Йога нидра с исполнением желаний. Нидра-йога — система самосовершенствования, в которой исполняются любые желания




Все техники исполнения желания связаны с несколькими моментами, которые делают простоту формул «ты визуализируй желание так, как будто оно уже исполнилось» , «просто рассматривай себя в том состоянии, когда желание уже осуществилось» иллюзорной. Ничего это не просто…

Во-первых, почти все, и трансерфинг реальности в том числе, методы подразумевают, что делать это нужно регулярно, часто и с полной вовлечённостью.

Во-вторых, сеанс такой практики трансерфинга должен длиться достаточно длительное время.

В-третьих, многие методики исполнения желаний , и трансерфинг тоже, требуют если не веры в религиозном, то непреклонного намерения в магическом смысле.

Теперь рассмотрим, что потребуется от человека, если он хочет, чтобы осуществилось желание иметь ноутбук. Всего-то… Ведь авторы и распространители методик очень часто рекомендуют оставлять приоритет за обычными и материальными вещами. Реализация желания иметь ноутбук, именно без приложения усилий в обычном понимании, строго по трансерфингу, исключительно с помощью визуализации слайда , как раз идеальный пример такого желания. По условиям игры, для чистоты эксперимента, придётся ждать какого-то исключительного события. Не просто снять деньги с книжки и купить, не просто зарабатывать откладывая на новый ноут, а как-то вот так… Вдруг неожиданно на работе дали премию, или друзья, ничего не зная про желание, сложились и купили ноутбук на день рождения в качестве подарка. Потребительский кредит, или подработка вечерами - самый обычный путь, на трансерфинг мало похоже.

Что же потребуется от меня, чтобы желание осуществилось - такое небольшое, скромное?

1. С определённой регулярностью, сознательно создавать ментальный слайд . Видеть себя обладателем ноутбука. Зашёл в комнату, чуть прикрыл глаза. «Ах, вот он - новенький - сияет своим изумительным дизайном. HDD просто безразмерный. Видеокарта отличная, четырёхядерный процессор, изумительная цветопередача, прекрасный корпус». Ну сказка…

Вышел на кухню - а там ноутбук на столе. (В уме, конечно, это же работа с ментальным слайдом .) Как удобно - хочу на кухне музыку слушаю, хочу в кабинете книгу пишу!

Лёг на диван с печеньками и чайком… И увидел (не просто представил, а увидел), что на животе ноут. Как хорошо… Везде с собой.

Кроме этого потребуются и сеансы стабильной, статической работы со слайдом . Закрыл глаза и минут 20 видишь себя работающим за ноутбуком.

2. Уверенность в том, что это уже случилось. В общем-то Зеланд в плане практики визуализации ничем оригинальным не сдобрил. Уверенность, вера должны присутствовать… Просто по той причине, что две мысли «у меня есть ноутбук» и «у меня может и не быть ноутбука» это два взаимонигилирующих сигнала. Если в сознание уверенность, а в подсознании сомнении, даже так, то мы просто потратим время никак.

Уже этих двух пунктов хватает, чтобы отказаться от затеи.

Во-первых, потому что повторяя мантру, занимаясь цигуном, медитациями (не на нутбук, а хоть на статую Будды), просто выполняя свою обычную работу - я трачу время так, что во мне больше уверенности в том, что я использую его для развития.

Во-вторых, потому что выработка уверенности того, что ноутбук есть, когда в реальности его ещё нет, непременно порождает внутренний конфликт.

В-третьих, это отнимает энергию. Не случайно же Зеланд предложил отслеживать действие маятников, чтобы не давать им нас грабить в энергетическом смысле, и пополнять свои «энергетические запасы». И тут большой вопрос… А что лучше с точки зрения личной энергетики - просто заработать денег и купить, или тратить энергию на визуализацию ноутбука?

Есть и другие причины… В общем-то система трансерфинга требует стать своеобразным ребёнком, попасть в мир наивной веры в чудеса. Требует уверенности в том, что мой мир меня любит и подарит мне какие-то нужные и не очень игрушки, в том числе и ноутбук, если уж я решил реализовать своё желание им обладать.

Это состояние либо появляется, либо нет. Ноутбук может быть ещё и средством производства. Если у меня не получится выработать такую детскую уверенность, то я, опять же, потеряю время… Как раз то, которое мог бы потратить на зарабатывание денег, чтобы пойти самым обычным путём: если хочется купить - заработай и купи.

Кроме этого, очень внимательно прочитав всё, что касается создания ментальных слайдов я в общем-то не нашёл какой-то техники, которая дала бы мне абсолютную уверенность в том, что это моё желание.

Наверное - это и есть основное противоречие Зеланда. С одной стороны он предлагает реализовать что-то конкретное. Дом, машина, состояние, когда что-то уже случилось. С другой - предлагает и гасить действия маятников. Но откуда же мне знать - может быть это желание обладать новым ноутбуком точно так же навязано мне маятником, а на самом деле хочу я другого?

Ошибка в этом выборе желания может стоить очень большого временного промежутка. И, самое печальное, приведёт к фрустрации в момент получения. Хотел кто-то квартиру, получил. Но счастлив от этого не стал. И это не шутки. К примеру, желание сменить работу может осуществляться пару лет. А потом, сменив - долго думать, что теперь делать? Оказалось, что это ещё хуже, чем было то… Людям вообще очень трудно понять, что чем будет - пока не попробовали.

