больной не может выпол-нять эти движения. Они стимулируют возможность активных движений благодаря рефлекторному влиянию афферентной импульсации, возникающей в кожных покровах, мышцах, суставах.


По видовому признаку (характеру) упражнения делятся на:

а) общеразвивающие, специальные и дыхательные;

б) порядковые и строевые;

в) подготовительные или вводные;

г) корригирующие;

д) упражнения для развития координации движения и равновесия;

е) упражнения в метании и ловле;

ж) упражнения на расслабления;

з) в сопротивлении;

и) висы и упоры;

к) подскоки и прыжки;

л) ритмопластические движения.

Общеразвивающие (общеукрепляющие) упражнения. Применяют для оздоровления и укрепления организма, повышения физической работоспособности и психоэмоционального состояния занимающихся, активизации кровообращения, дыхания. Эти упражнения облегчают и усиливают лечебное действие специальных упражнений.

Специальные упражнения - и збирательно воздействуют на различные органы и системы, оказывая непосредственное лечебное воздействие. Для здорового человека упражнения для туловища являются общеукрепляющими; при остеохондрозе, сколиозе их относят к специальным, так как их действие направлено на решение лечебных задач — увеличение подвижности позвоночника, коррекцию сформировавшейся деформации, укрепление окружающих мышц. Упражнения для ног являются общеукрепляющими для здоровых людей, а после операции на нижних конечностях, травме, парезах, заболеваниях суставов эти же упражнения являются специальным.

Одни и те же упражнения в зависимости от методики их применения могут решать разные задачи. Например, разгибание и сгибание в коленном или другом суставе в одних случаях направлено для развития подвижности, в других — для укрепления мышц, окружающих сустав (упражнения с отягощением, сопротивлением), в целях развития мышечно-суставного чувства (точное воспроизведение движения без зрительного контроля). Обычно специальные упражнения применяют в сочетании с общеразвивающими и дыхательными упражнениями.

Дыхательные упражнения (статические, динамические и дренажные). Ста-тические дыхательные упражнения выполняют в различных ис-ходных положениях без движения ног, рук и туловища. К ним относиться и диафрагмальное дыхание - во время вдоха диафрагма сокращается и опускается, что увеличивает отрицательное давление в грудной полости, и легкие заполняются воздухом. Внутрибрюшное давление при этом повышается и брюшная стенка выпячивается. Во время выдоха диафрагма расслабляется, поднимается, брюшная стенка возвращается в исходное положение. Дина-мические дыхательные упражнения выполняют в сочетании с движениями конечностей, туловища и т.д.

К дренажным относят дыхательные упражне-ния, целенаправленно усиливающие отток экссудата из бронхов (используют их при различных заболеваниях органов дыха-ния). Следует различать дренажные упражнения (дыхательные) и постуральный (позиционный) дренаж - специально заданные положения тела, направленные на отток экссудата по дыхательным путям по принципу «желоба». Дыхательные упражнения оказывают успокаивающее действие при нарушении нервной регуляции различных функций организма, применяются для более быстрого восстановления при утомлении, для разгрузки, отдыха после серии общеразвивающих или специальных упражнений.

Для усиления лечебного действия специальных физических упражнений на ранних этапах реабилитации применяют «лечение положением». Под лечением положением понимается специальная укладка конечностей или туловища в положение противоположное порочному, которое способствует достижению определенного корригирующего положения с помощью различных приспособ-лений (лангеты, фиксирующие повязки, лейкопластырные вытяжения, валики и др.). Такое лечение применяется, чтобы создать позицию, физиологически благоприятную для восстановле-ния функции мышц, что особенно важно для предупрежде-ния развитию дистрофических явлений в суставах и патологических синкинезий,

Идеомоторные упражнения - мысленноевыполнения упражнения (двигательного задания). Улучшают трофику, вызывают реакцию со стороны вегетативных органов, усиливая деятельность кардиореспираторной системы, обмена веществ. Эти упражнения могут сочетаются с пассивными движениями при контракту-рах, параличах и парезах.

Изометрические (статические) упражнения - физические упражнения в виде чередования напряжения и расслабления отдельных мышечных групп без соответствующих движений в суставах; применяются для поддержания нормального функционального состояния мышц конечности, иммобилизированной гипсовой повязкой, для повышения мышечного и сосудистого тонуса.

Порядко-вые и строевые упражнения - построения, повороты и перестроения в сочетании с обычной ходьбой и ходьбой в различных направления. Способствуют улучшению координации движений, вестибулярной функции, совершенствуют навыки в ходьбе, приобретая в некоторых случаях самостоятельное лечебное значение. Их общее влияние соответствует напряжениям умеренной интенсивности, используются на втором и третьем этапах реабилитации. Эти упражнения помогают организации больных при проведении групповых занятий лечебной гимнастикой и применяются в начале и на протяжении каждого занятия.

Улучшают дисциплинированность занимающихся, повышают эмоциональность занятий и прикладное значение. Желательно музыкальное сопровождение этого вида упражнений, если обстановка лечебного учреждения позволяет это сделать. Музыкальное сопровождение упражнений является дополнительным раздражением, поступающим из среды, окружающей человека. Музыка в сочетании с движением становится возбудителем этого движения, облегчая его выполнение.

Подготовительные, или вводные, упражнения подготавливают организм к пред-стоящей нагрузке. Их выбор зависит от задач занятия, а также от уровня физической подготовленности больного. Применение направлено на обеспечение постепенной подготовки больного к предстоящей более высокой нагрузке, имеющей место в основной части занятия лечебной гимнастики. Подготовительные упражнения следуют за порядковыми и составляют содержание первой части занятия. К подготовленным упражнениям относятся различные элементарные общеразвивающие упражнения, вовлекающие в активную деятельность ограниченные мышечные группы и осуществляемые в медленном или среднем темпе и предъявляющие организму больного небольшую физическую нагрузку (отдельные упражнения для рук, ног, туловища). Упражнения обычно применяются в трех основных исходных положениях - лежа, сидя, стоя.

Подготовительные упражнения используются без предметов и снарядов, с предметами и в показанных случаях на снарядах.

Корригирующие упражнения направлены на профилактику или уменьшение дефектов осан-ки, исправление деформации позвоночника, грудной клетки, стоп, нередко сочетаются с пассивной коррекцией (вытяжением на наклон-ной плоскости, ношением корсета, массажем). К ним относят разнообразные физические упражнения, выполняемые из определенного исходного положения, обусловливающего строго локальное воздействие. Эти упражнения сочетаются с силовым напряжением и растягиванием. Например, при выраженном грудном кифозе (кифотическая осанка) кор-ригирующее воздействие оказывают физические упражнения, направленные на укрепление мышц спины - исходное положение лежа на животе, стоя, растягивание и рас-слабление грудных мышц - исходное положение лежа на спине; при плоскостопии — укрепление мышц голени и стопы - исходное положение сидя.

Упражнения на координацию движений и в равновесии при-меняются для тренировки вестибулярного аппарата при гипер-тонической болезни, неврологических заболеваниях, в травматологии, Вы-полняются в основных исходных положениях: основная стой-ка, на узкой площади опоры, стоя на одной ноге, на носках, с открытыми и закрытыми глазами, с предметами и без них. Широко применяются баланс-платформы различной конфигурации, упражнения на стабилоплатформе. К этой группе упражнений относятся упражнения, формирующие бытовые на-выки, утраченные в результате того или иного заболевания: застегивание пуговиц, шнурование обуви, зажигание спичек, открывание замка ключом. Упражнения, восстанавливающие координацию мелких мышечных групп верхних конечностей - лепка, сборка детских пирамидок, мозаики и т.п.

Упражнения в метании и ловле . К упражнениям в метании относятся броски и ловля мячей малого и большого диаметра, различного веса набивных мячей. Упражнения в метании развивают силу мышц пояса верхних конечностей и туловища, ловкость, точность, координацию движений, мышечно-суставное чувство. Расширяется диапазон положительных эмоций, повышается интерес к занятиям; в ряде случаев они способствуют решению и специальных задач, например при травмах верхних конечностей. Повышение трудности упражнений достигается увеличением расстояния до цели, расстояния между партнерами и выполнением бросков в движении.

