Лингвистические конкурсы и олимпиады. Как победить в московской традиционной олимпиаде по лингвистике Лингвистические олимпиады для школьников




Ученица Фоксфорда о том, зачем лингвисту знать математику и почему к лингвистической олимпиаде можно не готовиться

Победитель Московской традиционной олимпиады по лингвистике

Интерес к математике и иностранным языкам

Я училась в специализированном физико-математическом классе Гимназии № 1 в Новосибирске. Из школьных предметов я больше всего любила математику и немецкий язык.

Немецкий - это второй иностранный язык, который начинается в нашей гимназии с пятого класса. Я начала учить его ещё летом: играла в детские компьютерные игры «Баба Яга учится» и «Болек и Лёлек» и проходила онлайн-курс для начинающих на сайте dw.com. Потом я учила немецкий на курсах DSD (Deutsches Sprachdiplom) и в 11 классе сдала их международный экзамен на знание немецкого языка DSD-II. Его результаты признают все учебные заведения Германии. На экзамене я подтвердила уровень С1 и получила соответствующий сертификат.

На уроках математики мне нравилось находить неожиданные решения в задачах по геометрии. А с десятого класса нам начали читать очень интересный курс по дискретной математике - до него я и не подозревала об этой области науки.

Что такое лингвистика

Многие по ошибке считают, что лингвистика - это изучение иностранных языков. На самом деле лингвист изучает язык как универсальный механизм, обеспечивающий общение между людьми. Знать язык в совершенстве ему не обязательно, но он должен иметь представление о том, как устроены разные языки. Иначе этой наукой невозможно заниматься. Обычно лингвисты знают от 3 до 10 языков - какими-то владеют свободно, на каких-то читают, какие-то понимают на слух. Есть и те, кто знает больше.

Для занятия лингвистикой также необходимо знание математики, потому что математика - это логика. Именно она помогает решать задачи по лингвистике и системно мыслить.

Чтобы понять, с чем работает лингвистика, я могу порекомендовать следующие материалы:

Книги

  • В.М. Алпатов «Языкознание: От Аристотеля до компьютерной лингвистики»
  • В.А. Плунгян «Почему языки такие разные»

Видео-выступления

  • Бориса Иомдина
  • Светланы Бурлак
  • Александра Пиперски
  • Максима Кронгауза

Подготовка к олимпиадам

Я начала писать перечневые олимпиады с седьмого класса. Выбирала гуманитарные предметы: историю, литературу и русский язык, потому что в тот момент увлекалась именно ими. В то же время я открыла для себя Традиционную олимпиаду по лингвистике, и она стала моей любимой.

С начальной школы я участвовала в конкурсе «Русский медвежонок». В нём меня больше всего заинтересовала последняя задача, где нужно было перевести слова с иностранного на русский или наоборот с помощью логики. Позже я с радостью узнала, что в Традиционной олимпиаде по лингвистике много таких задач.

Пример одной из задач олимпиады по лингвистике

Интересно, что к этой олимпиаде вообще не нужно готовиться - для решения задач достаточно применять логику. Но время от времени я всё же решала их для своего удовольствия. Летом больше, так как во время учебного года времени очень мало. Задания я брала на сайте лингвистики для школьников, в сборниках прошлых лет и на сайте Международной лингвистической олимпиады.

Больше всего мне нравятся задачи на числительные, самые простые для меня - задачи на звуковые соответствия.

Я думала, что в этом году выполнила задания олимпиады средне. Поэтому очень обрадовалась, когда узнала, что получила диплом первой степени. При поступлении в НГУ это даёт 100 баллов по русскому или иностранному языку, если ЕГЭ по этим предметам сдано на 75 баллов и выше.

Как устроена Московская традиционная олимпиада по лингвистике

Олимпиада проводится с 1965 года. В последние годы её организуют филологический факультет МГУ, Институт лингвистики РГГУ и факультет филологии НИУ ВШЭ при поддержке Московского центра непрерывного математического образования.

Олимпиада состоит из трёх туров:

1. Отборочный, проходит онлайн.

Её организаторы хотят, прежде всего, выявить людей, способных к лингвистике. Они оценивают способность участников логически рассуждать и применять языковую интуицию.