Самым ярким примером может стать использование эзотерических техник для решения вопроса отношения между мужчинами и женщинами. Хотел парень девушку, боготворил, создал себе её ментальный образ, наделил его какими-то свойствами. А она на него не обращает внимания. Использовал он любую технику, хоть тот же трансерфинг… И вот: девушка стала его женой. «Боже! Что я наделал! Запилила!» - кричит он уже на третий месяц. Таких ситуаций тысячи и без всякой эзотерики.

Ситуация казалась мне безвыходной в плане организации собственной работы и жизни во вселенной вариантов. Опять физика так и осталась теорией, не имеющей непосредственной связи с конкретной жизнью и решением конкретных проблем? Вот именно эта безвыходность и стала для меня стимулом её решить. Просто по той причине, что не вижу в решении простых задач особого подвига. Развиваться можно только решая очень сложные. Я сразу решил переложить всё на сам метод. Логика вполне понятна. Есть методы, которые не вызывают никакого сомнения.
Лично у меня никаких сомнений не вызывает то, что вглядывание в сущность Будды останавливает внутренний диалог, и не только. Что мантра-йога - великая вещь, способствующая духовному росту и возникновению особых способностей. Таких несомненных техник и традиций можно указать несколько сотен, только из тех, что уже хорошо известны и активно практикуются людьми.

Вот каким я видел метод, саму технику.

  1. Практика исполнения желания должна быть приятной и полезной во многих аспектах. (Это чтобы не было жаль затраченного времени, если ничего не реализовалось.)
  2. Метод исполнения желания должен позволить правильному желанию, истинному стремлению - проявиться изнутри. И в этом желании не должно быть и тени сомнений. В том, что оно правильное.
  3. Практика метода исполнения желаний сама должна исключать появление сомнений. Сама практика должна проводиться в таком состоянии, когда сомнения не возникнут.
  4. Метод должен быть проверен на практике...
И тут я чуть было не приписал - и известный мне лично. Ищу то, что уже нашёл.
В этот момент все остальные рассуждения прекратились. Это , о которой я уже писал.

Полностью отвечает всем принципам изложенным выше.

1. Практика йоги проходит лёжа на спине, в состоянии глубокой релаксации. Само по себе это уже полезно. Работа очень приятная и не создающая никаких негативных сторон.
2. Нидра-йога включает в себя санкальпу . Это формула твёрдой решимости. Такой твёрдой, что любая санкальпа реализуется, если только она не противоречит законам устройства пространства вариантов.

Вот пример санкальпы, которая не реализуется никогда в своём прямом смысле «Ротшильды подарили мне всё своё состояние» . Я не буду говорить за Ротшильдов. Может быть они уже морально готовы. Только о том, что такие санкальпы люди делают в насмешку, шутки шутят, или хотят доказать, что нидра-йога или трансерфинг не работают. И докажут… И не подарят им Ротшильды ни одного алмаза. Что хотели, то и получили - ничего. Формула твёрдой решимости отработает в любом случае. Она отработает. Но вы хотели что, когда придумали такую санкальпу? То и будет…

Пример сомнительной санкальпы - «мой сын учится на пятёрки» .

Для того чтобы стать успешным или талантливым, добрым или хорошим, богатым или счастливым - на пятёрки учиться не обязательно. Это раз. Два - эта санкальпа агрессивна. Она заставляет вашего сына «попасть» в другую вселенную, в ту, где он отличник. Сам такой насильственный переход с одной линии на другую может быть очень опасным. Если вы на самом деле хотите добра своему сыну - научите его нидра-йоге. И пусть он реализует свои желания . Существует и вариант нидры адаптированный для детей.

В остальном правил не существует. В общем-то эти два - сомнительных - тоже реализуются. Но зачем заниматься такой ерундой?

Вообще санкальпа - это словесная формула. В нашем примере с ноутбуком это могла быть формула «у меня есть ноутбук» . Однако практика показала, что в некоторых случаях санкальпа превращается в визуализацию сама по себе. Прямо так ярко возникает в глазах, как я стал каким-то… (Обладающий ноутбуком - это личное качество, между прочим.)

После этого мне осталось лишь чуть-чуть увеличить время отводимое в нидра-йоге на работу с желанием. И просто не только повторять, но и виузализировать, как раз - создавать ментальные слайды .

Но самое главное в том, что практика нидра-йоги возможна ещё до появления своего основного желания. Вся нидра делится на 5 ступеней. Не исключено, что у кого-то санкальпа появится только к переходу на вторую, а то и третью ступень. Разумеется, практиковать трансерфинг реальности по Зеланду можно и без желания. Но тогда стоит без дела один из основных мезанизмов - нет желания, не создать и никакого слайда. В нидре же практика всё равно происходит. Просто внутреннее существо ещё не сделало свою основную цель явной. Само ожидание появления истинного желания - уже начало работы с санкальпой.

Не скрою, как уже и писал ранее в одной из своих заметок " ", я даже делал своим желанием увидеть своё настоящее желание. И это тоже реализовалось.

