Люди погибшие на эвересте. Эверест - зона смерти! Страшная правда о самой высокой точке мира




Когда родился принц Сиддхартха, пророчеством было предсказано, что он откажется от всего своего огромного наследства и станет великим учителем.
Испугавшись что пророчество сбудется, его отец, раджа одного из индийских княжеств, окружил своего сына заботой и комфортом.
Одним из повелений раджы были очистки городских улиц от больных и немощных людей, вид и разговоры с которыми, могли вынудить Сиддхартха уйти от судьбы наследника княжества.

Но тем не менее, принц был обеспокоен проблемами простолюдинов.
Однажды, на тридцатом году своей жизни, Сиддхартха в сопровождении колесничего Чанны выбрался за пределы дворца. Там он увидел «четыре зрелища», изменившие всю его последующую жизнь: нищего старика, больного человека, разлагающийся труп и отшельника.
Тогда он осознал суровую реальность жизни - что болезни, мучения, старение и смерть неизбежны и ни богатства, ни знатность не могут защитить от них, и что путь самопознания - единственный путь для постижения причин страданий.

Это подвигло его на тридцатом году жизни оставить свой дом, семью и имущество и отправиться на поиски пути для избавления от страданий.

Сегодня мы знаем этого великого человека под именем Будда.

В основе его учения было понятия непостоянства, то, что мы должны прожить свою жизнь, так продуктивно, насколько это возможно и не боятся смерти.

Буддисты обычно трезво смотрят в лицо смерти. Многие из них также спокойно относятся и к трупам. Они делают различие между телом человека, временным пристанищем и его душой - бессмертной сущности, которой уготована вечная настоящая жизнь.

Возможно, потому что мы, иностранцы, ведем гораздо более приземленный образ жизни, находится рядом с мертвыми телами нам очень не комфортно. Как правило они производят на нас либо брезгливое либо омерзительное впечатление. Мы не в состоянии провести различие между земным телом и вечной жизнью.
Многие из нас боятся мертвых тел, но как ни странно, если труп становится все более сложнее идентифицировать, то и стирается возникший к нему ужас.
Мы приходим в ужас, когда видим как работает с недавно умершими людьми патологоанатом, но при этом вполне спокойно можем наблюдать за работой археолога, откопавшего скелет человека из далекого прошлого.

Одна из вещей, которая потрясает и удивляет людей, которым я рассказываю о своем восхождении на Эверест заключается в том, что они думают, что к вершине я поднимаюсь перешагивая через огромное число трупов.
Но почему же эти тела не спустили вниз и не похоронили по канонам буддийской религии? спрашивают они меня.

Но прежде чем ответить на этот вопрос, я собираюсь развенчать популярный медиа - миф о том, что Эверест буквально завален телами погибших альпинистов.
Развенчание этого мифа очень важно, поскольку именно на нем держится доказательство того, что восхождение на Эверест по своей сути не этично. Вы не поверите, но многие люди даже держат злобу на альпинистов, которые поднимаются на Эверест, считая что они начисто лишены совести, что они не остановятся ни перед чем ради достижения вершины Эвереста, и что альпинисты готовы идти к вершине даже по трупам своих товарищей.

Возвращаясь к теме мифа - с уверенностью можно сказать, что Эверест завален телами погибших альпинистов ровно настолько, насколько Антарктида завалена телами погибших первопроходцев эпохи Шеклтона.

Да, верно что на Эвересте за все время восхождений погибли более 200 человек, и что тела подавляющего большинства из них все еще находятся на горе.
Но с другой стороны - Эверест это огромнейшая территория, а большинство тел погибших спрятано в глубинах Северной стены, стены Кангшунг и ледника Кхумбу. Эти "погребения" настолько недоступны, как если бы тела были бы погребены в нескольких сотнях метров под землей. И уж тем более, о них ни один альпинист не спотыкнется и не переступит при восхождении на вершину.

Пожалуй лучшим примером этого является на Северо-Восточном гребне Эвереста в 1924 году.
Некоторые люди полагают, что если альпинисты смогут найти тело Ирвина, то при нем будет и фотокамера, которая может раскрыть столетний секрет Эвереста: были ли на его вершине Ирвин и Мэллори в 1924 году.

Однако, в течении вот уже без малого как 100 лет, альпинисты ищут тело Ирвина на Северном склоне... Для этого используется как визуальный метод, так аэрофотоснимки и спутниковые снимки. Но все поиски оказываются тщетными, и по всей видимости тело Ирвина так никогда и не будет найдено.

На нашем городском кладбище гораздо больше трупов, и лежат они гораздо плотнее.... Конечно ни все скрыты от глаз, но при этом каждое надгробие отмечает эти тела, но есть и такие места, где надгробия нет.... а это значит, что когда я иду с могиде своих родственников, я невольно переступаю или даже наступаю на могилы давно покоящихся других людей.

Итак, давайте перестанем реагировать на бульварные заголовки. Эверест не завален трупами!
За минувшие 100 лет менее 300 человек погибли в этом горном массиве. На Земле есть сотни других мест, в которых были гораздо большие жертвы.
Но что же так шокирует людей когда мы говорим о трупах именно на Эвересте? Пожалуй тот факт что эти тела так и остаются на склоне горы и не вывозятся в долины, где они могли бы быть похороненным в земле.
Так почему так происходит?

Простым ответом на этот вопрос может служить тот факт, что в большинстве случаев провести такую операцию просто напросто невозможно.
Вертолеты не могут работать на большой высоте из-за разряженной атмосферы, а со стороны Тибета их полеты в высокогорье вообще запрещены Китайским правительством!

Даже если человек умер на руках своих товарищей, спуск вниз тела с большой высоты займет всех альпинистов и шерп экспедиции, а в предвершинной зоне даже слаженная работа всей команды может не помочь в спуске.
Большинство альпинистов, ступая выше "зоны смерти" осознают эту тонкую грань между жизнью и смертью. И своей первоочередной задачей они считают свою безопасность а не достижение вершины во что бы то ни стало.
К тому же, специальная операция по вывозу тела погибшего с горы в долину будет стоить не один десяток тысяч долларов семье погибшего, да еще и будет ставить в опасность жизни принимающих в этой операции участие других альпинистов.
Страховка альпинистов, как правило, покрывает работу по поиску и спасению, но эти страховки не работают если проводить операцию по вывозу тела погибшего.

Тела же тех альпинистов, которые погибли, сорвавшись с маршрута, вообще зачастую, недостижимы для спаскоманды, и в таких суровых условиях, эти тела очень быстро замерзают в лед.

Тела же тех альпинистов, которые погибли от истощения, находящиеся рядом с маршрутом восхождения, зачастую находятся на границе поля зрения, или через некоторое время, оказываются на склонах Юго-Западной стены или на Кангшунг со стороны Тибета.
Подобное случилось и с Дэвидом Шарпом, британским альпинистом, который умер на северо-восточном гребне в 2006 году. Его тело было убрано с маршрута восхождения по просьбе его родных.
Подобное случилось и с индийским альпинистом Цэваном Палджором, который умер в 1996 году, но его тело оставалось у всех на виду в нише на северо-восточной части хребта в течение почти 20 лет: но теперь его там нет... судя по всему его убрали с маршрута.