Знание иностранных языков понадобится при выполнении нулевого задания. Для успешного решения задач по лингвистике важно ориентироваться в других языках и помнить, что их устройство может кардинально отличаться от русского.

Пример нулевого задания по лингвистике

ЕГЭ и поступление в университет

Я сдавала ЕГЭ по русскому, математике и иностранному языку. Именно эти предметы нужны для поступления Новосибирский государственный университет на специальность «Фундаментальная и прикладная лингвистика».

С репетиторами я не занималась: школьной подготовки и самостоятельных занятий было достаточно. С 9 класса я покупала интересующие меня курсы на Фоксфорде. Например, очень понравился курс по олимпиадным задачам по математике Юрия Блинкова. А в этом году я посещала .

На всех этих курсах были прекрасные преподаватели, увлекательные занятия и интересные домашние задания. Уроки я смотрела в записи, а задачи решала, когда появлялось время. Это было очень полезно: курсы Фоксфорда помогают готовиться и к ЕГЭ, и многим олимпиадам, например, к и Всероссийской олимпиаде школьников.

Результатами по языкам я довольна: по немецкому у меня 97 баллов, по русскому - 98. Еще я просто так писала ЕГЭ по информатике и получила 84 балла. Но к ней я не готовилась, только ходила на уроки.

На днях я с радостью узнала, что зачислена в университет и сентября продолжу изучать лингвистику.

Уникальное соревнование для школьников 8-11 классов. Участникам не требуется никакой специальной лингвистической подготовки: главное - языковая интуиция и способность к логическим рассуждениям...

Состязания проходят в два этапа: отборочный (проводится онлайн) и заключительный, который состоит из двух очных туров. Победитель определяется по совокупности результатов, показанных на очных соревнованиях.

Очные туры проходят одновременно в разных городах России. На каждом туре участник получает 5 задач, для решения которых достаточно той информации, которая содержится в условии. В заданиях каждой олимпиады используется 15-20 различных языков.

Важнейшая составляющая олимпиады - разбор задач: задания первого тура обсуждаются накануне второго, а материалы второго тура - непосредственно перед церемонией награждения. Специалисты знакомят школьников с ходом решения каждой задачи и интересными языковыми фактами, связанными с ней.

Что нового

Как участвовать

  1. Зарегистрируйтесь на олимпиаду. О начале регистрации организаторы сообщат дополнительно.
  2. Выполните задания заочного этапа в личном кабинете.
  3. Дождитесь результатов в личном кабинете и списков участников очного этапа на сайте олимпиады.
  4. Найдите ближайшую к вам площадку проведения очного этапа и зарегистрируйтесь на нее. Список площадок будет опубликован на сайте олимпиады. Распечатайте титульный лист и бланки для решения задач из личного кабинета.
  5. Приходите на оба очных тура.
  6. Дождитесь результатов, посмотрите работу, если есть вопросы по проверке - задайте их жюри.
  7. Приходите на показ работ и награждение.

;
– при поддержкеМосковского центра непрерывного математического образования ;
в Санкт-Петербурге Олимпиаду проводитфилологический факультет СПбГУ ;

в Минске Олимпиаду проводитфилологический факультет БГУ .

Проведение очных туров в других городах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, организует НИУ ВШЭ, а также местные школы, лицеи и университеты.

Общая информация

1.Олимпиада проводится для обучающихся 8-11 классов независимо от места проживания. Допускается участие школьников 7-х и более младших классов по заданиям для 8-х классов.

2.Учащиеся принимают участие в Олимпиаде добровольно. Взимание оплаты (в какой-либо форме) за участие в Олимпиаде не допускается.

3.Рабочий язык Олимпиады – русский.

4.Официальный сайт Олимпиады по лингвистике размещён в интернете по адресу www.lingling.ru/olymp.php (далее – сайт Олимпиады). Официальный портал Московской олимпиады школьников – www.olimpiada.ru (далее – портал МОШ).

Основные положения

Олимпиада проводится в два этапа:

ØПервый этап – отборочный, проводится в заочной форме в режиме онлайн;

ØВторой этап – заключительный, проводится в очной форме в соответствии с утвержденным графиком проведения Московской олимпиады школьников. Начало и окончание всех мероприятий Олимпиады указываются в графике проведения по московскому времени.