3. А теперь про веру и сомнения. Трансерфинг реальности Зеланда практикуется в обычном состоянии сознания. Тогда как нидра является способом входа в особое. После его появления практика в нём и проводится. Называется оно психический сон . Назвать иначе можно, но не нужно. Это не транс, далеко не транс. Это не сон обычный. Это и не управляемое сновидение, такое о каком говорится в книгах Карлоса Кастанеды. Это промежуточное состояние между сном и бодрствованием. Иногда из него можно «улететь» в сон, а иногда оно превращается в обычную релаксацию. Но в основном занятия проходят в состоянии психического сна. И вот в нём-то как раз и появляются истинные цели, в нём не может быть сомнения. Психика настроена на совершенно другую волну. И вот это-то и есть то нечто, чего нет у Зеланда, у других авторов. Они находятся очень близко к отгадке того, как практиковать правильно. Но силу состояния психического сна заменяют частотой проведения и длительностью самих сеансов. За год визуализации ноутбука сознание само рано или поздно побывает в психическом сне. Но зачем пускать это дело на самотёк?

Теперь о том, как происходит реализация.

Если пришла настоящая цель, то масса других просто решается на автомате. Всякие холодильники, газовые плиты, стиральные машины просто берут и возникают откуда-то. Дело в том, что настоящие желания, даже если они направлены не именно на себя, а на что-то связанное с собой, так сильно меняют сознание, психику, что все эти почётные объекты материального счастья становятся какой-то символической свитой. Всё происходит под девизом «Раз надо, - в кратчайшие сроки будет» . Не важно даже как… Откуда-то появятся средства и всё решится.

Кроме этого настоящие свои желания делают человека счастливым уже в момент появления. Так и хочется сказать «Вот это да! Какое отличное желание, какая цель! Как здорово, что она пришла в голову!»
Таким образом я модифицировал технику трансерфинга. А может быть даже принёс то, чего в системе трансерфинга попросту не было. Ни одной выдающейся и вместе с тем формальной практики исполнения желания .

Слушайте запись нидра-йоги и практикуйте. Это первая ступень. Для этого нужно лечь на спину (принять шавасану) и следовать голосу инструктора. Будет нужно обращать внимание на различные участки тела, отсчитывать вдохи и выдохи, визуализировать различные картинки. И, конечно же, в начале и в финале работать с санкальпой - формулой твёрдой решимости. Это видео - не видео, только аудио. Выкладывается исключительно в ознакомительных целях. Для практики вполне пригодно… Во всяком случае - для того, чтобы начать. Более углубленную работу с желанием, визуализацию слайда, можно провести, когда сама практика закончится.

Какие преимущества мы получаем?

  1. Обретается формальная практика. С чётко выделенным временным диапазоном. В час дня начали, в 2-а закончили. Отпадает надобность визуализировать что-то постоянно, доводить желание до какого-то личного культа.
  2. Из глубин сознания приходит нечто настоящее. Когда появляется санкальпа - вырастают крылья. Словами не передать, можно только попробовать.
  3. Всё же это йога. Созданная известным мастером. Сама по себе ведёт ум к освобождению. И очень полезно для здоровья. Во всяком случае - психологического. Так же устраняет проблемы, возникновению которых мы обязаны стрессам.
Все санкальпы реализуются. В следующей статье немного о том, какими они бывают и как к этому относиться. А пока рекомендую попробовать. Только не спешите «загадывать желание». Это не как под бой новогодних курантов - всему своё время.

Экология познания. Психология: Традиция йоги предлагает глубокую формулу для реализации заветных желаний, не требующую от вас изменений. Это практика Санкальпы (намерения).

Традиция йоги предлагает глубокую формулу для реализации заветных желаний, не требующую от вас изменений. Это практика Санкальпы (намерения).

Почти каждое новогоднее заявление начинается со слов «я буду». Мы призываем нашу силу воли и обязуемся изменить не только то, что делаем, но и то, кем являемся. Мы ставим цели и представляем, какими счастливыми станем, получив желаемое.

Но если йога нас чему-то и учит, так это тому, как велика разница между «моей волей» и «божественной волей» . Часто желание что-то изменить в своей жизни возникает из обманутого эго, эмоций и обусловленности. И чаще всего терпит неудачу, потому что начинается с недовольства тем, что есть, и укрепляет ошибочное отождествление счастья с получением желаемого.

Йога-традиция предлагает современную альтернативу подобным новогодним заявлениям – практику Санкальпа, или Намерение. Санкальпа начинается с радикального послания, что вы уже есть то, чем хотите быть, чтобы выполнять вашу жизненную дхарму . Вам нужно только сосредоточиться, воссоединиться со своими заветными желаниями и направить туда божественную энергию.

Санкальпа: за пределами заявлений.

Род Страйк, основатель Пара-йоги, объясняет, что главным архитектором нашей жизни является ум. Чтобы создать жизнь, для которой мы здесь, мы должны снова и снова возвращать наше внимание к дхарме, к своим глубинным намерениям и внутренним божественным качествам.

Санкальпа именно для этого и существует. Страйкер объясняет, что «кальпа» означает «обет» или «правило, соблюдающееся превыше всех правил», а «сан» относится к связи с высшей истиной . То есть, это обет и обещание поддерживать высшую истину. «По определению санкальпа должна быть почитанием глубинного смысла нашей жизни, нашей дхармы – первостепенной причины пребывания здесь», - говорит он. Санкальпа - это утверждение, призванное согласовать каждый ваш выбор с вашей истинной природой .

