Игра эстафета с баскетбольным мячом. Конспект урока по физической культуре на тему "Эстафеты с ведением, ловлей и передачей мяча "(2 класс)




Тема: Эстафеты с ведением, ловлей и передачей мяча

Тип и вид урока: совершенствование двигательных действий

Цели урока: совершенствование техники передачи и ловли мяча

Задачи урока:

    Совершенствовать навыки ведения мяча, передачи мяча

    Развивать у обучающихся быстроту и координацию

    Воспитывать у обучающихся положительное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к подвижным играм

Планируемые результаты:

Предметные:

    Ученик получит возможность осознать значение подвижных игр для здорового образа жизни

Личностные:

    Ученик получит возможность совершенствовать навык ведения мячя

Метопредметные:

    Обучающиеся получат возможность совершенствовать умения действовать в соответствии с правилами

Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы: объяснение, демонстрация

Оборудование: мячи

Структура урока

Дидактическая структура урока

Ход урока

Примечания

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Организационный момент. Время: 5 мин

    Построение

Приветствуют учителя. Выполняют упражнения.

«Равняйсь. Смирно. Здравствуйте ребята. По порядку номеров рассчитайсь. Направо. Налево. Кругом. Налево. Направо. Налево. Вольно.

На первый, второй рассчитайсь. В две шеренги становись.»

    Разминка

Время: 15 мин

Выполняют упражнения.

За направляющим 8 кругов по залу бегом марш. (разный вид бега)

За направляющим обход по залу шагом марш. Держим колонну. Углы не срезаем.

Исходное положение: руки за голову ходьба на носочках.

Без задания.

Исходное положение то же самое, ходьба на пяточках.

Теперь ходьба на внутренней стопе, на внешней стопе.

Руки на пояс, присели и идем в полу приседе.

А теперь восстанавливаем дыхание. Идем на носочках, руки подняли вверх, на счет раз-вдох, 2-выдох, вдох, выдох.

Молодцы.

Класс, через середину зала за направляющим в три колонны становись.

Разошлись на вытянутые руки.

И так: руки на пояс, ноги на ширине плеч. Наклоны головой вправо- влево- вперед-назад под счет начинай (на 4 счета). Разминаем плечевой сустав. Руки на плечи, круговые вращения вперед-назад начинай. (на 4 счета)

Правая рука внизу, левая вверху, рывки руками под счет начинай на (на 4 счета), поменяли руки. (на 4 счета)

Наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад (на 4 счета)

Круговые движения тазом в правую, в левую сторону(на 4 счета).

Выпады правой и левой ногой (на 4 счета)

Перекаты в левую и в правую сторону (на 4 счета)

Разминаем голеностоп. Вращение правой стопы, левой (на 4 счета)

Прыжки на правой, на левой ноге (по 5 раз) На обеих ногах (по 5 раз)

Разминаем кисти рук. Волна (по 5 раз на каждую руку) Вращение (по 5 раз)

Молодцы ребята!

Основной этап

Время: 17 мин

Слушают инструктаж Выполняют упражнения..

«Класс, Построились. Равняйсь. Смирно.

Инструктаж

При выполнении заданий, друг друга не толкать, не оскорблять, подножки не ставить, мячами не кидаться. слушать только меня и мои просьбы.

На первый, второй рассчитайсь. Первые номера 2 шага вперед, вторые на месте. Встаем за линию. Итак, начнем эстафету.

Теперь первые номера берет себе мяч.

Первое упражнение: бег с ведением баскетбольного мяча правой рукой до стены, а обратно левой рукой

Второе упражнение: бег до линии затем выполнение броска мяча в стену из-за головы.

Третье упражнение: «перекати поле» катание мяча рукой по полу до стены, обратно бегом.

Четвертое упражнение: прыжки с мячом зажатым между коленями, обратно бегом с мячом в руках

Пятое упражнение: команды встают парами и передают мяч друг другу ударяя его об пол. Каждый участник команды должен это проделать.

Шестое упражнение: бег с теннисным мячом до линии затем метание в цель и ловля мяча. Обратно бегом

Седьмое упражнение: прыжки на фитболе. Проделывает каждый участник.

Восьмое упражнение: передача мяча в колонне, снизу. Проделывает каждый участник.

Девятое упражнение: передача мяча в колонне, сверху. Проделывает каждый участник.

Заключительный этап урока.

Время: 1 мин.

Выполняют упражнения. отвечают на поставленные вопросы учителя.

« И так, ребята, в одну шеренгу становись. Равняйсь, смирно. Вольно.»

«Ребята, что вам показалось наиболее сложным сегодня на уроке? Какие физические качества сегодня развивались на нашем уроке? Для чего нам это нужно? Какие главные качества вырабатываются в эстафетах?

Молодцы!

Команда, которая сегодня выиграла получает отметку «5», а все остальные «4»

Рефлексия

Время: 2 мин.

Дают оценку своим достижениям и промахам.

Сегодня вы все хорошо поработали. Спасибо за урок. встаем по парам и идем в класс. учитель провожает обучающихся до класса.

Подпись учителя:_____________________________________ Дата ______________

Подпись методиста: __________________________________ Дата ______________

План-конспект урока физической культуры в 3 классе.

Раздел: «Подвижные игры»

Тема: «Игры и эстафеты с элементами баскетбола»

Цель: Совершенствование техники ловли и передачи мяча с помощью подвижных игр и соревновательной деятельности.

Образовательные задачи (предметные результаты):

1. Познакомить со значением слов «баскетбол», «пас», «дриблинг»

2. Совершенствовать различные виды перемещений в стойке баскетболиста.

3. Развивать двигательные способности (быстрота, ловкость) в подвижных играх.

Оздоровительные задачи:

1.формировать правильную осанку,

2. формировать культуру двигательной активности обучающихся на уроке.