ØДля решения лингвистических задачне требуется специальных знаний по лингвистике или владения тем или иным иностранным языком. На каждом туре участник получает несколько самодостаточных задач, для решения которых достаточно той информации, которая содержится в условии. Требуется лишь умение логически рассуждать и использовать языковую интуицию. Исключением является единственная задача — задача №0 на II туре на знание иностранных языков.

1. ОТБОРОЧНЫЙ ЭТАП

1.1. Регистрация участников проводится на портале Олимпиады с 1 декабря 2014 г. до окончания отборочного этапа (20 января 2015 г.).

1.2. Выполнение работ отборочного этапа в режиме онлайн проводится с 0:01 18 января 2015 г. по 23:59 20 января 2015 г. по московскому времени. На выполнение заданий отводится 4 астрономических часа – 240 минут. Начать выполнять задания можно в любое время в указанном интервале, однако приём работ закрывается в 23:59 20 января 2015 г.

1.3. Проверка работ участников осуществляется в автоматическом режиме.

1.4. Участник Олимпиады должен зарегистрироваться по адресу

http://reg.olimpiada.ru/register/ling-2014-2015/questionnaire. После регистрации участник получает доступ в личный кабинет.

1.5. Функции личного кабинета участника Олимпиады:

− хранение данных об участнике, в том числе его регистрационного номера;

− обеспечение возможности выполнения заданий отборочного этапа;

− предоставление информации о количестве набранных баллах;

− реализация возможности дистанционной подачи апелляции на результаты Олимпиады;

− информирование участника о мероприятиях Олимпиады и об апелляциях, принятых к рассмотрению.

1.6. При регистрации участник должен указать города, в которых ему было бы наиболее удобно выполнять задания очного заключительного этапа. Окончательный список городов, в которых проводятся туры очного заключительного этапа, будет указан на сайте Олимпиады после отборочного этапа.

Учащийся также может выбрать заочное участие в заключительном этапе: в этом случае он будет участвовать онлайн вне конкурса и не сможет претендовать на какие-либо официальные дипломы и призы (оргкомитет Олимпиады оставляет за собой право наградить участников онлайн-зачёта, показавших особо выдающиеся результаты, книжными или аналогичными призами).

Заочное участие в заключительном этапе возможно только для школьников, живущих в городах, где не проходят очные туры. Если же участник живёт в городе, где проводятся очные туры, но по какой-либо причине не может принять в них участие и хочет участвовать онлайн вне конкурса, он должен написать об этом в оргкомитет Олимпиады по адресу [email protected] .

1.7. Задания отборочного этапа участник получает в личном кабинете на портале МОШ.

1.8. Оргкомитет принимает к рассмотрению только работы участников отборочного этапа, поступившие из личного кабинета на портале МОШ.

1.9. Повторная регистрация участника на портале МОШ запрещена.

1.10. Результаты отборочного этапа публикуются в личном кабинете участника и на официальном сайте Олимпиады с 22 января 2015 года .

2. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

2.1. К участию в заключительном этапе Олимпиады допускаются победители и призёры отборочного этапа Олимпиады 2014/2015 (этого) учебного года, а также победители и призёры заключительного этапа Олимпиады 2013/2014 (прошлого) учебного года, продолжающие освоение общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования. Оргкомитет оставляет за собой право сделать перевод на заключительный этап для учащихся 8-10 классов рекомендательным. Учащиеся 11 класса, не переведённые на заключительный этап, тем не менее могут принять в нём участие, но не могут претендовать на дипломы, предоставляющие право на льготы при поступлении в вузы.

2.2. Заключительный очный этап проводится в два тура:

Победители определяются по совокупности результатов, достигнутых на обоих турах. В это же время проводятся туры внеконкурсного заочного заключительного этапа (онлайн) .

2.3. И I тур, и II тур заключительного этапа начинаются в 10:00 по московскому времени во всех городах-участниках одновременно. Исключением являются города, расположенные в часовых поясах, опережающих московское время более, чем на 5 часов: там заключительный этап начинается в 15:00 по местному времени. На решение задач отводится 5 астрономических часов – 300 минут.