Тогда как типичное новогоднее заявление забывается в течение нескольких недель, если не дней, как только энтузиазм сходит на нет, санкальпа не требует для воплощения перемен силы воли, исходящей от эго. Согласно доктору Ричарду Миллеру, клиническому психологу и учителю Адвайта Веданты и Кашмирских недвойственных традиций, санкальпа содержит в себе всё, что требуется для своей полной реализации: икка (огромную волю и энергию), крийя (действие) и джняна (мудрость для совершения действия).

«Все эти аспекты Божественного живут в нас. Когда проявляется истинная Санкальпа, мы пробуждаемся к этим трем качествам, и они начинают проявляться в нас,» - говорит Миллер. «Не нужно думать, где взять силы для воплощения желаемого. Энергия и воля уже присутствуют в нас. Санкальпа лишь помогает найти Путь, чтобы привнести это в мир».

Два типа Намерений

Санкальпа существует в двух формах. Первая, которую Миллер называет заветным желанием, отражает вашу истинную природу. Этот тип санкальпы всеобъемлющ, и не требует ни изменений, ни действий. Это просто утверждение, кто вы есть, например: «Я уже целостен и исцелен» или «Я есть покой». Согласно Миллеру, такое намерение исходит не от интеллектуального ума, а из внутренней глубины, из бесконечной тайны того, кем мы являемся. Уже после, наш ум получает информацию определенного направления, которое мы должны принять, или принимаем в нашей жизни».

Санкальпа может проявиться и по-другому: как конкретное намерение или цель. Бренна Гиан, сертифицированный инструктор Пара-Йоги в районе Бэй, Сан-Франциско, объясняет: «Даже после осознания своего предназначения не всё приходит сразу. Чтобы проживать миссию души, необходимо дойти до определенного переломного этапа.»

Постановка конкретных целей помогает согласовать каждый ваш выбор с заветным желанием. Гиан предлагает смотреть в будущее, задавая себе вопрос, что конкретно должно произойти для вашего продвижения вперед. Ваша конкретная санкальпа указывает, что делать и куда направить энергию, чтобы достичь своих больших жизненных целей.

Как найти свою санкальпу?

Прислушайтесь к себе, и вы обнаружите свою Санкальпу. Ваше заветное желание уже Есть, его просто нужно рассмотреть, услышать, почувствовать. Не нужно ничего придумывать, вашему уму не нужно метаться в поисках.

Миллер описывает три стадии прислушивания к себе в традиции веданты:

    Первая, sravana, – это готовность услышать шепот своего заветного желания. Нужно определенное мужество, чтобы прислушаться к зову сердца, к тишине, и к спокойствию ума, прийти к которым можно в медитации.

    Второе состояние, manana, – это акт разворота и приветствия к посланию изнутри. Услышав зов, нужно быть готовым прочувствовать его и глубоко осмыслить.

    Финальная стадия, nididhyasana, – это готовность делать то, что требуется для воплощения заветного желания. «Оно будет побуждать вас к проявлению в мире,– говорит Миллер,– и нужно быть готовым действовать».

Но что, если вы сидите и прислушиваетесь, а никакого ответа нет ? Или если ответы, которые вы слышите: новая машина, новая работа, лучшие отношения, – больше похожи на бесконечные желания эго, эмоций и обусловленного ума, чем на голос мудрости вашего сердца?

Анна Дуглас, йога-терапевт в Банхафф, Альберта, специализируется на том, чтобы направлять студентов в порой очень тяжелом поиске ответа на вопрос «Чего я на самом деле хочу?», и поощряет просто начать этот поиск независимо от внешних обстоятельств. Дуглас считает, что любая цель может положить начало этому пути. «Даже простое, маленькое желание может привести к заветной мечте. Оно может возникнуть из обусловленности, но, если доверять практике и следовать голосу сердца, оно приведет вас к сути вашего существа» .

Чтобы услышать свое сердечное желание, работайте с теми целями, которые у вас есть, но при этом задайтесь вопросом, что за ними стоит. Например, одна из самых распространенных целей, которую слышит Дуглас, – это «Я хочу стать стройным» или «Я хочу потерять вес». В таком случае она просит клиента представить, какой будет его жизнь, и как он будет себя чувствовать, достигнув этой цели. Это чувство любви к себе, физическому благополучию или свободе? К какому чувству он так стремится? Что это за тоска в душе, и на что она указывает?

Еще одна распространенная цель – отказ от чего-нибудь, например, от курения или шоппинга. Чтобы исследовать, что лежит за этим, спросите себя, какое желание удовлетворится через это действие. Ищете ли вы покоя, свободы от боли или принятия со стороны окружающих? Найдите этот глубинный голод, тоску. Они укажут вам, чего на самом деле хочет ваше сердце. «Я хочу бросить курить» в процессе работы может трансформироваться в глубинное желание «я хочу заботиться о своим теле», а если пойти дальше, возникнет санкальпа «Я люблю мое тело» или даже «Я есть любовь». Это эволюция, но она всё таки имеет первоначальное намерение бросить курить.

Утверждайте Санкальпу.