Упражнениями на расслабление - активно осуществляемые расслабления различных групп мышц. При выполнении упражнений в движение могут вовлекаться отдельные сегменты тела (кисть, стопа), конечность в целом и сочетано конечности и туловище. Их действие направлено на нормализацию повышенного тонуса мышц, наблюдаемого при различных патологических проявлениях (болевые контрактуры, спастические парезы и т. д.), и улучшение общей координации движений. Эти упражнения применяются для снижения повышенного тонуса артериальных сосудов. Используются в сочетании с упражнениями с локализованным мышечным напряжением и упражнениями на растягивание и координацию.

Воздействие на кортикальные процессы и вегетативные функции соответствует напряжениям малой или умеренной интенсивности. При недостаточном овладении больным техникой физических упражнений наблюдаются скованность, повышение тонуса мышц и неадекватное усиление кортикальных и вегетативных функций. Расслабление наиболее полноценно осуществляется непосредственно после напряжения мышц. Если последнее вызвало местное утомление, то расслабление способствует ускорению течения восстановительных процессов.

В практике лечебной гимнастики используется и методика постизо-метрической релаксации мышц (ПИР). В основе методики лежит рефлекторный механизм понижения мышечного тонуса после предварительного напряжения мышцы. Сущность, которого заключается в сочетанном кратковременном (5-10 с) изометрическом напряжении минимальной интенсивности с пассивным растяжением мышцы в последующем (в течение 5-10 с). Повторение таких сочетаний проводится 3-6 раза. В результате в мышце возникает стойкая гипотония и исчезает исходная болезненность.

Упражнения в сопротивлении применяются на втором и третьем этапе реабилитации. Они способствуют укреплению мышц, повышают их элас-тичность, оказывают стимулирующее влияние на сердечно--сосудистую и дыхательную системы, обмен веществ. Для выполнения упражнений с усилием применяют сопротивление, оказываемое руками инструктора-методиста по ЛФК или здоровой конечностью. Упражнения, связанные с преодолением сопротивления в момент разгибания руки, осуществляются за счет работы разгибателей; упражнения же в сопротивлении, такие как перетягивание, выполняются за счет работы мышц сгибателей.

Возможность избирательного влияния преимущественно на отдельные мышечные группы (сгибатели, разгибатели, отводящие, приводящие мышцы) позволяет широко использовать эти упражнений при мышечной гипотрофии . Величина сопротивления зависит от решаемых задач на занятиях лечебной гимнастикой. После выполнения упражнений с сопротивлением необходимо применять упражнение на расслабление мышечных групп или дыхательные упражнения.

Висы и упоры включаются в комплекс лечебной гимнастики. Физиологическая ценность данных упражнений заключается в определенном силовом напряжении. Висы применяются в двух видах: чистые и смешанные . Чистые висы находят ограниченное применение в рамках лечебной физкультуры. Их использование допустимо лишь при благополучном состоянии сердечно-сосудистой системы, поскольку они сопровождаются задержкой внешнего дыхания и создают неблагоприятные условия для функционирования центрального аппарата кровообращения. Фиксированная грудная клетка при чистом виде вызывает натуживание, сопровождающееся повышением внутригрудного давление, задержкой притока венозной крови к сердцу, способствуя проявлению застойных явлений, особенно в венозной системе головы и шеи и в малом круге кровообращения.

Чистые висы применяются в целях укрепления и растяжения мышц рук и плечевого пояса, развития объема движений в суставах верхних конечностей, разгрузки и вытяжения позвоночника при отсутствии противопоказаний со стороны сердечно-сосудистой системы. Чаще их используют в практике корригирующей гимнастики с детьми и подростками, при восстановлении функции верхних конечностей, нарушенной на почве травматических повреждений. Завершают выполнение упражнений в чистом висе упражнения на расслабление работавших мышечных групп или дыхательные с целью снижения общей физической нагрузки.

При выполнении смешанных висов участвуют мышечные группы рук, ног и туловища при обязательном захвате снаряда руками и опорой ног, это позволяет равномерно распределять усилие на все мышечные группы, не вызывая значительного силового напряжения и задержки дыхания. Благодаря умеренной нагрузке успешно используются в лечебной гимнастике. При помощи упражнений в смешанных висах укрепляют мышцы рук, ног и туловища, развивают движения в суставах конечностей и позвоночника, избирательно увеличивают физическую нагрузку на различные мышечные группы и удачно сочетают ритм движений с дыханием.

Различают упоры чистые и смешанные. Чистый упор - упор на спинки стульев, кроватей и др. - имеет применение преимущественно при травмах нижних конечностей. Смешанные упоры имеют частое применение. В отличие от висов, укрепляющих сгибатели, упоры развивают силу разгибателей. В лечебной гимнастике используют упоры кистями о рейку гимнастической стенки на уровне плеч, груди; упоры о спинку кровати, стула, о стол и упор кистями на полу.

Подскоки и прыжки . Прыжки вовлекают в работу крупные мышечные группы нижних конечностей (преимущественно), выполняются обычно в быстром темпе, что создает большую нагрузку на основные системы организма, являясь в то же время сложным координационным упражнением. В связи с этим они чаще применяются при занятиях с детьми и подростками или лицами молодого возраста и ограниченно - при занятиях с лицами зрелого и особенно пожилого возраста. Целевая направленность применения прыжков: тренировочное воздействие на организм, повышение тонуса, развитие быстроты реакции и координации движений. В отдельных случаях для специального воздействия например, при консервативном лечении камней мочеточника при отсутствии противопоказаний. Различают прыжки на месте и с перемещением вперед, назад, в сторону, с поворотом.

Характерной особенностью ритмопластических упражнений является ритмичность и пластичность движений, которые могут выполняться на месте, с перемещением, без снарядов, со снарядами и предметами (гимнастическая палка, булава, обручи, шарфы, флажки и др.) с музыкальным сопровождением. Ритмопластические упражнения характеризуются закругленностью, мягкостью и плавностью движений. Наиболее показаны эти упражнения для детей и подростков, в женских группах. Применение ритмопластических упражнений дает хороший терапевтический эффект когда нужно снизить напряженность нервно-психической сферы, создать бодрое настроение, отвлекающее больного от болезненных переживаний.

По признаку использования предметов и снарядов упражнения делятся:

а) без предметов и снарядов;

б) с предметами и снарядами (палки, гантели, булавы, мячи надувные и набивные, эспандеры и др.);

в) на снарядах (гимнастическая стенка, скамья, бревно и др.).

К этим упражнениям относятся упражнения на механотерапевтических аппаратах и тренажерах, которые особенно активно используются с оздоровительными и реабилитационными целями. На занятиях лечебной гимнастикой широко используются следующие предметы: гимнастические палки, резиновые бинты, различные мячи (включая набивные), булавы, гантели, утяжелители, эспандеры, скакалки и др. Для повышения эффективности занятий лечебной гимнастикой сконструировано большое количество разнообразных снарядов , простейших приборов и приспособлений.

Это - валики простые и комбинированные, полувалики, лестнички, блочные приборы, ступенчатые цилиндры и др., с помощью которых можно усиливать развитие функции движений в различных суставах верхних и нижних конечностей, при травматических повреждениях центральной и периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Традиционный перечень снарядов состоит из: гимнастической стенки, гимнастической скамьи, наклонной плоскости, бревна, колец. Применение снарядов направленно на разнообразие содержания занятия, на увеличение физической нагрузки, на преимущественно избирательное воздействие упражнений на отдельные мышечные группы и суставы; на облегчение техники выполнения упражнений.

