Что такое танковый биатлон. Зачем китайцам танковый биатлон Где проводят танковый биатлон




Т-72Б - основной боевой танк советского, затем российского производства, модернизация советского танка Т-72. Различные варианты состоят на вооружении России, Армении, Азербайджана, Белоруссии, Венесуэлы, Вьетнама, Грузии и ряда других стран. Разработан в СССР в первой половине 1980-х гг, серийно производился в 1985-1992 гг. на "Уралвагонзаводе" в Нижнем Тагиле. Экипаж - 3 человека, боевая масса - 44,5 т, двигатель - дизель мощностью 840 лошадиных сил, максимальная скорость - 50 км/ч (по шоссе) и 45 км/ч (по пересеченной местности). Вооружение - гладкоствольная пушка калибра 125 мм, пулеметы калибра 7,62 и 12,7 мм. Преодоление препятствий: подъем - 30 градусов, стенка - до 0,85 м, ров - до 2,8 м, брод - 1,2 м (5 м с оборудованием для преодоления водных преград).

Т-72Б3М (встречается также название Т-72Б4) - глубокая модернизация советского танка Т-72, впервые представленная на "Танковом биатлоне - 2014". Выпускается опытными партиями на предприятии компании "Уралвагонзавод". В ходе модернизации до уровня Т-72Б3М танк получил новый двигатель с автоматом переключения передач, современную цифровую систему связи, панорамный тепловизор командира, камеру заднего обзора, речевой информатор критических режимов работы узлов и ряд других усовершенствований. Экипаж - 3 человека, боевая масса - 44,5 т, двигатель - дизель мощностью 1 тыс. 130 лошадиных сил, максимальная скорость - 75 км/ч (по шоссе) и 60 км/ч (по пересеченной местности). Вооружение - гладкоствольная пушка калибра 125 мм и зенитный пулемет калибра 12,7 мм. Характеристики преодоления препятствий аналогичны Т-72Б.

ZTZ 96А (встречается также название "Тип 96А") - основной боевой танк Народно-освободительной армии Китая (НОАК), также состоит на вооружении Судана. Разработан в Китае в начале 1990-х гг. на базе танка 88С, принят на вооружение НОАК в 1997 г., серийно строится на заводе госкорпорации NORINCO ("НОРИНКО") в Баотоу (провинция Внутренняя Монголия, КНР). Экипаж - 3 человека, боевая масса - 42,5 т, двигатель - дизель мощностью 1 тыс. лошадиных сил, максимальная скорость - 65 км/ч (по шоссе) и 40 км/ч (по пересеченной местности). Вооружение - гладкоствольная пушка калибра 125 мм, пулеметы калибра 7,62 и 12,7 мм. Преодоление препятствий: подъем - до 30 градусов, стенка - до 0,85 м, ров - до 2,7 м, брод - 1,4 м (5 м с оборудованием для преодоления водных преград).

В эстафете напряженная борьба развернулась между командами Азербайджана, Беларуси, Ирана, Казахстана, Китая, России. Фаворитами были Россия и КНР.

После подведения всех итогов полуфинальных заездов стало ясно, что битву за лидерство в танковом мастерстве продолжат воины Беларуси, Казахстана, Китая и России.

Итоги III этапа конкурса «Танковый биатлон» (Финал)

Финальные заезды танковых экипажей Беларуси, Казахстана, Китая и России прошли с не меньшим эмоциональным накалом, чем финальные матчи на чемпионате мира по футболу. Все команды, включая не вошедших в финальную часть состязаний, искренне болели не за конкретные страны, а за мастерство каждого танкового экипажа, профессионализм слаженности действий каждого из его членов. Попадание в цель, успех вызывали бурю эмоций зрителей, а каждая ошибка - общее сожаление.

Российские танкисты бесспорно лидировали на всех участках борьбы: в мастерстве механиков-водителей не было им равных, на высшем уровне экипажи проявили себя и в стрельбе.

В итоге на первом месте оказалась команда России, на втором - КНР, на третьем - Беларуси, четвертое с небольшим отставанием у Казахстана.