Вполне естественно формулировать желания как «Я хочу», а намерение как «Я буду» или «Я не буду», но этим словам не хватает истинности заветного желания и связи с дхармой. «Санкальпа – это не петиция и не молитва , - говорит Миллер. «Это глубоко истинное утверждение того, что уже есть в настоящий момент

Поэтому Санкальпу – и заветное желание, и конкретное намерение – нужно формулировать в настоящем времени . Например, вместо «Я хочу быть более сострадательным» можно сказать «Сострадание – моя истинная природа» или «Я есть сострадание». Вместо «Я не буду есть мясо» Ваша конкретная санкальпа может звучать так: «С состраданием к своему телу и ко всем живым существам Я ем вегетерианскую пищу». Заявляя санкальпу в настоящем времени, Вы признаете огромную волю, энергию и истину, проявляющиеся вместе с Вашим заветным желанием. К тому же, это служит напоминанием, что всё необходимое уже присутствует в Вас.

Посейте семя своей Санкальпы .

Ядром практики является повторение санкальпы. Когда вы держите её в уме, то усиливаете своё намерение и оказываете почтение своему заветному желанию. Но простого повторения санкальпы недостаточно. «Как только вы говорите, что хотите чего-то, часть Вас распознает, что вы этим не обладаете, – объясняет Страйкер. - Повторение желания укрепляет веру в то, что этого у Вас нет» . Когда бессознательное действует, исходя из недостаточности или воспринимаемой неадекватности, энергия, поддерживающая намерение, ослабевает.

Страйкер ссылается на тантрический текст Tripura Rahasya, который учит, что качества ума, повторяющего санкальпу, определяют ее эффект. Чтобы полностью реализовать ваше намерение, ум должен переключиться с двойственного мышления в недвойственную осознанность . Поэтому медитация – самая благодатная почва для практики санкальпа. Она возвращает ум в состояние целостности настоящего момента. «Чем дольше мы способны без усилий пребывать в пространстве единства, тем быстрее наша санкальпа наполнится энергией, - объясняет Страйкер. - Ум становится самым мощным фактором, помогающим нам в выполнении наших намерений».

Наиболее благоприятное состояние ума для вспоминания вашей санкальпы – это прямое переживание того, что вы уже открыты, бесконечны и совершенны . Недвойственные учения описывают это как Пространство Чистого Бытия. «Иначе в процесс вовлекается эго, – говорит Миллер. – То есть Вы подходите к намерению с позиции «со мной что-то не так, и я должен это исправить». Нужно подключиться к качествам бытия, которое уже полностью целостно и совершенно.

Одна из самых мощных практик входа в это состояние – йога-нидра . Хотя нидра означает «сон», на самом деле это процесс пробуждения к своей истинной природе. Йога-нидра систематично расслабляет тело и ум и ведет к глубокой осознанности. Вы осознанны и пробуждены, но ваш опыт не отождествлен с телом или умом. Таким образом, напряжение между пракрити и пурушей растворяется, и вы отдыхаете в покое, мудрости и любви вашей истинной природы.

Анна Дуглас объясняет: «В йога-нидре очень глубокий уровень открытости. Наши границы растворяются, и остается только чистое бытие». Когда вы вспоминаете свою санкальпу в бодрствующем состоянии, это может привнести сомнения или усилия эго. Когда же вы взываете к санкальпе в йога-нидре, заветное желание возникает как переживание в теле-уме, и в этот момент оно абсолютно живое.

Как подпитать ваше намерение?

После того как вы нашли и посеяли семя своей санкальпы, можно начать процесс усиления шакти санкальпы – энергии, необходимой для воплощения намерения. Согласно Гиан, каждый Ваш выбор или поддерживает, или подрывает Вашу решимость . Это касается даже тех решений, которые, казалось бы, и не имеют прямой связи с вашим конкретным намерением. Предположим, вы осознаете, что сахар разрушает вашу энергию и сон. Но время от времени вы «забываете» об этом и всё равно кушаете сладости. Каждый раз, когда вы так делаете, усиливается та ваша часть, которая говорит «забей на осознанность и намерение». Вы даете силу той части вас, которая против вашей сознательности.

С другой стороны, каждый ваш сознательный выбор – это возможность укрепить санкальпа шакти. Это основа практики Пара-Йоги, которая называется «отправная точка». Инструкции просты: выберите что-то неконструктивное, что вы постоянно делаете, и обязуйтесь не делать этого в течение 40 дней. Грызть ногти, пить кофе, смотреть телевизор – можете выбрать любую привычку. Она может иметь отношение к вашей санкальпе, но не обязательно.

Однако сутью практики отправной точки не является устранение привычки. Когда приближается момент импульса, вспомните свою санкальпу вместо того, чтобы следовать обычному инстинкту. Таким образом привычка становится напоминанием, указывающим на намерение.

В пространстве между импульсом к действию и повторением санкальпы полезно взять паузу и пригласить ум в состояние единства. Насладитесь несколькими осознанными вдохами-выдохами и обратите внимание на паузу между циклами дыхания. «Используйте это мгновение, чтобы вспомнить свою истинную природу. В этом состоянии – пространстве целостности и единства, а не смятения, недостаточности или даже надежды – вспомните свою санкальпу, – говорит Страйкер. - Это и есть ключ к отправной точке вашей практики. Санкальпа не работает в уме, размышляющем о своей недостаточности.».

Даже если вы забыли свое намерение, это можно трансформировать в поддержку санкальпы. Анна Дуглас использует память о подобных потерянных возможностях для подготовки студентов к будущему выбору: «Вернитесь назад, в тот момент, где вы это потеряли. Вернитесь в это чувство компульсивности, переосмыслите его и воссоздайте этот момент. Когда вы уже полностью в этом чувстве, представьте, что вы не поддаетесь привычке. Возьмите всю силу вашей санкальпы и позвольте себе почувствовать заветное желание во всем теле. Теперь снова вспомните чувство компульсивности. Путешествуйте назад и вперед, с каждым разом усиливая чувство заветного желания.»