Развивающие задачи (метапредметные результаты):

1. Формировать умение контактировать с со сверстниками в игровой и соревновательной деятельности (КУУД).

2. Развивать умение планировать, контролировать и давать оценку двигательным действиям своим и одноклассников (РУУД).

3. Развивать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, используя терминологию физической культуры (ПУУД).

Воспитательные задачи (личностные результаты):

1. Формировать самооценку и умение личностно самоопределяться в игровой и соревновательной деятельности.

2. Формировать умение проявлять дисциплинированность, внимательность друг к другу и к достижению поставленных целей.

Место проведения: Лянторская сош №5

Дата проведения:

Продолжительность урока: 45 мин.

Инвентарь и оборудование: баскетбольные, волейбольные мячи, свисток,секундомер.

Подготовительная часть урока.

Построение, приветствие.

- Какие предметы спортинвентаря вы видите?

-Назовите спортивные игры, в которых используется данный спортинвентарь?

- Кто сможет назвать значение английских слов «бол» (мяч), «баскет» (корзина), «пас» (передача), «дриблинг» (ведение).

Дозировка: 3 минуты

Целевая установка заданий

Организация обучающихся на урок

Вид УУД

Умение проявлять дисциплинированность и внимательность (Л)

Умение сопоставлять информацию разного вида (англ. язык и русский) (П)

- Как вы считаете, ребята, какие физические двигательные способности развиты у игроков, которые играют в эти игры? (быстрота, выносливость, сила, ловкость).

Дозировка: 5 минут

Целевая установка заданий

Создание ситуации для промежуточного анализа уровня знаний обучающихся.

Вид УУД

Умение характеризовать физические качества (Пр).

- А теперь сформулируйе, цель нашего урока. (Совершенствование двигательных способностей: быстроты, выносливости, ловкости и силы в играх с мячами).

Обобщение. - На уроке мы постараемся использовать эти мячи в играх, чтобы быть сильными, ловкими, быстрыми. И выберем для этого баскетбол.

Целевая установка заданий

Создание проблемной ситуации для принятия цели и задач урока.

Формирование осознанного отношения к выбору игрового вида спорта (физического развития и совершенствования).

Вид УУД

Умение формулировать цель урока, ставить задачи (Р)

- Начнём разминку. Как вы считаете, для чего мы делаем разминку?

Выполняем различные виды ходьбы по заданию, а каждый проверит и оценит себя «Я умею ходить ровно, правильно, красиво». Смена видов ходьбы по заданию (ходьба на пятках, ходьба на носках,; ходьба в полуприседе, ходьба в полном приседе, ходьба змейкой, ходьба быстрым шагом.

Бег (смена видов бега по свистку), бег с элементами перемещения в стойке баскетболиста (спиной вперед, приставными шагами), бег с остановкой по свистку, переход с бега на шаг по свистку.

Дозировка: 7 минут

Целевая установка заданий

Формирование осознанного отношения к организму.

Формирование самооценки направленной на правильность выполнения двигательного действия.

Вид УУД

Осознание роли разминок (Л)

Бережное отношение к своему организму и здоровью (Л)

Умение различать команды, выполнять двигательные действия (предм. знания)

Умение дать самооценку

Умение контролировать свои действия (Р)

Развитие ловкости (Предм.)

Умение организовать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели (Л).

- Какой мяч я взяла? (баскетбольный). Как переводится «баскетбол»? (корзина, мяч).

Игра «Гонка мячей по кругу». Играющие становятся в круг на вытянутые руки, перед их ногами проводят черту. Выбирают водящего, который идёт в середину круга. Стоящие по кругу получают мяч. Играющие передают мяч так, чтобы водящий не мог поймать его. Если водящему удается коснуться мяча, то на его место идет игрок при передаче которого был осален мяч водящим, показывает какое либо упражнение, все выполняют.

Нам в этой разминке помогло такое качество как координация движения.

Дозировка: 6 минут

Целевая установка заданий

Совершенствование физических качеств.

Установка на принятие правил игры и их соблюдения.

Вид УУД

Умение применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами (П).

Умение управлять эмоциями при общении со сверстниками (л).

Игра «Охотники и утки»

Чертят круг. Две команды «охотники» и «утки». Утки в кругу, охотники встают за круг и получают мяч. По команде учителя, охотники не заходя в круг, стараются попасть мячом в уток. Утки перебегают внутри круга и выходят из игры, как только в них попадают мячом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выбиты все утки. После этого играющие меняются местами. С помощью секундомера засекается время, за которое охотники выбивают всех уток. Побеждает команда сделавшая это быстрее.

- Дадим характеристику «уткам»: быстрые, ловкие.

- «Охотники» Они у нас какие? Сильные, меткие, смелые и ловкие.

Обобщение. - Ребята, назовите, пожалуйста, какие двигательные способности нам помогли в игре.

Дозировка: 6 минут

Вид УУД

Умение договориться о предстоящей деятельности (К)

Умение организовать и проводить со сверстниками подвижные игры с элементами соревнований (П).

Основная часть

- А что еще можно провести с мячами? У кого какие будут предложения? (Выслушиваются предложения от детей) (При условии, если дети не назовут эстафету, то учитель предлагает свой вариант, как полноправный соучастник процесса)

- А можно с этими мячами составить эстафеты?

- Задания к эстафетам вы придумаете сами в командах. Чтобы команды были примерно равны в силах,я разделю вас.

В команде договоритесь, кто будет капитаном и придумайте название команды.

Дозировка: 5 минут

Целевая установка заданий

Согласование действий

Вид УУД

- Вспомните, как играют с этими мячами спортсмены и постарайтесь придумать эстафеты, чтобы они давали небольшое представление об игре.

Я могу помочь, если нужно.

Эстафеты.

- Какие физические качества мы с вами развивали?