Команда победителей выступала в составе:

командир танка - старший сержант Самбуев Саян Валерьевич;
наводчик-оператор - сержант Реймер Владислав Александрович;
механик водитель - сержант Криводонов Михаил Викторович

командир танка - сержант Шерстнев Виктор Владимирович;
наводчик-оператор - сержант Быстрыгин Андрей Константинович;
механик водитель – старший сержант Назаренков Алексей Евгеньевич

командир танка - старший лейтенант Черноштан Дмитрий Вадимович;
наводчик-оператор - ефрейтор Перевалов Андрей Владимирович;
механик водитель - младший сержант Терентьев Алексей.

11 августа на подведении итогов Армейских международных игр «АрМИ-2018» все участники танкового биатлона получили памятные подарки, а лучшие танкисты были награждены медалями. Лучшие из лучших, занявшие призовые места, получили автомобили "Лада", «УАЗ-ПАТРИОТ" и мотоциклы "Минск".

При проведении состязаний по танковому биатлону не обошлось без проблем, связанных с грубейшим нарушением техники безопасности. Так, в первый день состязаний экипаж из Уганды при поиске цели развернул башню с загруженным боекомплектом в сторону трибун, за что был немедленно дисквалифицирован и снят с дальнейшего участия в соревнованиях. В завершающий день индивидуальной гонки, механик-водитель команды Лаоса при загрузке экипажем боеприпасов в танк беспечно положил заряд на борт, а сам полез на башню помогать другим членам экипажа загрузить снаряд, тем самым создал прецедент возможности скатывании заряда с борта танка на землю и его взрыва. В связи с тем, что результат экипажа Лаоса принципиально не влиял на расстановку мест команд в соревнованиях, нарушение было допущено на последнем этапе состязаний, дисквалифицировать его не стали, а предоставили возможность завершить свой заезд.

Вместе с тем, событий, оставивших у участников состязаний отрицательные эмоции, было немного. По мнению представителей команд стран-участниц атмосфера в ходе состязаний была очень теплая. Эмоции, причем в основном очень положительные, буквально переполняли атмосферу. Все без исключения при общении стремились завести побольше знакомств и друзей в армиях других стран. При разговоре военные разных стран порой употребляли русские слова и выражения, прекрасно при этом понимая друг друга, хотя в целом общались при помощи переводчиков. Именно танковый биатлон способствовал постоянному разноязычному общению участников друг с другом, сблизил военнослужащих самых отдаленных друг от друга стран Азии, Африки, Америки и Европы: Венесуэлы, Зимбабве, Монголии, Мьянмы, ЮАР и других. Не стоит сомневаться - вне зависимости от того, какое место заняли команды в проведенных состязаниях, обиженных не было, а пережитое на танковом биатлоне уже никогда ими не забудется.

На первый взгляд, танковый биатлон кажется крайне необычным, может быть, даже искусственным видом спорта, придуманным исключительно на потеху публике. Однако если чуть вдуматься, то всё выглядит очень просто и логично. Для чего нужен танк? Для того чтобы на высокой скорости преодолевать препятствия и поражать мишени. Именно поэтому танковым биатлоном и занимаются. И не стоит обращать внимание на военный характер вида спорта. Классический биатлон также вырос из соревнований пограничников и гонок военных патрулей. Быть может, и состязания танкистов в недалёком будущем обретут столь же высокую популярность.

Танковый биатлон – это состязания танковых экипажей в искусстве управления танком и стрельбе из установленного на нём оружия. Казалось бы, такое могли придумать только в России, но нет, идея, оказывается, не наша. Аналогичные соревнования на призы канадской армии проводились с 1963 по 1991 год между военными из стран НАТО. В России же идея возродить танковый биатлон появилась буквально пару лет назад. Считается, что предложение выдвинул лично министр обороны Сергей Шойгу , желавший повысить престиж российской армии. Ряд внутренних соревнований имел успех, и уже в августе 2013 года на полигоне в подмосковном Алабино прошла схватка танкистов из четырёх разных стран: России, Казахстана, Белоруссии и Армении. Победу тогда в упорной борьбе праздновали россияне.