Этот подход применим не только к практике отправной точки, но и ко всем вашим выборам. Миллер советует ежедневно пересматривать свои действия с точки зрения своего намерения. Например, давайте представим, что ваше заветное желание – «Я наполнен божественным состраданием», и ваша конкретная санкальпа – это: «При каждой встрече Я отношусь к себе и к другим с добротой». Оглядываясь на свой день, спросите себя: «Каким образом я был недобрым, подлым и жестоким?» Задайте этот вопрос не с позиции суровой самокритики, но с искренним интересом увидеть, как это происходило. Какой была ситуация? Какими были твои мысли? Как это чувствовалось? Что ты сказал или не сказал? Как это ощущалось?

Миллер относится к этим отступлениям не как к неудачам, но скорее как к движению От себя. Минутное отсутствие сострадания – это не то, кто ты Есть . Санкальпа действительно описывает, кто мы есть и как движемся в мире, пребывая в гармонии с другими». Жизнь– это процесс, который учит быть в созвучии с нашей истинной природой, но иногда мы теряемся на пути .

Когда ты замечаешь, как движешься От себя, представь, что можно было бы подумать, сказать или сделать, что согласовывалось бы с твоим решением? Как бы это ощущалось? Посмотри на себя в действии и почувствуй это в теле. Представляй этот ответ до тех пор, пока не почувствуешь, будто действительно сделал это. Согласно Дуглас, эта практика помогает растворить обусловленность, отдаляющую нас от дхармы и от пробуждения к своей истинной природе».

Ключ к выполнению Дхармы

Когда вы впервые начнете работать с санкальпой, эта практика может показаться полной противоречий. Вы начинаете с определения желаемого, но единственный путь осуществить это – в том, чтобы признать, что вы уже там, у вас это уже есть . Ставьте конкретные цели и сосредоточьтесь на прерывании привычек. Но в каждый момент, когда вы действуете согласно этим целям, в первую очередь помните о том, что вы уже совершенны и целостны.

Согласно Роду Страйкеру, это очевидное противоречие есть суть санкальпа-практики и недуальных учений. «Всё это исходит из идеи, что каждый из нас является одновременно бытием и становлением. Есть часть нас, параматма, которая трансцендентна, сущностно едина и ни в чем не нуждается. Есть также джива атман – часть нас, которая приходит в жизнь с предназначением и судьбой и всегда находится в процессе становления , - объясняет Страйкер. - Чтобы выполнить свою дхарму, нужно интегрировать эти два кажущиеся противоположными аспекты бытия .» Жизненно важно для счастья идти обоими путями одновременно. Направляйте свою энергию в намерение, но будьте бдительны к своей природе, которая неизменна независимо от того, достигните вы цели или нет. Между целью и ее реализацией наслаждайтесь жизнью, насколько это возможно! опубликовано

©Келли МакГоннигал

Е сли вы думаете, что Шавасана – знаменитая Поза трупа в йоге – самый эффективный способ расслабиться, то вы ничего не знаете о йога-нидре. Эту практику еще называют «сном йогов». Однако, как вы понимаете, йоги – не обычные люди, и их сон не может быть обычным бессознательным сном. Что же представляет из себя йога-нидра, кому подходит и в чем ее преимущества? В этом и постараемся разобраться в данной статье.

Не случайно в начале статьи мы упомянули Шавасану. Эта универсальная поза расслабления понадобится нам при практиках йога-нидры. Принять ее очень просто. Для этого достаточно просто лечь на спину, свободно раскинуть по сторонам ноги и руки, ладони при этом направьте вверх, глаза закройте. Для Шавасаны подойдет любая горизонтальная поверхность – пол, земля и даже кровать. Если хотите, вы можете положить под голову подушку или даже укрыться одеялом. Задача состоит в том, чтобы устроиться максимально удобно, дабы в процессе практики не возникало желания и потребности осуществлять какие-либо движения. Глаза также должны оставаться закрытыми. Лучше заниматься йога-нидрой в полной тишине.

Если в Йога-нидре вы новичок, то настоятельно рекомендуем начать ее практики под руководством опытного инструктора. Он корректно проведет вас по всем ключевым моментам практики и сделает ее максимально результативной для вас.

Первое, о чем следует помнить во время занятий, что не нужно позволять себе спать. Вы должны оставаться осознанным. Для этого сразу дайте себе установку «Я не буду спать» и мысленно повторяйте ее на протяжении всего сеанса.

Для начала вам предстоит расслабиться. Для этого сделайте глубокий вдох, а с выдохом представьте, как умиротворение и спокойствие растекаются по всему вашему телу.

Теперь попробуйте осознать каждую часть своего тела с головы до ног, убеждаясь, что она полностью расслаблена и избавлена от каких-либо зажимов.

После этого мысленно пройдитесь по всем частям тела, которые соприкасаются с полом или землей, если вы занимаетесь на свежем воздухе. Ладони, локти, лопатки, пятки, задняя поверхность бедра, плечи, голова, икры: ничто не должно ускользнуть от вашего осознания.