А какие ваши личные качества проявились при выполнении эстафеты? (дисциплинированность, внимательность друг к другу, упорство (сила воли) в достижении поставленных целей). Отметить команду, которая придумала самую интересную эстафету.

Дозировка: 8 минут

Целевая установка заданий

Создание условий для проектирования

Создание ситуации для самоопределения

Создание ситуации для анализа и самоанализа.

Вид УУД

Умение управлять поведением одноклассников (К)

Умение планировать учебное сотрудничество со сверстниками (функция участников, способы взаимодействия) (К).

Умение планировать свои учебные действия (Р)

Умение воспользоваться помощью учителя – учебное сотрудничество с учителем

Умение различать физические качества от личностных качеств (Пр).

Умение анализировать и объективно оценивать результат своей деятельности (П, Л).

Заключительная часть

Оценивание себя (пояснить)

Подведение итогов.

- А сейчас, выберите, какое физическое качество в большей степени развивается в той или иной игре:

«выносливость» -« Охотники и утки».

«быстрота» - «Гонки мячей по кругу».

«ловкость» - Эстафеты с мячами.

А все эти качества в целом можно использовать в спортивной игре «баскетбол».

Занимайтесь баскетболом и вы будите быстрыми, ловкими, выносливыми.

Дозировка: 5 минут

Целевая установка заданий

Формирование самооценки

Ситуация для сплочения групп по интересам

Баскетбол в играх и эстафетах.

В статье предлагается ряд подвижных игр, подводящих к баскетболу. Материал рассчитан на внеклассную работу в школе, хотя многие игры могут быть применены и на уроках физической культуры.

Совершенствование перемещений.

«Пятнашки» - наиболее универсальная игра для баскетбола. Применяя различные варианты, можно решать разнообразные задачи. Ниже даётся несколько вариантов «Пятнашек» на перемещения.

1. В руках у водящего набивной мяч. Он старается осалить одного из убегающих игроков, коснувшись его рукой. Осаленный игрок получает мяч и становится водящим. В зависимости от количества играющих водящих может быть несколько.

2. То же, но игроки перемещаются спиной вперёд, приставными шагами, прыжками и т. д.

3. То же, но преследуемый может освободиться от водящего, если другой игрок пробежит между ними. Тогда водящий обязан бежать за игроком, пересекшим ему путь.

4. То же, но преследуемый выполняет различные действия (приседания, прыжки и т. д.), а водящий должен их повторять.

5. Этот вариант «Пятнашек» проводится без мяча. Игрок, которого настигли, берёт водящего за руку и бежит с ним дальше. Следующий осаленный присоединяется к ним и т. д. К концу игры водящие образуют цепь, стараясь захватить в круг оставшихся игроков.

6. Каждый из игроков держит в руках какой-нибудь предмет (теннисный мяч, кеглю и т. д.), и лишь у одного в руках ничего нет. Водящий может бежать лишь за тем игроком, у которого в руках нет предмета. Если преследуемый попадает в тяжёлое положение, ему передаёт предмет один из партнёров. Теперь его уже пятнать нельзя, и водящий ловит другого игрока, оставшегося без предмета.

«Пятнашки в тройках». Задача водящего – запятнать игрока 1, которого прикрывает игрок 2. Водящий старается обманными движениями обойти игрока 2 и прорваться к игроку 1, который не имеет права отходить от партнёра дальше чем на 1 м.

«Догони партнёра». Игроки, разбившись на пары, располагаются вдоль лицевой или боковой линии площадки на расстоянии 1,5 – 2 м. в затылок друг другу. По команде они выполняют различные упражнения из исходного положения, затрудняющего старт для рывка (в приседе, в упоре лёжа и т. п.), в быстром темпе. По следующему сигналу игроки, стоящие первыми, устремляются к противоположной линии, а вторые догоняют их, стараясь запятнать. Если во время бега раздаётся свисток, то партнёры останавливаются заранее оговорённым способом (прыжком, двумя шагами и т. д.), после чего поворачиваются и бегут обратно, меняясь ролями. Игрок, запятнавший партнёра, получает 2 очка.

«Воздушный шар». Ребята делятся на 2 команды и строятся в шеренги лицом руг к другу. За спиной у игроков каждой команды на расстоянии 4 – 5 м. проводится ограничительная линия. Между каждой парой игроков ведущий побрасывает воздушный шар, а ребята в прыжке стараются отбить шар одной рукой за спину соперника, перебросив при этом шар через ограничительную линию. Тот, кому это удаётся, получает 1 очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.

«Третий лишний». Игра носит тактическую направленность. Проводится в группе, игроки которой изучили заслоны. Ребята располагаются по кругу парами в затылок друг к другу. Двое водящих бегут по внешней стороне круга, один убегает, другой его преследует (рис. 1 а). Спасаясь от преследования. Первый водящий внезапно встаёт сбоку от пары игроков, выполняя наружный заслон (рис. 1 б). Игрок, для которого поставлен заслон, становится водящим (убегающим).

В а р и а н т. Водящий ставит заслон так, как это показано на рис. 1 в. В этом случае происходит смена ролей – догонявший убегает в противоположном направлении, а оказавшийся «лишним» догоняет его. Если догоняющему игроку удаётся осалить убегающего, они меняются ролями.

Ловля и передача мяча.

«Наседка и ястребы». Играют две команды. Одна команда – «ястребы» – образует круг, в руках у одного из игроков баскетбольный мяч. Вторая команда – «курица с цыплятами» – строится внутри круга в колонну по одному, каждый кладёт руки на пояс впереди стоящего. Игроки первой команды, передавая мяч друг другу, стараются осалить последнего «цыплёнка».