В 2014 году про танковый биатлон не забыли. Наоборот, география начала расширяться, что привело к организации полноценного чемпионата мира по данному виду спорта. С 4 по 16 августа представители 12 государств на полигоне в Подмосковье будут сражаться за титулы лучших танкистов планеты. Любопытно, что в состязаниях будут принимать участие не только представители дружественных нам стран из СНГ, но и, например, Китай, Индия, Венесуэла или Ангола. Планировалось, что приедут и представители отдельных стран, входящих в НАТО, однако изменившаяся политическая обстановка не позволила им это сделать. Все участники будут сражаться за победу на российских танках Т-72Б, и лишь китайцы привезли свою технику: Type-96А, что вносит дополнительную интригу в борьбу за первое место.

Как и в классическом биатлоне, в танковом предусмотрены соревнования в различных дисциплинах. Первой из них станет индивидуальная гонка, в рамках которой, выражаясь языком биатлона, спортсменам предстоит преодолеть три круга по семь километров и три огневых рубежа. В спринте предусмотрены лишь два круга по три километра и одна остановка для стрельбы. Гонка преследования – это три круга по четыре километра и снова три огневых рубежа. Наконец, есть и любопытный спортивный этап. Члены экипажа танка должны не только ловко управляться с боевой машиной, но и быть хорошо физически подготовленными, поскольку им придётся соревноваться друг с другом в беге, силовых упражнениях и прохождению полосы препятствий на скорость. Очки, заработанные командами на всех описанных этапах, суммируются, и представители четырёх лучших стран примут участие в финальной эстафете. Каждая страна выставляет по одному танку и три экипажа, которые сменяют друг друга по ходу гонки. Обладатели лучшего результата по итогам эстафеты и становятся чемпионами мира по танковому биатлону.

Организаторы делают всё возможное, чтобы приблизить соревновательные условия к боевым. Причём выражается это не только в подрывах муляжей снарядов по ходу движения танков, но и в сложных рукотворных препятствиях, которые преодолевают танкисты. Во-первых, границы трассы отмечены флажками, и их нарушение влечёт за собой получение дополнительных секунд штрафа.

Во-вторых, спортсменам предстоит неоднократно преодолевать броды, косогоры, противотанковые рвы, минные поля и эскарпы. Перед механиком-водителем ставится задача не только мчать на танке вперёд на максимальной скорости, но ещё и технично проходить препятствия, не подвергая опасности себя и других членов экипажа. А это не так просто, как может показаться на первый взгляд.

На огневых рубежах всё так же очень любопытно. Не столь динамично, как в классическом биатлоне, зато куда более зрелищно. Прежде чем начать вести огонь, экипаж танка в полном составе должен выскочить из боевой машины и начать погрузку боеприпасов. Только после этого можно начинать стрельбу. Существует три типа целей: «Танк», «Вертолёт» и «РПГ», естественно, представляющие собой лишь муляжи данных объектов. Огонь можно вести из зенитного пулемёта, спаренного пулемёта, а также из основного орудия на ходу или стоя. Каждый вид стрельбы строго оговорен в зависимости от типа мишени и дисциплины. За промахи, как и положено, начисляются либо штрафные секунды, либо круги по 500 метров. В этом аспекте танковый биатлон ничем от классического не отличается.

Конечно, состязания танкистов пока очень молоды и лишь набирают свою популярность. Но уже сейчас в зрелищности им отказать сложно. Мощь и скорость – вот два фактора, которые будут привлекать зрителей к экранам, тем более что и качество картинки находится на высоком уровне. Болельщики могут увидеть как съёмки с беспилотников, так и планы с камер, установленных внутри танков. Информация на экране всегда позволяет понять, кто лидирует на дистанции, а кто поражает все мишени на рубеже, а разноцветные танки не дадут запутаться в национальности их экипажей. Кроме того, военная тематика нынче становится модной, а российские танкисты на чемпионате мира входят в число фаворитов. Так что приобщайтесь к танковому биатлону – не пожалеете!

Танковый биатлон 2018 – главное событие предстоящих Армейских игр! На подмосковном полигоне «Алабино» встретятся танковые экипажи из нескольких стран. Им предстоит продемонстрировать чудеса вождения, меткой стрельбы и преодоления коварных препятствий. Главные претенденты на победу – военнослужащие Белоруссии, России, Китая и Казахстана. Но пока лучшими остаются россияне, которые выиграли все последние издания турнира. Будем надеяться, что фортуна не отвернётся от русских танкистов и в 2018 году!