Затем вызовите чувство тяжести во всем теле, словно вы проваливаетесь под собственным весом в пол. Теперь замените это чувство на ощущение легкости в каждой клеточке своего организма. Представьте, что вы становитесь невесомым и вот-вот воспарите над землей.

И тут мы подходим к важному этапу практики – санкальпе. Это момент, когда вы можете выбрасывать во Вселенную свои желания, и они обязательно сбудутся.

Санкальпа – в переводе с санскрита означает время для принятия решений.

В аше желание может носить духовный характер, а может быть вполне приземленным и меркантильным. Каждый формулирует для себя санкальпу в меру своего духовного развития. Произнести ее необходимо трижды уверенно и четко.

После этого продолжаем расслабляться. Более детально переходим к осознанию частей своего тела. Если вы занимаетесь с инструктором, он вам поможет в этом, пригласив переключить сознание с одного пальца руки на другой, со средней части спины на верхнюю, с подбородка на нижнюю губу и т.д. Затем более укрупненно осознавайте всю руку, голову и, наконец, все тело целиком.

Дальше вызовите чувство холода во всем теле. Можете представить, как вы идете по морозу ночью, ваше тело начинает промерзать с ног. Затем на смену холоду вызовите блаженное чувство тепла. Представьте летнее солнце, которое прогревает все ваше тело, или костер, у которого вы греетесь.

Теперь очередь за чувством боли. Представьте любую боль: физическую или эмоциональную.

Затем пробудите в себе чувство удовольствия, предайтесь ему в полной мере, насладитесь им. Можете вспомнить какой-то реальный момент из жизни, когда вы испытали сильное физическое или эмоциональное удовлетворение.

Следующее упражнение – осознанное дыхание. Думайте о каждом вдохе и выдохе. Дышите естественным для себя образом, просто осознавайте каждый вдох и выдох. Здесь важно не уснуть. Проконтролировав 60 вдохов и выдохов, обратите свои мысли к пространству между бровями. В этот момент перед вашими закрытыми глазами могут возникнуть образы или цветные пятна.

Дальше вас ждет мысленная прогулка по утреннему лесу. Представьте, что солнце еще не взошло, и вы одна в прекрасном лесу. Здесь спокойно, свежо и прохладно. Вокруг вас высокие деревья, под ногами шуршат листья, вы ощущаете запах мха. Вашему взору предстают красивые цветы с каплями росы на лепестках, а ваш слух услаждает пение лесных птиц. Вы случайно замечаете кролика в траве, прошмыгнувшего в заросли ежа, пугливого оленя. В лесу кипит жизнь. А вот журчит ручей, и в нем плавают рыбки. Вы идете дальше и замечаете ящерицу на камне и несколько порхающих бабочек в воздухе. Наконец, вы выходите на поляну, в центре которой находится небольшой храм. Вы замечаете свечение вокруг него и слышите звук ОМ, ваше обоняние улавливает запах благовоний, который струится из храма. Входите в него! Здесь прохлада и полумрак, звук ОМ становится все громче, и вы уже чувствуете вибрацию в своей голове. Вы замечаете настоятеля в мантии в центре храма, который читает мантру ОМ. Его глаза закрыты, и он не видит вас. Садитесь рядом и проникнитесь миром и гармонией вокруг.

Вернитесь к осознанию своего естественного дыхания. Прислушайтесь к окружающим вас звуках в реальном мире: вначале дальним, затем ближним. Еще раз трижды повторите санкальпу. Осознайте свое физическое тело здесь и сейчас, посмотрите мысленно на свое тело со стороны, сверху. Обратите внимание на выражение лица, одежду, на все вокруг вашего физического тела. Теперь подвигайте пальцами рук и ногу и, не открывая глаз, медленно сядьте в любую удобную медитативную позу. Трижды повторите мантру ОМ и откройте глаза.

Говорят, что час йога-нидры способен заменить четыре часа обычного сна. Хотя сеанс йога-нидры может быть и менее продолжительным, например, 30 минут. Такая практика помогает получить глубокую релаксацию за небольшое количество времени. В первую очередь йога-нидра подойдет тем, кто чувствует физическое и умственное истощение, устал от жизни, утратил интерес к ней, страдает от страха, озлобленности, жадности, внутренней дисгармонии. Йога-нидра развивает осознанность и ментальную чистоту, омолаживает не только физически, но и эмоционально. Во время йога-нидры вся подавленная энергия в нас (страхи, нереализованные желания, угрызения совести) находят выход и тем самым устраняют психологические блоки, напряжение внутри нас, ум становится свободным от «лишнего груза».

Иногда бывает, что полностью на протяжении всего занятия йога-нидрой оставаться осознанным не удается, и местами вы словно проваливаетесь в сон. Это нормально. По мере роста опыта в подобных практиках периоды осознанности будут становиться все продолжительнее. Также можно использовать йога-нидру в качестве прелюдии перед сном, особенно полезно это может оказаться для людей, страдающих бессонницей.

В заключение хотелось бы подытожить, что йога-нидра – это не сон и не гипноз и даже не йога в классическом понимании этого слова. Подобные практики – это глубокое расслабление, избавление от психологических блоков, путь к формированию уравновешенного эмоционального состояния, что в свою очередь является выгодной базой для успешного освоения асан классической йоги.