Тем не менее каждый год люди погибают на Эвересте, и в большинстве случаев их тела остаются на горе. Если же Вы предпримете попытку восхождения на вершину и подниметесь на нее, наверняка по пути Вы заметите несколько тел погибших.

Я также проходил рядом с телами погибших, но я не зацикливался на них. Я понимал, что эти несколько тел, лишь малая доля тех погибших, которые остались здесь навсегда за минувшие десятилетия.
Я видел, что некоторые тела лежали на маршруте, они погибли от истощения, и я мог понять, как они погибли, я знал как они страдали и понимал, что не мог позволить себе оставить своих родных и близких с подобным горем.


Обратите пожалуйста внимание на эту фотографию. На ней изображен вид на участок маршрута Эвереста от третьей ступени. Фото сделано с высоты 8600 метров. При ее детальном изучении можно увидеть четыре трупа на склоне Эвереста.
Два тела, лежащие близко к маршруту вероятней всего погибли от истощения. Одно тело находится в 50 метрах ниже, частично покрытое снегом и еще одно свисает с края скального участка. Эти тела были отнесены альпинистами подальше от тропы, что было по своей сути эквивалентом захоронения.

Вообще, на этом участке, у третьей ступени находится большое количество тел погибших, это связано с тем, что отсюда, вершина Эвереста кажется на расстоянии вытянутой руки, и этот обманчивый факт заставляет альпинистов двигаться к вершине не смотря на свое состояние, когда правильным решением было бы повернуть вниз.

Еще раз напомню, что это фото сделано на отметке 8600 метров и лишь около 100 человек в год проходят этот участок, и те, у кого нашлись силы дойти до такой высоты, уже с трудом находят еще сил, что бы бороться за собственное выживание.
Только лишь на этой фотографии я обнаружил тела еще двух погибших альпинистов, ведь на деле, своими глазами я видел на этой ступени лишь двоих...
Но как ни парадоксально это звучит, эти два тела и помогли мне выжить в восхождении

С тех пор я удалил это фото с своего блога, что бы предотвратить неуместные высказывания и разговоры.
Я оставил здесь только версию фото с низким разрешением, что бы было весьма затруднительно различить тела погибших.

Некоторые люди, которые слышат о телах, лежащих на Эвересте, говорят что гора должна быть закрыта для восхождений, в память о тех, кто остался там навсегда.
Я же не совсем понимаю такой подход, но думаю, что такое мнение возникает, когда люди совершенно не знают что такое альпинизм, что такое восхождения на вершины гор.
Альпинисты, которые идут на Эверест понимают и знают о рисках, они сами решили принять этот риск, потому что альпинизм и победы обогащают их жизнь.

Конечно не все считают, что подобный риск стоит награды, но и это выбор каждого альпиниста. Альпинизм и горы - это не то место, где разумно вмешиваться в выбор других.
Я не знаю ни одного альпиниста, который хотел бы что бы гору закрыли для восхождения в память о погибших, о тех, кто рискнул и их риск был выше чем они могли преодолеть.

Возможно было бы легче, если бы люди воспринимали восхождение на Эверест как метафору для жизни. И если Вы хотите прожить жизнь - Вы должны признать, что время от времени Вы будете видеть трупы, поскольку мертвые это часть реальной жизни.
Возможно этот взгляд поможет более трезво оценить ситуацию с Эверестом и понять что означают трупы на склоне горы.
Каждая смерть это трагедия для близких и родных погибшего, но смерть это неизменная часть нашего существования. Смерть сопровождает всех нас на протяжении всей жизни. И когда кто либо умирает, мы можем научиться быть более милосердным и стать лучшим человеком.

На этот перевод статьи распространяется закон об «Авторском праве». Перепечатка материала на другие ресурсы возможна только с разрешения администрации сайта! Спорные вопросы разрешаются в судебном порядке

Горы занимают одну треть поверхности суши Земли. На Гималаях расположено 11 вершин высотой более восьми километров. На 8848 метров над уровнем моря поднимается самая высокая точка планеты - пик, называемый по-тибетски Джомолунгма, на непальском языке - Сагармахта, что в переводе означает «лоб небес».

А англичане назвали его Эверест, в честь начальника картографической службы Джорджа Эвереста, отдавшего съёмкам этого района бывшей британской колонии более 30 лет жизни.

Беседа с горами

На подходе к знаменитой горе, на перевалах высотой пять километров к сложенным пирамидкой ветвям привязаны молитвенные флажки. Люди часами беседуют с горами, глядя на уходящие в бесконечность вершины. Эверест открывается с перевала Джа-Цуо-Ла. Базовый туристический лагерь Джомолунгма расположен в двух шагах от монастыря Ронгбук. Знаменитый художник Василий Верещагин, путешествуя в тех местах, писал: «Кто не был в таком климате, на такой высоте, тот не может составить себе понятие о голубизне неба - это что-то поразительное, невероятное…».

Но высокие горы - жестокая стихия, сложная и непредсказуемая, и альпинистам некогда любоваться красотой небес. Предельного внимания и осмотрительности требует каждый шаг на смертельно опасном пути. Для альпинистов подняться на Эверест - часто достижение всей жизни и вероятность стать… необычной мумией.

Они были первыми

Британская экспедиция 1921 года выбирала трассу для штурма вершины. Генерал Чарльз Брюс впервые высказал идею набирать носильщиков из проживающих в окрестностях племён шерпов. В мае 1922 года англичане установили штурмовой лагерь на высоте 7600 метров. Джордж Мэллори, Эдвард Нортон, Говард Сомервелл и Генри Морсхед поднялись до 8000 метров. А Джордж Ингл Финч, Брюс-младший и Тежбир сделали первую попытку штурма с кислородными баллонами - «английским воздухом», как насмешливо называли его шерпы. Экспедицию пришлось свернуть, так как в лавине погибли семь шерпов - первые жертвы Эвереста.

В 1924 году во время экспедиции сначала ушла вверх пара Нортон-Сомервелл, но вскоре Сомервелл почувствовал себя плохо и вернулся. Нортон без кислорода поднялся до 8570 метров. Связка Мэллори и Ирвина пошла на штурм 6 июня. На следующий день их увидели в разрыве облаков, как две чёрные точки на снежном поле у вершины. Больше живыми их никто не видел.

В 1933 году около северного гребня Вин-Харрис нашёл ледоруб Ирвина. А 1 мая 1999 года Конрад Анкер увидел торчащий из снега ботинок. Это было тело Мэллори. По мнению экспертов, они могли 8 июня 1924 года покорить Эверест и погибли при спуске, сорвавшись с гребня во время начавшейся пурги. В карманах Мэллори нашли бумажник и документы, но не было фотографии жены и британского флажка - он обещал оставить их на вершине. Осталось загадкой, взошли ли исследователи на Эверест?

После ряда безуспешных экспедиций 26 мая 1953 года Генри Хант и шерп Да Намгьял занесли палатку и продукты на высоту 8500 метров. Поднявшиеся через день Эдмунд Хиллари и Тенцинг Норгей переночевали в ней и в девять часов утра 29 мая взошли на вершину Эвереста! Но западные СМИ ещё долго утверждали, что первым покорителем был белый из Новой Зеландии, сэр Хиллари, а туземца-шерпа Норгея даже не упоминали. Только спустя много лет справедливость была восстановлена.