Где и когда пройдёт Танковый биатлон 2018

Военно-спортивное мероприятие состоится в июле – августе 2018 года. Соревнования экипажей боевых машин пройдут на территории полигона «Алабино». Более подробную информацию можно найти на официальном ресурсе www.tank-biathlon.com.

Полигон находится в Подмосковье, рядом с деревней Алабино. Состязания танкистов будут проходить на специально оборудованных участках со рвами, валами и огневыми рубежами. Зрители смогут воочию увидеть состязания. Организаторы предусмотрели для этого специальные смотровые площадки.

Также на территории «Алабино» функционирует военно-патриотический парк. В перерывах между выступлениями танкистов в нём можно посмотреть выставку военной техники и поучаствовать в патриотических мероприятиях.

Программа турнира

Смотреть Танковый биатлон в 2018 году будет огромное число зрителей. Подобный ажиотаж не удивителен. Где ещё можно вживую увидеть в деле настоящие боевые машины?!

Состязания экипажей пройдут в несколько этапов. Разберём их регламент.

Индивидуальная гонка

На старт выйдут команды, каждая из которых будет состоять из 3-ёх экипажей. Цель танкистов – максимально быстро пройти 3 круга, преодолев все искусственные препятствия, и поразить 3 специальные мишени.

Эстафета

В этом раунде будут участвовать 12 лучших коллективов, показавших наилучший результат на предыдущем этапе. Правила почти те же, что и в Индивидуальной гонке. Но в эстафете участвуют по 3 танковых экипажа от команды на одном танке с заменой экипажа, и проехать им надо 4, а не 3 круга.

Эстафета-финал

Четыре танковых коллектива, показавшие наилучшие результаты в предыдущем раунде, оспорят между собой медали первенства.

Участники Tank Biathlon 2018

Зрители станут очевидцами соперничества почти двух десятков команд. В 2017 году их было 19.

  1. Азербайджан;
  2. Ангола;
  3. Армения;
  4. Белоруссия;
  5. Венесуэла;
  6. Зимбабве;
  7. Индия;
  8. Иран;
  9. Казахстан;
  10. Киргизия;
  11. Китай;
  12. Кувейт;
  13. Лаос;
  14. Монголия;
  15. Никарагуа;
  16. Россия;
  17. Сербия;
  18. Таджикистан;
  19. Уганда.

В турнире соревновались военнослужащие даже из таких экзотических государств, как Уганда, Никарагуа и Зимбабве.

Пока доподлинный список стран-участниц нового выпуска чемпионата не известен. Но в турнире болельщики точно увидят россиян, сербов, китайцев, казахов и белорусов.

Результаты первенства

Из года в год за медали борются танкисты России, Китая, Казахстана и Белоруссии. Также неплохие результаты демонстрируют индусы и армяне. Но сильнейшей командой каждый год становится Россия. Наши ребята пока вне конкуренции!

Однако время не стоит на месте. Конкуренты набираются опыта. Поэтому неизвестно, что ждёт зрителей в финале Танкового биатлона 2018.

Послесловие

С каждым годом Tank Biathlon набирает всё большую популярность. В первый год проведения участие в нём приняли 12 стран. В следующем выпуске их стало уже 13. В 2016 и 2017 годах количество участников выросло до 17 и 19 соответственно. Вполне может быть, что зрители в грядущем выпуске турнира увидят ещё больше танковых экипажей!

Как следует из названия, позаимствованного у любимой многими лыжной дисциплины, танковый биатлон - это состязание между экипажами в искусстве вождения военной машиной, а также точности стрельбы из установленного на ней вооружения. По официальным данным Министерства обороны РФ, такое название, как и сам формат состязаний, предложил лично Сергей Шойгу. И если название, скорее всего, является заслугой министра обороны, то формат мероприятий зародился ещё в самом разгаре холодной войны.