2. Спортивно-прикладные упражнения восстанавливают или совершенствуют сложные двигательные навыки, оказывают общее оздоровительное действие на организм больного . Спортивные упражнения эффективны для восстановления общей выносливости, обеспечивают максимальное улучшение обменных процессов, являются средством тренировки и выработки компенсаторных механизмов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, весьма эмоциональны по своему содержанию и методу проведения. Спортивные упражнения соответствующие показаниям занимают ведущее место на санаторном и поликлиническом этапах реабилитации.

Из спортивно-при-кладных упражнений в лечебной физической культуре наибо-лее часто используют ходьбу, бег, прыжки, метания, лазания, упражнения в равновесии, поднимании и переносе тяжести, до-зированную греблю, ходьбу на лыжах, катание на коньках, ле-чебное плавание, езду на велосипеде, лазание по гимнастичес-кой стенке и канату. Эти упражнения используются на завершающем этапе реабилитации и способствуют окончательному восста-новлению поврежденного органа и всего организма в целом, воспитывают у больных настойчивость и уверенность в своих силах.

Ходьба укрепляет мышцы нижних конечностей, оказывает воздействие на весь организм в целом благодаря ритмичному чередованию напряжения и расслабления мышц, улучшает крово- и лимфообращение, дыхание, обмен веществ. Ходьба является неотъемлемой частью большинства занятий лечебной гимнастикой наряду с бегом. С лечебной целью бег используется как при начальных проявлениях некоторых заболеваний, так и в стадии выздоровления. Методика его использования зависит от состояния сердечно-сосудистой системы и степени адаптации к физическим нагрузкам. Бег сочетается с ходьбой различного темпа. По мере адаптации организма к предлагаемым нагрузкам число и длина пробегаемых отрезков постепенно увеличиваются.

Прыжки относят-ся к кратковременным интенсивным упражнениям, применяе-мым в период выздоровления. Необходимо постепенно подводить занимающихся к выполнению прыжков, предварительно выполняются упражнения для укрепления мышц ног, особенно связочного аппарата голеностопного сустава. Необходимо обращать внимание больных на мягкость приземления. В лечебных целях преимущественно используются подскоки, упражнения со скакалкой. Упражнения в метании помогают восстанавливать коорди-нацию движений, улучшают подвижность суставов, увеличи-вают силу мышц конечностей и туловища, скорость двигатель-ных реакций. В занятиях лечебной гимнастикой используются набивные мячи, диски, копья, мячи с петлей, гранаты.

Лазанье используется в виде передвижения при помощи рук и ног по гимнастической стенке, по наклонной или вертикальной лестнице, реже по канату или шесту. Упражнения в лазанье развивают силу рук, ног, туловища, улучшают координацию движений и подвижность в суставах верхних и нижних конечностей. Ползание в лечебных целях применяется преимущественно в упоре стоя на коленях - коленно-кистевая или коленно - локтевая стойки, которые способствуют разгрузке позвоночного столба от действия силы тяжести и улучшают его подвижность.

Эти упражнения изменяют соотношение высоты положения таза и пояса верхних конечностей в сочетании с движением рук и ног, оказывают локальное воздействие на различные отделы позвоночного столба. Ползание положительно влияет на функцию внутренних органов у больных с заболеванием желудочно-кишечного тракта и с гинекологическими заболеваниями, нарушениями осанки. Ползание следует чередовать с дыхательными упражнениями и упражнениями в расслаблении мышц пояса верхних конечностей.

Гребля в ЛФК применяется для общей тренировки, отра-ботки ритмичности движений, способствующих выработке глу-бокого дыхания, развитию и укреплению мышц верхних и нижних ко-нечностей, туловища и подвижности позвоночника. Повыше-ние внутрибрюшного давления при гребле положительно влияет на пищеварение и тканевый обмен. Тренировки на открытых водоемах оказывают оз-доровительное влияние на весь организм.

Лыжные прогулки повышают мышечный тонус организма, улучшают работу кардиореспираторной системы, тренируют вестибулярный аппа-рат, улучшают настро-ение, способствуют нормализации состояния нервной системы, так же как и катание на коньках. Используются на санаторном и поликлиническом этапах реабилитации и рекомендуются достаточно тренированным лицам, владеющим навыками катания на лыжах и конь-ках.

Упраж-нения в воде (в бассейне) находят большое применение в практике лечебной физической культуры. Теплая вода способствует расслаблению мышц, уменьшению спастичности, снижению тяжести тела и отдельных его частей, облегчению выполнение упражнений. Физические упражнения в воде показаны при травмах, нарушениях и заболеваниях опорно-двигательногоаппарата, остеохондрозах, спондилезах, при пара-личах и парезах., заболеваниях органов дыхания.

С общеоздоровительной целью, а также для укрепления мышц и развития движений в суставах нижних конечностей использу-ется езда на велосипеде, которая тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, вестибулярный аппарат, закаливает организм.

3. Игры в ЛФК подразделяются в порядке возрастания нагрузки на четыре группы:

1) на месте;

2) малоподвижные;

3) подвижные;

4) спортивные игры (крокет, кегельбан, городки, эстафеты, настольный теннис, бадминтон, волейбол, теннис, баскетбол и др.) и их элементы.

Игры направлены на воспитание у боль-ного решительности, настойчивости, сообразительности, лов-кости, смелости, дисциплинированности, положительно воздействуют на работу всех органов и сис-тем организма. В зависимости от степени подвижности применяются на всех этапах реабилитации.

Лечебный массаж является эффективным средством для лечения различных заболеваний и повреждений, позволяет восстанавливать нормальную деятельности всего организма. Для каждого заболевания разработаны методики массажа, которые основывается на причинах и патогенезе заболевания, клинических форм его проявления, специфики действия тех или иных приемов массажа на организм. Массаж входит в комплекс лечебных мероприятий, проводимых в различных лечебно-профилактических учреждениях - больницах, санаториях, поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, реабилитационных центрах.

Естественные факторы природы рассматриваются как хорошее дополнение других средств ЛФК В разных формах присутствуют при выполнении физических упражнений. К числу таких факторов относят солнце, воздух и воду. Наиболее полно их действие на организм вместе с ЛФК реализуется, в санаториях, профилакториях и домах отдыха, на курортах. Здесь движение, солнце, воздух и вода выступают как мощный лечебно-оздоровительный комплекс.

Под трудотерапией понимается восста-новление нарушенных функций с помощью специальных по-добранных трудовых процессов. Существует три вида трудоте-рапии: общеукрепляющая, восстановительная, профессиональ-ная. Общеукрепляющая трудотерапия повышает жизненный тонус больного, создает психологические предпосылки для вос-становления трудоспособности; восстановительная — направ-лена на профилактику двигательных расстройств больного и восстановление утраченных функций; профессиональная — вос-станавливает нарушенные производственные навыки, прово-дится на заключительном этапе восстановительного лечения.

С физической точки зрения она восстанавливает или улучшает мышечную силу и подвижность в суставах, нормализует кровообращение и трофику, приспосабливает и тренирует больного для использования остаточных функций. С психологической точки зрения трудотерапия развивает у больных внимание, вселяет надежду на выздоровление, сохраняет физическую активность. Правильно организованная трудотерапия наиболее действенна в отношении социальной и трудовой реабилитации больных.

Механотерапия — это восстановление утраченных функций с помощью специальных аппаратов. Применяется главным об-разом для предупреждения контрактур (тугоподвижности) су-ставов. Особенностью механотерапии являются дозированные, ритмически повторяемые упражнения на специальных аппаратах или приборах с целью восстановления подвижности в суставах (аппараты маятникового типа), облегчения движений и укрепления мышц (аппараты блокового типа), повышения общей работоспособности (тренажеры).

Упражнения на механоаппаратах способствуют улучшению крово- и лимфообращения, обмена веществ в мышцах и суставах, восстановлению их функции. Упражнения на тренажерах приводят к увеличению ударного и минутного объема крови, улучшению коронарного кровоснабжения и легочной вентиляции, повышению физической работоспособности. Они могут использоваться при нарушениях жирового обмена, хронических неспецифических заболеваниях органов дыхания (вне обострения) и при сердечно-сосудистых заболеваниях (без недостаточности кровообращения), а также с оздоравливающими целями.