«Живая цель». Ребята делятся на две команды. Игроки обеих команд стоят через одного по кругу. Каждой команде даётся один мяч. Внутри круга водящий – игрок одной из команд. Задача водящего – увёртываться от мяча, которым его стараются запятнать игроки команды соперника, и одновременно ловить мяч, направляемый ему партнёрами, и возвращать его снова в свою команду. Как только водящего запятнали, его место занимает игрок противоположной команды. Так в роли водящего поочерёдно выступают все участники. Победительницей становится команда, игроки которой, лучше увёртываясь от мяча, выполнили больше передач.

П р и м е ч а н и е. Способ передач мяча заранее обуславливается в зависимости от возраста и количества участников.

«Свободное место». (Рис. 2). Играющие образуют круги по 6 – 8 человек в каждом. В руках у одного из них мяч. Игрок с мячом выполняет передачу любому партнёру и бежит за мячом. Игрок, получивший мяч, также передаёт его любому партнёру, но бежит уже на освободившееся место.

Эта игра требует большого внимания: надо не перепутать, когда бежать за мячом, а когда – на свободное место.

«Всадники». Игра ведётся на небольшой площади. Ребята делятся на две команды. Игроки одной команды садятся верхом на игроков другой команды. По сигналу ведущего «всадники»начинают перебрасывать друг другу мяч. «Лошади» ведут себя неспокойно (делают неожиданные повороты, переходят с места на место и т. д.), чем затрудняют ловлю мяча. При потере мяча игроки меняются ролями. Выигрывает команда, сделавшая большее количество передач.

«Ловец и перехватчик». Играющие располагаются по кругу, в руках у одного из них мяч. В центре круга два игрока: ловец и перехватчик. Стоящие по кругу передают друг другу мяч и, выбрав удобный момент, делают передачу ловцу. Ловец старается открыться, чтобы получить передачу, а перехватчик – прикрыть ловца и перехватить мяч. Каждую 1 мин. перехватчик меняется. Игра длится до тех пор, пока все игроки не побывают в роли перехватчика. Побеждает тот, кто допустит меньше передач ловцу.

«Кто быстрее?». Группа делится на две команды. Команды строятся в шеренги вдоль боковых линий площадки и рассчитываются по порядку. Игру начинают первые номера. Они с мячами выходят на среднюю линию и стоят лицом в противоположных направлениях на расстоянии 3 – 4 м. друг от друга. По сигналу ведущего оба подпрыгивают, ноги врозь, в безопорном положении сильно ударяют мячом в пол под ногами за спину, приземляются и выполняют рывок вперёд за мячом соперника. Игрок, коснувшийся мяча первым, приносит команде 1 очко. Затем то же задание выполняют вторые номера, третьи и т. д. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

«Перебрасывание мячей». Группа делится на две команды. Одна команда произвольно располагается на одной стороне площадки, другая – на противоположной. Игрокам обеих команд выдаётся равное количество мячей (3, 4, 5 и т. д.). По сигналу начинается переброска мячей на противоположную сторону площадки. Через определённое время (1 – 2 мин.) игра останавливается и подсчитывается количество мячей в командах. Побеждает команда, у которой оказалось меньше мячей.

«Салки в тройках». Игра проводится в тройках с мячом: один игрок убегает, двое других, передавая мяч друг другу, стараются догнать его и запятнать мячом, не выпуская мяча из рук. Запятнавший становится убегающим.

В а р и а н т ы: 1. Пятнать можно передачей, а убегающий имеет право поймать мяч. В этом случае он не считается запятнанным.

2. Два партнёра убегают, передавая друг другу мяч, а догоняющий ведёт мяч, стараясь запятнать одного из убегающих передачей мяча. В этом варианте убегающие не имеют права задерживать в руках мяч.

«Не давай мяча водящему». Игру можно использовать для совершенствования защитных действий, а также при отработке передач. Пятеро игроков образуют круг, шестой, водящий, - в центре круга. Каждый из пятерых игроков имеет право передать мяч любому из партнёров, стоящих напротив, но только не соседу справа или слева. Водящий каждый раз пытается помешать передаче или перехватить мяч. Если ему это удалось, он меняется местами с игроком, от которого получил мяч.

«Гонка мячей в квадрате». Расположение игроков, как на рис. 3. В данной игре помимо навыков передач мяча приобретается умение «видеть поле». По сигналу ведущего игроки с мячами передают их соседу справа (слева) и меняются местами. Игроки, стоящие на углах, смену мест производят по диагонали. Через каждые 2 – 3 мин. игроки меняются местами по часовой стрелке.

В а р и а н т. По сигналу ведущего игроки останавливаются, выполняют три удара мячом об пол, после чего меняют направление передачи.

«Бросай – беги». Ребята делятся на две команды и строятся в две шеренги через одного (рис. 4). У первых игроков мячи. По сигналу они передают их партнёрам, стоящим напротив, и бегут на их место. Те выполняют аналогичные действия до тех пор, пока мяч не достигнет противоположного фланга. Последний игрок, выполняя ведение мяча, бежит за шеренгой на место первого, и игра повторяется. Побеждает команда, игроки которой раньше заняли свои места.

Ведение мяча.

«Салки». Игрок, ведя мяч, догоняет убегающего, тоже ведущего мяч, и, не теряя контроля над мячом, старается осалить его свободной рукой.

В а р и а н т ы: 1. Убегающего можно осалить передачей, но тот имеет право поймать мяч. В этом случае он не считается осаленным.

2. Догоняющий с мячом взаимодействует с игроком за площадкой. Запятнать игрока догоняющий может, лишь получив мяч от партнёра.

«Вызов номеров». Группа делится на несколько команд по 4 – 5 человек. В командах игроки рассчитываются по порядку. Команды строятся в колонны за линией старта, у направляющих мячи. Ведущий называет любой номер. Названные номера выбегают, получают мяч от направляющего, ведут его до заданной точки и обратно. Игрок, финиширующий первым, приносит своей команде 1 очко. Затем вызываются следующие номера. И т. д. Побеждает команда, набравшая больше очков.