Соревнования подобного рода между танкистами впервые прошли в 1963 году в Западной Германии за приз, учреждённой правительством Канады (в то время на территории ФРГ была развернута 4-я механизированная танковая бригада канадской армии). Главным трофеем в состязаниях была миниатюрная серебряная копия британского танка «Центурион», стоявшего на вооружении почти 20 стран мира. Главной целью состязаний, которые проводились вплоть до 1991 года, претерпевая множество изменений, было сплочение товарищества стран-участниц НАТО, а также стимулирование конкуренции в танковой промышленности и развитие оборонного производства. Постоянными участниками соревнований были экипажи Канады, США, Великобритании, Западной Германии, Нидерландов и Бельгии, а в ходе состязаний во всей красе можно было увидеть в действии американские танки M47 «Паттон II» и M1 «Абрамс» (последний до сих пор является основным боевым танком армии США), немецкие «Леопард 1» и «Леопард 2», а также британские «Центурион» и «Чифтен».

Помимо декларированной цели, мероприятие выполняло и другие задачи. Это были крупнейшие по своим масштабам танковые учения, которые также были направлены на демонстрирование военной мощи Запада в ходе ожесточённой гонки вооружений, перечеркнувшей все вторую половину XX века.

После того как 4-я механизированная бригада армии Канады покинула территорию объединённой Германии в 1991 году, проведение соревнований было приостановлено. Аналогичное ему сегодня проводится только между Канадой и США и не носит такой масштабный характер. По мнению многих западных экспертов, формат мероприятия предполагает существенные финансовые затраты на переброску техники и боеприпасы, поэтому в современном мире не реализуется.

В России решение выйти за рамки простых танковых учений было принято Министерством обороны в 2013 году. В условиях не совсем простого призыва, а также отмены обязательной воинской обязанности в соседней Украине основными задачами, которые ставило перед собой ведомство, были популяризация службы в российской армии и поднятие её авторитета в глазах молодёжи и международного сообщества, а также укрепление боевого содружества.

Впервые танковый биатлон прошёл уже летом 2013 года. Согласно правилам, первый этап соревнований проходит в военных округах (с 2010 года их в России четыре: Западный, Восточный, Южный и Центральный). После этого экипажи команд, показавшие лучшие результаты, приезжают в подмосковную деревню Алабино на территорию учебно-тренировочного комплекса 2-й гвардейской мотострелковой Таманской дивизии и соревнуются между собой. А лучшие из них участвуют в международном этапе. Танкисты, которые хотят выступить на международном чемпионате, должны сдать нормативы физподготовки, знать военную историю и тактико-технические характеристики своей машины. В прошлом году Россия приняла танкистов из Армении, Белоруссии и Казахстана (тогда наша сборная заняла первое место). А нынешним летом участниками соревнований стали экипажи из Анголы, Армении, Белоруссии, Венесуэлы, Индии, Казахстана, Киргизии, Китая, Кувейта, Монголии, Сербии и России. Всего приглашения были отправлено 41 государству, но в связи с напряжённой политической обстановкой многие из них отказались от участия, а более 20 государств прислали своих наблюдателей.

Серьёзные намерения российских военных, а также заявку на будущие соревнования подтверждает и факт регистрации Министерством обороны РФ Международной общественной организации «Федерация танкового биатлона». Так, по словам Сергея Шойгу, организация придаст импульс мировому развитию танкового биатлона и будет способствовать его популяризации.

Сама организация мероприятия в этом году выглядит следующим образом: прибывшие экипажи (по четыре от каждого государства, три основных и один запасной) отправляются для тренировок в находящийся по соседству подмосковный полигон Головеньки 4-й гвардейской танковой Кантемировской дивизии. Боевые машины команд окрашиваются в четыре типа камуфлированной расцветки с преобладанием жёлтого, красного, синего и зелёного цветов. На танках жёлтой расцветки будут выступать команды Анголы, Кувейта и Индии, на синих – Казахстана, Армении и Белоруссии, на красных - Монголии, России и Венесуэлы, на зелёных - Сербии, Китая и Киргизии. Со слов организаторов мероприятия, это необходимо для того, чтобы зрители могли различать участников.