Упражнения на тренажерах приобретают все большее рас-пространение в ЛФК и при реабилитации больных и инвали-дов. Применение тренажеров позволяет точно дозировать на-грузку и развивать разные физические качества: выносливость, силу мышц и др. Для тренировок сердечно-сосудистой систе-мы применяются: велотренажеры (ножные и ручные), лыж-ный и гребные тренажеры, третбаны (бегущая дорожка), и др. Для развития силы различных групп мышц существует большое разнообразие тренажеров: блоковые, силовые - стековые, пневматические и др.

Основоположником механотерапии принято считать Густава Цандера (1835-1920), разработавшего 74 механотерапевтических аппарата, с возможностью строго дозировать сопротивление при выполнении физических упражнений- прототипы современных тренажеров. Наряду с европейскими странами, в нашей стране в 1897 году в Ессентуках был открыт Цандеровский механотерапевтический институт, единственный, сохранивший в работающем состоянии аппараты до настоящего времени.

Совершенствование тренажеров продолжается, каждый год появляются новые или совершенствуются предшествующие модели. В теории и практике оздоровительной и лечебной физической культуры и реабилитационных технологий принято различать две дополняющих друг друга группы тренажеров: кардиотренажеры (циклические или аэробные тренажеры) и силовые тренажеры. Некоторые тренажеры совмещают в себе признаки обеих групп.

Современный этап развития данного направления физической реабилитации связан с внедрением в клиническую практику специальных роботизированных тренажеров , с широкими возможностями моделирования тренировок. Режим моделирования: от полностью пассивных до различной степени активности упражнений, при осуществлении непрерывного компьютерного анализа и контроля двигательного участия пациента.

Перед назначением лечебной физической культуры определяются задачи использования физических упражнений, подбираются средства и формы для решения этих задач. Чтобы сделать все это правильно, необходимо учитывать фазу развития болезни, реакцию на нее организма, состояние всех органов и систем, не вовлеченных в болезненный процесс, психическую реакцию больного на заболевание и другие его индивидуальные особенности.

Во всех случаях важно соблюдать принцип сочетания общего и местного воздействия физических упражнений, помня, что выздоровление во многом зависит от общего состояния организма больного.

Каждое физическое упражнение, используемое в лечебной физической культуре, оказывает восстанавливающее, поддерживающее или профилактическое влияние на больного. Поэтому при назначении лечебной физической культуры нужно определить (помимо медицинских показаний) направленность ее использования: с целью восстановления нарушенных функций, поддержания их и здоровья в целом или с целью предупреждения заболеваний, их осложнений и других отклонений в состоянии здоровья.

На основе общих положений лечебной физической культуры строятся различные частные методики, отражающие своеобразие патофизиологических и клинических проявлений заболевания у отдельного больного или группы больных, составленные по нозологическому признаку. Основными принципами применения лечебной физической культуры являются целостность организма (единство психического и физического), единство среды и организма (социального и биологического), единство формы и функции, общего и местного, лечения и профилактики (В. Н. Мошков, 1984).

Методика лечебной физической культуры должна быть основана на общепедагогических (дидактических) принципах. Эффективность ее возможна лишь при активном отношении больного к занятиям. Объяснение методистом перспективы ускорения восстановления нарушенных функций под влиянием занятий физическими упражнениями повышает интерес больного к ним.

Принцип наглядности при обучении движениям осуществляется не только через зрительные ощущения, но и с помощью других органов чувств. Показ физических упражнений подтверждает объяснение и помогает занимающемуся правильно их выполнять.

Принцип доступности зависит от оценки врачом или методистом клинического проявления болезни и уровня физической подготовленности больного.

Оздоровительный эффект лечебной физической культуры является результатом реализации принципа систематичности занятий, построенных с учетом постепенности и последовательности выполнения упражнений. Занятия начинаются с простых и легких, известных больному упражнений. По мере роста его функциональных возможностей назначаются более сложные упражнения (при строгом учете реакции организма). Занятия проводятся ежедневно, иногда по нескольку раз в день, при определенной дозировке, в сочетании с назначенным режимом дня.

Принцип индивидуального подхода предполагает учет пола, возраста, уровня тренированности, общего состояния больного, течения основного и сопутствующих заболеваний.

Наряду с дидактическими принципами большое значение имеет оптимальное дозирование средств лечебной физической культуры -- установление суммарной дозы (величины) физической нагрузки при применении как одного упражнения, так и какого-либо комплекса (утренняя гимнастика, занятия лечебной гимнастикой, прогулка и др.) (В. Н. Мошков).

Физическая нагрузка должна быть адекватна функциональным возможностям больного. Чрезмерно малая или большая нагрузка не окажет достаточного лечебного действия. Нагрузка дозируется выбором исходных положений, подбором упражнений, числом общеразвивающих и дыхательных упражнений, их продолжительностью, числом повторений каждого упражнения, темпом, амплитудой движений, степенью силового напряжения, сложностью движений, их ритмом, эмоциональностью занятий, их плотностью.

В лечебной физической культуре выбор исходных положений зависит от двигательного режима, назначенного врачом. Различают три основных исходных положения: лежа (на спине, на животе, на боку), сидя (в постели, на стуле, на ковре с прямыми ногами, сидя в постели или на стуле со спущенными ногами), стоя (на четвереньках -- коленно-кистевое, на получетвереньках-- коленно-локтевое, стоя без опоры, с опорой на костыли, палки, ходилки, брусья, перекладину, гимнастическую стенку, спинку стула и т. д.). Например, при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной систем можно выполнять упражнения в положениях лежа, полулежа с высоко поднятой головой, сидя, стоя; при болезнях органов пищеварения -- сидя, лежа на спине, стоя; при повреждениях позвоночника -- лежа на спине и на животе, стоя на четвереньках, полулежа, стоя.

Подбор физических упражнений и определение их продолжительности осуществляют с учетом принципа постепенности (от легкого к трудному, от простого к сложному), а также особенностей личности больного и течения болезни.

Продолжительность физических упражнений определяют фактическим временем, затрачиваемым больным на их выполнение. Это зависит от сложности упражнений, числа упражнений в комплексе, индивидуальной реакции организма больного на нагрузку.

Число повторений каждого упражнения зависит от особенностей течения болезни, числа, характера и вида упражнений, входящих в данный комплекс, продолжительности их выполнения. Число повторений упражнений для мелких мышечных групп может быть большим, чем для крупных.

Темп выполнения движений может быть разным. Различают медленный, средний и быстрый темп. В условиях стационара упражнения выполняют обычно в медленном и среднем темпе, на поликлиническом и санаторном этапах реабилитации -- в медленном, среднем и быстром.

Уменьшение, или увеличение амплитуды (размаха) движений также позволяет регулировать физическую нагрузку.

Степень силового напряжения при выполнении движений зависит от волевого напряжения, применения отягощения, сопротивления или их сочетания. Отягощение может осуществляться весом собственного тела, весом предметов, весом или сопротивлением партнера.

Степень сложности движений также влияет на величину нагрузки. Усложнять упражнения необходимо постепенно, по мере овладения ими, а также по мере роста функциональных возможностей организма.

Ритм движений, или система их чередования, оказывает большое влияние на работоспособность. Правильно подобранный ритм движений отдаляет наступление утомления. Ритмичность движений способствует уменьшению нагрузки на нервную систему за счет выработки автоматизма.

Число общеразвивающих и дыхательных упражнений в занятии зависит от периода и характера заболевания. По мере выздоровления удельный вес этих упражнений снижается за счет введения специальных упражнений. В отдельных случаях, например при заболеваниях органов дыхания, пищеварения или в послеоперационном периоде, данные упражнения являются специальными.

Использование эмоционального фактора состоит в создании у больного на занятиях физическими упражнениями положительных эмоций. Это повышает лечебно-оздоровительный эффект занятий и отдаляет наступление утомления.