В а р и а н т ы: 1. То же, но каждому номеру даётся задание: после ведения бросок в кольцо, передача в стену, кувырок и т. д.

2. После первого сигнала может последовать второй, по которому игроки, выполняющие ведение, должны сразу вернуться в строй. Побеждает тот, кто сделает это первым.

3. Перед каждой командой на стуле стоит игрок с поднятым вверх мячом. В момент вызова очередного номера игроки, стоящие на стульях, выпускают мячи из рук. Вызванные игроки должны поймать мяч до касания его пола. За каждый пойманный мяч команда получает 1 очко.

«Пройди защитника». Играют 2 команды – защитников и нападающих. Команды строятся в шеренги вдоль лицевой линии баскетбольной площадки и рассчитываются по порядку. Первый номер защитников выходит в центр площадки. По сигналу первый нападающий выбегает с мячом и при помощи дриблинга и финтов старается «пройти» защитника и достичь противоположной линии. За удачный прорыв нападающий приносит команде 1 очко. При перехвате мяча защитником 1 очко получает другая команда. Затем выходят вторые номера защитников и нападающих, третьи и т. д. Когда все защитники и нападающие побывают в поле, команды меняются ролями, и игра повторяется.

«Один хвост хорошо, а два лучше». Игроки с мячами располагаются произвольно на площадке. У каждого сзади прикреплён лоскут материи 1240 см – «хвост». По сигналу ребята перемещаются с ведением, стараясь оторвать друг у друга хвост. По истечении определённого времени даётся сигнал к окончанию игры. Побеждают игроки, у которых окажется наибольшее количество оторванных хвостов.

«Выбей мяч». Игроки с мячами располагаются в области трёхсекундной зоны. По сигналу ведущего они, не выходя за пределы ограничительных линий, начинают ведение правой (левой) рукой, стараясь свободной рукой выбить за пределы зоны мяч другого игрока. Игрок, потерявший мяч, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока на площадке не останется 2 – 3 лучших игрока.

П р и м е ч а н и е. Если группа большая, то её делят на две команды по 8 – 10 человек и проводят два полуфинала. В финале встречаются по 4 – 5 победителей от каждой команды.

«Ведение со скакалкой». Эта эстафета помогает отрабатывать ведение с изменением скорости движения. Группа делится на несколько команд. Команды выстраиваются в колонны по одному за линией старта. Интервал между колоннами – 2 – 3 м. В 6 – 8 м. против каждой команды на расстоянии 1,5 м. лицом друг к другу встают по двое учеников, держа за концы скакалку. По сигналу ведущего они начинают вращать скакалку навстречу движению игроков, а направляющие с мячом начинают ведение, стараясь пробежать между ребятами со скакалкой так, чтобы скакалка их не коснулась. Вернувшись к своей команде, направляющий передаёт мяч следующему игроку. И т. д. Игрок, коснувшийся скакалки, приносит своей команде 1 штрафное очко.

Сочетание изученных приёмов.

«Старт за мячом». Играющие строятся на лицевой линии под щитом в две колонны и рассчитываются по порядку. Ведущий стоит между колоннами с мячом. Он бросает мяч вперёд и называет какой-нибудь номер. Двое игроков под этим номером бегут к мячу, стремясь завладеть им и бросить по кольцу. Игрок, не завладевший мячом, становится защитником и препятствует броску нападающего. За овладение мячом игрок получает 1 очко, за попадание в кольцо – 2 очка, за удачные действия защитник получает 2 очка.

В а р и а н т. То же, но ведущий бросает мяч навстречу игрокам.

«Наездники». Группа делится на две команды. Каждая команда рассчитывается на первый-второй. Первые номера – «лошади», вторые – «всадники», они садятся верхом на лошадей. Игра ведётся по баскетбольным правилам. Применяя все технические приёмы, команды стараются забросить мяч в кольцо соперников. Через определённые промежутки времени игроки меняются ролями.

«Быстрый прорыв». Ребята играют 2 2 или 3 3, на один щит. По сигналу ведущего команда, владеющая в этот момент мячом, совершает быстрый прорыв к противоположному щиту, после чего игра продолжается уже у этого щита вплоть до нового сигнала.

«Охраняя капитана». Играющие делятся на 2 команды. В каждой команде капитан и 3 – 4 защитника остаются на своей половине площадки, а нападающие переходят на половину соперника. После розыгрыша мяча с центра команда, завладевшая мячом, старается за счёт ведения и передач приблизиться к капитану команды соперника и осалить его мячом. Этому противодействуют защитники, стремящиеся перехватить мяч и отправить его на половину соперника своим нападающим. За попадание мячом в капитана команда получает 2 очка.

П р и м е ч а н и е. Защитникам не разрешается переходить среднюю линию для помощи своим нападающим возвращаться на свою половину для помощи защитникам. За нарушение этого правила команда наказывается потерей мяча.

«Мяч капитану». Игра аналогична предыдущей, но капитан находится на половине площадки соперника под кольцом, а нападающие при противодействии защитников стараются передать ему мяч. В а р и н т ы. 1. То же, но в зоне капитана стоит защитник. 2. То же, но капитан, поймав мяч, пытается забросить его в кольцо.

«Круговая эстафета». Группа разбивается на 4 команды. Команды строятся в колонны, как показано на рис. 5. В руках у направляющих баскетбольные мячи. По сигналу первые номера с ведением мяча пробегают круг и передают мяч третьим номерам и т. д. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

В а р и а н т ы. 1. То же, но игроки, обегая круг, выполняют броски по кольцу. В этом случае при выявлении команды-победительницы учитывается количество удачных бросков.