Чемпионат стартовал 4 августа и включает в себя четыре этапа. Первый из них - индивидуальная гонка. В ней экипажи стран разбиваются на три заезда по четыре танка в каждом. Российская сборная выступила во втором заезде вместе с командами Китая, у которых в самый ответственный момент слетела гусеница, Кувейта и Армении. Протяжённость маршрута индивидуальной гонки составляет семь километров и включает в себя три круга. Среди препятствий, которые преодолели танкисты, были брод, косогор, эскарп (крутой внутренний откос рва), противотанковый ров и другие. На огневых рубежах выполнялись стрельбы из орудия по цели «Танк», зенитного пулемёта по цели «Вертолёт» и спаренного пулемёта по цели «РПГ». За промахи и неудачные манёвры (наезд на «мину», сбивание ограничительных столбов) экипажам начислялось штрафное время.

За промахи и неудачные манёвры - наезд на «мину», сбивание ограничительных столбов - экипажам начислялось штрафное время.


Второй этап - спринт. В нём участники пройдут два круга по три километра. За промахи и нарушения к дистанции будут прибавляться по 500 метров. Третий этап - гонка преследования - пройдёт 11–12 августа. Этот вид биатлонной гонки будет проведён по итогам спринта. И в финале 16 августа первые четыре команды, определившиеся по результатам трёх этапов, выявят победителя в ходе эстафеты, которая должна стать самой зрелищной частью турнира. Команды стартуют одновременно и пройдут три круга по четыре километра с двумя огневыми рубежами: стрельба из пулемёта с места и стрельба с ходу из основного орудия, пока этап не пройдут все три экипажа.

По результатам первого этапа соревнований лидировал российский экипаж, что сразу вызвало много споров среди экспертов. Так, по мнению некоторых блогеров, танк российской команды Т-72Б3 по сравнению с устаревшей модификацией Т-72Б, на которой выступают все остальные участники чемпионата (кроме Китая), ехал на порядок быстрее. Но в условиях соревнований прописано, что каждая команда должна выступать на тех танках, что стоят у неё на вооружении. Так, к примеру, Кувейт планировал привезти американские М84 или М1А2 «Абрамс», но всё же выступил на Т-72Б. Китайцы - единственные, кто привёз свой танк - Type 96A, однако он пока не показал себя должным образом: на одном из этапов у машины была повреждена гусеница, и экипажу оперативно пришлось его заменить.

Российский Т-72Б - модификация танка T-72, производимая с 1985 года. Сам T-72 выпускался с 1973-го и был основным и самым массовым танком в СССР. Главным вооружением T-72 является 125-миллиметровая гладкоствольная пушка Д-81ТМ. Также на танке установлен 7.62-мм пулемёт Калашникова, а в качестве зенитного пулемёта используется НСВТ-12,7 «Утёс» с прицельной дальностью от 1,5 до 2 километров. На Т-72Б также введён комплекс управляемого вооружения 9К120 «Свирь» (однако он ставится не на все танки данной модификации). А вот Т-72Б3 комплектуется новой системой управляемого огня, встроенной динамической защитой «Контакт-5», двигателем мощностью 1130 л. с., а также множеством других электронных гаджетов - цифровым баллистическим вычислителем, многоканальным прицелом «Сосна-У», датчиком ветра, новейшими средствами связи, усовершенствованным стабилизатором вооружения и комплексом защиты от оружия массового поражения.

В разрезе чемпионата, по словам некоторых представителей Министерства обороны, нынешние соревнования выполнят немаловажную задачу - покажут уровень подготовки танкистов разных стран. В случае с Китаем российские специалисты смогут оценить специфику и технику нашего восточного соседа. Также, по мнению силовиков, подобный формат мероприятия сможет найти новых покупателей наших танков на мировом рынке. Однако не все представители военной профессии положительно отзываются о мероприятии. Так, например, многие эксперты отмечают несоответствие дистанций огневых рубежей тем, что могут быть в реальном бою. А сами упражнения и манёвры морально устарели.

По мнению силовиков, подобный формат мероприятия сможет найти новых покупателей наших танков на мировом рынке.

У нас претензий к новой спортивной дисциплине нет. Мы в редакции, наоборот, считаем, что подобные инициативы надо продолжать и развивать и даже предлагаем Министерству обороны РФ ещё несколько идей для спортивных соревнований, которые послужат демонстрацией военной мощи нашей страны. Итак, список:

Родео на полевой кухне

Стрельба по тарелочкам из системы залпового огня «Град»

Бобслей на артиллерийских орудиях