Большое значение для дозирования физической нагрузки имеет плотность занятия. Ее определяют отношением длительности фактического выполнения упражнения к длительности всего занятия. В лечебной физической культуре плотность нагрузки достигает 25--30%. В основном она зависит от длительности перерывов между отдельными упражнениями. В лечебно-оздоровительной физической культуре плотность нагрузки значительно повышается.

Дозировка нагрузки в занятиях лечебной физической культурой имеет очень важное значение, так как от нее во многом зависит лечебное действие физических упражнений. Передозировка может вызвать ухудшение состояния, а недостаточная нагрузка не дает нужного эффекта. Только при соответствии состоянию больного и его возможностям физическая нагрузка может оптимально изменить функции различных систем организма и оказать лечебное действие.

Физическая нагрузка дозируется в зависимости от задач данного периода лечения, проявлений заболевания, функциональных возможностей и возраста больного. Далеко не всегда следует стремиться к большим физическим нагрузкам. Оздоровительное и лечебное действие при многих заболеваниях достигается специальными физическими упражнениями с умеренной физической нагрузкой. Например, улучшение периферического кровообращения можно получить при использовании упражнений для мелких мышечных групп и дыхательных упражнений, которые относятся к упражнениям малой интенсивности.

Изменять физическую нагрузку можно различными методическими приемами, так как она зависит от многих факторов. Основным из них является объем мышечных групп, участвующих в движении, число и характер выполнения физических упражнений: темп, амплитуда движения, степень силового напряжения мышц.

Повышать или снижать физическую нагрузку можно, увеличивая или уменьшая число повторений каждого упражнения и изменяя характер их выполнения.

Регулировать воздействие физических упражнений позволяют специально подобранные исходные положения. Некоторые из них сами по себе вызывают физиологические сдвиги, так как требуют мышечных усилий статического характера. Например, в положении сидя ЧСС увеличивается на 5--8%, а в положении стоя -- на 10--20% по сравнению с положением лежа.

Чередование мышечных нагрузок, когда упражнения для одной группы мышц сменяются упражнениями для другой группы, а упражнения с большой мышечной нагрузкой чередуются с упражнениями, требующими незначительных мышечных усилий, или с дыхательными упражнениями и упражнениями на расслабление, предупреждает преждевременное наступление утомления и обеспечивает возможность длительно, без больших перерывов для отдыха выполнять физические упражнения.

Физическая нагрузка регулируется также степенью сложности упражнений. Трудные по координации упражнения могут вызывать напряжение мышц, не участвующих в движении, этим самым увеличивая нагрузку.

Интенсивность физических упражнений может быть малой, умеренной, большой и максимальной (В. К. Добровольский). К упражнениям малой интенсивности относятся упражнения с участием в движении малых и средних мышечных групп, выполняемые в медленном и среднем темпе, статические дыхательные упражнения и упражнения в расслаблении мышц. Исходные положения не должны вызывать больших статических напряжений и затруднять выполнение упражнений. Физиологические сдвиги при выполнении данных упражнений незначительные: небольшое изменение ЧСС, умеренное повышение максимального и понижение минимального давления крови, урежение и углубление дыхания.

Упражнения умеренной интенсивности вовлекают в движение средние (в среднем и быстром темпе) и крупные (в медленном и среднем темпе) мышечные группы. Применяются динамические дыхательные упражнения, упражнения с предметами и небольшими отягощениями, ходьба в медленном и среднем темпе, малоподвижные игры. При выполнении этих упражнений ЧСС повышается незначительно, умеренно повышается максимальное артериальное и пульсовое давление, увеличивается легочная вентиляция. Продолжительность восстановительного периода составляет несколько минут.

Упражнения большой интенсивности характеризуются одновременным включением в работу большого числа мышечных групп, выполнением движений в среднем и быстром темпе. К ним относятся упражнения на гимнастических снарядах, с отягощениями, быстрая ходьба, бег, прыжки, подвижные и спортивные игры, ходьба на лыжах и т. п. Все они предъявляют значительные требования к нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной системам: вызывают увеличение ЧСС, повышение максимального артериального и пульсового давления, усиление обмена веществ. Продолжительность восстановительного периода составляет свыше 10 мин.

Упражнения максимальной интенсивности редко применяются в лечебной физической культуре. К таким упражнениям с предельной нагрузкой относится, например, бег на скорость. При их выполнении возникает кислородный долг, поэтому деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем значительно усиливается.

Дозировать необходимо общую и местную физические нагрузки. Общая нагрузка складывается из энергетических затрат организма на выполнение мышечной работы во всех физических упражнениях. О соответствии ее возможностям больного можно судить по внешним признакам утомления и реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем -- динамике ЧСС и дыхания. Местная физическая нагрузка оказывает в основном локальное воздействие. Примером такой нагрузки являются упражнения для восстановления движения парализованных мышц.

Пассивные движения и упражнения, выполняемые с помощью, оказывают незначительное общее воздействие, поэтому должны дозироваться степенью местного влияния. В некоторых случаях местные нагрузки, например упражнения для укрепления мышц туловища при компрессионных переломах, дозируются и по общему, и по местному воздействию (по ЧСС и степени утомления мышц) на организм больного. Для более точной оценки общей и местной нагрузки учитываются и субъективные ощущения больного.

В зависимости от задач в различные периоды лечения выделяют три основных варианта (как общих, так и местных) дозировки нагрузок: лечебные, тонизирующие (поддерживающие), и тренирующие.

Лечебная дозировка применяется в тех случаях, когда необходимо в первую очередь оказать терапевтическое воздействие на пораженную систему или орган, сформировать компенсации, предупредить осложнения. При этом общая физическая нагрузка в занятиях обычно небольшая и от занятия к занятию увеличивается незначительно. При ухудшении состояния она снижается. Местная физическая нагрузка складывается из специальных упражнений и может быть малой (например, в начальный период лечения больных бронхиальной астмой или с невритом лицевого нерва) или умеренной (например, при лечении переломов в период иммобилизации). Признаков общего утомления при этом может не наблюдаться, хотя часто отмечается утомление отдельных мышечных групп. Физиологические сдвиги со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем мало выражены.

Тонизирующая (поддерживающая) дозировка применяется в удовлетворительном состоянии больного при длительной иммобилизации, хронических заболеваниях с волнообразным течением, после окончания восстановительного лечения с максимально возможным лечебным эффектом. Общие и местные физические нагрузки зависят от функциональных возможностей организма в целом, отдельного пораженного органа или системы. Они должны стимулировать функции основных систем, т. е. оказывать тонизирующее действие и поддерживать достигнутые результаты лечения. Применяются физические упражнения умеренной или большой интенсивности. Характерная особенность этого варианта дозировки нагрузок заключается в том, что они не увеличиваются в процессе курса лечебной физической культуры. Занятие должно не утомлять больного, а вызывать чувство бодрости, прилива сил, улучшение настроения.

Тренирующая дозировка применяется в период выздоровления и в период восстановительного лечения, когда необходимо нормализовать все функции организма больного, повысить его работоспособность или добиться высокой степени компенсации. Физические нагрузки при выполнении как общеразвивающих, так и специальных упражнений от занятия к занятию повышаются за счет различных методических приемов и дозируются так, чтобы вызвать утомление. Физиологические сдвиги в деятельности основных систем, как правило, значительные, но зависят от заболевания и состояния больного. Тренирующее воздействие в определенные периоды заболевания могут оказывать и упражнения умеренной интенсивности при постепенно увеличивающейся дозировке. Для определения объема физических нагрузок, оказывающих тренирующее воздействие, проводят различные тесты. Так, при заболеваниях сердечно-сосудистой системы предельно допустимые физические нагрузки определяются с помощью пробы толерантности к ним; величина осевой нагрузки при диафизарных переломах -- с помощью давления поврежденной иммобилизованной ногой на весы до момента появления болевых ощущений (80% от полученной величины -- оптимальная нагрузка); тренирующее действие для увеличения силы мышц оказывает нагрузка, составляющая 50% от максимальной.