2.4. Учащийся 11 класса перед входом в аудиторию должен предъявить паспорт (участник, не достигший 14-летнего возраста, – свидетельство о рождении).

2.5. Работа выполняется только на листах, выданных участнику в аудитории. В случае необходимости участник может получить дополнительные листы. Для этого участник должен поднять руку и ждать, когда подойдёт ответственный по аудитории.

2.6. Запрещается пользоваться какими-либо материалами, за исключением выданных членами оргкомитета. Не допускается использование мобильных телефонов, других электронных устройств и средств связи.

2.7. Находясь в аудитории, участник должен выполнять все относящиеся к проведению Олимпиады требования организаторов Олимпиады и дежурных по аудитории. Если возникает вопрос, участник должен поднять руку и ждать, когда подойдёт ответственный по аудитории.

3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ОЛИМПИАДЫ

3.1. Награждение победителей и призёров Олимпиады проводится 15 марта 2015 г. в 14:00. Победители и призёры получают дипломы Олимпиады и книжные призы.

3.2. Информация о дате, месте и времени получения участниками 11 классов дипломов, дающих право на льготы при поступлении, размещается на официальном сайте Олимпиады и на портале МОШ.

Все имеющиеся вопросы можно задать по адресу[email protected] .

Самым массовым конкурсом является конкурс-игра «Русский медвежонок — языкознание для всех », он проводится каждый год в ноябре в один и тот же день по всей России (а теперь также и в 20 других странах) для школьников 2-11 классов. Участникам предлагаются наборы из 30 тестовых задач с пятью вариантами ответов. Задачи совсем небольшие, но не все из них легко решить: 10 первых действительно просты (они на 3 балла), 10 следующих посложнее и оцениваются в 4 балла, ну, а 10 последних пятибалльных задач имеют настоящую олимпиадную сложность, их удаётся решить только самым подготовленным и сообразительным. В основном задачи на русский язык, но в каждом варианте, как правило, есть и одна-две логические задачи на другие языки, не требующие для решения знания этих языков.

Следующим по массовости является лингвистический конкурс Турнира им. М. В. Ломоносова , который проводится в Москве, а в последние годы ещё более чем в 30 городах в конце сентября начале октября для школьников 8-11 классов (но часто приходят и семиклассники, и шестиклассники). Задачи для этого конкурса составляются не тестовые, как для «Медвежонка», а совсем другого типа так называемые самодостаточные задачи . На Турнире задачи не очень сложные, поскольку цель конкурса привлечь школьников к лингвистике, показать им, что такое лингвистические задачи. Те школьники, которым понравилось решать такие задачи, потом приходят на лингвистические кружки и на Традиционную олимпиаду по лингвистике, которая проводится через полтора месяца после Турнира. Организаторы рассматривают лингвистический конкурс Турнира им. М. В. Ломоносова как предварительный, нулевой тур Традиционной олимпиады по лингвистике.

#

Университет уже не первый год выступает в качестве площадки проведения очных туров Традиционной олимпиады по лингвистике. Первая подобная олимпиада была проведена в Москве в 1965 году. В Санкт-Петербурге она проходит с 1996 года.

Основными участниками становятся учащиеся 8-11 классов. Для успешного участия не требуется специальных знаний – достаточно владеть русским языком и уметь логически мыслить.

На каждом из двух туров – заочном и очном – школьники получают пять задач, при создании которых задействуются 15–20 различных языков. За годы проведения Олимпиады создана база из более тысячи задач, содержащих материалы нескольких сотен языков. Авторами задач являются как известные лингвисты, так и студенты и школьники.

В 2017/2018 учебном году Олимпиаде по лингвистике присвоен 1-й уровень по русскому языку и иностранным языкам: призовые места дают особые льготы при поступлении в высшие учебные заведения.

Место проведения очных туров 2018 года в Санкт-Петербурге: Университетская наб., д.11, СПбГУ.

График проведения олимпиады

  • Отборочный онлайн-тур – 13-16 января 2018 года
  • Очные туры заключительного этапа:
    • Первый очный тур – 11 февраля 2018 года
    • Второй очный тур – 4 марта 2018 года

Подробную информацию об олимпиаде смотрите по