2. Построение то же, но мяч у вторых номеров. По сигналу первые номера выполняют рывок и получают передачу от вторых номеров, которые после передачи устремляются вслед за первыми. Первые ловят мяч, приблизившись к кольцу, выполняют бросок, обегают площадку и встают в конец своей колонны. Вторые номера подбирают мяч, передают его игрокам своих команд, стоящим третьими, после чего тоже возвращаются в строй. Как только первая пара финиширует, упражнение начинает следующая пара. Побеждает команда, первой закончившая эстафету и имеющая наибольшее число попаданий.

П р и м е ч а н и е. Эстафету необходимо проводить как по часовой стрелке, так и против, используя ведение и правой и левой рукой.

«Зонный баскетбол». Это единоборство – эффективное средство при обучении технике и тактике игры уже на начальном этапе. Играют две команды – нападающих и защитников. Баскетбольная площадка делится на 8 зон (рис. 6). В каждой зоне действуют по одному игроку от команды. Выбегать из зоны нельзя, а передавать мяч можно только игроку своей команды, находящемуся в соседней зоне. Игра в зоне идёт по правилам баскетбола.

В а р и а н т. В каждой зоне действуют по два игрока от команды. Главное внимание уделяется взаимодействию партнёров. Можно ввести правило: мяч в следующую зону направляется только после передачи между игроками одной зоны.

П р и м е ч а н и е. Если ребята хорошо подготовлены, упражнение можно выполнять сразу несколькими мячами. Как только игроки первой зоны освободились от мяча, они вводят в игру второй, третий мяч и т. д. Постепенно все мячи переходят в последнюю зону. Побеждает команда, у которой оказалось больше мячей. Затем мячи передаются таким же образом в обратную сторону.

«Массовый баскетбол». Группа делится на 2 команды. От каждой команды на площадке по 5 человек, остальные располагаются за пределами ограничительной линии равномерно по всему залу. Играют в обычный баскетбол, но игроки в поле имеют право взаимодействовать передачей с игроками за площадкой, получая обратную передачу.

«Нападение пятёрками» Играют три команды по 5 человек. Первая и третья пятёрки строят зонные защиты каждая под своим щитом, а вторая пятёрка, находясь в центре площадки, атакует то или другое кольцо. После забитого или перехваченного мяча нападает на противоположное кольцо уже первая пятёрка, а вторая строит зону на месте первой. И т. д.

В а р и а н т. После забитого или потерянного мяча вторая пятёрка может вновь завладеть мячом на своей половине площадки, отобрав его у соперника. В таком случае она опять нападает на кольцо первой пятёрки.

В. Г. Мережковский,

Вологодский педагогический институт

«Физическая культура в школе», 1985, № 2

Только совместные действия игроков в баскетболе приводят к достижению поставленных целей.

Чтобы добиться слаженности всего игрового процесса, требуется не только хорошая физическая активность, но и напряжение мыслительной деятельности.

Это заключается в анализе ситуации, принятии быстрых решений и предвидении возможных действий соперника. В игре совершенствуются все эти навыки совместно выполнением определённых упражнений, улучшающих физическую форму.

Важность подвижных игр с элементами баскетбола

Освоение подвижных игр в рамках овладения техникой владения мячом является очень важным видом занятий, так как его цели заключаются в следующем:

  • улучшение физической активности детей;
  • развитие интереса к спортивным занятиям;
  • развитие ответственности за команду;
  • способствование быстрому принятию решений;
  • предвидение действий соперников;
  • улучшение навыка анализа ситуации на игровом поле;
  • согласование собственных действий с действиями других детей;
  • улучшение умения координировать свои действия и т. д.

Таким образом, простые и лёгкие в выполнении интересные подвижные игры, позволяют не только овладеть техникой владения мячом, но и многими другими важными навыками.

Правила и схемы игр, подводящих к баскетболу

Чтобы дети освоили навыки подвижных игр в рамках обучения техники владения мяча на уроках баскетбола, важно выполнять определённые схемы игр , развивающие в них те или иные способности.

33

Задача — создание навыков забрасывания мяча с различных расстояний . У ребёнка вырабатывается спортивный интерес и правильная оценка собственных возможностей.

Это происходит, когда нужно выбирать место, из которого он будет бросать мячик зарабатывать очки.

Есть несколько линий броска мячика в корзину: трехочковая, шестиочковая и девятиочковая. Первый игрок выбирает одну из них, и пытается улучшить собственный счёт. Если он попал, начисляется то количество очков, что соответствует линии.

После этого игрок должен стать на следующий этап и повторить бросок . Если ребёнок не забрасывает мяч в корзину, но попадёт в щит, его соперник должен поймать снаряд. С места, где ему удалось это сделать, он должен попытаться заработать очко. За это ему начисляется 3 балла , после чего он может выбирать любую из линий. Если не происходит даже попадания в щит, то следующий игрок бросает мячик с любой линии. Выигрывает тот, кто набирает 33 очка.

Внимание! Последние три очка нужно заработать с трехочковой линии . Для этого необходимо кидать и ловить мяч с одного и того же места, не двигаясь, три раза подряд. Если не удаётся это сделать, ход переходит к сопернику.

10 передач

Задача — обучение детей ловить и передавать мяч из рук в руки. Таким образом, развивается умение согласовывать действия со своими товарищами.

Схема игры «10 передач» требует, чтобы дети становились в парах на расстоянии 2 метров. Даётся по одному мячу. После сигнала начинают броски, заданным способом. При этом важно не уронить снаряд на пол. Победителем становится та пара, которой удалось сделать 10 передач без падения мячик.

Эстафета с передачей баскетбольного мяча

Задача — научить ребёнка вести мяч, передавать и ловить его.

Такие упражнения воспитывают у игроков чувство ответственности перед собственной командой, так как её выигрыш напрямую зависит от его действий.