  • Индивидуальный подход к больному в соответствии с его двигательными возможностями и состоянием.
  • Сознательность – осмысленное отношение больного к предлагаемым физическим упражнениям, непосредственное активное участие самого больного в процессе выполнения физических упражнений и контроля правильности их выполнения, что достигается умелым объяснением методиста.
  • Наглядность – показ физических упражнений в сочетании с объяснением.
  • Систематичность – регулярность занятий с постепенным и последовательным повышением нагрузки: от простых упражнений к более сложным, от известного к неизвестному (на каждом занятии включать одно сложное новое упражнение или 2 простых).
  • Принцип закрепления навыков – заниматься физическими упражнениями постоянно, чтобы не утратить достигнутые результаты.
  • Цикличность чередование упражнений с отдыхом.

Формы лечебной физической культуры

  • Гигиеническая (утренняя) гимнастика подготавливает организм к дневной активности после сна, который снижает активность нервных процессов и мышечное напряжение. Во время сна становятся реже пульс и дыхание, снижается активность нервных процессов, замедляется перистальтика кишечника, затормаживаются процессы пищеварения, снижается обмен веществ. Гигиеническая гимнастика предназначена для активизации всех этих процессов. Занятия проводятся до завтрака при отсутствии противопоказаний (определяет врач) в проветренном помещении в легкой, не стесняющей движений одежде, в течение 15-20 минут, желательно под аккомпанемент музыки.
    Комплекс гимнастики состоит из 10-15 упражнений из различных исходных положений для всех мышечных групп, включая упражнения на координацию, гибкость, расслабление, корригирующие осанку, самомассаж. Нагрузка должна соответствовать состоянию здоровья, возрасту, полу, физическому развитию. Для мужчин рекомендуют включать силовые упражнения: с гантелями, эспандерами, с умеренным статическам напряжением; для женщин – упражнения на развитие гибкости, укрепление мышц брюшного пресса, тазового дна; пожилым следует избегать силовых упражнений, широко использовать дыхательные упражнения и на расслабление мышц, самомассаж головы и шеи для улучшения кровоснабжения сосудов головного мозга, детям необходимо включать упражнения для коррекции осанки, на развитие гибкости, координацию движений и равновесие.
  • Лечебная гимнастика – основная форма, включающая и самостоятельные занятия больными (дробная нагрузка), в которой применяются преимущественно гимнастические упражнения с лечебно-профилактической целью.
  • Прогулки (пешеходные, на лыжах, велосипедах, лодках).
  • Ближний туризм – походы на 1-3 дня снижают напряжение нервной системы, улучшают вегетативные функции.
  • Оздоровительный бег (трусцой) , во время которого задействована вся скелетная мускулатура и нервная система испытывает значительное напряжение.

Методы организации занятий

  • Индивидуальный (с тяжелыми больными).
  • Групповой (по принципу единого характера заболевания или травмы и уровню функционального состояния организма).
  • Самостоятельный.

Каждое занятие включает три раздела: вводный, основной и заключительный. Вводный раздел (разминка) состоит из нескольких общеразвивающих упражнений, последовательно охватывающих все мышцы, занимает 10-20% общего времени. Основной раздел занимает 60-80% всего времени, состоит из специальных упражнений применительно к данному заболеванию, которые обязательно чередуют с общеразвивающими упражнениями. Заключительный раздел занимает 10-20% общего времени. Нагрузку постепенно снижают с целью нормализации повышенной деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем (медленная ходьба в сочетании с углубленным дыханием).

Режимы движений устанавливает лечащий врач строго индивидуально.

Для стационаров

Режим I

  • Строгий постельный режим назначают тяжелым больным – легкий массаж, пассивные упражнения для конечностей с неполной и полной амплитудой движений 2-3 раза в день по 5-10 минут и каждый час глубокое статическое дыхание.
  • Расширенный постельный режим назначают при общем удовлетворительном состоянии пациента. Разрешают активный прием пищи и активный туалет, самостоятельные повороты на бок, переход в положение сидя в постели 2-6 раз в день по 5-40 минут, элементарные упражнения для конечностей с дыхательными упражнениями.

Режим II

  • Полупостельный (палатный) – пребывание в палате вне постели сидя 50% времени, передвижение по этажу, медленная ходьба (со скоростью 60 шагов в минуту) на расстояние 100-150 м. Лечебная гимнастика выполняется по индивидуальным показаниям: в исходном положении лежа, сидя, стоя, можно с предметами массой до 0,5 кг. Постепенно включают упражнения для мышц туловища. Продолжительность занятий – 20-25 минут.

Режим III

  • Свободный – прогулки в пределах больницы, на расстояние до 1 км со скоростью с отдыхом через каждые 200 м со скоростью 60-80 шагов в 1 минуту. Занятия проводят в зале ЛФК в течение 25-30 минут. Используют предметы массой до 1 кг, игры.

Частота пульса у взрослых не должна превышать у взрослых 108 и у детей – 120 ударов в 1 минуту.

Для поликлиник, санаториев и на курортах

  • Щадящий (для истощенных, переутомленных и выздоравливающих ) – аналогичен свободному режиму. Также разрешают дозированную ходьбу по ровной местности на расстояние 1,5-3 км в медленном и среднем темпе, отдыхая через каждые 10-20 минут, плавание с использование поддерживающих средств в течение 10-20 минут.
  • Щадяще-тренирующий – физическую нагрузку усложняют, выполняют упражнения в течение 30-45 минут, с предметами (массой до 3 кг), на снарядах. Назначается дозированная ходьба по ровной местности в среднем и быстром темпе в течение часа на расстояние до 4 км, терренкур с подъемом 5-10 градусов на расстояние 2-3 км в течение 1 часа с отдыхом через каждые 10-15 минут, плавание в течение 10-30 минут. Используют катание на лодках с греблей, волейбол, бадминтон, теннис.
  • Тренирующий режим назначают лицам без выраженных отклонений в состоянии здоровья и физического развития, то есть практически здоровым людям. Физическая нагрузка большая, назначают дозированную ходьбу и бег. Спортивные игры проводят по общим правилам. Допустимо учащение пульса до 120-150 ударов в 1 минуту (у пожилых до 120-130 ударов в 1 минуту), повышение систолического артериального давления до 150 мм рт. ст., снижение минимального – до 55 мм рт. ст.

Лечебная физкультура показана почти при всех заболеваниях.

Общими противопоказаниями к применению лечебной физкультуры являются:

  • общее тяжелое состояние больного;
  • опасность возникновения кровотечения;
  • нестерпимая боль при выполнении физических упражнений;
  • лихорадочные и острые воспалительные заболевания;
  • злокачественные опухоли.

Назначает ЛФК лечащий врач, врач-специалист по ЛФК выбирает методику, определяет характер занятий, дозировку и контролирует исполнение физических упражнений. Процедуры проводят инструкторы ЛФК, руководствуясь рекомендациями врача относительно характера заболевания.

Величина физической нагрузки должна соответствовать состоянию больного и его физическим возможностям. Общая интенсивность физической тренировки зависит от индивидуальной толерантности больного к физической нагрузке.