Когда я училась в институте, при подготовке к экзаменам любили шутить: «это надо записать на магнитофон и включить перед тем, как ляжешь спать. Это невозможно выучить, это можно только на подкорку записать…». Тогда я не пробовала так делать, только клала учебник под подушку.

Позже мне сестра рассказала совет психолога: «чтобы поднять самооценку ребёнка, его надо гладить перед сном и говорить что-то хорошее, позитивные утверждения в тот момент, когда ребёнок засыпает или только заснул.»

Кое-что читала у Кастанеды и Гурджиева. Но попытки чего-то достичь в этой области были тщетны. Теперь, познакомившись с йога-нидрой, я понимаю, что не хватало осознанности. Управление сном – это здорово, конечно, но когда ты знаешь, куда ты идёшь и что тебе нужно. На мой взгляд, йога-нидра – более понятный и мягкий путь.

В йога-нидре мы начинаем с того, что «загадываем желание». Да, то что надо – мы формируем НАМЕРЕНИЕ! Мы ставим цель, мы определяем точку В, куда должны попасть. Мы точно знаем, что нам нужно. Это важно! Это и есть осознанность. Мы не всегда знаем, зачем нам надо исполнение того или иного желания. Но иногда для исполнения желания, иногда после исполнения с нами происходит что-то значительное, мы что-то новое для себя понимаем, проживаем, ОСОЗНАЁМ. Очень важно, чтобы желания исполнялись – на мой взгляд, это путь духовного роста.

Возвращаясь к САНКАЛЬПЕ (цели, намерению) хочу заметить, что есть некоторые правила его формирования. Эти правила используются психологами и коучами в настоящее время и достаточно распространены:

    Санкальпа должна быть написана от руки.

    Должна быть сформулирована от первого лица и про себя. Не надо загадывать про другого человека, даже самого близкого и даже если вас это волнует больше, чем собственные желания

    Санкальпа должна быть полезна не только вам, ваше желание не должно быть направлено на причинение вреда

    Санкальпа должна быть искренней и эмоциональной. Старайтесь не «воровать» желания у других, а понять чего же ВЫ хотите на самом деле.

    Не пытайтесь в одну Санкальпу впихнуть сразу несколько желаний. Хочу подлететь на собственном самолёте к дому на моём острове и увидеть красавицу жену, играющую с пятью нашими детьми… может, это и сработает, но сил и времени больше займёт…

    Формулировка должна быть в настоящем времени, позитивной, исключая «не, без» и всякий негатив

    Не ставьте точных дат и сроков и не думайте про то, КАК исполнится ваше намерение

    Обязательно благодарите Вселенную за всё так, как будто это у Вас уже есть!

Когда мы определились с санкальпой, т.е. мы осознали, КУДА хотим двигаться, мы начинаем движение. Обычно на занятии йога-нидрой после написания санкальпы выполняются дыхательные упражнения, комплекс Сурья Намаскар, еще несколько асан для пробуждения энергии физического тела, а затем выполняется практика самой йога-нидры. Группа ложится на коврики, как для шавасаны. Очень важно, чтобы практикующим было удобно, комфортно. Должно быть тепло, но не душно, помещение должно быть проветрено, коврик не должен быть очень тонкий, но и пуховая перина тоже не подойдёт. Желательно накрыться одеялом и использовать специальную маску на глаза. Все условия желательно соблюдать, чтобы не отвлекаться на эти нюансы во время практики, когда сознание должно быть направлено на формулирование санкальпы и выполнение заданий инструктора.

Инструктор голосом направляет практикующих таким образом, что осознанное желание встречается с подсознанием и мягко в него внедряется. Это в некотором роде самогипноз. Во время практики желательно не погружаться в бессознательное состояние, слушать голос инструктора и выполнять задания. Но даже если на первых этапах сознание отключается и человек засыпает, это позволяет ему более эффективно восстановить силы, чем во время обычного сна. И, конечно, стоит продолжать практику для лучшего контроля сознания.

Текст, используемый инструктором, был предложен Свами Сатьянанда Сарасвати, который нечаянно для себя открыл эффект восприятия информации во время сна. Нельзя исключить влияние его учителя, Свами Шивананду, который дал своему ученику разъяснения и помог сформировать метод работы с подсознанием из опыта запоминания мантр во время сна. Возможно, метод существовал, но стал известен миру только в середине прошлого века благодаря Свами Сатьянанда Сарасвати.

Йога-нидра можно перевести как «йога» – управление, упряжка «нидра» – сон, т.е. управление сном. Или управление сознанием во время сна. Или «Йога психического сна», как ее называют в Бихарской школе.

Регулярная практика йога-нидры воздействует не только на физическое тело человека, улучшая его здоровье, укрепляя нервную, иммунную и другие системы организма. Она также влияет на тонкие энергии человека, концентрируя их и направляя в заданном человеком направлении. Человек имеет возможность формировать своё будущее, влиять на свою судьбу.

Йога-нидра не имеет противопоказаний (тут только важно соблюдать перечисленные выше правила формирования санкальпы), а показаний к практике можно выделить достаточно много. В первую очередь йога-нидра показана людям, которые не умеют расслабляться, слишком тревожны или с нарушениями сна. Йога-нидра показана людям, у которых есть противопоказания к хатха-йоге, но есть желание научится контролировать своё сознание, свою жизнь.

Работа студентки Московского Университета Йоги Василисы Бражник

Углубить свои знания вы можете в Московском Университете Йоги