«Зона смерти» и моральные принципы

Высоту более 7500 метров называют «зоной смерти». Из-за недостатка кислорода и холода долго находиться человеку там нельзя. А в острых случаях горной болезни у альпинистов развивается отёк мозга и лёгких, наступают кома и смерть.

В 1982 году на Эверест поднялись сразу 11 советских альпинистов. В начале 1990 годов началась эпоха коммерческого альпинизма, и её участники далеко не всегда имели должную подготовку. Сэр Хиллари говорил, что «человеческая жизнь была, есть и будет выше, чем вершина горы». Но не все с этим согласны. Многие считают, что один альпинист не должен рисковать восхождением и жизнью из-за плохой подготовки и преувеличенных амбиций другого.

Идущие на штурм Эвереста альпинисты могут бросить умирающего коллегу, и немногие из них рискнут жизнью, чтобы оказать ему помощь. Японская группа равнодушно прошла мимо погибающих индийцев. Как заявил один из них позже:

Мы слишком устали, чтобы им помогать. Высота 8000 метров - не то место, где люди позволят себе соображения морали.

Прошли и мимо умирающего англичанина Дэвида Шарпа. Лишь один носильщик-шерп в течение часа пытался ему помочь и поставить на ноги. В 1992 году, спускаясь с вершины, Иван Душарин и Андрей Волков увидели и спасли лежащего на снегу человека, брошенного спутниками умирать, как потом выяснилось, гида американской коммерческой экспедиции. Он сказал им:

Я узнал вас, вы русские, только вы можете меня спасти, помогите!

Весной 2006 года, при отличной погоде, на склонах Эвереста остались навсегда ещё 11 человек. Упавшего без сознания Линкольна Холла доставили вниз шерпы, и он выжил, отделавшись обморожением рук. Анатолий Букреев на высоте 8000 метров спас жизнь трём участникам своей коммерческой группы.

Проходя мимо умирающих, альпинисты иногда просто не в состоянии им помочь. Проблема в физической невозможности их спасти, если нет железного здоровья. На высотах 7500-8000 метров человек вынужден просто бороться за свою жизнь, и как ему поступить в этом случае, решает он сам. Иногда попытка спасти одного может привести к смерти нескольких человек. А когда альпинист гибнет на высоте более 7500 метров, эвакуация его тела чаще ещё более рискованное предприятие, чем восхождение.

«Радужный» путь

На одном из самых популярных маршрутов восхождения там и тут из-под снега выглядывают разноцветные одежды погибших. К настоящему времени на Эвересте побывало более 3000 человек и на его склонах навечно осталось более 200 тел. Большинство из них не найдено, но некоторые лежат на самом виду. Тела умерших, замёрзших или разбившихся альпинистов стали обыденной деталью пейзажа на классических маршрутах к вершине. В честь них названы некоторые точки на пути, и они служат жутковатыми ориентирами при подъёме на пик. Климатические условия - сухой воздух, палящее солнце и сильный ветер - приводят к тому, что тела мумифицируются и сохраняются десятилетиями.

Мимо трупа индийца Цеванга Палчжора, называемого Зелёные ботинки, проходят все покорители Эвереста. Тело Фрэнсис Арсентьев через девять лет после её гибели лишь немного спустили вниз, где оно и лежит, накрытое американским флагом. В 1979 году на спуске с вершины от гипоксии, истощения и холода в сидячей позе на юго-восточном гребне горы на высоте 8350 метров умерла немка Ханнелора Шмац. При попытке спустить её сорвались и погибли Иогендра Бахадур Тхапа и Анг Дордже. Позже сильный ветер сдул её труп на восточный склон горы.

Весной 1996 года из-за пурги, мороза и ураганного ветра погибло сразу 15 человек. Только в 2010 году шерпы нашли тело Скотта Фишера и оставили на месте, согласно воле семьи покойного. Бразилец Виктор Негрете заранее пожелал остаться на вершине в случае гибели, что и произошло от переохлаждения в 2006 году. Канадец Фрэнк Зибарт совершал восхождение без кислорода и погиб в 2009 году. В 2011 году буквально в нескольких метрах от вершины умер ирландец Джон Делейри. На последнем отрезке тернистого пути в 2012 году 19 мая погибли немец Эберхард Шаф и кореец Сон Вон Бин, а 20 мая - испанец Хуан Хосе Поло и китаец Ха Вэ-ньи. 26 апреля 2015 года после землетрясения и схода лавин погибли сразу 65 альпинистов!

Всюду деньги

Чтобы совершить восхождение на Эверест, требуются деньги, и немалые. Только разрешение на индивидуальное восхождение стоит 25 тысяч долларов, 70 тысяч - на группу из семи человек. За уборку мусора со склонов надо выложить 12 тысяч, 5-7 тысяч - за услуги повара, три тысячи - шерпам за прокладку пути по ледопаду Кхумбу. А ещё пять тысяч за услуги личного носильщика-шерпа и пять тысяч за установку лагеря. Плюс оплата подъёма к базовому лагерю с дотавкой груза и снаряжения, за питание и топливо. А также по три тысячи - офицерам КНР или Непала, которые следят за выполнением правил подъёма. Все указанные суммы в долларах.

На некоторых статьях расходов альпинист может сэкономить, отказавшись от каких-то услуг. Если один заплатил за восхождение вдвое больше, чем другой, значит ли это, что он должен иметь вдвое больше шансов на выживание? Получается, что оплата имеет значение.

Эта статья написана не для того, чтобы запугать новичков ходить в горы, а для того, чтобы альпинисты любой квалификации знали и помнили, что любое восхождение в горах — опасно, а восхождения на сложнейшие горы мира — смертельно опасно. Рассмотрим один пример: восхождение на самую высокую Вершину мира, и самую желанную для многих альпинистов — (Джомолунгма), 8844 м.

Джомолунгма (тиб. Эверест (англ. Mount Everest), или Сагарматха (с непальского - высочайшая вершина земного шара высотой по разным данным от 8844 до 8852 метров находится в Гималаях. Расположена на границе Непала и Китая (Тибетский автономный район), сама вершина лежит на территории Китая. Имеет форму пирамиды; южный склон более крутой. С массива во все стороны стекают ледники, оканчивающиеся на высоте около 5 тыс. м. На южном склоне и рёбрах пирамиды снег и фирн не удерживаются, вследствие чего они обнажены. Частично входит в состав национального парка Сагарматха (Непал).

Эта гора не прощает гордыню и тщеславие. Она убивает тех, кто недооценил или переоценил свои силы. У горы нет чувства жалости или справедливости, она убивает по принципу — сдался-погиб, боролся-выжил. По статистике на Эверест поднялось около 1500 человек. Остались там (по разным источникам) от 120 до 200. Среди этих 200 человек есть и те, кто всегда будет встречать новых покорителей. По разным источникам на северном маршруте находится восемь открыто лежащих тел. Среди них двое русских. С юга находится около десяти.