В подборе и применении общеукрепляющих и специальных упражнений направленного действия учитывают клинические проявления заболевания или травмы и методический принцип – от здорового органа к больному. Оптимальное сочетание общего и частного (местного) используется в ЛФК при любой патологии, но особенно важно учитывать это в ортопедии, травматологии и неврологии. Общая нагрузка должна распределяться равномерно и последовательно на все мышцы для предупреждения утомления и улучшения кровообращения. Регулируют нагрузку, руководствуясь физиологической кривой – частотой пульса на протяжении занятия, что регистрируется графически. Дозирование зависит от числа и расположения вовлекаемых в упражнения мышц, формы движения, амплитуды, силы, ритма, темпа движений, продолжительности занятий и сложности упражнений. Для каждого пациента определяют :

  • плотность занятий (время фактического выполнения упражнений, выраженное в процентах к общему времени занятий) у стационарных больных не должна быть выше 50 % (в первые дни занятий составляет 20-25 %), в остальных случаях допустима плотность до 80-90%;
  • П) исходные положения (лежа, сидя, стоя) . ИП лежа на спине, на животе, на боку обеспечивает устойчивое равновесие, максимальное расслабление скелетной мускулатуры, облегчает выполнение упражнений, назначают больным, находящимся на постельном режиме, при заболеваниях позвоночника. ИП сидя исключает значительные статические напряжения мышц нижних конечностей, создает свободу движений конечностей, шеи и туловища, назначают слабым больным и при заболеваниях нижних конечностей. ИП стоя характеризуется высоким расположением центра тяжести и малой площадью опоры. Равновесие поддерживается при непосредственном участии разных отделов нервной системы благодаря сокращению многих мышц тела. Наиболее устойчивым является положение стоя с широкой расстановкой ног;
  • число мышечных групп , участвующих в упражнении, подбор упражнений для них, соотношение дыхательных упражнений к общеукрепляющим и специальным, направленным на восстановление нарушенных функций (1:1, 1:2, 1:3, 1:4, 1:5). Начинать следует с упражнений для небольших мышечных групп. При выполнении сложных упражнений нагрузка увеличивается. Чем больше дыхательных упражнений, тем меньше нагрузка. Для развития силы мышц (парез и гипотрофия) применяют изометрические упражнения с большим напряжением и динамические упражнения, которые проводят медленно, но при большом сопротивлении;
  • число повторений каждого упражнения , темп (медленный, средний, быстрый) и амплитуду движений в суставах;
  • продолжительность занятия . Общая продолжительность индивидуального занятия – 5-20 минут, группового – 15-40 минут;
  • самостоятельные занятия – выполнение специальных упражнений на протяжении дня;
  • использование игровых упражнений, музыки – для создания положительных эмоций, предметов и снарядов с целью изменения нагрузки. Так, упражнения с гимнастической палкой снижают напряжение мышц больной руки и увеличивают нагрузку для мышц здоровой руки.

В норме во время занятий ощущается возможность усиления интенсивности нагрузки, нет неприятных ощущений или болей за грудиной, учащения обычного темпа дыхания, нарушения координации, бледности, нарушения ритма сердца . Сразу после занятий ощущается «мышечная радость», самочувствие должно быть хорошим. Время восстановления ЧСС и АД до исходных величин у здоровых людей не должно превышать 3 минут. В перерыве между нагрузками может быть легкая усталость, но не более 2 часов, нет нарушений сна и аппетита, локальное утомление сохраняется не более 12 часов.

План:

    Определение лечебной физической культуры. Основные понятия.

    Показания и противопоказания к занятиям лечебной физической культурой.

    Методы и средства лечебной физической культуры.

    Цели и задачи лечебной физической культуры при различных отклонениях в состоянии здоровья студентов.

    Направленность и основные принципы физического воспитания студентов с различными отклонениями в состоянии здоровья.

    Литература.

    Определение лечебной физической культуры. Основные понятия

Лечебная физическая культура (ЛФК) – учебная дисциплина, изучающая теоретические основы и методы использования средств физической культуры для лечения и профилактики различных заболеваний. ЛФК является составной частью физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем. Поэтому она является не только лечебным, но и педагогическим процессом.

Лечебное действие физических упражнений проявляется в виде четырех основных механизмов:

    тонизирующего влияния;

    трофического действия;

    формирования компенсаций;

    нормализации функций.

В лфк различают: общую и специальную тренировку.

Цель общей тренировки: оздоровление, укрепление организма средствами общеукрепляющих и развивающих физических упражнений.

Цель специальной тренировки: компенсация нарушенных функций в связи с заболеванием или травмой.

    Показания и противопоказания к занятиям лечебной физической культурой

ЛФК показана при всех заболеваниях: внутренних, нервных и хирургических болезнях, травмах и др., применяется на определенных этапах различных заболеваний.

Абсолютные противопоказания к назначению ЛФК

    острые инфекционные и воспалительные заболевания с высокой температурой тела и общей интоксикацией;

    острый период заболевания и его прогрессирующее течение;

    злокачественные новообразования до их радикального лечения, злокачественные новообразования с метастазами;

    выраженная олигофрения (слабоумие) и психические заболевания с резко нарушенным интеллектом;

    наличие инородного тела вблизи крупных сосудов и нервных стволов;

    острые нарушения коронарного и мозгового кровообращения;

    острые тромбозы и эмболии;

    нарастание сердечно-сосудистой недостаточности с декомпенсацией кровообращения и дыхания;

    кровотечения;

    общее тяжелое состояние больного;

    значительно выраженный болевой синдром;

    отрицательная динамика ЭКГ, свидетельствующая об ухудшении коронарного кровообращения;

    атриовентрикулярная блокада.

Временные противопоказания к проведению ЛФК

    обострение хронических заболеваний;

    осложнение в течение заболевания;

    сопутствующие заболевания инфекционного или воспалительного характера;

    острые повреждения;

    появление признаков, свидетельствующих о прогрессировании заболевания и ухудшении состояния больного;

    сосудистый криз (гипертонический, гипотонический или при нормальном АД);

    нарушение ритма сердечных сокращений: синусовая тахикардия (свыше 100 уд./мин), брадикардия (менее 50 уд./мин), приступ пароксизмальной или мерцательной аритмии, экстрасистолы с частотой более чем 1:10.

Упражнения ЛФК призваны укреплять ослабленные по каким-либо причинам мышцы. Актуальнее всего на сегодняшний день – ЛФК для спины, так как позвоночник является самым распространенным местом возникновения патологических изменений. И именно эти изменения сильно портят жизнь человеку.

Что такое ЛФК

Лечебная физическая культура – это большая группа специальных физических упражнений, цель которых помочь восстановить тонус каких-либо мышечных групп. С точки зрения анатомии и физики, самым уязвимым местом в человеческом теле является спина и позвоночный столб: от самого крестца до шеи. Поэтому самой актуальной на сегодня является лечебная гимнастика для спины.

В лечебной физкультуре упражнений очень много. Часть из них вы уже знаете, так как наверняка, хоть раз в жизни делали зарядку.

В неврологические отделения часто поступают люди, которые не могут разогнуться. Однажды им защемило спину, и самостоятельно они не могут выпрямиться. Это связано с защемлением кое-какого нерва из-за того, что мышечный корсет поясницы не может обеспечить должной защиты позвоночнику.

Почему именно упражнения для спины столь необходимы? Смотрите сами:

  • Руки – они все время что-нибудь делают, двигаются. Даже прием пищи – вы держите в руках ложку. В общем, рука слишком много двигается, чтобы мышцы могли настолько сильно атрофироваться.
  • Ноги – так как человек ходит, их мускулы тоже постоянно тренируются.
  • Остается корпус. Чтобы поддерживать прямое положение тела, мышцы спины и пресса должны быть равномерно развиты, находиться в тонусе и получать хорошее кровоснабжение. Если эти условия нарушаются (скажем, при малоподвижном образе жизни) мускулатура слабнет и уже не может выполнять свои функции.

Так, например, длиннейшая мышца спины, идущая вдоль позвоночника, постоянно испытывает нагрузку. Во время долгого и неподвижного сидения, к ней затрудняется кровоток, что снижает ее возможности.

Так постепенно, в зависимости от наших дурных привычек, мышцы корпуса теряют способность снижать компрессию позвоночника, межпозвоночные хрящи стираются, а спинномозговые нервы зажимаются. Это вызывает боли и ограничение подвижности.

Таким образом, спина требует тренировок. Если вы не ходите в тренажерный зал, не делаете по утрам зарядку, у вас избыточный вес (пусть даже просто имеется живот), однажды вам придется выполнять лечебно-оздоровительные упражнения, чтобы спасти свою спину от прогрессии заболеваний.