Детям первоначально стоит разделиться на несколько групп, в каждой из которых должно быть около 5—6 участников. Они встают так, чтобы образовать крест, вокруг которого следует обвести круг. Учитель указывает детям направление движения. После сигнала один из игроков начинает вести мячик вокруг всех остальных пока не доберётся до своего места, где делает передачу. Победителем становится команда, которой удалось первой закончить ведение мяча.

Эстафета с передачей мяча и броском в кольцо

Задача — научить детей быстро и правильно вести мяч на длинные дистанции.

Дети делятся на две команды , став на боковых линиях площадки в правых углах. У первых игроков каждой из сторон должен быть мяч. По сигналу они начинают вести его до щита и делают бросок. После этого ловят снаряд, ведут его до половины зала и передают вторым номерам в собственных командах, становясь в конец колонны. Выиграет та группа людей, которая быстрее и более удачно справиться с поставленной задачей.

Фото 1. Эстафета в школе с баскетбольным мячом. Ученики разделены на две команды, они ведут спортивный снаряд и забрасывают его в корзину.

Вам также будет интересно:

40 попаданий

Задача — воспитание у детей чувства командной ответственности , так как любое их действие отражается на результате.

Все дети делятся на четыре команды — по две на один щит. У каждой из групп первые игроки имеют по одному мячику. По сигналу они закидывают мяч в корзину, меняясь друг с другом. Им необходимо попасть 40 раз — по 10 раз с каждой точки . Когда набираются первые 10 удачных бросков , объявляется победитель прошедшей серии. Затем команды меняются местами и продолжают игру.

Важно! Важное условие игры — поймать мячик после броска. Совершенно неважно — попал он в корзину или нет. Игрок должен не допустить его соприкосновения с полом.

Штрафные броски

Задача — научить детей бросать мяч с конкретных позиций , выработав навыки, способствующие лучшим командным действиям в настоящем баскетболе.

Фото 2. Игра на основе баскетбола «штрафные броски». Ученики с белой линии поочередно кидают мяч в корзину.

Дети делятся на две команды . После этого в свободном порядке они строятся в колонну возле линии штрафных бросков. Каждая команда бросает мяч до 3 промахов. После этого право передаётся соперникам. Выигрывает та группа детей, которая реализовала больше бросков.

Мяч водящему

Задача — обучить детей передавать мяч при помощи двух рук от груди , чтобы товарищ его поймал. Это развивает умение координировать действия между людьми.

Первоначально дети делятся на несколько групп, образуя круги. В центре находится человек, который ведёт мяч . По сигналу он бросает снаряд своим товарищам, стараясь его не упустить и поймать обратно. Если мячик обойдёт все игроков созданного круга, центральный из них поднимает его вверх.

Справка. Победителем становится команда, который удалось быстрее справиться с поставленной задачей, не сделав при этом ошибок (или сделав минимальное их количество) .

Гонка мячика с переменой места

Цель команды — выработать слаженные действия и научить детей быстро анализировать ситуацию вместе с координацией своих движений с движениями остальных.

12 детей встают в две линии на расстоянии десяти метров друг от друга. Их нужно рассчитать на 1 и 2 номера (которые будут в дальнейшем командами). Между игроками каждой шеренги должно быть около 3—4 шагов .

Фото 3. Схема расстановки игроков во время гонки баскетбольного мяча с переменой места. Четные и нечетные номера встают через одного.

Одинаковые номера должны находиться через одного. У правых игроков по мячу. После сигнала они бросают по диагонали снаряд тем, кто напротив, при этом делая пробежку на их место. Те, кто получил мячик, должен сделать то же самое. Когда мяч окажется у крайних игроков, они должны обежать противоположную сторону к тому месту, где стояли начинающие. Выиграет та группа детей, которая окончила игру быстрее.

Рывок за мячиком

Задача — отрабатывать передачи мяча.

Дети делятся на две группы и рассчитываются по номерам. Между ними становится учитель с мячом в собственных руках. Педагог подбрасывает его и указывает определённый номер. Игроки из каждой команды с данным номером должны моментально отреагировать на команду и поймать мячик. Выигрывает тот, кому это удалось сделать.

Скажи, какой цвет

Задача — обучить ребёнка вести мяч разными руками одинаково хорошо. В таком случае удаётся добиться значительного обзора игровой площадки.

Все дети в свободном порядке ведут мячи по площадке. У учителя несколько флажков различной цветовой гаммы.

Педагог встаёт возле выбранного ребёнка и показывает тот или иной предмет. Игроку нужно в этом время указать оттенок, ведя мячик на месте без движений нижними конечностями. Дополнительно учитель может показывать сразу несколько флажков, чтобы ребёнок обозначил их количество.

Борьба за мяч

Задача — научить детей использовать приёмы, разученные ранее . Таким образом, развивается умение сочетать собственные действия с действиями игроков своей команды.

В первую очередь, дети делятся на две команды и выбирают капитана. В центре игровой площадки учитель подбрасывает мяч, чтобы капитаны сумели его отбить в свою сторону. После этого игроки команды начинают бросать его друг другу. Представители другой группы в это время должны пытаться забрать мяч, чтобы полностью овладеть им. Каждое новое очко в итоге получает та из команд, которой удалось последовательно осуществить 5 передач. Выигрывают дети, которые получили лучший результат.

Нападение пятёрками

Задача — научить координировать действия детей по нападению и защите.

Три команды по 5 человек стоят на площадке. Цель двух из них — построить зонную защиту под щитами. Мяч должен быть у первой пятёрки . Она нападает на вторую, чтобы забросить мяч в корзину.

Если вторая пятёрка всё-таки отобрала мяч, она нападает на третью с целью забросить его в корзину. В это же время первая пятёрка строит зонную защиту. Выигрывают те, кто больше всего заработал очков.