КТО ПЕРВЫЙ ПОКОРИЛ ЭВЕРЕСТ?

Сообщение, которое в начале мая 1999 года облетело мир, никого из альпинистов не оставило равнодушным. По информации ИТАР-ТАСС, в 70 м от вершины Эвереста было найдено тело Мэллори, руководителя английской экспедиции 1924 г. В соответствии с этой информацией российская пресса на основе комментариев специалистов, в том числе и моих, однозначно сделала вывод, что Мэллори достиг вершины. И поэтому необходимо заново переписать историю покорения высочайшей горы Земли. (До сих пор первовосходителями считались новозеландец Эдмунд Хиллари и шерпа Норгей Тенцинг, поднявшиеся на Эверест 29 мая 1953 г.). Однако, как выяснилось позже, тело найдено гораздо ниже — на высоте 8230 м; непонятно, откуда ИТАР-ТАСС получил иную информацию.

«Да, в горах лежат сотни трупов замерзших от холода и истощения, упавших в бездну». Валерий Кузин.
«Зачем вы идите на Эверест?» спросили у Джорджа Мэллори.
«Потому что он есть!»

Я отношусь к тем, кто считает, что Меллори первым покорил вершину и погиб уже на спуске. В 1924 году связка Мэллори-Ирвинг начала штурм. Последний раз их видели в бинокль в разрыве облаков всего лишь в 150 метрах от вершины. Затем облака сошлись и альпинисты исчезли.
Загадка их исчезновения, первых европейцев оставшихся на Сагарматхе, волновала многих. Но чтобы узнать, что случилось с альпинистом, потребовались многие годы.
В 1975 году один из покорителей уверял, что видел какое-то тело в стороне от основного пути, но не стал подходить, чтобы не потерять силы. Понадобилось еще двадцать лет, чтобы в 1999 году, при траверсе склона от 6 высотного лагеря (8290 м) на запад, экспедиция наткнулась на множество тел, погибших за последние 5-10 лет. Среди них обнаружили . Он лежал лицом вниз, распростершись, словно обнимая гору, голова и руки были вморожены в склон.
У альпиниста сломаны большая и малая берцовые кости. С такой травмой он уже не смог продолжать путь.
«Перевернули — глаза закрыты. Значит, умер не внезапно: когда разбиваются, у многих они остаются открытыми. Спускать не стали — там и захоронили.»
Ирвинга так и не нашли, хотя обвязка на теле Мэллори говорит о том, что пара была друг с другом до самого конца. Веревка была перерезана ножом и, возможно, Ирвинг мог передвигаться и оставив товарища, умер где-то ниже по склону.

В 1934 году к Эвересту пробрался, переодевшись тибетским монахом, англичанин Уилсон, который решил молитвами воспитать в себе силу воли, достаточную для восхождения на вершину. После безуспешных попыток достигнуть Северного седла, покинутый сопровождающими его шерпами, Уилсон умер от холода и истощения. Тело его, а также написанный им дневник были найдены экспедицией 1935 г.

Известная трагедия, потрясшая многих, произошла в мае 1998 года. Тогда погибла супружеская пара — Сергей Арсентьев и Френсис Дистефано.

Сергей Арсентьев и Френсис Дистефано-Арсентьев, проведя на 8,200 м три ночи (!), вышли на восхождение и взошли на вершину 22/05/2008 в 18:15.Восхождение совершено без использования кислорода. Таким образом, Френсис стала первой американской женщиной и всего второй за всю историю женщиной, совершившей восхождение без кислорода.

Во время спуска супруги потеряли друг друга. Он спустился в лагерь. Она — нет.
На следующий день пять узбекских альпинистов шли на вершину мимо Френсис — она еще была жива. Узбеки могли помочь, но для этого отказаться от восхождения. Хотя один их товарищ уже взошел, а в этом случае экспедиция уже считается успешной.
На спуске встретили Сергея. Сказали, что видели Френсис. Он взял кислородные балоны и пошел. Но пропал. Наверное сдуло сильным ветром в двухкилометровую пропасть.
На следующий день идут трое других узбеков, три шерпа и двое из Южной Африки — 8 человек! Подходят к ней — она уже вторую холодную ночевку провела, но еще жива! Опять все проходят мимо — на вершину.

«Мое сердце замерло, когда я понял, что этот человек в красно-черном костюме был жив, но абсолютно один на высоте 8,5 км, всего в 350 метрах от вершины, – вспоминает британский альпинист. – Мы с Кэти, не размышляя, свернули с маршрута и попытались сделать все возможное,чтобы спасти умирающую. Так закончилась наша экспедиция, которую мы готовили годами, выпрашивая деньги у спонсоров… Нам не сразу удалось добраться до нее, хотя она лежала и близко. Двигаться на такой высоте –то же самое, что бежать под водой…
Мы обнаружив ее, пытались одеть женщину, но ее мышцы атрофировались, она походила на тряпичную куклу и все время бормотала: «Я американка. Пожалуйста, не оставляйте меня»…

Мы одевали ее два часа. Моя концентрация внимания была потеряна из-за пронизывающего до костей дребезжащего звука, разрывавшего зловещую тишину, – продолжает свой рассказ Вудхолл. – Я понял: Кэти вот-вот и сама замерзнет насмерть. Надо было выбираться оттуда как можно скорее. Я попытался поднять Фрэнсис и нести ее, но это было бесполезно. Мои тщетные попытки спасти ее подвергали риску Кэти. Мы ничего не могли сделать.»

Не проходило и дня, что бы я ни думал о Фрэнсис. Спустя год, в 1999-м, мы с Кэти решили повторить попытку добраться до вершины. Нам это удалось, но на обратном пути мы в ужасе заметили телоФрэнсис, она лежала точно так, как мы ее оставили, идеально сохранившейся под влиянием низких температур. Такого конца никто не заслуживает. Мы с Кэти пообещали друг другу вернуться на Эверест снова,чтобы похоронить Фрэнсис. На подготовку новой экспедиции ушли 8 лет. Я завернул Фрэнсис в американский флаг и вложил записку от сына. Мы столкнули ее тело в обрыв, подальше от глаз других альпинистов. Теперь она покоится с миром. Наконец, я смог сделать что-то для нее.» Йен Вудхолл.

Через год тело Сергея Арсеньева было найдено: «Прошу прощения за задержку с фотографиями Сергея. Мы определенно его видели — я помню фиолетовый пуховый костюм. Он был в положении как бы поклона, лежа сразу за Джохеновским «неявно выраженным ребром» в районе Мэллори примернона 27150 футах . Я думаю, это — он.» Джейк Нортон, участник экспедиции 1999 года.

Но в том же году был случай, когда люди остались людьми. В украинской экспедиции парень провел почти там же, где американка, холодную ночь. Свои спустили его до базового лагеря, а далее помогали более 40 человек из других экспедиций. Легко отделался — четыре пальца удалили.