Виды ЛФК

Гимнастика для укрепления мышц спины не является единственным видом ЛФК. Прежде всего, лечебная физкультура призвана восстанавливать мышечный тонус любой части тела. К примеру, после длительного ношения гипса и вынужденной неподвижности требуется мышечная реабилитация.

Что касается спины, то это отдельный вопрос, так как в ЛФК для позвоночника нуждается чуть ли не половина всего земного населения.

Самым уязвимым участком позвоночника является шея, ведь позвонки здесь самые маленькие и хрупкие. Она держит голову, масса которой может достигать 2 и более кг. Представьте – большую часть суток мышцы шеи держат этот вес. Титаническая работа, которую мы не замечаем. А добавьте к этому длительное сидение, склонив голову набок или вытянув шею вперед. При таких условиях не только затрудняется кровоснабжение, но и нагрузка распределяется неравномерно. Какие-то мышцы нагружаются больше других и не выдерживают. Так что необходима и лечебная гимнастика для шеи.

В итоге классификация физических упражнений может быть основана на следующем:

  1. Тренировка целевых групп мышц: гимнастика для мышц спины, рук, ног и т. д.
  2. Профилактика или лечение различных заболеваний: например, для больной спины и т. д.

Это все условные классификации. Зачастую для достижения нескольких целей используются одни и те же упражнения.

Три комплекса для спины разной сложности

У любого заболевания есть несколько периодов. Например, проявление остеохондроза позвоночника можно разделить на 2 этапа. Острый период, а затем идет снижение выраженности симптомов и этап реабилитации. И на каждом этапе свои упражнения для укрепления мышц спины.

При обострении остеохондроза

В зависимости от тяжести заболеваний спины, специальные упражнения будут разные. И отличаются они своей сложностью и нагрузкой.

К выполнению упражнений стоит приступать только после снятия острой боли.

Например, первичный комплекс упражнений может быть таким:

  1. Ложимся на мягкий и теплый коврик, ноги закидываем на толстый валик. Сжимаем и разжимаем ладошки и стопы. Делаем по 10 одновременных сжиманий.
  2. Отодвинули валик, положили ноги на пол. Левую ногу согнули в колене, поставив ступню на пол. Правая нога остается прямой. Отведите правую ногу 10 раз в сторону (вбок).
  3. Снова положите ноги на валик, исходное положение – руки вдоль туловища. Поочередно поднимайте каждую руку вверх, будто вы плывете на спине – по 10 взмахов для каждой руки.
  4. Теперь выполните упражнение номер 2, но для другой ноги.
  5. И снова ноги на валике, руки согните в локтях, ладони держите у плеч. Опишите локтями круг в горизонтальной плоскости. То есть, рисуете одновременно обоими локтями 10 кругов над собой. Круги старайтесь рисовать ровные.
  6. Ноги по-прежнему на валике, согнуты в коленях. Выпрямляйте поочередно каждую ногу. По 10 раз для каждой ноги.
  7. Теперь более сложное упражнение, которое может вызывать боль в острый период, будьте осторожны. Валик убрали, ноги согнули в коленях. Поочередно каждую ногу тяните коленом к груди. По 10 раз.
  8. Из того же исходного положения – поворачивайте ноги коленями вбок, пытаясь коснуться каждым коленом пола. Не допускайте резкой боли.
  9. В конце комплекса подышите за счет надувания и сдувания живота – 10 вдохов и выдохов.

Эти упражнения подходят для ежедневного пользования. Вы видите, что для лечения применяется очень слабая нагрузка. Но ее достаточно, чтобы помочь человеку.

Когда острый период кончился, можно делать более серьезный комплекс упражнений ЛФК.

Когда симптомы начали стихать

Когда симптомы уже не такие сильные, можно постепенно увеличивать нагрузку. Но слушайте свой организм – если что-то делать больно (острая боль) – уменьшайте амплитуду движения. Это обязательно поможет.

  1. Лежа на спине с вытянутыми вдоль тела руками, поднимаем голову и одновременно напрягаем пресс. Это облегченный вариант поднятия туловища из положения лежа. Повторяем движение 10 раз.
  2. Опираемся на лопатки, руки вдоль тела, ноги сгибаем в коленях. Поднимаем таз 10 раз. Не надо сильно прогибать его к потолку, достаточно приподнять на 10–15 см. Большая амплитуда может причинить вам боль на данном этапе.
  3. Выпрямитесь лежа на спине, напрягайте ваши ягодицы и расслабляйте их. Старайтесь достигнуть максимального напряжения. Это статическое упражнения.
  4. Лежим, ноги согнули в коленях, поочередно руками касаемся колен крест-накрест, немного приподнимая голову и корпус над полом. По 10 раз для каждой руки.
  5. Подложили под колени большой валик (можно пуфик). Из этого положения нужно поднимать таз над полом – снова на 10–15 см.
  6. Встали на колени и руки, спину колесом (выгнулись вверх). Сели с такой спиной на пятки и встали обратно. Так 10 раз.
  7. Теперь встали в ту же позицию, как и в упражнении 6 – выгибаем спину вверх, опускаем назад до прямого положения. Так 10 раз. В этом упражнении хорошо работает длиннейшая мышца и другие мышцы позвоночника.

Молодцы, теперь более тяжелые упражнения, когда боли утихли!

Упражнения для реабилитации

На этом этапе, когда болей уже нет, нужно постепенно , чтобы те выдерживали обычную для вашей жизни нагрузку.

Главные цели – пресс, длиннейшая мышца позвоночника (все ее части), мышцы кора.

Комплекс следующий:

  1. Поднятие корпуса лежа. Вы уже делали поднятие головы, теперь из того же положения пробуйте оторвать верхнюю часть спины от пола. Колени нужно закинуть на пуфик.
  2. Из положения лежа, поочередно поднимайте прямые ноги. Со временем можете поднимать обе ноги. Поясницу прижимайте к полу. На первых порах это может причинять боль, поэтому сначала нужно работать каждой ногой по отдельности.
  3. Поднятие ног из вертикального положения. Нужно повиснуть на гимнастической стенке или воспользоваться турником либо специальными упорами. Ноги не нужно держать прямыми, в вашем случае достаточно поднимать ноги, согнутые в коленях. Просто старайтесь коснуться коленями груди.
  4. Очень эффективным упражнениям в ЛФК является перекатывание на круглой спине туда-сюда. Обхватите колени руками и катайтесь. Но делайте это на коврике, так как на твердой поверхности кататься по позвоночнику не самое приятное занятие. Можете чуть наклоняться вбок, чтобы получить более длинную траекторию и промять больше мышц.
  5. Гиперэкстензия и – самые лучшие упражнения для укрепления спины. Обычную гиперэкстензию нужно делать параллельно с укреплением пресса. Это залог здоровья поясницы.
  6. Упражнения для растяжки ног и поясницы – также обязательная часть ЛФК. Для этого встаньте ровно, зафиксируйте поясницу и пробуйте руками достать до пола. Если у вас это хорошо получается, обхватите руками голени и тянитесь ближе к ногам. При выполнении упражнения, старайтесь сохранить изгиб в пояснице, который характерен для правильной осанки.

Упражнений, как уже было сказано, много. Нужно их регулярно выполнять и следить за своими ощущениями.

Вот несколько простых советов, которые помогут вам восстановиться быстрее:

  • Не делайте ничего через боль. Но, не стоит сразу отказываться от упражнения, если оно вызывает болезненность. Уменьшите амплитуду движений и проведите эксперимент. В итоге вы будете точно знать, на каком этапе возникает боль и где надо остановиться.
  • Не работайте с отягощением. Гиперэкстензию и поднятие туловища на пресс в вашем случае нельзя делать с дополнительным весом.
  • При остеохондрозе полезно просто повисеть на турнике, это растягивает позвоночник.
  • Избегайте сквозняков во время занятий, так как вы занимаетесь на полу. Холод – враг для спины не только при остеохондрозе, но и при других заболеваниях.