Мяч своему

Задача — научить детей передавать мяч от груди при помощи обеих рук, а также поймать его, когда он возвращается. Это позволяет развить навык согласованности собственных действий с действиями своих товарищей по команде.

Дети делятся на 5 небольших групп и встают в круг. Каждый из них диаметром 4—5 метров. В центре круга — водящий. Ему необходимо поочерёдно по сигналу кидать мяч другим детям, стараясь не уронить его на пол. При этом крайне важно получить его обратно, крепко поймав двумя руками. Игра продолжается до того момента, пока мяч не обойдёт всех без исключения игроков команд.

Важно! Выиграет та группа, которая выполнила все условия с наименьшим количеством ошибок.

Вам также будет интересно:

Мяч капитану

Задача — научить детей применять в процессе игры несколько разнообразных движений с мячом.

Игра «Охотники и утки»

Цель: развитие точности движений, ловкости и быстроты реакции.

Количество игроков – 10-20.

Инвентарь: небольшие мячи.

Инструкция. Играющие делятся на две команды – «охотников» и «уток». «Охотники» становятся по кругу за чертой, а «утки» произвольно располагаются внутри круга. По сигналу «охотники» стараются запятнать «уток» мячом. Они, бегая и прыгая внутри круга, увертываются от мяча. «Подстреленная утка» выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не будут «убиты» все «утки». Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда «охотников», которая быстрее запятнала всех «уток».

Методические указания. Игра большой интенсивности. Необходимо следить за тем, чтобы играющие не перевозбудились.

Игра «Выручалка»

Цель: развитие точности движений, ловкости и быстроты реакции, взаимовыручки.

Количество игроков – 10-20.

Инвентарь: небольшие мячи.

Инструкция. Играют две команды. Условия и порядок игры тс же, что и в предыдущей игре. За кругом располагаются водящие, внутри круга – игроки поля. Отличие игры в том, что игроки на поле могут выручать тех, кого уже запятнали: игрок моля, поймавший мяч, запятнанным не считается и имеет право ввести на поле игрока, ранее вышедшего из игры.

Методические указания. Педагогу (инструктору, вожатому) следует быть особо внимательным, так как эта игра отличается большой интенсивностью.

Игра «Живая корзина»

Цель: развитие точности и улучшение координации движений.

Количество игроков – 5-6.

Инвентарь: баскетбольные мячи, табуретка.

Инструкция. Если нет баскетбольных щитов, то игра может проходить по упрощенным правилам. Площадка размечается условно, вместо щита и баскетбольной корзины на возвышении (табуретке) стоит игрок. Его задача заключается в том, чтобы, не сходя с места, поймать брошенный ему мяч. Игра ведется по упрощенным правилам баскетбола (без аутов). Продолжительность игры – два тайма по 5 минут.

IV. Подвижные игры, эстафеты и игровые задания с элементами волейбола

Игра «Мяч в воздухе»

Цель: развитие внимания, координации и точности движений.

Количество игроков – 6-15.

Инвентарь: 2-3 мяча.

Инструкция. Игроки делятся на 2-3 команды и становятся каждая в свой круг. По сигналу начинается передача мяча (заранее обусловленным способом) в любом направлении. Игрок, допустивший ошибку, покидает круг. Игра продолжается до тех пор, пока в круге не останется один человек, который считается победителем в своей команде. Затем победители каждой команды играют между собой, выявляя чемпиона.

Вариант: игроки не выбывают, а за ошибки командам, которые они представляют, начисляют штрафные очки. Выигрывает команда, у которой сумма штрафных очков меньше.

Методические указания. Игра большой интенсивности, педагогу (инструктору) следует быть особо внимательным.

Игра «Мяч капитану»

Цель: развитие координации, точности движений, внимания. Количество игроков – 8-16.

Инвентарь: волейбольные мячи.

Инструкция. Игроки делятся на команды и выстраиваются в колонны. Напротив каждой команды на расстоянии 4-5 метров стоит капитан, который поочередно посылает мяч игрокам своей команды. После обратной передачи игрок идет в конец колонны. Побеждает команда, игроки которой дольше продержат мяч в воздухе.

Вариант: игроки становятся в круг, а капитан – в центр круга. Все передачи идут через капитана. Выигрывает команда, которая сделает меньше ошибок в течение трех минут.

Методические указания. Эту игру можно повторять несколько раз.

Игра «Попади в квадрат»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания, точности движений, комбинаторики.

Количество игроков – 8-16.

Инвентарь: волейбольные мячи.

Инструкция. Игроки каждой команды выстраиваются на лицевых линиях волейбольной площадки, которая с обеих сторон разделена на квадраты. В каждом квадрате – цифра, обозначающая количество очков, начисляемое за попадание в этот квадрат. Первый игрок называет цифру и делает верхнюю (нижнюю) прямую подачу. Если мяч приземлился точно в указанном квадрате, игроку начисляется соответствующее количество очков; если мяч попал в другой квадрат, из названного игроком числа вычитается два очка. Если при подаче игрок сделал ошибку (мяч задел сетку, ушел за пределы площадки, игрок переступил линию подачи и т.п.), то очки не начисляются.

Методические указания. Итоги подводятся после того, как все игроки побывали в роли подающего. Сумма очков определяет победителя.

Игра «Не урони шарик»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания, точности, комбинаторики движений.

Количество игроков – 8-16.

Инвентарь: надувные шарики по числу игроков.

Инструкция. Играющие с надувными шариками в руках двумя командами размещаются на площадке. По сигналу ведущего игроки начинают передачу над собой, перемещаясь по своей площадке. При этом они могут передавать шарик партнерам по команде. Задача обеих команд – не допустить, чтобы шарик коснулся пола и вышел за пределы площадки. Игра продолжается 3-5 минут. Побеждает команда, сделавшая меньше ошибок.

Методические указания. Эту игру следует проводить на волейбольной площадке.