«В таких экстремальных ситуациях каждый имеет право решать: спасать или не спасать партнера… Выше 8000 метров ты полностью занят самим собой и вполне естественно, что не помогаешь другому, так как у тебя нет лишних сил» . Мико Имаи.
«Невозможно позволить себе роскошь нравственности на высоте более 8000 метров»
В 1996 году группа альпинистов из японского университета Фукуока поднималась на Эверест. Совсем рядом с их маршрутом оказались трое терпящих бедствие альпинистов из Индии — истощенные, занедужившие люди попали в высотный шторм. Японцы прошли мимо. Спустя несколько часов все трое погибли.

«Трупы на маршруте – хороший пример и напоминание о том, что надо быть более осторожными на горе. Но с каждым годом восходителей всё больше, и по статистике трупов будет с каждым годом прибавляться. То, что в нормальной жизни неприемлемо, на больших высотах рассматривается как норма.» Александр Абрамов.


«Нельзя продолжать совершать восхождения, лавируя между трупами, и делать вид, что это в порядке вещей» . Александр Абрамов.

Гора убивает разными способами, порой изощренными, но с каждым годом все большее число восходителей едет к ее подножию, чтобы испытать судьбу и свои силы.

Частые причины смерти на таких высотах:

– отек мозга (паралич, кома, смерть) из-за недостатка кислорода,
– отек легких (воспаление, бронхит, перелом ребер) из-за недостатка кислорода и низких температур,
– сердечные приступы из-за недостатка кислорода и высоких нагрузках,
– слепота от снега,
– обморожения, температура на таких высотах опускается до -75,
– но самое частое, это истощение от нагрузок, т.к. на такой высоте пищеварительная система человека почти не работает, организм съедает сам себя, свою мышечную ткань.

Обморожения:

Тина Сьёгрен

Восходителя Бек Уизерс дважды оставляли на склоне горы, считая, что он замёрз, но он выжил, остался инвалидом и написал книгу «Брошенный умирать» (Left for Dead, 2000).

Еще в 1924 г. восходители на Эверест отмечали, что после девяти недель, проведенных на промежуточных высотах, человек может подняться до 8530 м и спать две или три ночи на высоте до 8230 м. Как показали впервые подъемы на свободных аэростатах в семидесятых годах прошлого столетия не акклиматизировавшийся воздухоплаватель, поднявшись на такие высоты, быстро терял сознание и погибал. Если в барокамере на уровне моря подвергнуть людей действию пониженного давления, то при давлении, соответствующем высоте 7620 м, они теряют сознание через 10 минут, а при давлении, соответствующем высоте 8230 м, — через 3 минуты.

Наибольшая известная высота, на которой имеется постоянное население, равна 5335 м. В Андах на этой высоте есть поселок при руднике под названием Аконквилча. Говорят, что шахтеры предпочитают ежедневно подниматься с этой высоты на 455 м и не жить в специальном лагере, построенном для них администрацией рудника на высоте 5790 м.

Восходители на Эверест отмечали также, что в процессе акклиматизации их ‘физическое состояние улучшалось вплоть до высоты 7000 м. Выше же наступало быстрое и серьезное истощение организма, проявляющееся в прогрессирующей слабости, в сонливости, в невозможности восстановить утраченные силы и в постепенной атрофии мышц.

На высотах 6500-7000 м имеет место медленное истощение организма, однако оно сглаживается процессом акклиматизации, так что головные боли и другие симптомы горной болезни исчезают, и в течение некоторого времени состояние здоровья альпиниста улучшается. Но со временем аппетит пропадает, ткани начинают истощаться, уменьшается энергия и работоспособность. В нижеследующей таблице приведены наибольшие сроки пребывания альпинистов на Эвересте на различных высотах:

Подъем на высоту более 8000 м требует такого колоссального напряжения, что вряд ли кто-либо способен повторить его в течение одной и той же экспедиции. Полное восстановление сил после такого испытания занимает много недель.

Многие обыватели с ужасом задают вопрос: «Почему трупы с горы не убирают, не хоронят?» Но как можно объяснить человеку, не побывавшему там, что это за гора. Что с высоты более 8000 тыс. не так уж много шансов самому спуститься, а чтобы убрать труп — это нужно организовывать целую экспедицию, которая будет стоить немалых денег. Но главная проблема в том, что большинство этих трупов неизвестно местонахождение.

Спасработы на Эвересте

Лагерь после шторма:

На тему Эвереста написано много книг, показано много фильмов. И тем не менее, каждый год статистика НС не уменьшается.

В 2006 году произошло 11 НС со смертельным исходом на 450 успешных восхождений (2,4% смертности), а общий (1922-2006) итог смертности составляет 6,74%.

Разделение по годам:

1922-1989; 285/106 (37.19%)
1990-1999; 882/59 (6.69%)
2000-2005; 1393/27 (1.94%)
1922-2006; 3010/203 (6.74%)

Несмотря на такие хронологические данные, на Эверест было совершенно достаточно много и успешных экспедиций. Так, первое удачное восхож­дение группы из двух чело­век состоялось 5 мая 1982 года. Руководитель экспе­диции Евгений Тамм опреде­лил первую штурмовую группу-связку в составе В. Балыбердина и Э. Мыслов­ского. Феноменально вынос­ливый и устойчивый к кис­лородному голоданию Балы­бердин повёл за собой отно­сительно слабого участника. Мысловскому восхождение далось тяжело: в какой-то мере заключения врачей оп­равдались. Он обронил кис­лородную аппаратуру, тяже­ло страдал от холода, зады­хался. Напарник отдал ему свою кислородную маску, психологически поддержал в драматический момент. Штурм вершины мира этой первой группой прошёл ус­пешно.

Несколько позже взошли на Эверест девять членов экспедиции. И их восхожде­ния были драматичными. Очень серьёзную помощь пришлось оказать альпинис­ту В. Онищенко: на высоте 7500 метров у него возник приступ острой горной бо­лезни с резким падением кровяного давления. Ему понадобилась реанимация. Мысловского с обморожени­ем пальцев рук и стоп и В. Хрещатого, совершившего ночное восхождение на вер­шину с обмороженными сто­пами, пришлось срочно вы­возить из базового лагеря вертолётом. Альпинист Москальцев упал в трещину и получил черепно-мозговую травму. Эверест неохотно покорялся спортсменам. Тем не менее это массовое вос­хождение состоялось.

Экспедиция 1982 года ста­ла выдающимся достижени­ем мирового альпинизма. Участники были отмечены правительственными награ­дами. Балыбердин и Мысловский получили ордена Лени­на. Но, к сожалению, впос­ледствии о рекордном поко­рении Эвереста совершенно забыли.

Вершина 8844 м

И несмотря на все, Эверест остается одним из самых красивых восьмитысячников мира. Но нужно всегда помнить о том, что мы не можем покорить гору, она может нас либо впустить, либо нет. А покорить мы можем свою слабость и трусость. И сразу вспомнились слова из песни В.Высоцкого…

Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так…
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош, —
Парня в горы тяни — рискни,
Не бросай одного его,
Пусть он в связке в одной с тобой —
Там поймешь, кто такой.

Если парень в горах — не ах,
Если сразу раскис — и вниз,
Шаг ступил на ледник — и сник,
Оступился — и в крик,
Значит, рядом с тобой чужой,
Ты его не брани — гони:
Вверх таких не берут и тут
Про таких не поют.

Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал,
Если шел за тобой, как в бой,
На вершине стоял, хмельной,
Значит, как на себя самого,
Положись на него.

Редакция «ALP» заведомо приносит свои извинения, если использовала чужие фото материалы. По причине того, что 50% фотографий, были взяты из Google Image, авторы не известны. Потому просьба, если действительный автор узнает в этом материале свою фото работу, просьба обратиться к нам, мы обязательно укажем авторские права или удалим ее по требованию владельца.

(Bird in Flight публикует фрагментарный пересказ статьи - оригинал можно прочитать на сайте New York Times .)

Мертвец лежит в такой позе, будто присел отдохнуть, упал на спину и замерз. Его почерневшее лицо с выделяющимися на нем белоснежными зубами пугает шерп, и они прикрывают его капюшоном. Сгрудившись вокруг тела, они обсуждают, как спустить его с горы. Времени на долгие раздумья нет: это место недаром называют «мертвой зоной».

…Погибшего звали Готам Гош, и в последний раз его видели живым вечером 21 мая 2016 года. 50-летний полицейский из Калькутты был участником экспедиции, состоявшей из восьми человек: четырех альпинистов из индийского штата Западная Бенгалия и четырех проводников-шерп. Альпинисты почти добрались до вершины, но не рассчитали время и кислород и, в конце концов брошенные гидами, остались здесь на верную смерть. Только одной из четверых, 42-летней Суните Хазре, удалось спастись.

К этому моменту сезон на Эвересте почти закончился. Последние альпинисты, столкнувшись с все еще пристегнутым к протянутой по маршруту веревке трупом, молча огибали неожиданное препятствие. Тело человека, брошенного, очевидно, в тот момент, когда он отчаянно нуждался в помощи, стало немым воплощением их страхов. «Кто ты? - мысленно спрашивали они. - Кто тебя здесь оставил? И придет ли кто-нибудь, чтобы забрать тебя домой?»

народность, живущая в Восточном Непале, Индии и окрестностях Эвереста

«Придет ли кто-нибудь, чтобы забрать тебя домой?» - мысленно спрашивали себя они.

Эверест занимает особое место в коллективном воображении. Сотни людей успешно покоряют эту вершину и возвращаются с вдохновляющими рассказами об упорстве и победах. Другие истории, с трагическим финалом, уже сформировали отдельный жанр в кино и литературе. Но за каждой трагической развязкой начинается новая история - об отчаянных попытках семьи погибшего вернуть тело домой.

…Те четверо индийских альпинистов годами мечтали о покорении Эвереста. На стенах их квартир, на страницах в фейсбуке - везде были фотографии гор. В этом смысле они ничем не отличались от сотен их единомышленников из разных стран мира. Одно отличие, впрочем, было. Восхождение на Эверест - удовольствие недешевое, и большинство альпинистов - люди обеспеченные; некоторые тратят $100 тысяч, чтобы нанять лучших проводников и гарантировать себе максимальную безопасность. У этой четверки никогда не было таких денег; чтобы заплатить за восхождение, эти люди залезали в долги, распродавали имущество, копили и отказывали себе во всем.

Гош делил квартиру с еще восемью членами семьи. 58-летний Пареш Нат, однорукий портной, едва сводил концы с концами. 44-летний водитель-экспедитор Субхас Пол, чтобы заплатить за восхождение, занял денег у отца. Хазра работала медсестрой.

Гора-кладбище

…С 1953 года, когда Тенцинг Норгей и Эдмунд Хиллари впервые покорили Эверест, до вершины добрались более 5 тысяч человек. Еще триста погибли при восхождении. По данным непальских властей, тела двухсот погибших до сих пор остаются на склонах. Среди них - Джордж Мэллори, первый человек, предпринявший попытку восхождения на вершину Эвереста и погибший в 1924 году. Или знаменитый Скотт Фишер, герой множества книг и фильмов, руководитель экспедиции 1996 года «Горное безумие», из которой он так и не вернулся. Некоторые из тел с годами стали для альпинистов жутковатыми, но привычными ориентирами (к примеру, один труп, который называют просто Зеленые Ботинки). Другие сброшены в расщелины (по воле родных, не желающих, чтобы тела их любимых были частью пейзажа, или по приказу непальских властей, опасающихся, что вид мертвецов распугает туристов).

Некоторые из тел с годами стали для альпинистов жутковатыми, но привычными ориентирами (к примеру, один труп, который называют просто Зеленые Ботинки).

Первая розыскная экспедиция из шести шерп была отправлена за телами бенгальских альпинистов уже через несколько дней после их гибели, во время небольшого «окна» между окончанием сезона восхождений и началом летних муссонов. Первым нашли Пола - водителя и по совместительству преподавателя игры на гитаре, проживавшего с женой и 10-летней дочкой в городе Банкура. Потребовалось четыре часа, чтобы извлечь тело из ледяной могилы, и еще двенадцать - чтобы доставить его на базу, откуда его мог бы забрать вертолет. Несколько дней спустя в родном городе Пола состоялись похороны: процессия проводила останки к реке Двардейсвар, где тело было предано огню, а душа, согласно индуистской традиции, наконец освободилась.

На высоте 8 тысяч метров шерпы нашли еще одно тело, в котором легко опознали Ната - однорукого портного. Но доставить его в лагерь уже не успели - надвигался муссон. Не успели они и отыскать тело Гоша. В Калькутте его жена Чандана по-прежнему носила на правой руке красный и белый браслеты, которые в Западной Бенгалии считают символом замужества. Календарь в ее спальне остался открытым на мае 2016-го. «Я все еще верю, что он жив, - говорила она даже спустя несколько месяцев. - Я не вдова. Я замужем за Готамом Гошем. Пока я не увижу его, пока мы не предадим его тело огню, все останется как есть».

Тем временем в городе Дургапур вдова Ната, Сабита, пыталась смириться с потерей. Они с Натом были бедны, даже по индийским меркам, и у нее не было денег доставить тело мужа домой. Поэтому она убедила себя, что супруг предпочел бы остаться на Эвересте: в конце концов, он так мечтал об этом восхождении, и сколько ночей они сидели бок о бок и шили, чтобы заработать денег на осуществление его мечты… Иногда она представляла, что однажды проснется и обнаружит мужа по-прежнему сидящим за швейной машинкой. А их 9-летний сын вел себя так, будто папа просто отправился в длительное путешествие. Такое случается, когда тела погибших остаются на горе: смерть кажется иллюзией, и близкие не имеют возможности, пережив потерю, двигаться дальше.

Хроника трагедии

…20 мая 2016 года Гош, Нат, Пол и Хазра пили чай на территории IV лагеря - это самая высокогорная из альпинистских баз Эвереста (7 920 метров), последняя остановка перед вершиной. До восхождения они не слишком хорошо знали друг друга и объединились в группу не на почве дружбы, а скорее из-за минимального бюджета. Они нашли компанию, которая брала за восхождение $30 тысяч с человека - меньше, чем конкуренты (но и эту сумму каждому из них пришлось копить десять лет). Нетерпение альпинистов усиливало то, что это была уже третья попытка за три года: в прошлом году сезон отменили из-за землетрясения, в позапрошлом - из-за схода лавины. И вот наконец, после нескольких лет ожидания, после долгих недель адаптации в базовом лагере они почти на вершине. Если все пойдет как запланировано, меньше чем через сутки они вернутся в IV лагерь и отправятся домой, где их встретят как героев.

Весь путь от IV лагеря до вершины Эвереста отмечен веревками, протянутыми и укрепленными шерпами в начале сезона. Эти последние 900 метров называют «зоной смерти»; путешествие туда-обратно занимает от 12 до 18 часов. Дольше находиться на такой высоте опасно: из-за непредсказуемой погоды, острой нехватки кислорода, риска получить обморожение. На экстремальных высотах недостаток кислорода может вызвать отек мозга, симптомами которого становятся головная боль, тошнота, чувство полного изнеможения, потеря координации. А еще - нарушения речи, спутанность сознания и галлюцинации. Яркие лучи солнца грозят «снежной слепотой», а минусовая температура в сочетании с ветрами - обморожением. Ощущения обманчивы: вместо холода замерзающие альпинисты иногда чувствуют невыносимый жар и начинают срывать с себя одежду (именно поэтому погибших на склонах Эвереста нередко находят раздетыми). А потому здесь существует неписаное правило, согласно которому все, кто не успел подняться на вершину до полудня, должны повернуть назад.

Последние 900 метров называют «зоной смерти»; путешествие туда-обратно занимает от 12 до 18 часов.

Бенгальские альпинисты явно не укладывались в этот лимит времени, но от предложения вернуться только отмахнулись. «Мы не имеем права применять к туристам силу, - оправдывался шерпа, сопровождавший Пола. - Мы можем только попробовать убедить их». Напуганным шерпам (почти никто из проводников не имел опыта восхождения на вершину) пришлось последовать за клиентами.

Дальше всех дошел Гош. Последняя фотография на его камеру сделана в 13:57. Сохранилось и последнее видео: Гош, в кислородной маске, сдвигает солнцезащитные очки на лоб - становятся видны его покрасневшие глаза, - а потом опускает и маску. «Готам!» - зовет кто-то, он оборачивается на голос и выключает камеру.

Вечером 21 мая американец Том Поллард и его проводник на своем пути к вершине обнаружили сначала двух замерзших и напуганных шерп, а потом и бенгальцев - женщину и пристегнутого к веревке мужчину в желтом костюме, который выглядел еле живым. Но возможностей для спасательной операции у других альпинистов обычно немного: никто не носит с собой запасные кислородные баллоны (берут ровно столько, чтобы хватило для себя), многие и сами находятся в тяжелом физическом и психологическом состоянии и знают, что любая остановка может оказаться для них фатальной. И даже когда возможность есть, люди, ждавшие этого дня годами и заплатившие за восхождение десятки тысяч долларов, не горят желанием поворачивать назад ради незнакомца - тем более без уверенности, что смогут помочь. В общем, Поллард с проводником обсудили ситуацию и продолжили восхождение. Когда они возвращались, женщина исчезла, а мужчина - Гош - был уже мертв.

Сунита Хазра, единственная выжившая из группы, вспоминает: «Я сказала Готаму: нужно идти! Потом я подумала, что если сама начну двигаться, он последует за мной. Но у меня не было сил ни помочь ему, ни даже обернуться, чтобы проверить, идет ли он следом». Она говорит, что и сама бы умерла, если бы не британский альпинист Лесли Биннс: поняв, что женщина, которую он встретил, не доберется до лагеря самостоятельно, он пожертвовал собственным восхождением, чтобы помочь ей. По дороге к лагерю они обнаружили Пола, который тоже едва мог идти. Какое-то время Биннс пытался вести обоих, но понял, что если он хочет спасти хоть кого-нибудь, придется выбирать. Он выбрал Хазру и доставил ее в лагерь.

Люди, ждавшие этого дня годами и заплатившие за восхождение десятки тысяч долларов, не горят желанием поворачивать назад ради незнакомца.

…В ту ночь многие в лагере проснулись от криков, но решили, что шумит кто-то из соседей по стоянке. Проверять никто не пошел. Утром оказалось, что кричал Пол - в каких-то ста метрах от лагеря. Кислород у него закончился больше суток назад. Оказавшийся в лагере врач настоял, что дольше на такой высоте бенгальцы не выдержат, и они, взяв последние кислородные баллоны и не дожидаясь Гоша и Ната, начали спуск.

Но Полу становилось все хуже. Он больше не мог продолжать движение, и Хазра, оставив с ним двух проводников, отправилась дальше одна. Третий проводник сопровождал ее, пока, испугавшись за собственную жизнь, не ушел вперед. Замерзшая, со сломанным запястьем, в сопровождении двух шерп (которые все-таки оставили Пола и догнали ее) она добралась до второго лагеря, откуда ее забрал вертолет.

Ната доставила в лагерь еще одна группа индийских альпинистов, возвращавшихся с вершины, но поздно - на следующий день он умер в палатке. На горе остался только Готам Гош. Как минимум 27 человек перешагнули через него на пути к вершине и обратно за те несколько дней до окончания сезона.

Возвращение домой

…Следующей весной команда шерп, как обычно, готовила маршрут к новому сезону: они натягивали веревки, устанавливали мостки и перила на опасных участках (процесс подготовки занимает несколько недель, и только после этого сезон восхождений объявляют открытым). Тем временем семья Гоша отчаянно добивалась возвращения его тела.

На это у родных Готама было три причины. Первая - эмоциональная: невыносимо было думать, что он лежит там на горе, один, пугающий ориентир для будущих туристов. Вторая - религиозная: согласно индуистской традиции, только кремация умершего освобождает душу и дает ей возможность реинкарнироваться в новое тело. И наконец, финансовая причина: по индийским законам, Гош до сих пор числился пропавшим без вести. Свидетельство о смерти (а с ним и доступ к скромному банковскому счету покойного, и страховку, и пенсию) можно было получить только при наличии тела - или через семь лет после исчезновения.

Семья надеялась, что в новом сезоне правительство финансирует транспортировку тела. Брат и вдова покойного обивали пороги чиновничьих кабинетов, пока не добрались до Маматы Банерджи, главного министра Западной Бенгалии. Не найдя поддержки, они обратились к премьер-министру Индии Нарендре Моди, и благодаря этому региональные власти все-таки решили выделить деньги. Правда, родным об этом до поры до времени не сообщили.

Поэтому семья по-прежнему пыталась решить проблему самостоятельно. Брат и вдова Гоша обратились к известному проводнику, который уже пять раз поднимался на вершину Эвереста. За доставку тела он запросил $40 тысяч - больше, чем стоила сама экспедиция Готама. Члены семьи продали все, что им принадлежало, достали все свои сбережения - денег все равно не хватало, но удалось наскрести хотя бы на аванс. Брат погибшего Дебашиш Гош, не в силах ждать новостей дома, в компании одного из друзей Готама отправился в Катманду, чтобы быть ближе к месту событий.

Как минимум 27 человек перешагнули через него на пути к вершине и обратно за те несколько дней до окончания сезона.

…Тем временем вдова Ната, Сабита, не пыталась связаться с властями, чтобы вернуть тело мужа. Не могла она и нанять проводника: овдовев, она и так едва сводила концы с концами. Она утешала себя мыслью, что муж, влюбленный в горы, и сам предпочел бы остаться там. Супруги никогда не были особенно религиозны, поэтому Сабита даже не пришла на траурную церемонию, устроенную родственниками Ната после подтверждения информации о его смерти. В знак своего вдовства она просто перестала носить на лбу красную бинди, а на запястье - красный и белый браслеты. Их сын за все эти месяцы так и не спросил, жив ли отец, - а у Сабиты не хватало духу сказать ему правду: «Я говорила, что папа построил домик на Эвересте и живет теперь в нем». Но когда в мае 2017-го в соцсетях появились фотографии тела Ната, Сабита поняла, что и сама до этого момента в глубине души надеялась, что муж жив.

…Открылся новый сезон, и сотни альпинистов на пути к вершине и обратно натыкались на тело Гоша, все еще пристегнутое к веревке. Тут наконец вмешалось правительство - трое чиновников из Западной Бенгалии прилетели в Катманду, договорились о возвращении тел и объявили, что власти берут на себя расходы. Непальское министерство туризма настояло, чтобы спуск тел с горы проходил в ночное время и желательно в конце сезона: нельзя же мешать туристическому потоку.

В конце мая операция началась. Одна группа шерп отправилась за телом Гоша, другая - за телом Ната. Обледеневшее тело Гоша кое-как освободили изо льда и стали аккуратно спускать по склону при помощи веревок (оно весило почти 150 килограммов - вдвое больше, чем при жизни). В IV лагере, куда наконец доставили тело, шерпы открыли рюкзак Гоша: кроме видеокамеры там обнаружили флаги Индии, Западной Бенгалии, полицейского департамента Калькутты и альпинистского клуба, в котором много лет состоял погибший, готовясь к главному восхождению в своей жизни. Еще несколько дней потребовалось, чтобы спустить тела обоих альпинистов до II лагеря и дождаться вертолета, который забрал останки.

Неподалеку от места, где нашли тело Гоша, был еще другой труп - по словам одного из шерп, он лежал там уже пять или шесть лет. А еще где-то рядом находилось тело погибшего несколько дней назад доктора из Алабамы. Но их никто не планировал возвращать домой…

За эти выходные стало известно о смерти троих альпинистов на Эвересте. Они скончались от высотной болезни. Неизвестно, когда тела погибших вернут родственникам. Сейчас на самой высокой точке Земли находится более 200 трупов. «Футурист» разбирался, как умирают альпинисты и почему их не хоронят.

Когда альпинисты пытаются покорить Эверест, они должны принять болезненную истину: если гора заберет жизнь, она не отдаст близким и тело. В настоящее время на Эвересте остается более 200 тел альпинистов. Высочайшая вершина Земли, таившая в себе загадку и бросающая вызов смельчакам, сейчас превращается в кладбище. Чтобы достичь вершины, альпинисты вынуждены перешагивать через тела своих предшественников.

«Тела альпинистов и шерпов (представителей коренной непальской народности, которые часто становятся проводниками в горах, прим. ред.) спрятаны в трещинах, они погребены под лавинным снегом и покоятся на водосборной площади склонов — их искаженные конечности выгорели на солнце», — пишет BBC Future.

Главным ориентиром для альпинистов является «пещера Зеленых Ботинок». В 1995 году туда забрался индийский альпинист, чтобы укрыться от снежной бури, но каменные своды пещеры не смогли его спасти, и он замерз. С тех пор его тело указывает путь другим покорителям вершины.

Печальная статистика продолжает расти за счёт увеличения числа желающих взобраться на вершину. За эти выходные стало известно о смерти еще троих альпинистов: Субхаш Павл из Индии, Эрик Ары Арнольда из Голландии и Мария Стридом из Австралии.

Пик Эверест был покорен столько раз, что легко забыть, насколько это опасно. Многие альпинисты погибают во время бурь или срываются вниз еще при подъеме на вершину. По статистике, большинство смертей на Эвересте происходит из-за лавинных сходов. В 2014 году лавина похоронила под собой 16 альпинистов на 5,8-километровой высоте — после этого восхождения временно запретили. 2015 год стал единственным годом, когда Эверест стал по-настоящему недоступным: ни один смельчак не сумел его покорить. Лишь 11 мая этого года экспедиция из девяти человек под руководством шерпы покорила высочайшую вершину Земли.


Для тех, кто все же приблизился к заветной цели и дерзко утверждает, что высота Эвереста — это всего лишь высота над уровнем моря, опасность заключается в другом. В высотном альпинизме существует термин «летальная зона» или «зона смерти». Это высотная отметка в 8000 метров, на которой человек может находиться не более 2—3 дней. В течение этого времени человек теряет сопротивляемость к действию высоты и заболевает горной болезнью. Cимптомы этого недуга наблюдались у погибших в эти выходные Павла, Арнольда и Стридом. Горной болезнью называют кислородное голодание (гипоксию), вызванное понижением давления кислорода во вдыхаемом воздухе. Альпинистам трудно приспособиться к сухому горному воздуху и порывам ветра, затрудняющим дыхание. Гипоксия усугубляется физической усталостью, обезвоживанием организма и ультрафиолетовой радиацией. Пребывая на большой высоте в течение длительного времени, альпинист становится вялым, у него постепенно нарушается координация, наблюдаются расстройства речи. Ум и тело как будто выключаются: в этот момент человек может принять непродуманное решение, переоценив свои физические возможности. Пораженный высотной болезнью альпинист пребывает в состоянии эйфории и активно сопротивляется попыткам своих товарищей прервать восхождение и спустить больного вниз. Он может оказаться неспособным действовать быстро в опасной ситуации.

Когда тела троих погибших альпинистов спустят с горной вершины, пока неизвестно. Вернуть тело семье погибшего стоит десятки тысяч долларов и требует усилий от шести до восьми шерпов, чьи жизни подвергаются огромному риску.

«Даже подобрать фантик на высокой горе очень сложно, потому что он полностью заморожен, и вокруг него необходимо копать», — говорит Анг Тшеринг Шерпа, президент Непальской ассоциации альпинизма. «Мертвое тело, которое обычно весит 80 кг, в таких условиях весит 150 кг. Кроме того, выкапывать его приходится вместе с окружающим льдом».

Кроме того, некоторые альпинисты желают, чтобы в случае их гибели их тела остались на Эвересте — такая традиция. Однако их последователи, которым приходится переступать через человеческие останки, считают эту традицию жуткой. Иногда тела погибших их складывают в трещины или заваливают камнями, образуя нечто вроде кургана. С 2008 года Непальская ассоциация альпинизма отправляет на пик экспедиции, которые утилизируют мусор, отходы жизнедеятельности человека и занимаются захоронениями.

Покорение Эвереста — больше не покорение в прямом смысле слова. На Земле осталось мало уголков, которые можно покорить. На Эверест можно взойти, чтобы развеять по ветру прах близкого человека, начертить на льду имя любимой девушки, почувствовать себя всемогущим.

Главное, помнить о человеке, чье тело теперь указывает дорогу другим. Он вряд ли хотел для себя такой судьбы.